Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Бекет Карашин
Объем: 8576 [ символов ]
О СУФИЯХ
Философия, софисты, суфизм, суфии, сопы (каз.) и другие слова, вышедшие из древнегреческой основы «софия», обозначают мудрость, разум, духовное начало. Мудрость почиталась всегда, во всех временах и обществах. Слово философия («любовь к мудрости») и есть обозначение этого отношения.
 
Мудрость часто была связана с божественностью, вот почему людей, обладавших этими качествами, да к тому же применявших их в пропаганде веры, открытии путей к божественной истине считали осенёнными Богом, приближёнными к Богу людьми. Такими были первые суфии, появившиеся после 10 века в арабских халифатах. Они организовывали духовные братства дервишей (факиров), своего рода нищенствующих монахов, уходили в пустыни и пещеры для того, чтобы наедине дойти до Бога, которого отождествляли с Любовью.
 
В суфизме было очень много различных течений и оттенков: от пантеизма и даже материализма до созерцательного пессимизма и религиозной мистики.
 
Суфизм в 11 веке был объявлен ересью, стал преследоваться официальной властью и господствующими классами, был назван исламом ваххабизмом, но приобрёл широкую популярность в среде ремесленников и городской бедноты. К слову, с современным ваххабизмом суфизм ничего общего не имеет.
 
Позднее же суфии стали проповедниками идей аскетизма и отречения от мирских благ, терпения и непротивления, отказа от борьбы.
 
Одна из ветвей суфизма связана с учениями неоплатоников о сущности и явлениях. Мир явлений, по этому учению, не имеет сущности, под которой они подразумевали мир божественных истин, которые достигаются через аскетизм и экстаз. Все эти ответвления суфизма можно отнести к его классическим основаниям.
 
Но суфизм существовал не только в арабских странах, он стал проникать в среду персидских и тюркских народов.
 
Долгое время арабы, распространявшие ислам, не могли одолеть тюрков, даже сам Мухаммед, великий пророк однажды изрёк: «Не трогайте тюрков, пока они не трогают вас!». Тюрков арабы называли врагами ислама, высшими неверными, но отзывались о них самыми выдающимися эпитетами, ценили их за отсутствие пороков, львиноподобные качества воинов, страсть к власти, умение управлять людьми, справедливость и многие-многие качества, которые были восторженно описаны арабскими, персидскими и тюркскими поэтами от Фирдоуси и Баласагуни до Низами и Навои.
 
Исламскую экспансию арабы не сумели провести в Тюркии посредством мечей. Тюрки-хазары спасли от исламизации Русь и Восточную Европу. Кипчаки охраняли Византию от нашествий магометанства. Неоднократно побеждали арабов тюргеши, карлуки, а тюркские наёмники и мамлюки, отобрав власть у халифов, установили свою власть над всем исламским миром. Они несколько раз разгромили тумены монголов, спасая, таким образом, от разгрома Европу, разбили орды крестоносцев, тем самым, сохранив от разгрома исламский мир и православную церковь Византии (и Руси), создали уникальную культуру средневековья, которую ещё предстоит осознать и описать.
 
Но там, где властвовала речь,
бессильны были и лук, и меч.
 
Ислам внедрился в Степь «мягким способом», через простых носителей истин пророка, пилигримов веры, которые покорили мир посредством покорности Богу, посредством мудрости суфий и арабов-миссионеров, влившихся со своими семьями в среду степняков, а затем отюреченных и названных в составе тюркских народов «хожа», «кожа».
 
Но канонический ислам в формах адата (естественного права) и шариата (религиозного права) не мог гармонично и органично вжиться в степной уклад. Предки казахов упорно продолжали наряду с Аллахом верить в Тенгри и Аруахов (духов предков) хотя, как известно, каноны ислама утверждают об отсутствии Бога, кроме Аллаха, запрещают верить в других Богов, святых и пророков, не канонизированных исламом.
 
И вот, чтобы приспособить официальное мусульманство к степным условиям, снять противоречия между исламом и религиозной многовековой традицией тюрков, понадобились услуги суфиев, софов, которые внедрили в теологию ислама понятие тарихат, учение о том, что религия не догма, не «прокрустово ложе» идеологических канонов, не учитывающих исторические, культурные, моральные, ментальные особенности отдельных народов и стран, а тем учением, которое направлено на поиски ахихата, - истины, понимаемой как единство исторического и логического, духовной целостности традиций и вероисповедания.
 
Но дело это было нелёгким. Софы испытывали давление, как со стороны своих исторических и кровнородственных соплеменников, так и со стороны официальной магометанской религии. Поэтому очень часто софы уединялись, были отшельниками, даже своеобразными изгоями. Но одинокие, отринутые, уединившиеся, они обладали несомненным преимуществом перед теми, кто погряз в суете быта и необходимости жить в толпе, разделять избитые истины со всеми. Суфии не могли мириться с любыми формами религиозного догматизма, они даже не признавали культовую сторону религии, обрядов, молитвенных принадлежностей. С их точки зрения молиться можно и не в толпе, а в одиночестве, не обязательно в мечети, а там, где и когда душе будет угодно Мудрецы
 
«уходили» в себя, как Сократ, искали истину в познании самого себя, поражали затем массы глубиной своих знаний, умением учить, лечить, жить.
 
Такими мудрецами и учителями в наших степях были Ходжа Ахмед Йассауи, Шакпак-ата, Сеит-Баба, Шопан-Ата, Бекет-Ата, а позже – Самалык-Ата, Асар софы, Байбакты, Асау Барак, Жан-Кожа, Койбагар, Аманбай-Ата, Жумабай, Мукан и многие-многие другие. Таких мудрецов и святых особенно было много в Мангыстауской области (свыше 360),
особо выдающихся из которых называли Пір, т.е. учитель, просветитель, воспитатель, святейший и т.п. Не от них пошли английские пэры?!
 
Наиболее известен из них Бекет-Ата, 250-летие которого было отмечено в 2000 году. К этой дате приурочили строительство «Ак-мечети» в Жылойском районе Атырауской области, на родине предков этого великого человека, где он в своё время основал одну из своих мечетей, которая была разрушена выстрелами из пушек казачьих карательных отрядов и гвардейцев «Красной Звезды». Широко известно Огланды, место его захоронения и один из центров нынешнего паломничества, что находится в Мангыстау.
 
Кого только не встретишь в этих местах! Поклониться праху покойного, услышать легенды седой старины, помолиться в его мечети, излечиться от болезней и недугов едут узбеки и каракалпаки, туркмены и русские, киргизы и венгры, люди с Кавказа и различных точек земного шара! Люди искренне верят в чудодейственную силу его духа, способность оберегать, лечить, возвышать, очищать, направлять на истинный путь.
 
Об этом человеке-духе, божестве в образе человека, существует масса легенд, рассказов, некоторые из которых ведут своё начало ещё со времён его жизни. Но он – реальная историческая личность, которая имеет свою родословную, учителей, воевала, растила детей, лечила людей во всех точках Средней Азии, широко известная во многих странах Ближнего и Среднего Востока. С его благословенным именем на устах люди шли в бой, преодолевали трудности, страхи, его имя стало ураном, т.е. боевым кличем воинственных адайских родов. Наверное, нет ныне казахов не знающих его имя, заслуги перед Отечеством.
 
Суфизм проник и приобрёл сторонников и в Европе. Взять хотя бы культ Девы Марии в Провансе, который появился там после крестовых походов. Жестокие крестоносцы после всех своих поражений на Востоке увезли с собой не его материальные богатства, а духовные ценности: науку, кодекс рыцарской чести, силу духа и Любовь в философском значении этого слова. Даже в философии Фейербаха мы находим основы суфизма, ибо во главу угла своего учения он ставил Любовь.
 
«Настоящего суфия, - писал Роберт Грейвс, - можно встретить и на Западе и на Востоке, он может быть генералом, крестьянином, торговцем, адвокатом, школьным учителем, домашней хозяйкой и вообще кем угодно. «Быть в миру, но не от мира», быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами – вот идеал суфия».
 
Не только Красота, Прекрасное способны воздействовать на мир, но и Мудрость, Разум, Дух, Любовь могут спасти тот же мир в «его минуты роковые». В том числе и те духовные начала, которые остаются и живут даже после тлена тела. Суфии, даже суфии-аруахи, безусловно, помогают ныне живущим, т.к. они – квинтэссенция нашей культуры, мировоззрения, веры, которая способна противостоять нашествию безликой массовой культуры, философии прагматизма, на которой базируются те, кто прибыл в нашу страну выкачивать нефть и сверхприбыль.
Дата публикации: 13.11.2013 10:14
Предыдущее: ГЕГЕЛЬ И ВОСТОКСледующее: АСАН ПЕЧАЛЬНЫЙ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта