Бывает так, что какое-то произведение становится более известным, чем автор, создавший его. Так произошло с повестью «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». О ней и ее экранизации, фильме Ю. Карасика с юной Г. Польских в главной роли слышали все. А вот автора, Рувима Фраермана, пожалуй, назовут немногие… Рувим Исаевич Фраерман принадлежал к плеяде первых пролетарских писателей. Он родился 22 (10) сентября 1891 года в Могилеве. Отцу, мелкому подрядчику, пришлось по долгу службы много путешествовать, и он часто брал с собой в поездки сына. Этим путешествиям писатель обязан своими первыми детскими впечатлениями. Однако кочевая жизнь послужила причиной того, что Рувим довольно поздно начал учебу — в Могилевском реальном училище он был гораздо старше своих одноклассников. И это обстоятельство не помешало раскрыться таланту мальчика. Учитель словесности Солодков заметил юное дарование и всячески поддерживал его творческие способности. Первые стихи Рувима Фраермана были опубликованы в училищном журнале «Труд ученика». После училища юноша поступил в Харьковский технологический институт, откуда после третьего курса был направлен на практику на Дальний Восток. Это был суровый 18-й год, бушевала Гражданская война, и деятельный молодой человек, конечно, не мог остаться в стороне от этих событий. Он примкнул к революционному движению, а во время японской оккупации поддерживал связи с подпольщиками. Эти события впоследствии легли в основу повестей «Огневка», «На Амуре», «Васька-Гиляк», «Золотой Василек», «Буран», «Сквозь белый ветер», рассказа «На мысу». Здесь, на Дальнем Востоке, он становится редактором газеты местного военно-революционного штаба «Красный клич». Революционное дело стало делом его жизни, и вот Фраерман в качестве комиссара партизанского отряда отправляется в глухую тайгу - устанавливать советскую власть среди тунгусов. В задачи отряда входило также предотвращение высадки интервентов. Имя героя-революционера быстро стало известно всему краю, его слава коснулась ушей и Александра Булыги, которого мы знаем как Александра Фадеева. Правда, познакомиться, а впоследствии и подружиться им удалось лишь позднее, в Москве. Незадолго до смерти Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» (1971). Кстати, именно там писатель встретил прототип главного героя повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Вернувшись из похода, Рувим Фраерман возвращается к литературе: в качестве заместителя редактора работает в газете «Ленский коммунар», сотрудничает в центральной сибирской газете «Советская Сибирь». Затем последовал переезд в Москву, знакомство с Фадеевым, Паустовским, Гайдаром, Гроссманом, Симоновым, Платоновым, командировка в Закавказье, снова Москва. Фраерман сочетает журналистскую работу с писательским трудом. Помимо многочисленных поездок по стране ему удается совершить путешествие и за границу, в Италию. Итогом этой командировки стал очерк «С советским паспортом за границей»(1926), а путешествия по стране легли в основу книг «22 на 36» (1926) и «Вторая весна» (1932). Вообще, отличительная черта Фраермана-беллетриста — умение удивительно точно схватывать какие-то моменты действительности и мастерски воплощать, интерпретировать их в художественной форме. В 1934 году он в составе писательской бригады (вместе с Фадеевым, Павленко, венгерским писателем А. Гидашем) выехал в Хабаровск. По следам поездки были написаны рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерть Юн Фа-фу», «На реке» (оба — 1937), очерк «Два снайпера» (1937), детская приключенческая повесть «Шпион» (1937). С самого начала Великой Отечественной Рувим Фраерман — на передовой. В ополчении он сотрудничает в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг», «Подвиг в майскую ночь» он рассказывает о самоотверженной борьбе против фашизма, описывает героические подвиги солдат и офицеров. После войны писатель пишет еще ряд повестей для подростков — «Дальнее плавание», «Испытание души» и др., в которых обращается к молодому поколению, ставит перед ним морально-этические вопросы. Свои книги он адресует и малышам: в 1953 году выходит сборник переработанных им китайских народных сказок «Желанный цветок». Фраерману принадлежит заслуга исследования творчества А. Гайдара, его героически погибшего друга и соратника. Он посвящает этой теме сборник статей «Жизнь и творчество Гайдара» (1951) и книгу-очерк «Любимый писатель детей» (1964). Рувиму Фраерману удалось в своих произведениях нарисовать историю страны на примере жизни обычных людей, без которых эта история немыслима. Смерть Рувима Фраермана положила конец этой своеобразной летописи. Писатель скончался 27 марта 1972. Источник: Сайт «Центр развития межличностных коммуникаций» http://www.ruscenter.ru/ |