Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Вадим Чирков
Объем: 8548 [ символов ]
Нет, но чтобы такое!
НЕТ, НО ЧТОБЫ ТАКОЕ!..
 
Дядя Миша без шуток себя не мыслит. За день до его именин мы с ним случайно встретились на Пушкинской и зашли отметить хорошую дату в винный подвальчик.
-Спасибо, - сказал он продавцу, чуть поздоровавшись, - спасибо, с вашей помощью я дожил уже до семидесяти. Без одного дня.
-Поздравляю вас завтра, - ответил тот, - за что спасибо?
-Вы мне всегда, извините, недоливали.
Мы с дядей Мишей едем «тягать бички» на Хаджибеевский лиман. Топаем, тяжело нагруженные резиновыми шлюпками, по поселку Хаджибей. Утро раннее, раннее. Вдруг мой рыбак поднимает голову из-под шлюпки – он идет согнувшись – и показывает рукой на какую-то будку.
-Вы мне говорили, что любите одесские надписи мелом. Что одесситы не остнавливаются на достигнутом, а идут дальше. Эта вам нравится?
На будке написано:
КАРАСИНА НЕТ И НЕ ЗНАЮ.
 
Снова мы идем вместе по улице, но, бог мой, как далеко она от Пушкинской, от Хаджибея! Называется – Джей. Магазины, магазины...
-Чего только здесь не продается! – дядя Миша взмахивает рукой. – Честное слово, я видел даже как-то сушеные ящеричьи хвосты – правда, у китайцев.
-Мне написали из Одессы, - продолжает он, - спросили, кушаю ли я здесь фрукты, есть ли они?.. Помните, что у нас там называлось «эмигрантским троеборием»? Язык, права и зубы. Так зубы, написал я старому другу, поставь наперед, чтобы было чем кушать американские фрукты. Их здесь от А до Я, причем по пять на каждую букву алфавита.
Чего здесь нет, написал я ему, это толчка. Американцы вообще не толкаются: I am sorry, I am sorry! Excuse me very much!
Да, толчка здесь нет... Вы были хоть раз на одесском толчке?
По интонации я чувствую, что сейчас начнется рассказ дяди Миши, которого я, как всегда, жду.
-Он все там же, за городом, без него одесситы не могут. Конечно, он не тот, что раньше, он уже не такой в нее не поверили. Сказали: «Какая бомба? Раз ее нет у нас на толчке, так ее нет вообще!»
А что за люди были на толчке? Первые – эти торгуют. Вторые – покупают. Третьи – глазеют. Четвертые – воруют. Пятые – ловят четвертых.
Так я сегодня про четвертых. Они однажды придумали способ, как снять сливки с толчка. Чтобы сразу и много. Об этом потом в Одессе рассказывали целый год. Говорили: «Нет, но чтобы такое!..»
Комбинация у их была, как в шахматах – мат в три хода. Первый ход они поручили женщинам – это было по их части.
По одесским дворам пронесся слух, что на толчке появились люди, которые с непонятного зла колют народ ядовитымии шприцами. Уколют – и человек через пять минут помирает.
Новость покатилась из двора во двор, из двора во двор:
-Вы слышали?..
Потом эти шахматисты стали подбирать среди своих кандидатуры для второго хода. Ход был ответственный, его репетировали,наверно, как репетируют оперу в Одесском оперном театре.
И вот подошло то воскресенье (тогда по субботам работали). Жулики сверили часы.
Тут я должен все-таки рассказать про одесский толчок тех лет. Что там было. Смотрите. Гайки, гвозди, манометры. Туфли, сапоги, тапочки. Ножницы, мясорубки, абажуры. Чулки, лифчики, платья. Плащи, пальто, шубы. Старое, новое, ношеное. Брюки, пиджаки, костюмы. Перчатки, рукавички, краги. Лампы, провода, розетки. Шапки, фуражки, шляпы. Блузки, рубашки, свитера. Ковры, ковры, ковры. Лица, лица, лица. Мужские, женские, ни одного красивого, только озабоченные (красота – в театре). Локти, локти, локти. Толчея, толкотня, метушня, майдан, толока! Холодно, под ногами слякоть, продавцы стучат башмаками, покупатели ходят, топчутся. Пар изо рта:
-А чтоб договориться?
-Я и так продаю себе в убыток!
И издалека, еще не спросив цены:
-А дешевле?
Шуршат денежки, все – при деле. И первые, и вторые, и третьи. И четвертые, и пятые.
Рынок огороженный, пропускают через ворота, чтобы взять с каждого по рубчику за удовольствие. Над толпой пар, как крыша...
Все ходят по кругу, словно всех водит за собой часовая стрелка, и по кругу ходил тогда, весь в черном, седобородый старик, ходил и бормотал, не поднимая головы, одно и то же:
-«Кому слово? Кому слово?»
Вид у старика был благообразный, все, кто его видел, думали, что он либо проповедник, либо сектант и слово его из Библии. Либо он сумасшедший, а к сумасшедшим в Одессе относятся с уважением, почти у всех на Слободке* находятся родственники, и Слободку упоминают в разговорах так же часто, как, скажем, Фонтан или Аркадию.
-«Кому слово? Кому слово?» - старик бормотал, ни к кому не обращаясь, и наконец кто-то спрашивал: «Что за слово, отец?»
Проповедник поднимал на спросившего горестные глаза.
-«Я имею слово. Что вы здесь ищете, молодой человек? Ради чего вы тратите время? Брюки? Вон видите столб с галкой наверху? Ваши брюки как раз под ним. Всех цветов, всех размеров, так что дома вам будут хлопать в ладоши. Мое слово для вас что-то значит? Я сберег вам время? Тогда рубель...».
Старика начинали спрашивать и другие - теперь он не успевал поворачивать серебряную голову.
-Мотоциклы? Они вон там, справа от входа. Там их целый загон. От и до. И «харлеи», и «БМВ», и «Ижи», и «макашки». Я вам гарантирую: домой вы уедете на мотоцикле... У вас нет рубля поновее?
-«Шапки? Норковые и песцовые больше на руках, за них держатся, как маленький мальчик за маму, когда он видит цыганку. Идите в самый центр, вон туда, где скрещиваются провода. А ондатровые, крашеная кошка и кролик – это у забора, где заканчиваются ковры. Какую вы хотите?»
Библейский этот старик появлялся на рынке вместе с первыми продавцами, отмечал, где кто расположился, брал с них по рубчику за рекламу, говорили ему и о товаре, что продавался из-под полы, он шептал потом возможному покупателю приметы продавца. И ходил, ходил по толчку, бормоча таинственное, сакральное:
-«Кому слово? Кому слово?»...
И вдруг, ровно, скажем. в 12, истошный бабий вопль:
-«Колю-у-ут!»
И с другой стороны:
-«Колю-у-ут!»
Что вам сказать! Вы видели картину «Последний день Помпеи? Так это было именно то!
Вся Одесса – а она вся была в этот день на толчке, весь город, подогретый слухами о шприцах – кинулась к воротам.
Американцы не знают, что такое давка, скажешь ему Jam, он подумает в первую очередь про варенье и лишь с пятого раза дотумкает, что мы имеем в виду: давка. А у нас давка с 1917 года, и она была везде: в магазинах, где что-то «давали», на вокзалах, в трамваях и троллейбусах. Короче, это не варенье, это наоборот...
Так весь толчок кинулся к воротам.
Словом это не передать – для того и существуют живописцы, как Крамской, чтобы красками донести то, что уже никто не может рассказать, даже очевидец.
-Дядя Миша, вы тоже были в этот день на толчке?
-Разве б я стал рассказывать с чужих слов? Был. И даже помню, что делал в то время. Это тоже была картинка! Я т огда остановился у патефона – сейчас никто уже не знает, что это такое. Будем говорить, что это плэйер, только раз в 20 больше и заводится ручкой... На нем поставили пластинку, старую, еще довоенную, накрутили ручку – пластинка заиграла. Пел Утесов, и как раз ту песню, что больше всех равилась товарищу Сталину: «С одесского кичмана сбежали два уркана...» И только он ее запел, как подошли двое – в точности с виду, как те, что сбежали с кичмана. Подошли, пригорюнились, стали вздыхать: «Хорошё поёть, душевно поёть...». Я стою – мне интересно. И тут крик, и всех понесло, как наводением. А любителей музыки как ветром сдуло.
Так вот, «паника» - это тоже всего лишь слово, и что оно стоит по сравнению с одесским толчком в 12 десять в начале того октября? Одно слово я все же скажу. Это было похоже на мясорубку: вы в нее суете куски мяса, крутите, а с другой стороны выходит фарш...
Люди кидали все – и то, что продавали, и то, что купили – и давились в воротах. Жизнь – она дороже тряпок, пропади они пропадом! А воры – те хватали брошенное и перекидывали через забор – шубы, чернобурки, ковры, костюмы, обувь... Что было за забором, кто там подбирал вещи, куда девал, я не видел. Наверно, туда подогнали машины.
Что вам сказать – Одесса после целый год рассказывала об этом кошмаре, ведь там были и затоптанные, и раненые. А то, что люди потеряли вещи?
-Дядя Миша, а как вы уцелели в этой мясорубке? – спросил я у малорослого и щупленького моего собеседника.
-Я? – ответил он и, глядя на меня, почему-то хитро сощурился. – Я тогда был такой худой, что когда крикнули «Колют!», подумал себе: «Что мне бежать? В меня ни за что не попадут – промахнутся!» И я остался стоять возле патефона. Песня кончилась, пластинка покрутилась впустую, а потом и завод вышел. Вот и все.
 
*На Слободке в Одессе находится психиатрическая больница.
Дата публикации:
Предыдущее: Грешник дядя МишаСледующее: Визит по-русски

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вадим Чирков[ 30.10.2006 ]
   Что Вам сказать, Света, что Вам сказать... Я просто даю почитать "за Одессу" (рассказов дяди Миши - 40), а конкурсы... пусть они будут здоровы!
    Как насчет моей просьбы о предметах в 5 классе? Вадим

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта