Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 24 [ строк ]
|
|
|
|
Ночь перед дуэлью |
Уже окончен бал. Разъехались кареты. И музыкант в футляр Вложил виолончель. И опустевший зал Под всхлипы менуэта Торжественно молчит. А завтра ждет дуэль... А рядом на столе Чернила и бумага. И тает за окном К заутрене звезда. Строка пришла на ум. Но до утра - два шага. И скоро призовут: "К барьеру, господа!" Простите, Натали, И дети, и Россия, Что вас не уберег От горестных потерь. Да только у меня Роднее и красивей На свете - никого, А завтра ждет дуэль... |
|
|
Дата публикации: 15.06.2006 12:17 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Людочка, читала это стихотворение уже несколько раз. Начало - великолепно! Живая картинка, прекрасно воплощенная в слове. Споткнулась на строчках: "И тает за окном к заутрене звезда". Здесь мне не дает расслабиться "к заутрене", срабатывает внутренний автоматизм устойчивого выражения: "колокол звал к заутрене". Понимаю, что ко времени утренней молитвы звезда тает, но что-то мешает: то ли время глагола (хотя в английском я бы именно это время и употребила - Present Progressive/Continuous... ) А может, просто какой-нибудь эпитет к звезде прилепить, типа "последняя"... "рассветная..." или что-то в этом роде?.. Второй спотыкач наступил в финале. Знаешь, я бы либо закончила на строчке "К барьеру, господа!", либо всерьез задумалась над тем, чтобы что-то переписать в финале - он, по-моему, получился несколько декларативным, хотя идея закольцевать стихотворение фразой "А завтра ждет дуэль" мне нравится. Людочка, ты же знаешь, как я люблю твои стихи. Мне даже порой кажется, что это я сама их написала (если б, конечно, смогла так) - настолько они мне родные. Поэтому, если вдруг возникает какое-то, хоть малейшее, ощущение дисбаланса и дискомфорта, меня это напрягает. Мне иногда бывает очень трудно облечь в слова, что конкретно я чувствую, но, знаю, ты должна понять - у нас родственные души. С любовью, твоя Люда | | Людочка, тут все глубже. Пушкин предвидел последствия дуэли. И он ощущал себя звездой (по крайней мере лучше его в поэзии то время никого не было, о чем он прекрасно знал). И когда звонили к заутрене, предвещая новый день, новые планы на будущее, он мысленно прощался с жизнью, семьей, Россией. Вот почему не зовет звезда, а тает. Это предвестник будущих событий. И финал здесь не просто так. Он не декларативен. Он призван показать его последние сомнения в правильности сделанного выбора. Показать, что его жертва была неотвратимой. Знаешь, я была счастлива, когда литературоведы, разбирающие по косточкам все, что я пишу, отметили, что так о его гибели никто еще не сказал. Это не похвальба, это отсыл Его творчеству и жизни. Там все не так, как нам преподносили в школе. Кстати, в книжку войдет одна из рецензий на мои стихи, в которой этот стих подробно разобран. С теплом и нежностью, твоя Люда | | Людочка, я ж неспециалист, умным и сведущим людям - виднее. Просто озвучила свои сомнения. С нетерпением жду того момента, когда смогу уже закрыться от всех в спальне и читать твою книжку в свое удовольствие. Твоя Люда |
|
| | Я бы согласился с Люче насчет концовки. После "К барьеру, господа" наступает, как мне видится, тройной сбой. Во-первых, переход от ситуации к внутреннему монологу, который слишком правильный, что ли ... или слишком внешний - внутреннее, мне кажется, иначе звучит ... Во-вторых, приходится делать усилия, чтобы понять содержание, так как получается, что, мол, дороже вас нет и поэтому не уберег. в-третьих, он - вызвавший на дуэль -идет на нее, чтобы погибнуть? - Это мы знаем завершение дуэли, а он шел выиграть ее. И - "потерь" (мн.число) - о собственной гибели=потери (ед.число) Согласен и насчет заутрени - если к ней, то "зовет". Вижу два варианта: 1) И за окном зовет ... 2) И тает за окном рассветная звезда. Оборвать на "К барьеру. господа!" жаль - по логике стиха здесь бы планы на будущее, обрываемые кольцующей строкой: "А завтра ждет дуэль". Хорошие стихи - потому и говорю. | | P.S. К концовке ... он идет разрубить узел, как бы вложив в оскорбление Натали все оскорбленности своей жизни ... разрубить узел, стягивающий его жизнь ... а не умирать ... | | Изучите жизнь Пушкина перед дуэлью, прочтите его последние произведения. Сравните с более ранними. Все пушкинисты сходятся в одном: он был в глубочайшем душевном кризисе. И на творчестве это тоже отразилось. Увы, он не шел на дуэль разрубить узел. Дуэль была для него выходом из кризиса. И последствия он предвидел. Вот о чем этот стих. И именно поэтому введен здесь внутренний диалог. Чтобы показать, что он понимал, чем закончится действо, в последний раз обдумывал принятое решение и мысленно просил за него прощения перед близкими, а, главное, перед Россией, которую любил безмерно. И "потерь" во множественном числе - потому, что он понимал, что не только семья потеряет, потеряет Россия лучшего поэта (его многочсисленные стихи на эту тему показывают, что он прекрасно представлял свою роль в отечественной литературе). Потому о планах на будущее и речи идти не могло. | | ... литературоведчески Вы правы, и спорить было бы глупо ... что у него в душе творилось - никому не ведомо ... из кризиса обычно два выхода - смерть или жизнь ... по-человечески мне понятнее то, о чем написал ... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |