Рецензии и впечатления | Жанр, в котором работает бывший петербургский журналист Борис Бем, ныне живущий в Кёльне (Германия), так и хочется отнести к художественно-документальной публицистике. Он профессионален во многих жанрах: пишет увлекательные фельетоны и очерки, готовит интервью и репортажи, да и «балуется» афоризмами. В художественной литературе пробует себя в качестве автора короткой прозы: рассказа и новеллы. В отличие от писателей-фантастов, которые фонтанируют своими смелыми идеями, паря среди облаков небесными соколами, Борис Бем в своих повествованиях более приземлён. Его можно сравнить с северным оленем, который добывает себе корм в бескрайней тундре, долбя копытом покрытую настом почву. И, действительно, всё, о чём он пишет, можно отнести к свидетельству о реальной жизни. Литератора волнуют именно те события, которые он пережил лично, или такие, которые мог пережить человек, пытаясь разобраться в этом сложном и безумном мире. Статьи, очерки и расказы Бориса Бема наполнены профессионализмом, житейской мудростью и правдой жизни. Он умеет «выжимать» из материала максимум возможного и увлекательно повествовать, беря читателя в прекрасный плен. Все его книги, а их в библиографии автора уже девять, наполнены оптимизмом и верой в завтрашний день. Автор верен только фактам и строит свои сюжеты исключительно на жизненном материале. Вот почему его героям верит читатель и сострадает им. Очередная книга Бориса Бема представляет собой «сборную солянку», где соединились вместе и художественная документалистика как отдельный жанр литературы, и публицистика, и авторская биографическая проза. Книга под романтичным названием «Перстень с чёрным камнем» состоит из трех частей. В первую часть вошли одиннадцать отдельных житейских историй – маленьких осколочков человеческой памяти, освещающих разные вехи из жизни автора, соединенные между собой незримой нитью. Каждая такая история – это чистое и сердечное откровение. Борис Бем не прячет свою жизнь за ширмой. Наоборот, распахивает свою душу до оголенных нервов, выставляя себя напоказ – порой в далеко не выгодном для себя свете. Любопытно и трогательно одновременно, что многие сюжеты этих повествований почерпнуты им из нелегкого дворового детства. Так, «Оранжевое горлышко» – тёплая ностальгия по былому братству народов разрушенной великой страны, что подчеркнул и забытый, но уцелевший «Чёрный дипломат». «Честное пионерское» поднимает совсем не детские нравственные проблемы в пионерлагере. «Дым отрочества», в отличие от «дыма отечества», не только несладок и неприятен, но и вреден. Хорошо, что автор нашёл в себе силы расстаться с курением. Но лучше бы это случилось гораздо раньше. «Ножички» – приговор не только слабости духа отдельных людей (таких всегда много), но и плохой организации жизни в стране, которая не направила их на нечто полезное. То же относится и к рассказу «Невезучий Женька по прозвищу "КОБА"», который вызывает сочувствие и сожаление. Редкая и жестокая судьба. «Сквер на Петроградской...» чудесен душевной теплотой. Нельзя читать без волнения. Невольно сочувствуешь автору, который в детстве потерял маму. Как жаль, что первая – и незабываемая – учительница немного не дожила до его запоздалого звонка и встречи! Как часто мы в суете не находим времени, чтобы выразить тепло ближнему! «Спешите делать добро!» «Свистулька» – вроде бы и мелочь, но способна и спасти жизнь. Поневоле задумываешься о том, как много в жизни зависит от мелочей. «Семь часов в Москве» – небезынтересный психологический этюд: неисправимый вор, в котором есть и что-то доброе, не ушёл с доверенными ему вещами студента и даже направил ему посылку. «Перстень с чёрным камнем» хотел после всех перипетий (с попутным приговором игромании и другим порокам) вернуться к автору, но его кошелёк оказался к этому не готов. «Тайна графини Алябьевой» покоряет уникальной и удивительно романтической историей выхода замуж за негра-коммерсанта, который ради неё принял православие. Мне особенно близок именно Париж, по которому веду экскурсии. А в моём поэтическом сборнике «Париж» есть и посвящения многому из названного. Впрочем, есть свой Париж и у каждого, кто полюбил этот неповторимый город, на который накатывались волны и русской эмиграции. Да, хотелось бы жить без потрясений... Но возможно ли такое в предстоящую эпоху крайнего обострения демографических проблем? Вторая часть книги содержит написанные в последнее время избранные статьи, очерки и интервью автора. Некоторые из них увидели свет в русскоязычных СМИ Европы. Другие выставлены для обозрения на Интернет-ресурсах ряда литературных порталов. И здесь Борис Бем показал свои наилучшие профессиональные качества яркого публициста. Чувствуется крепкая журналистская рука, отточенное и выверенное перо мастера. Литератор Борис Бем не прерывает духовной связи с городом, где прошла его доэмигрантская жизнь, – с величественным Петербургом. Очень часто бывает там, встречается с бывшими блокадниками, ветеранами войны, да и просто интересными людьми, черпая сюжеты для своих будущих книг… Статья «О чести, совести и памяти людской...» – не только взгляд на творчество мэтра отечественной литературы петербуржца Даниила Гранина, но и собственные размышления о главном в жизни. «Девять кругов ада» – о чудесном преображении бывшего немецкого военнопленного – автора увлекательной книги в оригинале на русском языке. «Чем измеряется смех?» – Шульцами! Таково предложение с доброй улыбкой при взыскательности Райнгольду Шульцу, автору книги «Смеходром». «Приглашение на казнь...» (совместно с Борисом Канделем) – о праведниках мира и апостолах человечности. Подкупает душевной теплотой очерк «Параллели и перпендикуляры» о замечательном поэте Иосифе Бродском. «Бриллиант в пыли, или чудесный сплав» – творчество Григория Демидовцева. «Интервью с Ниной Роженко», интересным и самобытным автором, – о жизни в литературе. «Мёртвые как живые» – мысли о кладбищах и вечности. «Во поле берёзонька стояла...» – о собственном генеалогическом древе. Свою первую книжку под названием «Германия глазами петербуржца» Борис Бем опубликовал в 2001 году. В ней, наряду с дневником эмигранта, представил на читательский суд и цикл своих первых эмигрантских рассказов. Некоторые из этих коротких повествований и вошли в третью, заключительную часть новой книги писателя. «Встретимся на Фонтанке» – о мальчишеской дружбе. «Розовый сон со счастливым концом» профессора-слависта – о «спасении» «солнца русской поэзии». «Ночной пассажир» – воспоминания бывшего солдата вермахта о войне и плене. «Звонок незнакомки», разыгравшей доктора наук, реанимировал его душу для новой любви. «Первая встреча, последняя встреча» – о дальней автобусной поездке, судьбах, поступках и характерах. Борис Бем не замыкается в себе. Много и плодотворно работает, каждый день выдавая все новые и новые строчки, не складывая листки рукописи в стол. Его произведения можно увидеть на разных литературных порталах всемирной паутины. Не так давно этот интересный литератор пришел и к нам на портал «Что Хочет Автор». За это время проявил себя довольно активно. За восемь месяцев принял участие в нескольких конкурсах, на которых завоевал призовые места. Мне думается, что у этого автора есть большой творческий потенциал. Мы вправе ждать от него новых интересных работ как в жанре авторской прозы, так и в жанре художественной документалистики. Сейчас Борис Бем продолжает работу над проектом «Житейские истории» и книгой публицистического толка о войне. Очень важно, что многие произведения Бориса Бема заставляют читателя не только размышлять и сопереживать, но и вспоминать что-то своё – бесконечно близкое и дорогое. Поэтому надеюсь и верю, что и эта книга незаурядного публициста и литератора найдёт своих искренних друзей и ценителей. Главный Куратор России и Зарубежья в Международном Союзе писателей «Новый современник», обладатель Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон) Мюнхен, март 2010 |
| Бог любит троицу. Жду троекратного повторения настоящей статьи на портале. |
| Красивый фантик получился для Бориса Михайловича. Лео, вы по его заказу написали? |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |