Году этак в восемьдесят третьем, а может в -пятом, не помню точно, познакомилась я с Ритой. Вся страна тогда вовсю готовилась к очередному юбилею Великой Октябрьской - звучали бравурные марши, по телевидению шли фильмы о героическом пролетариате, о революции. Так вот. В то самое время, которое сейчас называют расцветом застоя, а мы в свое время считали временем окончательной победы социализма, познакомилась я... хотя, подождите, поясню – что значит «считали мы»? Было дано указание так считать, без глубокого анализа и с несокрушимой верой в слово партии и правительства. А кто, скажите, тогда глубоко анализировал? Времена всеобщего пофигизма, озаряемые редкими вспышками диссиденства и вольнодумства. Интеллигенция ушла в бардовско-походное подполье, растворяла себя в водке пролетарская часть общества, молодежь жила своей жизнью - разухабистой и разгульной, когда не совсем важно, – куда ты поступил и кем станешь, но очень важно было то, как ты отдыхаешь, какую музыку слушаешь, какие джинсы носишь и что, наконец, читаешь. Молодежь ездила в стройотряды, бушевала на многочисленных танцплощадках, тусовалась в рок клубах, а политику партии и правительства не то чтобы не понимала, а просто не стремилась понять. Ну, мусолят там что-то предки на экранах ТВ, ну кто предков слушает? Они, как правило, фоном проходят, так - белый шум! Так вот, в те незапамятные времена познакомилась я с удивительной девушкой Ритой. Познакомилась, прямо скажем, при обстоятельствах, весьма соответствующих духу времени. Ее, пьяную в хлам, тащили мы с моим другом Славкой с демонстрации, посвященной очередной годовщине этой самой Великой Октябрьской революции. Присутствие на демонстрации было обязательным, как и ношение знамен и транспарантов, закрепленных за каждым, в строгом соответствии списку. Наш факультет нес «членов политбюро», плакаты с лозунгами и цветы. Портреты достались мальчикам, а нам, девчонкам, выданы были либо лозунги, со словами благодарности опять же партии и вождю, либо огромные красные гвоздики, которые вносили яркое оживление в серый ряд портретов нашего славного и очень пожилого правительства. Придумано было классно! Поскольку мы давно уже разбились по парам, и у каждого мальчика была своя девочка, то гармония серого портретного и красного гвоздичного была налицо. Перед демонстрацией мы выпили вина, а многие и водочки. Выпили, как настоящие подпольщики, прячась за портретами вождей и стройным рядком красных гвоздик. Идти на демонстрацию без допинга никому и в голову бы не пришло. Должно же хоть что-то примирить нас с этой «обязаловкой»? Славка был самым высоким мальчиков в группе, поэтому ему достался портрет Ген.сека – незабвенного Леонида Ильича Брежнева. Славка, вечный «хвостатый» троечник, конечно, возмущался и требовал передать портрет в руки более достойного студента Лехи Грязнова. Но, наш препод был неумолим. Леха, хоть и был, безусловно, более достоин этой чести, росточек имел небольшой, и вес его немного превышал вес самого портрета. На выносливость такого передовика и отличника учебы положиться было нельзя. Лехе была вручена гвоздика и обозначено место – рядом со Славкой. Т.е. в непосредственной близости от вождя (я Леонида Ильича имею в виду, конечно, а вовсе не Славку). Славка же, от досады, вероломно напоил бедного отличника водкой, ущемляя в закуске, – дескать: «не жрать ты сюда пришел, Леха, да и незачем тебе, тяжести я несу, значит, я и ем». Пьяный до изумления Леха на протяжении всей демонстрации норовил уцепиться за Славку, припадая к его широкому плечу. В итоге, тому пришлось не только нести тяжелый портрет, но и корректировать плечом вертикальное положение пьяненького отличника. Лехина гвоздика то и дело мелькала перед портретом, казалось, что Леонид Ильич то ли приветственно машет революционным цветком, то ли просто отгоняет мух. Я досадовала, потому, как Леха явно занял мое место! А мне должно идти с транспарантом, на котором было написано «...едины». Первую часть лозунга «Народ и Партия...» несла девочка с параллельного курса. Звали ее Ритой. Мы были с ней повязаны общностью фразы и обещали не нарушать ее целостности (хотя бы до трибун! - как, умоляя, просил нас комсорг курса). На трибуне уютно расположились местечковые вожди и последователи «единственно правильного курса развития общества». Пройти мимо них ровно и с приветственными криками «Ура!»,было делом чести каждого демонстранта. Рита была немного выше меня, поэтому наша фраза преломлялась и слово "едины" иногда тонуло в красных гвоздиках,которые несли идущие впереди студентки. Рита, похоже, не первый раз уже пробовала водочку, я же до той поры не пила ее ни разу, но и кисленького «Ркацители» в объеме - стакан, хватило мне, чтобы все вокруг стало праздничным и веселым. Ритка оказалась с нами, потому что опоздала. Ее курс уже влился в стройные ряды демонстрантов, догнать их не было никакой возможности,а обмен мобильной гвоздики на кусок транспаранта не состоялся, ввиду вредности наших девчонок. Все они хорошо понимали, что гвоздика – это тебе не портрет и не плакат, она может мелькать хоть где, и совершенно не обременительна для носительницы. Поэтому этих гвоздиконош Славка организовал для разноски горячительного и бутербродов, а Ритка оказалась привязана ко мне «народом и партией». Она горевала не долго, похвалила Славкины организаторские способности и, приняв очередную порцию водочки, стала громко и внятно петь песни, которые я никогда не слышала, - На черный день усталый танец пьяных глаз, Дырявых рук Второй упал, четвертый сел, Восьмого вывели на круг. На провода из-под колес, Да на три буквы из-под асфальта В тихий омут буйной головой. Пела Ритка, мотая гривой длинных черных волос и размахивая транспарантом. Славка, мой Славка, с прилипшим к нему Лехой, удивленно посмотрел в нашу сторону и подтащил Брежнева, Леху и себя поближе. Ритка с упоением произнесла, - А сейчас, вы все! Барррраны! Слушайте меня, вникайте в текст! Окружающие Ритку «бараны» сгрудились вокруг нее и стали слушать, - Деклассированных элементов в первый ряд Им по первому по классу надо выдать все Первым классом школы жизни будет им тюрьма А к восьмому их посмертно примут в комсомол В десяти шагах отсюда светофор мигал Желтым светом две минуты на конец дождям А в подземном переходе влево поворот Славка, небрежно, как лопату, переложил портрет вождя на другое плечо, передал Леху-прилипалу в руки одной из «гвоздик», обнял Ритку за плечи и спросил, - А вот эту, знаешь, сестренка? - Я повторяю десять раз и снова: Никто не знает как же мне хyёво... И телевизор с потолка свисает, И как хyёво мне - никто не знает. Всё это до того подзаебало, Что хочется опять начать сначала. Кyплет печальный, он такой, что снова Я повторяю "как же мне хyёво". Ритка подняла голову и посмотрела в Лехины глаза. Я замерла, сердце провалилось куда-то и забилось испуганно. И поняла вдруг, что вот именно сейчас, здесь, в дружных рядах демонстрантов, отмечающих какую-то годовщину непонятно чего, я теряю своего Славку, и ничегошеньки не могу сделать. Они были рядом, вместе, они были одним, их объединило нечто – мне не понятное, неизвестное. Я осталась в стаде «баранов» которому приветственные речи дикторов не мешали слушать то, что пела-кричала Ритка. - Да здравствуют труженики Ленинского района! Ура товарищи! Неслось из динамиков, - Мы по колено в ваших голосах. А вы по плечи в наших волосах. Они по локоть в темных животах, А я по шею в гибельных местах. Отвечали в два голоса Рита и Славка. - Приветствуем будущую смену – студентов -транспортников! Ура, Ребята! Кричал диктор, - Мы под прицелом тысяч ваших фраз, А вы за стенкой, рухнувшей на нас. Они на куче рук, сердец и глаз, А я по горло в них, и в вас, и в нас, Пела Ритка, обнимая Славку за талию, широко шагая, стараясь попасть с ним в ногу. Я впервые слышала эти песни, которые собственно, не пела, а выкрикивала Рита, я хотела убежать, скрыться, но продолжала эту муку, оставаясь рядом с ней -разрушительницей моего счастья. Я буквально бежала рядом, и у меня была причина! Я несла продолжение фразы, начало которой было в руках у Ритки. Мы подходили к трибунам, - толпа пьяненьких студентов, в центре которой высились портрет Брежнева и неровный лозунг «Народ и Партия едины», мы проплывали мимо трибун в окружении членов политбюро и красных гвоздик. Ритка пела свои крамольные песни, а мы, стараясь не упустить ни слова, дружно кричали «Ура!», - На дороге я валялась, грязь слезами разбавляла: Разорвали нову юбку, да заткнули ею рот. Славься великий рабочий народ, Непобедимый, могучий народ! Уже после, когда демонстрация закончилась, были сданы по списку плакаты и транспаранты и мы со Славкой везли пьяную Риту к ней домой, я спросила, тихонько, чтобы не услышал друг, - Чьи песни ты пела, Ритка, свои? - Дура ты, ничегошеньки не знаешь, а еще омичка. Это Янка – великая Янка. Янка Дягилева. Мы оставили Риту в ее комнате, где все стены были оклеены портретами рок музыкантов, репродукциями Босха, какими-то фотографиями. Осторожно, чтобы не разбудить, закрыли дверь , торопливо попрощались со старенькой женщиной (бабушкой?), стоящей в коридоре маленькой хрущевки, и пошли домой. Собственно каждый пошел в свой дом. Со Славкой я больше не встречалась, вскоре бросила институт, вышла замуж. А вот с Риткой встретилась как-то на одном из концертов «Гражданской Обороны». Она не признала меня, и я, к тому времени уже много узнавшая и про Янку, и про Летова, про Ника Рок-н-ролла и прочих, долго и в красках живописала ей нашу первую встречу. Ритка слушала внимательно, грустнея на глазах, -Да-да, возможно так и было.. а ты знаешь, Янка погибла, утонула. Я не знала, не слышала еще, но, зная, что рок-н-ролл – жестокая штука, со своими правилами и традициями, спросила, - Сама? Ритка посмотрела в сторону музыкантов, располагавшихся на сцене, горько усмехнулась, - Не знаю, говорят сама. Только я не верю. Ритка посмотрела на меня, сжала мою руку, - знаешь, Янкин отец до последнего дня не верил, что его дочь – звезда. А на похороны столько народу пришло... он плакал. И тихо добавила, - Рассыпать живые цветы по холодному кафелю. Убили меня - значит надо выдумывать месть. История любит героев, история ждет тебя. За каждым углом с верным средством от всех неудач. |