Клуб путешественников | Замечали ли вы когда-нибудь, сколько несуразности и сколько насмешки таится порой в памятниках московской скульптуре. И несуразности порой столько что поражаешься, а как это чудо еще стоит или кто осмелился подписать указ о том, чтоб его сюда поставить. Один из известнейших - это памятник Тимерязеву на Тверском бульваре, который местные жители, да и многие «всеведающие», называют никак иначе, как памятник писающему мальчику. И действительно, если на него хоть раз внимательно посмотреть, то можно увидеть, что руки у него сжаты именно подобающим образом и на подобающем месте и то, как не учел этого скульптор и как не заметил тот, кто этот памятник утверждал многим из нас не понять. Скорее сее напоминает специальную но никем не замеченную насмешку. Но еще больше чудо находится совсем неподалеку, на Спиридоновке. Там стоит памятник А. Блоку. Однако если не смотреть на надпись, а посмотреть на само изображение поэта, то можно признать в нем поэта другого - Пушкина. Объясняется это тем, что скульптор Петров, который этого Блока делал, по уже сложившемуся московскому предании. Несколько раз до этого делал под заказ монументы Александра Сергеевича и то как это т памятник еще стоит совершеннейшее не понятно. Более изощренно судьба пошутила с каменными изваяниями Гоголя. И пошутила так, что случай этой является не только ярким примером абсурда советской власти, но и примером того, что все рано или поздно магически образом проясняется и становится на свои места Так к 100-летию со дня рождения гоголя на ныне гоголевском бульваре был поставлен памятник писателю работы. Скульптурное решение его интересно тем, что Гоголь в нем сам изображен маленьким человеком. Человеком уставшим и больным. Не таким, каким он видится нам в первых его произведениях, а таким, каким он был в последние годы своей жизни. Но самое интересное у этого памятника позади. Там скульптура представляет собой надгробный камень. И смысл тут вкладывается никакой иной, кроме как тот, что Гоголь сам ввел себя в могилу. Основана эта идея на мнении многих современников Гоголя, которые считали, что умер он потому что просто решил умереть и по их мнению. Это был единственный человек, которым смог силой своего сознания и своей воли вызвать свою физическую гибель. И вот стоял этот памятник на гоголевском бульваре, стоял до тех пор, пока по чистой иронии судьбы в 1852 г. проезжая со своими приближенными на машине Сталин и не воскликнул «А что это Николай Васильевич такой невеселый стоит? Что ему советская власть не нравится?». Приближенные вождя поняли это буквально, и Гоголя тут же спрятали в тихий дворик особняка на Никитском, подальше от глаз. На Гоголевский же, как раз к наступившему 1952 г. столетию со дня смерти писателя Поставили Гоголя довольного, улыбающегося, смеющегося. И получился бы полный оксюморон, если бы не реальное отношение Гоголя к жизни и смерти. Последнюю он воспринимал, как духовное восхождение, как праздник. а жизнь, как мучительную необходимость. Не менее забавный нюанс представляет собой и изображение богини Фемиды над центральными дверями Дания центрального суда России. По общепринятым кононам у этой богини должно быть четыре атрибута: весы, чтоб вхвешивать на них грехи осужденных, мечь, чтоб корать виновных, щит, чтоб хазизать невинных и повязка на глазах, чтоб богиня правосудия была беспрестрастна. У этой богини отсутствует один атрибут – последний. И этот знак весьма красноречиво говорит о том, что ожно в российском суде ожидать. Мало того эта богиня имела раньше и свою предшествиницу Фемида с остсутстсву.ющей повяхкай на глазах уже была однажды установлена в России в хдании маганхина Елисеевский, на втором этаже, где располагалось в середине 19-ого века судебное ведомство. Совсем недавно к подобным скульптурным казусам столицы прибавился и еще один: расположившийся на Новодевичьем кладбище на могиле Б. Ельцина. На ней установили громадный флаг российской федерации, пытаясь сказать тем самым, что Борис Николаевич сумел этот флаг поднять. Один лишь момент, смущающий своей явностью посетителей некрополя -:флаг на могиле лежащий и таким образом все мимо проходящие без труда решают, что памятник этот рассказывает о том, что Ельцин флаг этот государства и вначале поднял, но потом не выдержал и уронил. |
| Здравствуйте! Интересная заметка! Не обращала внимания, на делали этих памятников, хоть и живу в Москве... Мне кажется, стоит еще сказать про памятник Окуджаве. ... Но не одна Москва имеет несуразные памятники. Например, в Праге решили сделать своего "писающего мальчика" и создали двоих здоровенных писающих мужчин. При том что в Брюсселе смысл памятника известен из истории, то тут для чего такое нужно объяснить никто не может. А в Стокгольме есть подражания, например, скульптура капитолийской волчицы. Смысл иметь ее в центре города кроме прославления скульптора, которому Рим разрешил повторение, я не вижу. |
| Ой, какая интересная тема! Я давно коллекционирую подобные казусы. Вот кое-что. Памятник Гагарину в одноименном городе. Там служил в армии некоторое время мой институтский приятель. Где-то в конце 80-х в голодные годы я приехал к нему в гости, и мы отправились гулять по городу. Возле памятника Гагарину он сказал: «А теперь я тебе покажу, почему в магазинах нашего города ничего нет. Смотри на памятник!». Мы прошли пару шагов и основание чуть согнутого большого пальца руки Юрия Алексеевича оказалось точно спроецированным на ширинку его брюк. Дальнейшие комментарии не требовались. Однако самым курьезным представляется мне памятник не вернувшимся морякам в бельгийском городе Остенде. Он расположен на набережной и представляет собой высокий постамент, на котором стоит моряк, вглядывающийся в морскую даль, в которой остались его товарищи. Беда в том, что у подножья постамента, спиной к первому стоит второй моряк в позе скорби – корпус подан чуть вперед, голова опущена, руки сложены на … причинном месте. Более выразительную позу придумать было невозможно. Со стороны – полное впечатление, что он только что спустился с постамента, чтобы пописать и процесс уже пошел. «Это был единственный человек, которым смог силой своего сознания и своей воли вызвать свою физическую гибель» - странное утверждение. По моему, это достаточно распространенный случай. Во всяком случае, я лично знал таких людей. Относительно двух Гоголей вспомнилось еще блестящее стихотворение А.Городницкого «Два Гоголя соседствуют в Москве», где история этих двух памятников становится метафорой, представляющей «Два образа одной литературы». Спасибо! |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |