Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Ирина Михайлова
Объем: 8616 [ символов ]
Чужие земли (цикл рассказов). Феодосия
Закатов здесь почти не бывает.
Солнце падает за горизонт резко – как в воду. Как в море. Рано и быстро начинает темнеть.
Земля остывает мгновенно – за день напитавшаяся жаром и раскалившаяся. Словно огонь, накрывшийся, как одеялом, дождём.
Воздух наполнен самыми разными запахами. Такими, какие встречаются только здесь – на восточном берегу Крыма.
Запах полей. Степной, цветочный. Запах трав. Тяжёлый, сухой. Если нет сильного ветра - он держится долго, опускаясь к вечеру на землю и укутывая её собой.
Запах гор. Запах земли, камней. Раскалённый у подножия и ледяной на вершине. Запах, напоминающий о переменчивости всего вокруг и о незыблемости – как будто эти горы будут стоять и стоять здесь века, пока однажды не превратятся в песок.
Запах моря. Чёрного, глубокого, которое отрезает остров от всего остального мира. Запах солёной воды, тины, рыбы. Запах, прилипающий надолго, приносящий не свежесть, а опасность, страх навсегда уйти в эту безвоздушную темноту.
И эти три стороны Феодосии сливаются вместе в один-единственный отрезок времени – когда солнце начинает опускаться, и почти сразу наступает ночь.
- Надо бы вернуться, лошади не любят темноты, - говорит Ваня, согласившийся сопровождать меня.
Молодой парень в джинсовых шортах до колен и красной, заметной ото всюду, рубашки. Худой, загорелый – настоящий южанин.
Мы отдыхаем, сидя на жёсткой колючей траве.
Под конец дня мы забрались далеко в горы, на самую вершину Тепе-оба.
Рядом стоят наши лошади. Они беспокойно жуют траву и объедают кусты. Дома – внизу – им дадут прошлогодние яблоки. Они знают это и хотят поскорее вернуться.
Но вернуться не так просто.
С вершины видна вся Феодосия. Справа – город. Ближе к центру белеют многоэтажные дома с красными, голубыми и зелёными крышами. Они кажутся одинаковыми, тесно стоящими друг с другом. И если кое-где вдруг вытянется один высокий дом, его тут же окружат десятки маленьких. А ближе к берегу – сотни частных домиков с многочисленными пристройками, отчего одноэтажный дом кажется уже извивающимся ввысь горбатым великаном.
Сразу за городом – степь. Оттуда мы только что пришли. Издали кажется песчаной пустыней – с холмиками-барханами, волнами, уходящими вдаль, и, кажется, вот-вот появится верблюд.
А если посмотреть налево – Феодосийский залив. Людей не разглядеть – только, издали кажущееся ярко-синим и бесконечным, море.
Узенькая горная дорожка, по которой мы пришли и по которой нам придётся идти обратно, убегает вниз, и от неё пахнет пылью и солнцем.
Мы сидим в тени, которой здесь немного.
Лошади у нас разные. Моя – смирная, спокойная, старая. Она почти не смотрит на меня. Только иногда вздрагивает от мух, кружащих над ней, и бьёт по спине хвостом. Его - резвая, шумная, молодая. Её не особо интересует трава и кусты. Она всё время переходит с места на место.
Лошади не очень любят друг друга и постоянно задираются. Иногда они начинают, как собаки перед дракой, пристально друг на друга смотреть и фыркать, словно рычать, тогда Ваня прикрикивает на них и замахивается рукой. И они ненадолго успокаиваются.
Я смотрю на свою лошадь – и когда она видит мой взгляд, начинает быстро жевать листья. Но как только я отворачиваюсь от неё – она опять замирает и словно бы ищет кого-то.
- Какие они разные, - замечаю я Ване.
- А то! – улыбается он, - двух одинаковых не найдёшь. Такая природа!
И он гладит свою лошадь – хитрую, постоянно пытающуюся забраться куда-нибудь в кусты и сбежать.
Вечером уже не так жарко – хотя солнце стоит в самом зените. Но ещё мгновение – и оно упадёт за горы – и наступит ночь.
Ночи здесь страшные. Заблудишься – не найдёшься. Одно спасение – говорят все по-русски, хоть и другая страна.
- Ну что, по коням! – командует Ваня, - а то до темна не успеем. Ночевать здесь охота? Кабанов можно встретить.
Мы поднимаемся. Спину ломит – в седле с самого утра.
- Кабанов я встречал, - говорит Ваня - на Кара-даге.
Я не верю. Но киваю.
- Ох, удирал!
И Ваня весело смеётся.
- И медведя видел, – уже серьёзней добавляет он.
- Какого медведя?
- Того самого! У подножия Аю-дага. Который в море живёт.
- И тащит всех в воду?
- Зачем? Живёт себе спокойно. Лежит.
Я вспоминаю легенду о медведе. Как когда-то в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Среди них - огромный медведь. Вожак – старый и грозный. Однажды они спасли маленькую девочку, которая стала жить среди них. Но потом она выросла, превратилась в красивую девушку. Старый медведь очень любил ее. Девушка громко пела песни, а медведь с утра до ночи слушал её. Но затем она спасла юношу и стала петь для него. И юноша захотел увезти её далеко – на свою родину. Медведь увидел их – отплывающих в море. И погрузил передние лапы и морду в воду. И море бурлило у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками. Девушка уплыла, а медведь продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал чёлн с той, к кому он так привязался.
С тех пор лежит старый медведь на берегу. Окаменел и стал горой. Старой крымской горой.
Наверное, этого медведя и встречал мой сопровождающий ночью, когда даже горы просыпаются и начинают бродить по острову.
Я глажу свою лошадь по ушам. Она дёргает ими.
- Ты лучше стукни её по бокам, - говорит мне Ваня, - быстрее идти будет.
И показывает, как надо ногами бить по бокам лошадь.
Но мне жалко. Я слегка сжимаю её бока коленями, но она этого даже не чувствует. Она тянется к кустам, которые ещё не все обглодала. Но потом начинает медленно тащиться за Ваней.
Дорога очень узкая – круто уходит вниз. Подниматься было проще. Когда спускаешься – кажется, вот-вот лошадь споткнётся и полетит вниз.
- Нужно сесть немного назад, - говорит мне Ваня, - откинуться. Если прижиматься вперёд – лошади будет тяжелее идти.
От этого становится ещё страшнее.
- Это же не машина, - добавляет он, - а природа!
Он часто прибавляет - «природа!» - точно это слово должно оправдывать всё, что происходит на свете.
Я откидываюсь назад и крепче держусь за поводья.
Мы идём в тишине. Раздаётся только ритмичное лошадиное цоканье.
Дорога однообразная. Кусты, редкие деревья. С одной стороны дороги горы, с другой – обрыв. Всё время хочется смотреть вниз. Но я начинаю бояться, что закружится голова.
Иногда сквозь деревья появляется синим пятном море. Отсюда оно кажется спокойным. Но сегодня большие волны.
Мы идём так уже долго, начинает темнеть, и от усталости, спадающей жары и монотонного бездействия клонит в сон.
Я думаю о том, как странно оказаться вдруг в другой стране. Ехать через границу. Но постоянно слышать русскую речь, только иногда перемежающуюся с украинской – знакомой, узнаваемой, понятной.
- Риба! риба! свіжа риба! – с утра кричат на море.
И тут же по-русски:
- Барабулька, крабы, вино!
Вдруг – толчок! Я вздрагиваю. Моя лошадь резко прыгает в сторону. Бросается к самому обрыву. И замирает у края.
Я вскрикиваю.
Ваня подъезжает ко мне.
- Испугалась?
- Немного, - говорю я.
Хотя мои руки очень крепко вцепились в поводья.
Лошадь уже вернулась на тропинку, но ещё как-то озадачено смотрит вокруг – точно не узнаёт мир.
- Почему она прыгнула? – спрашиваю я.
Ваня пожимает плечами.
- Никогда не знаешь, что ей придёт в голову. Может, испугалась чего. Мышь или зайца. Природа! – прибавляет он своё любимое.
Я погладила лошадь – дрожь прошла по её спине.
- Испугалась больше меня, - говорю я.
- Это с ними часто бывает. Она у тебя спокойная, но трусливая. У лошади сердце зайца.
Я посмотрела вниз – далеко, где и не разглядеть, течёт горная речушка. Вода, должно быть, ледяная. А по склонам гор – деревья – где мог притаиться кто угодно – хоть заяц, хоть мышь.
«Мне не видно. А она чует. – Думаю я. - Природа…»
Лошадь понуро пошла вперёд.
Когда стали подходить к базе – лошади зафыркали и пошли быстрее.
- Почуяли дом, - засмеялся Ваня, - сейчас понесётся.
Но моя лошадь не понеслась. Она, как мне показалось, тяжело вздохнула.
Нам на встречу выскочил жеребёнок. Он на своих длинных сильных ногах скакал вокруг лошадей, но не подходил к ним слишком близко – опасаясь нас.
- Не объезженный ещё. Не оседлали. Но скоро я его возьму, - говорит Ваня.
И мечтательно смотрит на молодую, ещё свободную, лошадь.
Я даю своей старушке булку и яблоки.
Она берёт и тихо жуёт. Съела – и смотрит на меня. Я даю ещё. Она также тихо берёт и жуёт.
Старая мудрая лошадь. Я глажу её. Она больше меня. И умнее. А сама испугалась зайца.
- Ну что, природа, - говорю я ей, - бери, ешь. Заработала.
И она берёт. Ест.
Я сажусь в машину.
А над городом уже ночь.
И позади осталось всё – горы, тропинка, речушка, лошади, море – всё.
Только молодой неопытный ещё жеребёнок носится и скачет вокруг привязанных лошадей. Но и он скоро скроется из виду.
Дата публикации: 09.12.2016 22:21
Следующее: Сорок дней

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта