Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Владимир Бровко
Объем: 15933 [ символов ]
Крестный Отец всех ИНТЕЛЛИГЕНТОВ
В августе 2011 года исполнилось 175 года со дня рождения и 90 лет со дня смерти Петра Дмитриевича Боборыкина (1836-1921).
 
Очень кратко, о нем можно сказать примерно так: русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель.
 
А если сказать чуть больше, то перед нами самый плодовитый русский писатель XIX века. Автор более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций!
 
Не знали уважаемый читатель?
 
Ну, это не Ваша вина. За боле, чем 75 летний период советской власти в спецхраны СССР было спрятано немало русских писателей и их книги. И только сейчас, через 18 лет после краха СССР двери спец. хранилищ, начинают открываться и отдавать нам забытые имена…
 
А Петр Боборыкин, это не только незаслуженно забытый писатель и журналист.
 
Перед нами человек, который заслужил, чтобы его имя вошло в историю мировой литературы и без учета его литературных заслуг, поскольку именно он сделал своего рода, как бы, далеко идущее, открытие, он первый в мире ввел в русский язык, слово «интеллигенция»!
 
А еще, он за 50 лет до русского (советского) поэта, А. Твардовского ( 1910 — 1971) написал роман под названием «Василий Теркин».Но, обо всем по порядку…
 
Биография:
 
Родился Петр Дмитриевич Боборыкин 15 (27) августа 1836 в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 — на отделении химии Дерптского университета, в 1857 перешел на медицинский факультет.
 
В 1860, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.
 
Начал писать с гимназических лет, первая публикация — комедия «Однодворец» (1860).
 
Ранние драмы Боборыкина «Ребенок» и «Старое зло» (обе 1861), «Мать и дитя» (1864), автобиографический роман «В путь-дорогу» (1862-1864) написаны не без влияния В.А.Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы.
 
Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции.
 
В 1863-1865 Петр Боборыкин издавал "Библиотеку для чтения", в которой занимал умеренно-либеральную позицию.
 
Именно в эти годы, печатая свои работы в вышеназванном журнале, Петр Боборыкин впервые в мире ввел в употребление слово «интеллигенция».
 
А затем уже в других своих работах, продолжил его широкое пропагандировать. И его усилия не пропали даром.
 
Как говорится, семена попали в благодатную почву, и в Российской империи появилась особая группа людей свободных профессий, которые приняли за собой определение «интеллигенция».
 
И дело так зашло далеко, что знаменитая Британская энциклопедия так определила понятие слова интеллигенция: «Особый тип русских интеллектуалов, обычно в оппозицию к правительству».
 
В 1875 году Петр Боборыкин подал термин в значении философском - "разумное постижение действительности".
 
Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как "самый образованный слой общества". Это определение из статьи автора под названием "Русская интеллигенция", в которой, кстати говоря, П.Д. Боборыкин объявил себя "крёстным отцом" понятия.
 
Автор, надо отметить, несколько слукавил в отношении своей роли первооткрывателя термина, хотя даже размышлял над ним и ранее. В 1870 году в романе "Солидные добродетели" Боборыкин пишет: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всём протяжении ХIХ в. и даже в последней трети ХVIII в."
 
В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ - в этом находить своё призвание и нравственное оправдание.
 
Но Петр Боборыкин свое открытие сделал не на пустом месте.
 
"Первоисточником концепта "интеллигенция" можно считать греческое слово noesis - сознание, понимание в их высшей степени.
 
Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иную, без тонкостей - хорошая степень понимания, сознания.
 
Слово применил драматург-комик Теренций (190-159 гг. до н.э.). И уже позднее в латыни значение понятия трактовали способностью понимания (умственной способностью).
 
В средние века понятие получило теологический характер и трактовалось как Ум Божий, Божественный Разум. Предполагалось, что им творится многообразие мира.
 
Примерно в таком роде интеллигенцию ощущает и Гегель, заключая в своей "Философии права": "Дух есть <...> интеллигенция".
 
И чтобы закончить тему интеллигенции следует сказать, что российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):
 
«высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины.
 
Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
 
«массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты.
 
Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
 
«полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности.
 
Русский ученый Виталий Тепикин как бы продолжил дело Боборыкина, поддерживая его идею, о том, что интеллигенция - это особая русская общественную группа.
 
Он же предпринял достаточно успешную попытку консолидировать взгляды учёных, с этой целью сформулировал 10 признаков «интеллигенции».
 
1. передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
 
2. активная умственная работа и непрерывное самообразование;
 
3. патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой родине;
 
4. творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной её части, как многими принято считать),
 
5. подвижничество;
 
6. независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
 
7. критическое отношение к действующей власти,
 
8. осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
 
9. верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
 
10. неоднозначное восприятие действительности, что ведёт к политическим колебаниям, а порой - и проявлению консерватизма.
 
А Вы уважаемый читатель прочитав эти признакаи, как длумаете: « Принадлежите Вы к интеллигенции или нет»?
 
Но, затем в 1917 году Российская империя пала, и к власти пришел пролетариат, а само понятие «интеллигент» применительно, к прежним вышеперечисленным группам интеллигенции стало ругательным.
 
В дальнейшем же, советская власть родила в недрах своих идеологических лабораторий новое понятие «советская интеллигенция» как прослойки между пролетариатом (рабочими) и крестьянством (советскими колхозниками). Но это уже совсем другая история, не имеющая к Петру Боборыкину никакого отношения….
 
А сам П. Боборыкин поняв, что в Российской империи, несмотря на всю его лояльность к режиму, ему как писателю и журналисту не реализоваться, в 1865 году уехал за границей, где и пробыл до 1880 года.
 
Затем вернулся в Россию откуда уехал в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны.
 
Проживая во Франции П.Боборыкин, в силу своей литературой известности, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы.
 
В этот период им написан в романе «В чужом поле» (1866) где Боборыкин отразил свои впечатления от Парижа. А проживая во Франции П. Боборыкин сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И.Тэн, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.), писателями (А.Дюма-сын, Дж.Элиот, У.Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта).
 
Сам П.Боборыкин кроме занятий литературной деятельностью, был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах «Интернационала»; познакомился с А.И.Герценом.
 
После публикации комедии из крестьянской жизни Иван да Марья (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии Театральное искусство (1872), где, в частности, много говорилось об А.Н.Островском.
 
В котором П. Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, сам Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы «Жертва вечерняя», 1868, посвященный "женскому вопросу" и принесший автору славу "безнравственного" писателя; «На суд», 1869, навеянный судебным процессом над А.В.Сухово-Кобылиным).
 
В 1870 Боборыкин сотрудничал с "Отечественными записками", где с 1871 заведовал иностранным отделом.
 
После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки «На развалинах Парижа» (1871) и «Очерк истории Коммуны» (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии.
 
Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах (Фараончики, 1871, и др.), романах Солидные добродетели (1870) и Дельцы (1872-1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании Русский Шеффильд. (Очерки села Павлова) (1877).
 
Острый для русского общества 1860-1870-х годов "славянский" вопрос поднимал роман «Доктор Цыбулька» (1874), любовно-психологический роман «Лихие болести» (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем "хождении в народ".
 
Для произведений Боборыкина, "писателя-эмпирика", отличающегося быстротой реакции на "злобу дня" и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудно воспринимаемая разветвленность сюжета.
 
С 1876 писатель увлекается новым течением — натурализмом (статья Реальный роман во Франции, 1976, и др.), знакомится с Э.Золя, Э.Гонкуром, А.Доде и другим писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине "золаизм".
 
В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале "Слово" — роман «Сами по себе», 1878, статьи Мысли о критике и литературном творчеств и Мотивы, и приемы русской беллетристики", обе 1878, пьеса Сытые, 1879).
 
В 1871 году Петр Боборыкин женится на Софье Зборжевской. Которая тоже увлекалась литературой и стала его активной помощницей.
 
Родилась С. Зборжевская в 1845 г. Изучала в Париже театр, искусство и в 1869 г. дебютировала на театре Vaudeville.
 
В 1870 г. играла, с французской труппой, в Италии и Вене; в 1871 г. была принята в труппу Александринского театра, где играла под именем Северцовой, но скоро оставила сцену и вышла замуж за П.Д. Боборыкина .
 
Перевела с французского ряд комедий Лесажа, Бальзака, Мюссе и др.; перевела на французский язык роман П.Д. Боборыкина "Полжизни" и написала ряд небольших повестей в "Жив. Обозрении", "Нови", "Театральном журнале", "Артисте".
 
С публикации романа «Полжизни»(1873) — о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, — началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом "Вестник Европы", где увидели свет его многочисленные романы: «Китай-город» (1882) — одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов;
 
В этом же году выходит и новый роман П. Боборыкина «Василий Теркин»- попытка нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам!
 
 
Так, что А. Твардовский, написав в 1941-45г.г. свою поэму «Василий Теркин» которая, по мнению литературных критиков, явилась « ярким воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой отечественной войны», в некоторой степени совершил как бы перевоплощение бобрыкинского «героя», в новых советский условиях жизни русского народа..
 
Дальше пошли новые работы - романы «Из новых» (1887), «На ущербе» (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода;
 
«Перевал» (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории "малых дел";
 
«Ходок» (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф.Энгельсом), «Княгиня» (1896), «По-другому» (1897), получивший резкий отзыв В.И.Засулич и одобрение В.И.Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами;
 
«Тяга» (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций.
 
"Социальному самочувствию" разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина Изменник (1889), Поумнел (1890) — о распространенной в период реакции "болезни" ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 вв. характер крылатого выражения.
 
Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы «Старые счеты» (1883), «Доктор Мошков», «Клеймо» (обе 1884), «С бою» (1891), «Накипь» (1899, др. назв. — Поветрие, 1900);
 
В 1877 Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище;
 
В 1883-1885 — член Театрально-литературного комитета, в 1891 — заведующий репертуарной и художественной частью театра Е.Горевой в Москве;
 
В 1897 — председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.
 
Среди более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций Боборыкина современными литературными критиками отмечаются: повести Однокурсники (1901) — о художественной жизни начала 20 в., Братья (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; романы Великая разруха» и «Семейная хроника (1908), показавший жизнь интеллигенции периода 1-й русской революции; автобиографические воспоминания «За полвека» (1906-1913).(http://www.zakharov.ru/compone nt/option,com_books/task,book_details/id,25 7/Itemid,38/) и «Итоги старейшего» (1917); исследования, посвященные истории русского и европейского романа.
 
Затем Боборыкин навсегда покидает Россию. Он резко эволюционирует вправо и порывает окончательно с теми весьма ограниченно демократическими настроениями, которые ранее делали возможным его сотрудничество в прогрессивных журналах.
 
Характерен неопубликованный дневник Боборыкина за октябрьские дни 1905 года. Писатель испытывает всё время ужас перед революцией и стоит на стороне правительства. «Жизнь только на студенческих сходках и рабочих митингах, но устремляться туда нет особенной охоты». Писатель с восторгом встречает манифест 17 октября, утверждая: «17 октября 1905 года такая же эра для России как бегство из Мекки в Медину для магометан».
 
С 1914 писатель жил за границей. Советскую власть в России, в отличии скажем от Алексея Толстого или Алексея Пешкова (Горького), он не принял и умер своей смертью в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921.
Дата публикации: 26.01.2011 14:18
Следующее: Крапивное семя. Каиново племя ч.1

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта