Гостиная № 2 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Закончился 2-й поединок 3-го тура Чемпионата Английского клуба. Он проходил между рассказами «Звон колокольчика в пустыне» - автор Джерри и «Три брата» - автор Татьяна Голотвина. Со счётом 14:9 победу одержал рассказ «Звон колокольчика в пустыне». Поздравляем Джерри с победой! Так будет выглядеть таблица: 1 Джерри……………………..3…….42-33…...5 2 Владимир Печников………3….…39-34.…...5 3 Алексей Тверской…………3….....32-28…….4 4 Александр Сороковик…….2……..31-20…….4 5 Галина Димитрова………...2…….27-22……4 6 Татьяна Голотвина……...…3.……36-36….....2 7 Николай Виноградов…......2…......23-22…….2 8 Людмила Петриковская..…2…..…21-20..….2 9 Ирина Лунёва…………...…2…......21-22.......2 10 Александр Паршин….……2….….18-21.….2 11 Олег Рай…………………..1……...12-10…..2 12 Ирина Гендельман…….…2….….28-33...…0 13 Ольга Гаинут…………..…2….…..17-30..….0 14 Борис Голубов……………1……..1012……0 Если, что-то не понятно по таблице, спрашивайте! ПЕРЕХОДИМ К ДИСКУССИИ С УЧАСТНИКАМИ ПОЕДИНКА Одновременно начинается 3-й поединок 3-го тура Открытого Чемпионата Английского клуба. Так что можно и участвовать в дискуссии с авторами на 2-ом поединке и писать рецензии на 3-й поединок. Звон колокольчика в пустыне Джерри Путник умирал. Иногда он приоткрывал глаза – просто чтобы проверить, жив ли он еще или уже нет. Раз за разом его взгляду открывалась одна и та же картина: песок, песок, песок, который сходился острыми гребнями дюн и лежал небольшими ложбинками до горизонта. - Я сбился с пути, − с безразличием думал путник и закрывал воспаленные глаза, ожидая, когда смерть придет по его душу. Он проваливался во сны, легкие, где был тихий прохладный садик на заднем дворе, и вода журчала, и дочка тихо напевала, сидя со своим вышиванием под фигой. Порой путнику являлись сны тяжелые и плохие; в них он пытался выбраться из глубокого колодца. Но вылезти оттуда было невозможно; он и прыгал, и тянулся, и подставлял себе под ноги огромные стальные шары наподобие пушечных ядер. Но вот беда – шары не хотели держаться один на другом и раскатывались в разные стороны, а путник, неизменно падая, вновь открывал глаза, выныривая в пустыню. Но вот что-то не так: он услышал тонкий звон колокольчика. С трудом путник открыл глаза и увидал неподалеку старика в лохмотьях. Тот сидел на песке, и ветер трепал его седые волосы и длинную бороду. Возле старика стоял мальчик и в руках его нежно звенел на ветру колокольчик. - Они тоже сбились, − с наслаждением подумал путник. В другой день он бы устыдился своей радости, но сейчас, когда его время подошло к концу, он не видел смысла скрывать свои истинные переживания от самого себя. К тому же, ему стало приятно, что он умирает тут не один. Путник жалел мальчика – ребенку еще жить бы и жить, но вот старик уже седой, и жизнь его явно была долгой. Путник приоткрыл глаза и вдруг увидел, как старик пьет из бурдюка. Мальчик сидел на корточках и чертил что-то пальцем на песке. Путник удивился: он был уверен, что старик и мальчик бедствуют. - Эааа… − только и произнес он. Старик поднял на него голову. - Ты хочешь пить? − с удивлением спросил он. Путник застонал, и мальчик, поняв все без слов, подошел к лежащему путнику и придержал для того бурдюк. Путник сделал глоток, и сладость воды обожгла его рот. Он нашел в себе силы сделать еще глоток и еще, и покосился на мальчика – а ну как тот отберет воду? Но мальчик терпеливо смотрел на умирающего и держал бурдюк. Путник пил и чувствовал, как вода струйками стекала по его пищеводу, увлекая за собой песок, набившийся в рот и нос путника, пока тот лежал в беспамятстве. Наконец он остановился, и голова его упала на песок – бедняга потратил уйму сил, чтобы напиться. Он слышал, как мальчик тихо встал и ушел – зашуршали его штаны. Ветер стих, и повисла тишина, лишь тонкий звук колокольчика разносился вокруг, будто стараясь приласкать суровый пустынный край. Когда путник вновь повернул голову к старику и мальчику, то удивленный возглас вырвался из его груди – те сидели и ели, разложив какие-то припасы на куске полотна. Мальчик с аппетитом кусал румяную лепешку, а старик обгладывал куриное крылышко. - Э! – удивился путник. Старик поднял глаза, и их взгляды встретились. - Ты голоден? – спросил тот с удивлением, и путник застонал. Он потерял счет дням, когда не ел. Старик сделал широкий жест, приглашая разделить с ним трапезу. Путник собрал остатки сил и пополз. Он готов был наброситься на еду, но остановился, ведь вспомнил рассказы пустынных людей о том, как после долгого голода еда может разорвать желудок. Путник потянул к себе лепешку и откусил кусок. Он закрыл глаза и долго-предолго жевал ее. Лепешка давно превратился в кашу во рту, он буквально на языке чувствовал всю историю ее жизни, от момента, когда будущая пшеница маленьким зеленым ростком приветствовала мир и до момента, когда старая женщина из селения узловатыми руками прилепила сырую лепешку из муки и воды к нутру каменной печи. Наконец путник проглотил пережеванное и открыл глаза; он укусил лепешку еще раз и попытался сесть. К его удивлению, старик, полулежа на невесть откуда взявшейся тигриной шкуре, как раз отламывал виноградину от кисти. Виноград лежал на серебряном блюде, которое блестело и переливалось на солнце. Путник почувствовал в себе достаточно сил, чтобы сесть; вот он потянулся за курицей. «Угощайся», − старик указал рукой на блюдо. Мальчик стоя ел персик, и сок стекал с его подбородка прямо на голый живот. Путник потянулся к тарелке и отломал одну виноградинку. Он положил ее в рот и долго катал языком, а после резко раскусил. Сладость наполнила все его существо, он потянулся за следующей виноградиной, когда вдруг увидел, что старик, сидя на диванчике, обитом пурпурным бархатом, поправляет балдахин, чтобы солнце не светило в глаза. Мальчик сидел на шкуре в ногах у деда и игрался шелковой кисточкой-завязкой своих штанов. - Я тоже хочу спрятаться от солнца, − взмолился путник, и старик молча подвинулся. Путник на четвереньках подобрался к диванчику, который вблизи оказался куда больше, чем казался. Он с недоверием сел и пощупал шелковую подушку – ткань была гладкая на ощупь. Путник почувствовал, как его иссушенная кожа цепляется за нежные шелковые ниточки. Мальчик предлагал ему красный напиток в маленькой серебряной чашке; путник отхлебнул его и понял, что это кислая суданская роза с корицей. Он потянулся к инжиру на маленьком кривоногом столике, но в последний момент передумал и взял толстенький финик. Старик настраивал саз, подкручивая колки. За столом стали собираться гости, и мальчик принес из ниоткуда огромное расписное блюдо с рисом и мясом. Все не торопясь ели и шутили, старик тихонько играл, напевая тихую песню. Он плел ее голосом, будто сказочное полотно, и один сюжет в ней цеплялся за другой. Дочка старика, красавица с глазами лани, принесла халву. Путник засмотрелся на изящную руку девушки с десятком тонких золотых браслетов. Он поймал ее за локоть и прошептал: - Я хочу взять тебя в жены! Красавица тонко засмеялась, как будто зазвонил нежный колокольчик, и спросила: - А тебе своей жены и дочери не жалко? Ведь нам придется делить тебя! - Моя жена в прошлом, − ответил путник. Старик, услышав разговор, воскликнул: - Давайте праздновать свадьбу! Гости весело хлопали и смеялись, когда путник и молодая красавица стали танцевать, глядя друг другу в глаза, а слуги приносили бесконечно много блюд с едой, овощами и фруктами, подарки. Старик играл на сизе, и мотивы его менялись, становясь все веселей, игривей и быстрей. Мальчишка прошелся колесом, разделяя общую радость, схватил бубен и стал лупить в него, и тогда уже все гости не удержались, вскочили и бросились в пляс… Выл ветер, неся тучи песка. - Пойдем, − старик, держась за руку мальчика, поднялся с земли. – Наше дело тут закончено. Они медленно шли и растворились в пустыне. Ветер засыпал песком тело мертвого путника. И ничто не напоминало о странной встрече, лишь тонкий звон колокольчика, который был почти неслышен за завываниями ветра. Три брата Татьяна Голотвина За окном третий день бушевала метель. Прасковья старалась не стонать, но схватки становились невыносимыми, мучилась вторые сутки. К утру стало совсем плохо. – Петька, слышишь? Сынок, вставай. Сходи за тёткой Феней. Петька спустил ноги с полатей, но снова задремал, прислонившись к стене. За занавеской послышался стон матери. Он быстро спрыгнул с полатей на пол и подошёл к ней. На мать было страшно смотреть – почерневшее за ночь лицо было опухшим, глаза ввалились. – Мама, что с тобой? –Бе.. е..ги ! Петька оделся и выбежал на улицу. Дорогу всю замело – он взял лопату и стал копать. Через час добрался до тётки Фени, постучал. Та выглянула в окно и уже через минуту вышла с узелком в руках. Когда вошли в дом – стояла тишина, только часы тикали, да брат Колька сопел, уткнувшись лицом в подушку. Тётка отдёрнула занавеску и запричитала: - Что же дотянула - то милая, не звала меня? Она стала хлестать мать по щёкам, пока та не открыла глаза. – Феничка, ты пришла. Спаси! Хоть ребёнка спаси. – Петька, посмотри вода в чугуне тёплая? Да сходи за дровами, – распорядилась тётка и начала мыть руки. Петька вышел на улицу, но к дровянику не пройти. Завалило снегом по самую крышу. Пока копал, прошло время. Уже входя в дом, услышал плач: тётка стояла посреди комнаты с ребёнком на руках и плакала. – Ты теперь ему будешь за отца и за мать, померла твоя мамка. На, подержи его, а я мать обмою. Петька держал орущего ребёнка и с ненавистью смотрел на сморщенное личико: ведь мать умерла из-за него. А ребёнок, словно почувствовал, вдруг протянул ручонку, схватил брата за палец и успокоился. Петька прижался лицом к нему и сам заплакал, глотая слёзы. Проснулся Колька, видя, что брат плачет, тоже заревел. Похоронку на отца получили в начале войны. Жили плохо, но раньше всегда рядом была мать. А теперь одни, совсем одни. Петьке двенадцать лет, а Кольке всего семь. Когда похоронили мать, тётка забрала корову и их к себе. Прожили у неё до лета. А летом, как пришло тепло, она продала родительский дом, отдала долги, справила им одежду, запрягла корову и отправила их одних к материной родне. Идти далеко, а еду взятую с собой они съели в первый же день. Мишке исполнилось семь месяцев, и он на удивление был спокойным и смышлёным ребёнком. Никогда не плакал. Ползая по телеге, улыбался всем проезжающим мимо. Люди, видя детей, из жалости всегда угощали: кто сала кусочек, а кто сухарик. Спасала от голода корова Зорька. Петька доил её несколько раз в день и всё молоко тут же выпивали. Марии сообщили, что её племянники идут к ним с коровой, вот уже четвёртый день. Выпросила она лошадь у бригадира и поехала им навстречу. Мария жила с матерью и своих детей у неё ещё не было. Работала она на бригаде и детей видела только по вечерам, а чаще уже спящими. Мать после похоронки на сына Алексея болела и не подымалась с кровати. Умер Мишка на третьем году жизни, от коклюша. Даже перед смертью не плакал, глядел на всех широко открытыми глазами и улыбался. Потом закашлял и посинел весь. Мария подбежала, схватила ребёнка, а тот уже не дышит. После смерти Мишки Петька с Колькой стали ссорится и даже драться. Словно с уходом брата и мир в семье был нарушен. Очередной раз Петька сильно дёрнул брата за ухо. Колька всю ночь простонал, ухо и левая сторона лица опухла, а потом почернела. Поднялась сильная температура. Колька стал бредить. Звал умершую мать. Мария пришла с работы домой и когда увидела метавшегося на кровати Кольку, сразу же побежала за лошадью. И не медля поехала за врачом в другое село. А когда приехали было уже поздно – Колька умер. Остался Петр из всей семьи один. Женился он рано, с женой они жили дружно. Родились у них два мальчика. Дожил Пётр до старости – а, иногда выпив, он плакал и винил себя в том, что не сберёг братьев. |
| "Звон колокольчика в пустыне" Хорошо написанное цельное произведение с сюжетом, смыслом и мудростью. 2 балла. "Три брата" Автор старался. Сюжет о тяжелой, несправедливой жизни, злой судьбе цепляет. Но концовку смазал. А мог раскрыть, что жизнь семейная счастливая и долгая Петру за всю семью досталась. Одному за всех. Не раскрыл. 1 балл. 2:1 |
| "Звон колокольчика в пустыне" написан грамотным, хорошим языком. Это притча, на мой взгляд, но она ничему и никого не учит, к сожалению. Путник заблудился и умирал в забытьи. Ему казалось, что его напоили, накормили и даже сыграли свадьбу с красавицей перед смертью. Если это короткий рассказ, то: всё выглядит красиво, но бесцельно и кощунственно. От меня 1 балл. "Три брата". Слишком много трагедий и очень мало жизни. Порядка четырёх смертей в коротком тексте. Рассказ не состоялся: не продуманы детали, не заложен смысл и душа. 1 балл. |
| Первый автор представил не рассказ. Это притча или легенда. Дело автора - эпигонское подражание, в лучшем случае. Но это не плохо. Эпигонскому подражанию подвержены практически все сколько-нибудь оригинальные поэты, прозаики, драматурги. 1. лепёшка давно превратился - опечатка 2. в кашу во рту, он буквально... - Кто? Рот? 3. финальное "за завываниями" - прерывает мелодию предложения. может, "меж завываньями ветра"? 1 балл. Второй рассказ Ближе к концу рассказа текст представляет собой просто сведения, сваливающиеся на читателя одно за другим. Художественности уже нет. 1 балл. |
| "Звон колокольчика в пустыне" Простите, не люблю я эти мудрости замудрённые, исходящие из притч и тостов... Но написано красиво - 1. "Три брата" Уж больно сжато, словно отчёт какой. Впрочем, кому как нравится... - 1. На двойку, ПО МОЕМУ ЛИЧНОМУ МНЕНИЮ, ни одно из этих произведений не тянет. Значит ставлю на "отчёт" потому что, поработав над ним, получится хороший рассказ. 0:1 - в пользу "Три брата". |
| О миражах в пустыне читала в разных интерпретациях, эта версия нормальная. Не легенда, не притча, а просто рассказ о состоянии путника, увидевшего мираж. Блошки встречаются, но в целом неплохо. Про трех братьев не поняла - о чем рассказ? Если о муках совести старшего брата, то этих мук не увидела. Как-то очень куце написано, как будто автор был ограничен в знаках, а можно ведь было сюжет обыграть и сделать полноценный рассказ. 1:0 в пользу "Колокольчика" |
| "Звон колокольчика в пустыне" - 1 балл. "Три брата" - 0 баллов с минусом. |
| Звон колокольчика в пустыне Рассказ понравился. И соответствие названию, и сюжет, и интрига, и концовка. Идея рассказа дает возможности для любой фантазии в любую сторону, чтобы создать эмоциональный накал. Разве не это подразумевал столь короткий и столь трагичный рассказ? К сожалению, не почувствовал особых эмоций. Чего-то мне не хватило при чтении для этого, каких-то красок в мыслях и описании того, что чувствовал герой рассказа. Стиль рассказа довольно ровный и даже «плоский», изначально понятный. Мне показалось, что все изменилось бы, если бы была иначе, попроще была показана сама трапеза. Не совместились при чтении мысли и ситуация с героем и старик с мальчиком. Старик и мальчик получились, ИМХО, эмоционально очень безразличными и даже холодными к путнику. Полагаю, оттого и не создался при чтении эмоциональный накал. Бросились в глаза странности : «КОГДА путник вновь повернул голову к старику и мальчику, ТО удивленный возглас вырвался из его груди…» Примененный вариант напоминает известную и точную конструкцию «ЕСЛИ – ТО», но в случае с «Когда» смысл вполне является таким и даже более усиленным вовсе без частицы «ТО». Я уже много раз говорил это в Клубе и просто еще раз повторил. «Он готов был наброситься на еду, но остановился, ВЕДЬ вспомнил рассказы пустынных людей о том, как после долгого голода еда может разорвать желудок.» Так я и не смог понять, зачем здесь «ВЕДЬ»? Во-первых просто странно звучит, а во-вторых, было бы проще без этого слова, просто заменив одну букву в слове «вспомнил» на «вспомниВ». И проще, и ярче, ИМХО, получится. «Старик настраивал саз, …» и чуть ниже: «Старик играл на сизе,…» Так все же, что настраивал и на чем играл старик? Три брата После чтения осталось недоумение. Непонятно, что хотел сказать автор. Перечисление тяжелых событий… Но ведь должна же быть цель рассказа, при воплощении которой все тяжкие и не очень моменты повествования должны были увязаться в единое целое, говорящее о чем-то и это все должно было привести к чему-то? Рассказ просто оборвался без какой-либо концовки, которая бы выполнила роль связующего элемента. Хорошо, что в конце все же есть фраза о том, как сложилась жизнь у ГГ и что он всегда помнил всё… Нет эмоций, хотя "их должно было бы быть" там и возникать в читателе множество. Мотивов для этого – весь текст, наполненный трагизмом. Стиль повествования… Сухая констатация событий, одно тяжелее другого. Ни отношения авторского не чувствуется, ни эмоций каких-то после чтения не остается. Создалось такое впечатление, что это – самый первый, содержащие голые факты план-набросок будущего произведения. В результате, у меня сложилась такая оценка: 1 х 0 в пользу «Колокольчика» |
| Оба рассказа прочитала с интересом, но второй вызвал больше эмоций, хотя показался незаконченным, каким-то торопливым. Можно рассмотреть его в качестве задумки для полноценного рассказа. "Звон колокольчика в пустыне" написан неплохо,но цель автора не просматривается. Остаётся вопрос: это о чём? 1:1 |
| Оба рассказа не без недостатков, но первый выигрывает за счёт более высокой художественности 1 : 0 |
| Звон колокольчика в пустыне Красивая история, по-восточному, философски описывающая смерть путника в пустыне, с дивными, сказочными видениями на грани реальности. Композиционно выдержана, грамотно в основном написанная, создаёт грустное, но не безысходное настроение. Мелкие ошибки, некритичные, но требующие внимания: Он проваливался во сны – лучше в сны Мальчик сидел на шкуре в ногах у деда и игрался шелковой кисточкой-завязкой – тут, по-моему лучше будет «играл с шелковой кисточкой-завязкой» Они медленно шли и растворились в пустыне – или уж «медленно ушли и растворились», или «медленно шли и растворялись» за завываниями ветра. – за за, не звучит. Как-то бы исправить Три брата Тут всё очень сурово, трагично, обыденно-больно. Один Петька из всей семьи остался, на всю жизнь ему боль. Хорошо получился маленький Мишка, больше всех его жаль. Но вот концовка не совсем получилась. 1-2 фразы, суховатый пересказ, впечатление, что просто показали краткое содержание. Как-то бы чуть расширить, может, подать глазами супруги Петра? Ошибки, на которых остановился взгляд на общем фоне хорошей грамотности: Когда похоронили мать, тётка забрала корову и их к себе. – автор, а может, так: «тётка забрала их к себе вместе с коровой» Мария жила с матерью и своих детей у неё ещё не было. Работала она на бригаде и детей видела только по вечерам, а чаще уже спящими. – какая-то неуклюжая фраза. Сначала говорится, что у Марии детей не было, а потом, без перехода, что она детей почти не видела. Не с первого раза разобрался, что прошло какое-то время, и речь идёт о Пете и братьях. Меня впечатлили оба рассказа, второй даже чуть больше, но он менее продуман композиционно, с неравномерной структурой. Поэтому, 2:1 в пользу «Колокольчика» |
| Интересные сюжеты в обоих рассказах. Но само развитие сюжета не очень понравилось ни в одном рассказе. В «Колокольчике» всю превратилось в притчу, на мой взгляд, лишенную смысла. В «Братьях» как-то все скомкано и совсем отсутствует логика. Такое жизнеутверждающее начало рассказа и вдруг совсем не логичное: «Умер Мишка на третьем году жизни, от коклюша». Такая же не логичная смерть второго брата. Очень красив стиль в первом рассказе. Во втором рассказе понравилось начало: роды и смерть матери. Дальше пошёл просто монотонный пересказ сюжета. Герои неплохо смотрятся в «Братьях», особенно в начале рассказа. И в дальнейшем тоже. Например, всего одна фраза полностью оживляет Мишу: «Даже перед смертью не плакал, глядел на всех широко открытыми глазами и улыбался». Правда, у меня получилось не совсем уместное предложение. Эмоции тоже сильнее чувствуются в братьях. В «Колокольчике» как-то всё однотонно. Окончание не понравилось в обоих рассказах. В первом, я просто не понял окончания. Во втором – окончание скомкано. Сути тоже не понял в обоих рассказах. Мой счёт – 1:1 |
| Порадовало то, что оба рассказа короткие! Иногда посмотришь, где окончание и читать нет желания))) Мне понравился "Колокольчик". Хочется его ещё раз прочитать. Есть философия, есть над чем задуматься. "Три брата" - реальная, обычная со всеми тяготами и бедами жизнь. 2:1 в пользу "Звон колокольчика в пустыне". |
| "Реальная и обычная жизнь" Вот именно реальная. Этот рассказ был написан в газету о реальной семье. Из серии рассказов" Дети войны" Описывать природу , преобразовать рассказ в красивый и художественный- я считаю даже пошло. То, что пережили люди в войну и после войны- не приведи Господи. Люди очерствели видели только художественную часть рассказа. Рассказ был специально сокращён. |
| Вы правы мне далеко до Толстого и до Симонова. Пишу как умею. |
| Татьяна, конечно далеко, так зачем же их произведения называть пошлыми? От обиды, что не можете так написать? |
| Вы всё переврали. Я вообще ничего не говорила о наших классиках или Вы себя уже приравняли к ним и обиделись. Не говорите чепуху. Если меня решили обидеть или разозлить, то у Вас это уж очень неуклюже получилось |
| Я говорила только о своём рассказе и не приплетайте Толстого и Симонова. Как раз Симонова я люблю |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |