В августе 2011 года исполнилось 175 года со дня рождения и 90 лет со дня смерти Петра Дмитриевича Боборыкина (1836-1921). Очень кратко, о нем можно сказать примерно так: русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. А если сказать чуть больше, то перед нами самый плодовитый русский писатель XIX века. Автор более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций! Не знали уважаемый читатель? Ну, это не Ваша вина. За боле, чем 75 летний период советской власти в спецхраны СССР было спрятано немало русских писателей и их книги. И только сейчас, через 18 лет после краха СССР двери спец. хранилищ, начинают открываться и отдавать нам забытые имена… А Петр Боборыкин, это не только незаслуженно забытый писатель и журналист. Перед нами человек, который заслужил, чтобы его имя вошло в историю мировой литературы и без учета его литературных заслуг, поскольку именно он сделал своего рода, как бы, далеко идущее, открытие, он первый в мире ввел в русский язык, слово «интеллигенция»! А еще, он за 50 лет до русского (советского) поэта, А. Твардовского ( 1910 — 1971) написал роман под названием «Василий Теркин».Но, обо всем по порядку… Биография: Родился Петр Дмитриевич Боборыкин 15 (27) августа 1836 в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 — на отделении химии Дерптского университета, в 1857 перешел на медицинский факультет. В 1860, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права. Начал писать с гимназических лет, первая публикация — комедия «Однодворец» (1860). Ранние драмы Боборыкина «Ребенок» и «Старое зло» (обе 1861), «Мать и дитя» (1864), автобиографический роман «В путь-дорогу» (1862-1864) написаны не без влияния В.А.Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863-1865 Петр Боборыкин издавал "Библиотеку для чтения", в которой занимал умеренно-либеральную позицию. Именно в эти годы, печатая свои работы в вышеназванном журнале, Петр Боборыкин впервые в мире ввел в употребление слово «интеллигенция». А затем уже в других своих работах, продолжил его широкое пропагандировать. И его усилия не пропали даром. Как говорится, семена попали в благодатную почву, и в Российской империи появилась особая группа людей свободных профессий, которые приняли за собой определение «интеллигенция». И дело так зашло далеко, что знаменитая Британская энциклопедия так определила понятие слова интеллигенция: «Особый тип русских интеллектуалов, обычно в оппозицию к правительству». В 1875 году Петр Боборыкин подал термин в значении философском - "разумное постижение действительности". Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как "самый образованный слой общества". Это определение из статьи автора под названием "Русская интеллигенция", в которой, кстати говоря, П.Д. Боборыкин объявил себя "крёстным отцом" понятия. Автор, надо отметить, несколько слукавил в отношении своей роли первооткрывателя термина, хотя даже размышлял над ним и ранее. В 1870 году в романе "Солидные добродетели" Боборыкин пишет: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всём протяжении ХIХ в. и даже в последней трети ХVIII в." В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ - в этом находить своё призвание и нравственное оправдание. Но Петр Боборыкин свое открытие сделал не на пустом месте. "Первоисточником концепта "интеллигенция" можно считать греческое слово noesis - сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иную, без тонкостей - хорошая степень понимания, сознания. Слово применил драматург-комик Теренций (190-159 гг. до н.э.). И уже позднее в латыни значение понятия трактовали способностью понимания (умственной способностью). В средние века понятие получило теологический характер и трактовалось как Ум Божий, Божественный Разум. Предполагалось, что им творится многообразие мира. Примерно в таком роде интеллигенцию ощущает и Гегель, заключая в своей "Философии права": "Дух есть <...> интеллигенция". И чтобы закончить тему интеллигенции следует сказать, что российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка): «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция); «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности. Русский ученый Виталий Тепикин как бы продолжил дело Боборыкина, поддерживая его идею, о том, что интеллигенция - это особая русская общественную группа. Он же предпринял достаточно успешную попытку консолидировать взгляды учёных, с этой целью сформулировал 10 признаков «интеллигенции». 1. передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях; 2. активная умственная работа и непрерывное самообразование; 3. патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой родине; 4. творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной её части, как многими принято считать), 5. подвижничество; 6. независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя; 7. критическое отношение к действующей власти, 8. осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма; 9. верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению; 10. неоднозначное восприятие действительности, что ведёт к политическим колебаниям, а порой - и проявлению консерватизма. А Вы уважаемый читатель прочитав эти признакаи, как длумаете: « Принадлежите Вы к интеллигенции или нет»? Но, затем в 1917 году Российская империя пала, и к власти пришел пролетариат, а само понятие «интеллигент» применительно, к прежним вышеперечисленным группам интеллигенции стало ругательным. В дальнейшем же, советская власть родила в недрах своих идеологических лабораторий новое понятие «советская интеллигенция» как прослойки между пролетариатом (рабочими) и крестьянством (советскими колхозниками). Но это уже совсем другая история, не имеющая к Петру Боборыкину никакого отношения…. А сам П. Боборыкин поняв, что в Российской империи, несмотря на всю его лояльность к режиму, ему как писателю и журналисту не реализоваться, в 1865 году уехал за границей, где и пробыл до 1880 года. Затем вернулся в Россию откуда уехал в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны. Проживая во Франции П.Боборыкин, в силу своей литературой известности, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы. В этот период им написан в романе «В чужом поле» (1866) где Боборыкин отразил свои впечатления от Парижа. А проживая во Франции П. Боборыкин сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И.Тэн, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.), писателями (А.Дюма-сын, Дж.Элиот, У.Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта). Сам П.Боборыкин кроме занятий литературной деятельностью, был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах «Интернационала»; познакомился с А.И.Герценом. После публикации комедии из крестьянской жизни Иван да Марья (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии Театральное искусство (1872), где, в частности, много говорилось об А.Н.Островском. В котором П. Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, сам Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы «Жертва вечерняя», 1868, посвященный "женскому вопросу" и принесший автору славу "безнравственного" писателя; «На суд», 1869, навеянный судебным процессом над А.В.Сухово-Кобылиным). В 1870 Боборыкин сотрудничал с "Отечественными записками", где с 1871 заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки «На развалинах Парижа» (1871) и «Очерк истории Коммуны» (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах (Фараончики, 1871, и др.), романах Солидные добродетели (1870) и Дельцы (1872-1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании Русский Шеффильд. (Очерки села Павлова) (1877). Острый для русского общества 1860-1870-х годов "славянский" вопрос поднимал роман «Доктор Цыбулька» (1874), любовно-психологический роман «Лихие болести» (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем "хождении в народ". Для произведений Боборыкина, "писателя-эмпирика", отличающегося быстротой реакции на "злобу дня" и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудно воспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 писатель увлекается новым течением — натурализмом (статья Реальный роман во Франции, 1976, и др.), знакомится с Э.Золя, Э.Гонкуром, А.Доде и другим писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине "золаизм". В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале "Слово" — роман «Сами по себе», 1878, статьи Мысли о критике и литературном творчеств и Мотивы, и приемы русской беллетристики", обе 1878, пьеса Сытые, 1879). В 1871 году Петр Боборыкин женится на Софье Зборжевской. Которая тоже увлекалась литературой и стала его активной помощницей. Родилась С. Зборжевская в 1845 г. Изучала в Париже театр, искусство и в 1869 г. дебютировала на театре Vaudeville. В 1870 г. играла, с французской труппой, в Италии и Вене; в 1871 г. была принята в труппу Александринского театра, где играла под именем Северцовой, но скоро оставила сцену и вышла замуж за П.Д. Боборыкина . Перевела с французского ряд комедий Лесажа, Бальзака, Мюссе и др.; перевела на французский язык роман П.Д. Боборыкина "Полжизни" и написала ряд небольших повестей в "Жив. Обозрении", "Нови", "Театральном журнале", "Артисте". С публикации романа «Полжизни»(1873) — о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, — началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом "Вестник Европы", где увидели свет его многочисленные романы: «Китай-город» (1882) — одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; В этом же году выходит и новый роман П. Боборыкина «Василий Теркин»- попытка нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам! Так, что А. Твардовский, написав в 1941-45г.г. свою поэму «Василий Теркин» которая, по мнению литературных критиков, явилась « ярким воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой отечественной войны», в некоторой степени совершил как бы перевоплощение бобрыкинского «героя», в новых советский условиях жизни русского народа.. Дальше пошли новые работы - романы «Из новых» (1887), «На ущербе» (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; «Перевал» (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории "малых дел"; «Ходок» (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф.Энгельсом), «Княгиня» (1896), «По-другому» (1897), получивший резкий отзыв В.И.Засулич и одобрение В.И.Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; «Тяга» (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. "Социальному самочувствию" разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина Изменник (1889), Поумнел (1890) — о распространенной в период реакции "болезни" ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 вв. характер крылатого выражения. Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы «Старые счеты» (1883), «Доктор Мошков», «Клеймо» (обе 1884), «С бою» (1891), «Накипь» (1899, др. назв. — Поветрие, 1900); В 1877 Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; В 1883-1885 — член Театрально-литературного комитета, в 1891 — заведующий репертуарной и художественной частью театра Е.Горевой в Москве; В 1897 — председатель Всероссийского съезда сценических деятелей. Среди более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций Боборыкина современными литературными критиками отмечаются: повести Однокурсники (1901) — о художественной жизни начала 20 в., Братья (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; романы Великая разруха» и «Семейная хроника (1908), показавший жизнь интеллигенции периода 1-й русской революции; автобиографические воспоминания «За полвека» (1906-1913).( http://www.zakharov.ru/compone nt/option,com_books/task,book_details/id,25 7/Itemid,38/) и «Итоги старейшего» (1917); исследования, посвященные истории русского и европейского романа. Затем Боборыкин навсегда покидает Россию. Он резко эволюционирует вправо и порывает окончательно с теми весьма ограниченно демократическими настроениями, которые ранее делали возможным его сотрудничество в прогрессивных журналах. Характерен неопубликованный дневник Боборыкина за октябрьские дни 1905 года. Писатель испытывает всё время ужас перед революцией и стоит на стороне правительства. «Жизнь только на студенческих сходках и рабочих митингах, но устремляться туда нет особенной охоты». Писатель с восторгом встречает манифест 17 октября, утверждая: «17 октября 1905 года такая же эра для России как бегство из Мекки в Медину для магометан». С 1914 писатель жил за границей. Советскую власть в России, в отличии скажем от Алексея Толстого или Алексея Пешкова (Горького), он не принял и умер своей смертью в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921. |