Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Буфет. Истории
за нашим столом
КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Разные стихи (не вошедшие в рубрики)Автор: Сергей Гамаюнов (Черкесский)
Объем: 97 [ строк ]
Песнь о князе Святославе
У воя* жизнь – походы и бои;
Постелью – степь, потник, седло, попона.
Вскипает кровь от сабельного звона,
А коль прольётся – землю напоит…
 
Храни нас, Род* от хвори и меча,
И от стрелы калёной печенега.
Мы Русь спасём от вражьего набега:
-«Чу! Вновь копыта тяжкие стучат».
 
Как нож в боку Хазарский каганат.
Уста Царьграда слаще винограда.
Нам вкус победы – главная услада.
И друг для друга - всяк дружинник брат.
 
Расправит князь висячие усы,
Да чуб закинет за ухо с серьгою:
- «Иду на вы!» И трепещите, гои,
У Святослава меч не для красы!
 
«Потягнем, друзи! Князь уже почал…*»
И дрогнет враг, и нам покажет выю*.
И как Перуна стрелы грозовые
Заблещет жало княжьего меча.
 
Рассёк Европу сабельный удар* -
В смятеньи крест, звезда и полумесяц…
И месть врагов – смесь кривды и нелепиц
Растёт в веках, как в поле лебеда.
 
Итиль, Саркел, торговый Семендер –
Легли к ногам в руинах и пожарах.
На много лет забудут о Хазарах*:
Любая слава – вилы по воде…
 
Залечит раны, смоет пыль с сапог
Дунайских вод живительная влага.
Ведут в походы удаль, да отвага,
И примет жертву новую Сварог…
 
Но с боем сдан болгарский Доростол,
И оказалась пирровой победа*,
И по пятам преследовали беды
В пути домой на княжеский престол.
 
Сплёл базилевс предательства аркан:
И, позабыв про распри и набеги,
У Ненасытца* стали печенеги,
Загнав дружину княжую в капкан.
 
И голод был, и страшная зима*…
В последней сече пала вся дружина.
И новым кубком тешился вражина,
Сковав оклад вместилищу ума*.
 
Нальёт кумыс, арьку, иль сладкий мёд -
И слышит слово княжьего заклятья:
-«Бежать – позор! Мы стали крепко ратью.
Кто мёртв, тот сраму, друзи, не имёт!»
07.01.2013
 
• - Вои – воины; собир. Войско;
• - Род - божество славян.
Общеславянский бог, создатель всего живого
и сущего;
• - «И сказали Свенельд [воевода]
и Асмуд [кормилец]: “Князь уже начал;
последуем, дружина, за князем„»
(Вольный перевод Повести временных лет);
• - Выя - жен. шея, а более хребтовая
и боковые части ее; Толковый словарь Даля.
В.И. Даль. 1863-1866;
• - «Походы Святослава 965—968
годов представляют собой как бы единый
сабельный удар, прочертивший на карте Европы
широкий полукруг от Среднего Поволжья до
Каспия и далее по Северному Кавказу и
Причерноморью до балканских земель Византии»
- Академик Рыбаков Б.А.
*- В 964 году князь Святослав освободил последнее
зависимое от хазар славянское племя вятичей и в
следующем 965 году разбил хазарское войско
с каганом во главе и захватил Саркел. Затем,
в том же 965 (или, по другим данным, в 968—969) году
русы, действуя в союзе с огузами, разгромили
Итиль и Семендер. Этот момент считается концом
независимого хазарского государства.
 
• - Пиррова победа потому, что после
трех неудачных попыток прорвать кольцо
осаждающих, Святослав вынужден был заключить
перемирие, которое ставило его в не выгодное
положение. Византийский император (базилевс)
Иоанн Цимисхий безоговорочно принял условия
русов. Святослав с войском должен был покинуть
Болгарию,Святослав также вступал в военный союз с Византией…;
• - Ненасытец – самый страшный
из девяти днепровских порогов, одно из
наиболее вероятных мест гибели князя
Святослава Игоревича;
• - По некоторым свидетельствам
Дружина осталась зимовать в устье Днепра,
где голод заставил воинов варить копыта
павших коней и кожаные ремни от щитов…;
• - «Когда наступила весна, отправился
Святослав к порогам. И напал на него Куря,
князь печенежский, и убили Святослава, и
взяли голову его, и сделали чашу из черепа,
оковав его, и пили из него. »
(Повесть временных лет).
Дата публикации: 16.03.2013 23:02
Предыдущее: Укрыты мраком скалы Авалона...Следующее: В новогоднюю ночь

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вадим Соколов[ 07.01.2013 ]
   Вообще-то читается "потнИк"
   У Вас - пОтник.
   
   Говорю, как бывший наездник
 
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 07.01.2013 ]
   Учту, Вадим! Спасибо!
Алексей Алексеев[ 10.01.2013 ]
   В художественном смысле - хорошее стихотворение.
   Род - божество славян - утверждение спорное, поскольку, вопреки мнению ак. Рыбакова, есть мнение (археолога Клейна, болгарского историка Панчовски), что род у славян - скорее дух "невысокого&quo­t;­ разряда (в пантеоне Владимира его нет, в источниках богом не назван).
   Пиррова победа - как мне кажется, победы не было - победы были над болгарами и византийцами в предыдущие кампании; затем военное счастье стало русам изменять; заключительная битва закончилась вничью, но фактически проиграл Святослав, ибо он вынужден был признать неудачу своего похода и согласиться на более или менее почетные условия отступления восвояси.
   Иоанн Цимисхий безоговорочно принял условия
   русов - скорее Святослав договорился с Цимисхием об условиях мира.
   Сплёл базилевс предательства аркан - по ПВЛ предали болгары, в отношении которых Святослав на последней стадии борьбы проводил политику террора.
   Интересно, что по сообщению Татищева, основыванному на Иакимовской летописи, Святослав после ухода из Болгарии провел "разбор полетов" и обвинил в поражении русов-христиан, которых казнил, включая и своего брата Глеба.
 
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 10.01.2013 ]
   Спасибо за глубоко содержательный комментарий, Алексей!
   Он только дополняет мои сноски с пояснениями!
   По поводу верховенства и причисления Рода к пантеону славянских богов споров было достаточно много. Помимо Википедии существует много других источников, с которыми я ознакомился в процессе работы (имею такое обыкновение - глубоко изучать тему...).
   Говоря о пирровой победе, я имел ввиду не только последнее сражение за Доростол, но больше - всю болгарскую кампанию Святослава.
   О византийском "следе" в предательстве Святослава говорят многие источники. А двуличность и предательство всегда были отличительной чертой византийской политики...
   И не мне Вам говорить о том, что истинную историю древней Руси сознательно искажали и переписывали в угоду церковникам и сторонникам норманской теории происхождения русов.
   Но это разговор отдельный и долгий...
   
   Весьма рад интересному и знающему предмет собеседнику!
   
   С уважением.
Алексей Алексеев[ 10.01.2013 ]
   Рад стараться. В данном случае Википедия дает объективные ссылки на ученых и их аргументацию и полемику с академиком Рыбаковым по поводу Рода. Беда в том, что славянские древности известны плохо, а общеславянский пантеон и того хуже - во многом это область догадок и гипотез. Борясь с норманистами, мы часто ставим телегу впереди лошади, выдвигая гипотезы, которые называем теориями.
   Византия была двуличной предательницей - на самом деле она была прагматичной. Вот кто находился во враждебном окружении, так это Византия. Агрессивные кочевники и полукочевые варварские племена на севере и северо-востоке, сотни раз угрожавшие столице; вооруженный нейтралитет и враждебность на западе; "вечный злейший враг" на востоке - сасанидский Иран; страшная угроза с юга - арабы; постоянный сепаратизм Египта, сирийских провинций; бесконечные религиозные распри, расшатывающие империю. Удивительно, как Византия еще держалась в такой обстановке. И какую политику ей вести - миролюбивую и честную? Такую вел только СССР, а в ту эпоху - никто. В конце концов, какого рожна понесло Святослава на Дунай? Судя по всему именно там, в Болгарии он собирался обустроить центр своей державы, подчинив себе местное население, болгар, без особо энтузиазма смотревших на планы Святослава. Да и византийской территорией хотел разжиться. Ну рассек он саблей пол-Европы, ну побил болгар и византийцев - и чего добился? Унес ноги и нашел не очень славную смерть на территории, где хозяйничали кочевники-печенеги.
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 10.01.2013 ]
   Не спорю, Алексей!
   Если судить с точки зрения внутренней политики Византии - то иначе и нельзя было в тех условиях: это действительно прагматизм. Двуличной эту политику я называю с точки зрения моего ЛГ - и это тоже будет субъективно правильно.
   Это относится и к "миролюбивой и честной" политике СССР: для того, что бы сохранить глобальный мир, необходимо было содержать кучу нахлебников в виде "братских"­ режимов и республик, вооружать и финансировать очаги сопротивления мировой кап. системе для обеспечения механизма противовесов, и т.п., и т.д.
   А Святослав просто заигрался в войну, на чём сыграли вначале хазарские каганы, финансировавшие многие европейские династии, а потом и византийские базилевсы, поманившие Святослава болгарскими богатствами и землями и использовавшие его в борьбе за власть.
   О том, что у Святослава были намерения обосноваться на болгарских землях - тоже много сказано. Общеизвестна цитата из Повести временных лет: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».
    Не зря он и рассадил своих сыновей по вотчинам...
   
   Все эти объективные факторы не мешают нам, писательской братии, романтизировать своих литературных героев.
   
   Ещё раз спасибо за интересную беседу.
Алексей Алексеев[ 11.01.2013 ]
   Рад, что диалог состоялся, и мы поняли друг друга.
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 11.01.2013 ]
   Взаимно!
Жуковский Иван[ 16.01.2013 ]
   Читать интересно. Глубокий литературный труд.
 
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 16.01.2013 ]
   Спасибо, Иван!
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 16.01.2013 ]
   Спасибо, Иван!
Громов Игорь[ 23.01.2013 ]
   Очень познавательно для читателя, Сергей! Замечательный труд! Вот по этим строчкам видно, сколько много пришлось тебе прочитать литературы, найти более достоверные источники, прежде чем взяться за "перо":
   "И месть врагов – смесь кривды и нелепиц
   Растёт в веках, как в поле лебеда."
   
   С теплом,Игорь.
 
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 23.01.2013 ]
   Спасибо, Друже! Рад, что тебе понравилось. Мне работа над этим стихо доставила огромное удовольствие. Люблю историю...
Громов Игорь[ 23.01.2013 ]
   Заметил! :)
Израиль Рубинштейн[ 25.01.2013 ]
   А мне просто понравилось! Правда, имею один ядовитый вопрос к строке-
   «Иду на вы!» И трепещите, гои," ГОИ - это что-то мне родное? Ответа
   жду с трепетом!
   "
 
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 25.01.2013 ]
   Привет, Израиль!
   Рад, что понравилось стихо. И что родным повеяло - не мудрено!
    Насчёт гоев всё нормально:
    Не скажу нового, сославшись на Википедию, что "«Гой» переводится с древнего иврита как «народ» (мн. число «гойим», «народы»). Такое значение это слово сохранило отчасти и в современном литературном иврите. В Библии этот термин никогда не применяется по отношению к одному человеку."
    Однако это слово имеет и древнерусские корни... Вся беда в том, что с насаждением христианства на Руси всё, относящееся к древнерусской, древнеславянской культуре, к культу славянских богов, жестоко преследовалось. В том числе оскопили и язык...
    Над этимологией слова "Гой" ломают головы и копья многие учёные мужи...
    Та же Википедия сообщает, что Гой — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой. Исторически тот же корень — в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кормиться, питаться, выздоравливать», «жизнь», «живить», «живой». В словаре Даля гоить — стар. «говеть, жить, здравствовать».[4] У И. И. Срезневского гоити — «живить»,[5] то есть гой может рассматриваться как форма повелительного наклонения от этого глагола. В украинском языке слово загоїти означает «залечить», «заживить» (например, раны). Кроме того, слово гой засвидетельствовано в древнерусском языке и в других контекстах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia». Еси — устаревшая личная форма глагола-связки «быть» во втором лице единственного числа.
   
   В современном русском языке слово гой деэтимологизировалос­ь­ и воспринимается лишь как междометие в составе данной формулы, становится «вызывательным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля).
   
   С корнем гой связано сохраняющееся в современном языке слово изгой (от изжити). Оно в древнерусском языке было социальным термином и означало лицо, «изжитое», «выжитое», т. е. утратившее связь со своей социальной средой.[6][7]
   
   Опираясь на подобное значение слова изгой, некоторые исследователи трактуют формулу гой еси как знак принадлежности к общине (роду, племени, нации, расе): «Ты есть наш, наших кровей».
   
   Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», лат. vir in plenis potentia), опираясь на диалектное значение слова гоило — «фаллос» (буквально «живитель»).
    В моей интерпретации выражения, это означает - "трепещите все живые..."
    Вот так как-то...
Израиль Рубинштейн[ 26.01.2013 ]
   Спасибо, Сергей, за всеобъемлющую информацию! Саркастическая ухмылка сползла с моей
   физиономии, лежу на лопатках и не рыпаюсь!
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 26.01.2013 ]
   Рад, что не разочаровал...
Саша Венский[ 08.02.2013 ]
   Замечательно сложено! Давно не приходилось читать что либо подобное!
   Не соглашусь с Вашим оппонентом в отношение Верховного Бога славян Рода!Очень узкий взгляд на вопрос...Не вдаваясь в подробности, назову хотя бы пару знакомых всем с детства слов: природа, род (человеческий), народ, родитель и т.д. Вряд ли бы "мелкого духа" удостоили такой чести))) В корень надобно зрить, в корень!
   А Вам, Сергей, вдохновения и удачи!
   
    С уважением, Александр
 
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[ 08.02.2013 ]
   Рад визиту и пониманию, Александр!
    Действительно, хотя иерархии подчинения в пантеоне славянских богов не было, однако Род почитался как один из важнейших, поскольку с его именем связывались основные жизненные блага. Отсюда и происхождение многих понятий, о которых Вы упомянули.
   
   С признательностью и взаимными пожеланиями творческих успехов.

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта