Прием произведений на конкурс "Самый яркий праздник года 2024" окончен. Идет работа жюри.
Лана Гайсина
Ошибка мага











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Новогодний Литературный конкурс "Cамый яркий праздник года - 2024"
Положение о конкурсе
Информация и новости
Произведения в Прозе
Произведения в Поэзии
Форум жюри
Буфет. Истории
за нашим столом
День кошек
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Татьяна Ярцева
Шальной листопад
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Журнал литературной элиты "Лауреат"

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Лиля Калаус
Объем: 8923 [ символов ]
Ай да Кибер-Пушкин...
Ай да Кибер-Пушкин…
 
Скрипучие дверцы с дребезжащим мутным стеклом, запах старой бумаги – жучки, плесень, пыль в ассортименте; зачитанные до дыр книжечки с отставшей бумажной обложкой, иные и вовсе без нее… Старый шкаф на балконе, полный фантастики и приключений. Зимой и летом не зарастала к нему народная тропа. Члены семьи, друзья семьи, родственники друзей семьи и друзья родственников – очередь выстраивалась чуть ли не по записям на потных ладошках. Ефремов и Брэдбери, Азимов, Каттнер, Саймак, Лем, Стругацкие – самые дорогие сердцу отечественного любителя фантастики (не путать с любителями фэнтези!) имена. Приложения к журналам, серии, собрания сочинений – «Советская фантастика», «Зарубежная фантастика», «Искатель», «НФ», «Библиотека приключений и фантастики», «Библиотека современной фантастики»…А сколько было сборников и сборничков, где (в лучших традициях советской эпохи) к косноязычному романищу какого-нибудь нафталинового совклассика - в нагрузку, «прицепом», шли несколько переводных рассказиков, и вот ради них-то и покупался здоровенный том. Впрочем – что это я? Не покупался, конечно, а чаще всего выменивался, или выпрашивался, или был получен в обмен на тонны макулатуры, а если уж и покупался, то не за один и на за два номинала. Наверное, не ошибусь, сказав, что детство и отрочество большей части интеллигенции моего и рядом стоящих поколений прошли под знаком НФ – научной фантастики. А когда-то прочитанное нет-нет да и выплывет из подсознания, накладываясь на текущую действительность и порождая ни к чему не обязывающие мысли на тему действительного соотношения реальности истинной и вымышленной.
К чему это длинное вступление? Всё дело в том, что научная фантастика – опять же, в отличие от фэнтези – помимо обычных для литературного жанра смысловых и развлекательных смыслов отягощена еще и некоей футурологически-пророческой миссией. К примеру, НФ образца 60-70 включает в себя огромный массив произведений, посвященных глобальной катастрофе в результате атомной войны между США и СССР. К счастью, мрачные прогнозы не сбылись. Пока. Или вот еще чудная тема: клонирование. Фантасты привольно расписали всевозможные сюжеты: от юмористической путаницы до трагедии самоидентификации. Однако, ни короткая и полная загадок жизнь овечки Долли, ни даже рождение нескольких младенцев-клонов все еще не являются доказательствами действительно решенной наукой проблемы. Или: заморозка трупов и безнадежно больных до лучших времен – криогеника. Замораживание миллионеров идет полным ходом, но вот удастся ли их когда-нибудь оживить – вопрос…
Многое обозрели своим быстрым умом писатели-фантасты. Сложные взаимоотношения человека и робота, перенаселение, абсолютное оружие, вечная жизнь, цикличность человеческой цивилизации, столкновение с внеземным разумом, наконец (это отдельный Клондайк идей и предположений). Помню, собрание сочинений невероятно популярного в советские времена, а ныне почти забытого писателя-фантаста Александра Беляева, изданное где-то в конце 50-х годов прошлого века, было украшено дивной таблицей. В левом столбце значились выдуманные Беляевым достижения науки и техники, как-то: способность летать подобно птице («Ариель» - не путать с известным стиральным порошком), способность плавать подобно рыбе («Человек-амфибия», раскрученный советским кинематографом), пересадка органов человеческого тела вплоть до голов и лиц, чудесные гормональные лекарства, продажа воздуха и пр. и пр. А в правом столбце издатели указывали примерную дату действительного изобретения всех этих чудес. Согласно этой таблице, году так в 80-м человечество бы поголовно взлетело в голубые небеса без посредства техники.
Повторяю, многое описали фантасты в своих произведениях. И только две вещи не удалось им предугадать – глобальной компьютеризации и Интернета. Забавно сейчас читать какую-нибудь повесть середины прошлого века, повествующую о середине века нынешнего: сидит там какой-нибудь известный писатель за пишущей машинкой… Ну максимум – вместо книг у него микрофильмы на полках. Интернет же и вовсе никто из авторов не мог себе вообразить. А ведь именно Всемирная сеть представляет на сегодняшний день то необозримое виртуальное пространство, где и воплощаются многие идеи фантастов прошлого.
Есть, к примеру, у Станислава Лема замечательно смешной рассказ из серии «Приключения Трурля и Клапауциуса». Поспорив с другом, конструктор и программист Трурль усовершенствовал обычную цифровую машину, и она начала сочинять стихи. Вначале – нелепые и совсем простенькие, но зато потом (после долгих мучений конструктора) стали выходить из-под воображаемого пера механического поэта весьма и весьма качественные вирши. Причем, машина могла сочинять тексты и на заказ, например, стихи, в которых все слова начинались бы на букву «г», с определенным сюжетом и определенной величины («Грозный Генька-генератор грубо грыз горох горстями…» и т.д.) В общем, выиграл Трурль спор, посрамил друга-противника Клапауциуса, а кибер-поэт тем временем сочинял и сочинял – пока не лишил работы всех поэтов настоящих. Редакциям выгоднее и проще оказалось иметь дело с покладистой, неприхотливой, а главное – плодовитой машиной, нежели чем с капризными и непредсказуемыми поэтами-людьми. Чуть было не растерзанные толпой обозленных авторов, лишившихся по милости железного барда пропитания, конструкторы вынуждены были отправить свое детище в космос в качестве одного из спутников далекой планеты. Но не затерялся в пространстве вселенной механический поэт – он продолжал сочинять и отправлять километры своих творений в пространство, так что вскоре этот сектор пришлось закрыть для космических кораблей: непрерывная трансляция гениальных стихов сделала невозможной космическую навигацию…
В прошлом году в рунете появился проект под названием «Кибер-Пушкин». Его автор – пермский медиахудожник Сергей Тетерин создал говорящую механическим голосом голову кибер-поэта, которая читает серию стихов, написанных программой «Кибер-Пушкин 1.0 бета». Эта программа производит русскоязычные стихи на основе обширной базы данных (стихи Есенина, Мандельштама, Пригова и пр.) После нескольких месяцев существования автор законсервировал свой проект, но его заархивированную версию можно скачать с сайта http://teterin.ru/pushkin.htm
Вот несколько отрывков их стихотворений кибер-поэта.
***
Слипшийся дзот
заарканенный зануда
Дрогни православие
В рот не берет великий Будда.
***
Розовый, падший цветок георгин,
 
Склоняет к сожительству лень,
 
Бурей заброшен в курятник пингвин
***
Санки катая по раннему небу,
 
Сказки читая поганцам минтая,
 
Забросьте хвосты на ближайшую пальму.
 
Приматы душили Варвару и Марью!
Сам автор – Сергей Тетерин, чье лицо и голос, кстати, послужили основой для кибер-двойника, - резюмирует так: «…Эти стихописания, конечно же, смехотворны. Но они созданы на основе уже допотопного «программного движка» образца 1996 года. Если учесть тенденцию совершенствования подобных «стихо-программ», то можно с уверенностью ожидать в ближайшие два-три года появление русскоязычной программы, которая будет писать стихи на уровне большинства ныне живущих поэтов-людей. Люди закономерно проиграют в конкурентной борьбе: машины не только начнут генерировать более талантливые стихи, но и, что важно, будут производить их моментально и в неограниченных количествах. Перемены в культурном пространстве неизбежны: искусство поэзии станут преподавать в рамках «гуманитарного программирования», а стихи для любимых будут не писать, а выбирать, как цветы в магазине».
Смелое утверждение. Не знаю, может быть и так. Однако, судя по тому, сколь непопулярна ныне поэзия как жанр с одной стороны и насколько нечитабельны поэзы, созданные современными поэтами - с другой, скорее всего и механические, и рукотворные вирши будут в равной степени невостребованы читателями.
А вот если такую программу создать для прозаических текстов… Немалые деньги может она принести своему творцу. Представляете: невиданная плодовитость – хоть 10 романов в месяц – раз; никаких излишеств в смысле стиля, строгая функциональность - два, низкие затраты – три, никаких капризов, лени и отсутствия вдохновения у автора – четыре, абсолютное попадание в «десятку» самых низменных и постыдных читательских вкусов – пять, математически рассчитанная кривая «раскрутки» той или иной серии…
Хотя – что это я? Уж не создана ли такая программа давным-давно по заказу российских издательств и не работает ли она уже много лет, регулярно выбрасывая на прилавки книжных магазинов нескончаемые вереницы иронических детективов, крутых боевиков, слезливых дамских романов и нудной фэнтези?
Недаром, наверное, в последнее время все чаще звонят мне старые приятели и просят (как в незапамятные времена далекой юности) почитать Лема или Стругацких. Или что-нибудь из классики. Одним словом – что-то настоящее.
Натуральный продукт…
Дата публикации: 22.07.2003 12:28
Предыдущее: Света

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Юлия Головнёва[ 24.07.2003 ]
   Отличная статья! И тема актуальная. Цитирую: "Многое описали фантасты в своих произведениях. И только две вещи не удалось им предугадать – глобальной компьютеризации и Интернета. Забавно сейчас читать какую-нибудь повесть середины прошлого века, повествующую о середине века нынешнего: сидит там какой-нибудь известный писатель за пишущей машинкой…" Но никакой фантаст тем более не предвидел, какие "глюки" могут возникнуть в этой новой машинке! Вот сейчас: хочу поставить 10 баллов, а выходит 1. Чтоб этот вирус тому, кто его сюда пустил, на каком-нибудь тестировании самому попался! Извините, Лиля.
тим[ 24.07.2003 ]
   Настоящий продукт
П.Кулешов[ 08.08.2003 ]
   Живо написано, с интригой.
Лазарева Людмила Викторовна[ 28.01.2014 ]
   Статью прочла с удовольствием и удивилась простому открытию. Чтобы
   писать фатастику, нужно по-настоящему быть "тронутым"­...­ вот тогда все
   сбудется. Или держать пульс на новинках современной техники или
   последних открытиях.
    Рада видеть вас на этом сайте.

Геннадий Розенталь
ДИАЛОГ
Наши авторы на Youtube
Любовь Санько
Одуванчики
Наши новые авторы
Валков
Старики
Сафиулин Максим Сергеевич
По маршруту Успех - Забвение
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Наградные билеты МСП
"Новый Современник"
Николай Вуколов
Валентина Тимонина
Сергей Малашко
Ол Томский
Дмитрий Долгов
Сергей Ворошилов

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта