Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: А. П
Объем: 6172 [ символов ]
Мир природы и его художественное воплощение в романе "Записки из Мертвого дома" Ф.М. Достоевского
В «Записках из Мертвого дома» (1860 – 1862) изображение картин природы по сравнению с ранними произведениями несколько отличается. С одной стороны, отдаленность Сибири, почти экзотизм ее пейзажей для жителя средней полосы России создают романтическую обстановку для развития действия «среди степей, гор или непроходимых лесов» [1, 5]. С другой, Ф.М. Достоевский, как художник-реалист, никогда не забывает о человеке – «вообще в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло» [1, 6]. Автор с первых строк обращает внимание не на временные погодные изменения, а на климат в целом. И делает вывод: «земля благословенная» [1, 6]. Однако именно здесь, на этой «благословенной земле», находятся «мертвые дома» – остроги. Ф. М. Достоевский пишет о том, что «ненавистные пали острога заслоняли Божий мир» и огораживали как «зверя в клетке» [1, 10]. У человека, посаженного за решетку, начинают пробуждаться дикие, животные инстинкты. Этим он сближается с природой. Она не становится для него объектом восхищения, хотя её лицезрение и может приносить добрые чувства, но необходима для него как воздух, вода, пища. Она воплощает в себе свободу, столь желанную для каторжан. А сквозь щели острога видна лишь ничтожно малая часть окружающей природы – «краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном». Это небо совсем другое, чем над острогом: оно – «вольное» [1, 10].
Разделяют участь заключенных в остроге «каторжные животные», которые также отделены от родной среды. Им Ф. М. Достоевский посвящает целую главу, не забывая их и в процессе повествования. Лошадка Гнедко, козел Васька, орел, собаки: Шарик, Белка, Культяпка – все они тесно связаны с отбывающими наказание, помогая им, развлекая, воодушевляя. Верный Шарик становится первым другом Горянчикова. Преданность животного, бескорыстная любовь помогают свыкнуться с трудностями острожной жизни. Орёл (карагуш) также попадает в неволю, в острог. Он не претерпевает тех душевных и физических мук, как каторжные, позора, презрения, потери всего дорогого и любимого, его не прогоняли через «зеленую улицу», но он не может жить, существовать в неволе. Свобода для него настолько естественна, что её потерю не может ничто заменить. Он «злобно» ожидает смерти, «не доверяя никому и не примиряясь ни с кем». Почему этой «вольной, суровой птице» уделяется столько внимания? Может быть орёл не просто «царь лесов», а символ свободы, стойкости [1, 252 – 252]? Он способен научить взрослых мужчин выдержке, крепости, заставить ещё раз задуматься и испытать почти детскую, не омраченную завистью, радость, отпустив его в степь: «Странное дело: все были чем-то довольны, точно отчасти сами они получили свободу» [1, 252].
Романтизация «воли», порывов к свободе, приводящих к побегам, бродяжничеству, при описании природы звучит в конце романа сильнее. Причиной этому наступление «красных» дней. На страницах произведений второй половины XIX века часто встречается один «персонаж» – генерал Кукушкин, у которого «усердно служат» некоторые из персонажей. Более подробные сведения об этой «службе», причинах поступления на нее мы находим в «Записках из Мертвого дома». «Быть у генерала Кукушкина» – означало находиться в лесу, где поёт кукушка, т.е. бродяжничать [1, 211]. Что заставляло арестантов бежать, «переменять свою участь»? [1, 227]. Весна… Природа так «раздражительно действует на организм», что у человека рождаются некие желания, стремления, «всякий арестант на Руси, где бы он ни сидел, становится как-то беспокоен весною, с первыми приветными лучами солнца» [1, 224, 227]. Какое иное может быть желание у арестованного, как не желание воли: «подметишь вдруг где-нибудь на работе чей-нибудь упорный и задумчивый взгляд в синеющую даль, куда-нибудь туда, на другой берег Иртыша, где начинается необъятной скатертью, тысячи на полторы верст, вольная киргизская степь; подметишь чей-нибудь глубокий вздох, всей грудью, как будто так и тянет человека дохнуть этим далеким, свободным воздухом и облегчить им придавленную, закованную душу» [1, 225]. Писатель утверждал что, не столь тяжелы кандалы и каторга для тела, как тяжело внутреннее чувство несвободы, состоящей из невозможности совершать некие действия по собственному желанию, во-первых, а во-вторых, душевной тяжести от содеянного преступления или неудовлетворённости рутинной жизнью для находящихся на поселении. Жизнь на лоне природы, в степи, в лесах, кроме того, что даёт «волю», обладает «таинственной прелестью», заставляющей человека не раз совершать побег [1, 226]. Для тех, кто благоразумен и боится наказания за «службу у генерала Кукушкина», утешением является работы на берегу Иртыша. Место это «открытое, привольное» [1, 231]. Неоднократно в описании картин природы повторяются слова со значением «воля», «свобода». Вид Иртыша и вольных степей заставляет забыться, обостряет чувства до болезненности. Горянчиков останавливает своё внимание даже на бледном, чахлом цветке в расселине каменистого берега.
На берег Иртыша Ф. М. Достоевский приведет и другого своего героя, преступившего закон и обязанного понести наказание. Писатель почти дословно повторит пейзаж, увиденный Горянчиковым, в эпилоге романа «Преступления и наказания» (1865 - 1866): «С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли ещё века Авраама и стад его» [2, 465]. Раскольникова тоже томит тоска. И здесь, на берегу Иртыша, вне замкнутого пространства Петербурга, он переживет те минуты, которые приведут его к обновлению и воскресению.
Таким образом, мир природы в романе «Записки из Мертвого дома» становится не только пейзажем, на фоне которого разворачивается действие, но имеет и высшее назначение – искушать, манить, звать, создавать, рождать, обновлять, воскрешать.
 
Литература
 
1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12т. – М. «Правда», 1982. – т. 3. 645 с.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 493 с.
Дата публикации: 17.10.2009 03:07
Предыдущее: Композиция "Бориса Годунова" А.С. Пушкина

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Милада Кондратьева[ 12.04.2013 ]
   Здравствуйте, уважаемый участник литературного портала "Что хочет автор", А. П.
   
    Предлагаю вам напечатать ваши произведения в журнале "Лауреат" Международного Союза Писателей "Новый Современник".
   
    Журнал выходит в глянцевой мягкой обложке в формате А5: 30 строк стихов на страницу (с учётом пустых, разделительных строк, названий произведений и эпиграфов), или 2000 знаков прозы (но тоже не больше 30 строк на страницу при неплотном тексте). Стоимость публикации - 600 руб за страницу, с правом получения 2-х авторских экземпляров. То есть, если вы заказываете 10 страниц, стоимость публикации будет 6 тыс. рублей и вы получите на руки 20 экземпляров книги.
   
    Объем и количество публикаций не ограничивается, но редакция оставляет за собой право отказать в публикации размещённых в разделе журнала текстов. Также я могу помочь с редактурой и корректурой текстов, если потребуется.
   
   
    С уважением,
   
    Милада Кондратьева,
   
    Главный редактор журнала "Лауреат",­­­
    Член Международного Союза Литераторов и Журналистов (APIA) (Великобритания, Лондон),
    Член Союза Писателей Северной Америки (Канада, Монреаль),
    Зам. руководителя Судейской Коллегии Международного Союза Писателей "Новый Современник",
    Почётный член Московской Городской Организации Союза Писателей России.

Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта