Наши юбиляры
Николай Вуколов
Поздравления юбиляру
Награды и достижения
Видеоклипы Николая Вуколова на YouTube








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Блинов Андрей Вячеславович
Объем: 12403 [ символов ]
Про Котенка и Пастуха. О двух стихотворениях одного автора
(Статья двухлетней давности, написанная для одного из литпорталов.)
(Как обычно, ссылки публикуются коряво. Для перехода по ссылкам на стихи нужно скопировать их в адресную строку и убрать один пробел почти у самого конца.)
 
Друзья, рад предложить вашему вниманию автора, творчество которого не оставит равнодушным никого. Suisekil (Ярмолинский Леонид Исаакович). Пока автор выложил два своих стихотворения, которые я сочту за честь «обозреть».
 
Suisekil. Котенок, Луна и Мышонок
 
Ночной ветерок так прозрачен и звонок
Что даже сверчки не нужны
Задумчиво смотрит печальный Котенок
На полное блюдце Луны:
Наверное, там очень вкусное что-то,
Не зря ведь стоит высоко...
А серый Мышонок,
дрожа до икоты,
Лакает его молоко...
 
1. Жанр стихотворения
 
Несколько прямых и косвенных признаков указывают на то, что перед нами стихотворение для детей:
- указание автора в названии цикла и раздела («Стихи для детей», «Племяшкам»),
- антропоморфность действующих лиц-животных. Это выражается косвенно – в замене нарицательных котенок, мышонок на личные Котенок, Мышонок; и напрямую – через придание животным человеческих характеристик. Котенку приписываются человеческие размышления (Наверное, там очень вкусное что-то, // Не зря ведь стоит высоко...), а Мышонок «дрожит до икоты» (чисто человеческое поведение, мышь-животное ведет себя по-другому),
- сюжетность стихотворения. Не секрет, что большинство стихов для детей сюжетны (исключение составляет, пожалуй, большая группа стихов о природе, но даже и там иногда встречается сюжет),
- скрытая нравоучительность. Можно выразить что-то вроде морали: не увлекайся недосягаемым, цени то, что у тебя есть.
 
2. Размер, ритм и рифмовка.
Стихотворение написано амфибрахием, попарным чередованием четытехстопных стихов с женской рифмой и трехстопных – с мужской. (Схема рифмовки АбАб, ритмический рисунок - ! - - ! - - ! - - ! - // - ! - - ! - - !) Рифмы правильные, но не грамматические, что великолепно подходит не только для детского стихотворения, но и для беспроблемного восприятия в целом.
 
3. Фонетика, строфика и сюжет
Стихотворение обладает уникальным фонетическим строем, меняющимся в соответствии со структурой и поэтической задачей.
А)
Ночной ветерок так прозрачен и звонок
Что даже сверчки не нужны
 
Вступление-экспозиция. Задача здесь – нарисовать картинку-обрамление, хронотоп (место и время действия). Обратите внимание на изменение по глухости-звонкости согласных от начала строк к концу: глухие звуки (ч, т, к, п, в) постепенно сменяются звонкими (з, р, н, ж). Создается ощущение «звона» и «прозрачности»: что бывает прозрачным? Воздух и стекло. Воздух (ветер) дует, шумит (звуки ч, в, созвучие чн=шн), превращаясь в стекло (ж, н). Есть выражение «стеклянный воздух» (например, «Стеклянный воздух над костром // Струится и дрожит…» Ахматовой), то есть та же «прозрачность», только метафора еще более усилена. Повторюсь, в данном стихотворении это передается не только лексически, но и фонетически.
Далее звуковой ряд меняется, но ощущение звонкости и прозрачности задано и сохраняется на всем протяжении этого короткого стихотворения.
 
Б)
Задумчиво смотрит печальный Котенок
На полное блюдце Луны:
 
Завязка. Появление персонажа Котенок, появление предмета конфликта – Луны.Фонетически акцент сделан на гласных: повторение у-о-ы (плюс ю=jу, ё=jо). Задача – создать интимное, ночное настроение, созвучное словам «печальный», «задумчиво»
«Полное блюдце Луны» - усиленное сравнением выражение «полная луна». По сути – двойное сравнение.
(Рифма «тонок – котенок» напомнило рубцовское «Свет луны ночами тонок, // Берег светел по ночам, // Море тихо, как котенок, Все скребется о причал...»)
 
В)
Наверное, там очень вкусное что-то,
Не зря ведь стоит высоко...
 
Развитие конфликта. Внутренний монолог-размышление. Фонетический акцент снова на гласных. Обратите внимание: практически полная гамма с многократным «о» в концовке придает стихам напевность и декламационность.
Ударные: е-а-у-о // а-и-о. Снова сходные структуры двух стихов. Звук «о» в концовках придает эффект удивления, размышления. Не зря мы говорим «о-о-о!», когда удивлены или восторженны.
«Стоит высоко» подчеркивает сравнение Луны с блюдцем (которое, если верить Котенку, поставили высоко, чтобы было не достать), но это еще и великолепная лексическая находка автора: совершенно правильно сказать «встает луна», «на небе стоит луна» (например, «Над розовым морем вставала луна» Г. Иванова).
 
Г)
А серый Мышонок,
дрожа до икоты,
Лакает его молоко...
 
Кульминация и развязка. Появление персонажа Мышонок.Фонетически и сюжетно эти два стиха связаны с предыдущими двумя. Даже учитывая разделение первого из них на полустишия – последний ударный гласный всегда – «о».
По жанру кульминация – комедийная. Создается эффект внезапности, сюрприза. Для этого автор и придерживает Мышонка, не вводит его в действие. Для этого и про молоко Котенка в предыдущих строках ни слова. Кстати, как таковой развязки в стихотворении нет. Предполагается, что она произойдет позже – когда Котенок обнаружит свое пустое блюдечко. (Свидетельство этому – многоточие в конце стиха.) Такая установка на домысливание развязки, хоть и усложняет восприятие, но приглашает к сотворчеству, учит детей составлять логические цепочки действий, «включает» воображение читателей.
Комично выглядит как «печальный» Котенок, так и «дрожащий до икоты» Мышонок. Два полюса – смешной и грустный, Арлекин и Пьеро.
«Лакает его молоко». Строка, вызвавшая большое количество возражений. Его - чье молоко? Все встает на свои места, если отбросить все дополнительные конструкции. Вот что получается: «смотрит… Котенок на … блюдце Луны…, а серый Мышонок… лакает его молоко…» Все предельно просто. Читатели-дети с прямым мышлением увидят это без проблем. Вопросы возникают только у взрослых, которые привыкли искать в каждой фразе скрытые смыслы и подводные камни.
Еще один вопрос – о сравнении двух блюдец: «полного блюдца Луны» и блюдца с молоком, которое стоит рядом с Котенком. Утверждение, что молоко находится в «блюдце Луны» очень сомнительно. Молоко – явная принадлежность блюдца на Земле. На это указывает местоимение «его»: «его молоко», то есть молоко Котенка, о котором тот, естественно, прекрасно осведомлен. Да и Мышонок не дрожал бы так от страха, если бы лакал молоко из «блюдца луны». Основной прием, положенный в основу конфликта в стихотворении, состоит как раз в сопоставлении двух блюдец.
 
4. Вывод
Стихотворение обладает сюжетностью и логикой. Сочетание детского, непосредственного взгляда на мир, глубокой скрытой философии, грамотного фонетического и ритмического строя делает стихотворение необыкновенно красивым и глубоким.
 
___________________________________________ _______________________________
 
Suisekil. Пастух
 
Мир осколочком Вечности стынет,
Ночь спускается на водопой,
Неразменный червонец пустыни
Мне зачем-то доверен судьбой.
Здесь, где в прахе следы зодиака,
По-особому чувствуешь миг,-
И пастушеской пыльной собакой
Серый ангел к ладони приник
Сквозь ночные холодные космы
Волчьи очи,- зверье да ворье,
Как мне быть? Разлетается Космос,
Разбегается стадо мое...
 
В данном случае говорить о сюжете можно, но я предлагаю рассмотреть образы, составляющие основной мотив стихотворения: пустыня, пастух, волк, Космос. Причем из них только Космос представлен напрямую, остальные – опосредованно, ассоциативно. Такое рассмотрение возможно для стихов с ярко выраженной метафоричностью, где сюжет образует движение мысли, а не действия персонажей.
 
«Пустыня».
Указатели: строка «Неразменный червонец пустыни»; место написания – пустыня Негев, Израиль; название цикла.
Наверное, для полного понимания стиха необходимо сделать пояснение про саму пустыню Негев. Вопреки нашему обычному представлению о пустынях с жарой под +50, песчаными дюнами, кактусами и верблюжьими караванами, пустыня Негев сложена известняками и имеет рельеф, отличный от ровной поверхности. С давних времен там развито скотоводство (это к вопросу о пастухах), в данный момент это прекрасный объект для туризма. Пустыню называют колыбелью еврейского народа, соответственно, с ней связаны многие библейские сюжеты. (Подробнее - см. ссылки в конце)
Но образ пустыни в стихотворении не ограничивается картинкой, поданной мной «для разогрева». Пустыня – это еще и всякое пустынное, дикое место (такое определение также характерно для библейских текстов). Пустыня ассоциируется с одиночеством. Если вернуться к Библии (да я от нее и не отходил), это место Откровения, беседы с Богом.
Поэтому данный образ столь важен автору. Это исходный образ – территориальный и метафорический. Вопрос «Как мне быть?» обращен к Богу и к самому себе.
«Неразменный червонец пустыни». Неразменный червонец (рубль), следуя за афоризмом, - это подлинное богатство, неубывающие душевные силы. Соответственно, автору «зачем-то» пустыня даровала эти силы, это богатство. «Зачем-то». На первый взгляд, лишнее, необоснованное слово. Но если подумать: разве нам дано знать, что и за что приготовила нам судьба? Конечно, нет. Поэтому – «зачем-то». Но – «доверен». А значит, автор заслужил от судьбы необычный подарок, тот самый неразменный.
 
«Пастух».
Указатели: «И пастушеской пыльной собакой // Серый ангел к ладони приник»; название произведения.
Про скотоводство в пустыне я уже говорил. Пастушеские собаки – обычное дело, они наблюдают, чтобы овцы или иные твари не разбрелись и не потерялись.
Теперь о том, зачем этот образ здесь.
Герой отождествляет себя с пастухом. Вряд ли с настоящим, «выгуливающим» овец или козлов. Тут снова поможет библейская трактовка: пастух как духовный лидер, предводитель. Тогда стадо – это верующие, идущие за ним. Не случайно слово «паства» (прихожане) произошло от «пастись».
Теперь нам становится понятно, какой червонец доверила лирическому герою судьба. Не случайно вместо тривиальной и незаменимой собаки у него – ангел на ладони, вернувшийся с донесением посланец, следящий за паствой.
 
«Волки».
Указатели: фраза «волчьи очи».
Несомненно, этот образ также гораздо глубже прямого понимания. Этот символ поясняется далее словами: «зверье да ворье». Волк в христианстве – символ дьявола и ереси. Противоположность собаки, чьи функции – преданность и защита. Несомненно, речь здесь идет о несовершенстве мира и о людских пороках.
К этому же символу тяготеет концовка стихотворения, строка «Разбегается стадо мое...». От волков или к волкам? - вот вопрос.
 
«Космос».
Указатели: фраза «Разлетается Космос».
Образ, присутствующий в стихотворении как дополнительное указание на хронотоп (Космос ассоциируется с ночным небом и звездами) и как символ Высшего космического разума. Космос, гармония как противоположность хаосу. «Разлетается Космос» - значит, не все так ладно.
«Сквозь ночные холодные космы» - скорее всего, имеются в виду спутанные пряди длинных волос самого Пастуха. Но каждое слово в стихотворении неоднозначно. «Космы» на глазах можно понять как что-то, мешающее ясному видению окружающего. Отсюда – «ночные» (в данном случае, вероятно, «темные») и «холодные» (не от зла ли?).
Мир осколочком Вечности стынет,
Ночь спускается на водопой
Красивейшая лирическая зарисовка. Мир (планета) ночью остывает, «осколочком вечности» - написать «осколком» было бы слишком грубо. Вторую строку даже не комментирую, наслаждаюсь.
«Здесь, где в прахе следы зодиака» - видимо, указание на зодиакальные созвездия. «Прах» здесь либо пыльный пустынный воздух, либо символ бренности, угасания, отречения от земного.
 
Как все связано.
Ну, теперь это нетрудно связать воедино. Центральный образ – Пастух, он же лирический герой, с которым отождествляет себя автор. Место действия – «осколочек вечности», окруженный (в прямом и переносном смыслах) Космосом. Конкретное место – пустыня, место уединения, молитв. Стихотворение и читается как молитва: о добре (ангел - пастушеская собака; все в мире изначально гармонично) и зле («волчьи очи», хаос).
 
Предвидя вопросы.
При подготовке обзора, помимо собственной эрудиции,)) я использовал следующие источники:
Copyright: Блинов Андрей Вячеславович, 2011
Свидетельство о публикации №272112
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13.12.2011 19:44

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО? КОНКУРС.
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов