Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс для Друзей портала
"Наш дом - Что хочет автор"

Все произведения

Произведение
Жанр: Художественная прозаАвтор: Inana
Объем: 11308 [ символов ]
Геташен ─ Обратной Дороги Нет
Был такой фильм про Великую Отечественную войну «Обратной дороги нет». Маленький Самвел из Геташена любил этот фильм больше всех других. Больше даже, чем про танкистов и собаку, больше, чем про Штирлица. Сердце мальчика, потом юноши, а затем уже парня всегда сжималось, когда видел он Майора, в исполнении одного из лучших актёров советского кино Олялина, создавшего, возможно, самый трагичный и сильный образ Мужчины на войне. Предчувствие сдавливало Самвелу дыхание, когда видел он кадры этого так незаметно всегда проходившего на экранах замечательного фильма – едут на телеге старик в ушанке и Майор. И старик говорит, что, мол, с он-то с Майором своё отжили, а вот молодёжь жалко. И виновато вздыхает, когда в ответ на вопрос, сколько ему лет, Майор отвечает:
─ Двадцать девять.
Весной 1991 года, когда автохтонное армянское население Геташена и Шаумяна было подвергнуто этнической чистке в результате проведения операции «Кольцо», Самвелу было двадцать семь. Мануш, его молодая жена, как раз пеленала их сына, когда деревенскую утреннюю тишину взорвал истошный женский крик. Тут же в угол их дома попал снаряд, и Мануш со стоном рухнула на колени. Самвел подбежал к жене, в спину ей попал осколок снаряда, смерть была мгновенной.
Самвел так и сидел на полу с мёртвой Мануш, не слыша ни плача своего ребёнка, ни плача чужих детей и женщин. Он оставался неподвижен, когда вдруг рядом с кроваткой сына появились двое солдат.
─ Что с малым-то делать? Родителей убило, видно. Давай я догоню женщин, отдам его им.
─ Да, нет, вроде, дед живой. Смотри, живой.
К Самвелу начало возращаться сознание, когда один из солдат приблизил ему плачущего сына в пелёнках:
─ Беги, дед, беги, дочку не воротишь, а вот малого спасать надо. Сейчас сюда звери придут. Давай, торопись, дед, уходи.
Другой солдат оттащил труп Мануш и рывком поднял Самвела на ноги. Ребёнок плакал.
─ Вон, смотри, бутылка с соской.
Самвел заметил слёзы в глазах одного, который поднёс соску ребёнку.
─ Приказ у нас, понимаешь...
«Какая дочка», ─ промелькнуло у Самвела в голове. Впрочем, какое это имело значение.
Вот так, шагая метр за метром прочь от земли предков, он догнал, наконец, группу односельчан, преданных и брошенных верховной властью на произвол судьбы. Не в первый, впрочем, раз.
В течение двух часов, в конце XX века, в век покорения космоса и всеобщей компьютеризации, был положен конец тысячелетней истории его края, - без шума, без возмущения «цивилизованной» западной общественности и протестов защитников прав человека. И только вертолёты, присланные из Еревана, говорили этим несчастным, что есть маленькая, оболганная Мать-Армения, которая, истекая кровью после землетрясения, погромов армян в Сумгаите, Баку, Кировобаде, из последних сил, делала всё возможное для спасения своих детей, теперь уже из Геташена и Шаумяна.
Самвел не сел в вертолёт. Он отдал сына своей родственнице:
─ Мануш убили снарядом. Я должен вернуться и похоронить её. И ещё должен заплатить долг своей земле, я должен ей двадцать два врага.
Мануш было двадцать два года.
После двадцати двух зарубок на своём автомате, Самвел перестал вести счёт убитым врагам. Он молился каждый день и благодарил Бога за каждый прожитый день и возможность отомстить уже за других, за осквернённые могилы своих предков, за убитых друзей, ─ целой жизни не хватит армянину, чтобы вернуть все долги врагу, наверное, не перешедшим бы грань человечности в Сумгаите, Баку, Кировобаде, Агдаме, Шеки, если бы не равнодушие и прямое потворство «сильных мира сего», которое, естественно, вызвало ощущение безнаказанности. Но, что прощали в департаментах и апартаментах, то не прощали в выжженных и разграбленных армянских домах.
Самвелу, уроженцу здешних мест, способного с закрытыми глазами пройти по любой тропке, спрятаться в родной земле так, что враги, проходя рядом, его не замечали, ─ доверяли самые опасные рейды в тыл противника, его люди были неуловимы, удары всегда неожиданны. Интересно, как распространяется информация в условиях войны. «Тени из Геташена» боялись как огня, безошибочно угадывая его почерк на горле снятых часовых и оставленных «подарках».
Ну а когда, группа «Тени» неожиданно вышла на физулинском направлении карабахского фронта в тыл отряду афганских наёмников, в результате чего больше половины их осталось в такой далёкой от их родины армянской земле, так и не получив обещанных манатов, а остальные сидели уже ниже травы и тише воды, дожидаясь решения своей участи в степанакертской тюрьме, с Самвелом захотел увидеться сам командующий.
─ Ну вот, отец, а говорят, молодые должны воевать. Мой отец рвался сюда, мы его на смех подняли, старик, да ты пройти сто метров не сможешь. Вот теперь позову его сюда, к тебе под командование.
─ А сколько лет Вашему отцу, товарищ генерал?
─ Шестьдесят. А сколько тебе, отец?
─ Двадцать девять.
Командующий молча обнял Самвела.
─ Есть семья? ─ глухо спросил он, просто чтобы что-то спросить.
─ Сын, ─ немного удивлённо ответил Самвел, и вдруг его прорвало, ─ мне в Ереван надо, товарищ генерал. Больше двух лет сына не видел.
«Есть, есть обратная дорога, Майор», ─ разговаривал Самвел со своим единственным другом из детства, сбривая бороду, подстригая седые космы, подрезая ногти. Обратно к мирной жизни, где спят на простынях, едят с семьёй за столом, ходят с сыном на прогулку в парк. У Самвела заныло сердце, когда он увидел свой любимый Ереван, неухоженный, с заколоченными магазинами и редкими автомобилями, с стихийными нищими базарами на улицах, где отчаявшиеся люди пытались продать что-либо из дома, но всё равно живой, красивый, смеющийся, побеждающий Ереван.
Самвел провёл целый день в визитах по родственникам и односельчанам, переходя из одного дома в другой, пока, наконец, нашёл следы родственницы, которой отдал сына. Она выехала с семьёй из Армении, а его сына согласилась приютить у себя семья геташенцев, которая потеряла своего сына на войне. Дали телефон, он позвонил:
─ Здравствуйте, я ─ Самвел, отец Алёши.
В трубке послышался всхлип, потом сдавленный женский голос назвал адрес.
Он вдруг с ужасом подумал, что не узнает сына, если ему на него не укажут. А потом в голове молнией пронеслась мысль, от которой у него остановилось дыхание. А что будет дальше, после того, как он встретится с сыном? Куда он его заберёт? У него нет ни дома, ни жены рядом, которая плохо ли, хорошо ли, заботилась бы о семье. У него есть только место на Войне, и больше ничего.
Особенность землячеств, где все друга знают, где благодаря «деревенской почте» все в курсе всегда друг о друге. Самвел знал эту семью, которая обосновалась в Ереване давно. Павел, глава семьи, был директором швейного цеха, а его жена Гоар, преподавала в институте. Их восемнадцатилетний сын погиб в Карабахе за неделю до появления вертолётов с геташенцами в Ереване.
Дверь Самвелу открыл Павел, они прошли в гостиную.
─ Самвел-джан, ─ Павел поморщился, поглаживая сердце, ─ Алёша меня называет папой, а Гоар ─ мамой. Нужно время, чтобы подготовить ребёнка… Я прошу тебя, он очень маленький…
─ Да, я понимаю, ─ глухо ответил Самвел.
Через минуту из соседней комнаты вышла Гоар с ребёнком на руках и опустила перед Самвелом:
─ Вот, Алёшенька, это дядя Самвел, наш друг.
Ребёнок с радостным смехом подбежал к Самвелу и, взобравшись к нему на колени, крепко обнял.
─ Какой ласковый ребёнок, ─ Самвел кашлем попытался остановить вырывающиеся из груди рыдания, ─ он со всеми такой?
─ Нет, ─ тихо ответила Гоар, ─ он даже меня так не обнимает.
Всё было, как в нормальной семье ─ обед за столом, прогулка с сыном, ночь, проведённая у мирно спящего ребёнка, находящегося в полной безопасности. Только натянутость от молчаливого ожидания, это рвущееся из глаз Гоар «не отдам» напоминало Самвелу о том, что всё это ─ не его.
Вечером следующего дня, когда Алёша уснул, состоялся разговор, которого ни он, ни Павел с Гоар избежать не могли.
─ Что ты собираешься делать, Самвел? ─ спросил его Павел.
─ Я должен вернуться на Войну.
─ Тогда Алёша останется у нас, ─ выпалила Гоар.
─ Я и так в неоплатном долгу перед вами. Вы вынянчили моего сына из пелёнок, научили ходить, говорить…
─ Он может жить у нас всегда, ─ закричала Гоар, ─ Да, да, ─ отмахиваясь от пытающегося заткнуть ей рот мужа, ─ всегда. Даже если ты останешься жив после Войны, женишься, Алёша будет пасынком у твоей жены. Несчастным, понимаешь… А я ему - мать. Ему у нас очень хорошо, ты никогда не сможешь создать ему таких условий…
Павел с трудом вытолкнул Гоар в соседнюю комнату, запер дверь, из-за которой донёсся женский плач.
─ Самвел-джан, забудь, всё, что сказала эта несчастная. Она и в живых осталась после смерти нашего сына только благодаря Алёше. Но Алёша – твой сын, и я не позволю ей помешать тебе забрать сына, когда только пожелаешь. Если ты на самом деле собираешься вернуться на Войну, Алёше лучше остаться у нас до твоего возвращения. Ну а если, захочешь забрать прямо сейчас – воля твоя.
─ Я должен подумать, ─ ответил Самвел, закрыв лицо ладонями.
Утром он сказал Павлу и Гоар, что хотел бы оформить официально их опеку над его сыном.
─ Возможно, для меня нет обратной дороги с войны – ни в родной Геташен, ни к любимой Мануш, ни в мирную жизнь. Если мой мальчик стал так дорог вам, я буду спокоен за него.
─ Нет обратной дороги, значит, надо найти другую, ─ Гоар с плачем обняла Самвела, ─ Найдётся другая дорога. Есть к кому, и есть куда. Должна быть такая дорога, Самвел-джан, должна быть... Ты только возвращайся...
Дата публикации: 04.11.2006 10:08
Предыдущее: Красивые ноги – дело государственной важностиСледующее: Три анекдота Инаны

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Марьям[ 26.11.2006 ]
   рассказ интересен, если иметь ввиду просто художественную выдумку, но к войне я отношусь однозначно.
   
   НЕНАВИЖУ ВОЙНУ
   
   О чём мне писать?
   Как теряли родных сыновей?
   О чём мне писать?
   Как враги убивали детей?
   О чём мне писать?
   О слезах, о разбитых сердцах?
   О чём мне писать?
   О гробах, об убитых отцах?
   
   Я буду писать!
   Пусть услышит весь мир «Геноцид»!
   Ответьте же детям, как были убиты отцы?
   Где их сыновья, вы сумеете мамам сказать?
   Нет. Видно вы можете только людей убивать…
   
   О чём я пишу?
   Я о боли жестокой пишу.
   О чём я прошу?
   Я лишь мира кусочек прошу.
   И пусть не залечит ничто эти раны и боль от потерь.
   И пусть невозможно вернуть ни мужей, ни убитых детей…
   
   Я всё же кричу: «Все мы, люди, под Богом, стоять!»
   Я всё же кричу вам: «Не смейте! Не смейте стрелять!»
   Я всё же шепчу: «Ненавижу убийц и войну!
   Оставьте в покое, убийцы, родную страну!»
 
Inana[ 27.11.2006 ]
   К сожалению, Марьям, в рассказе описан реальный факт. В жизни Самвела звали Алёша - в рассказе это имя я присвоила его сыну. Они оба сейчас живы, Алёша живёт у своих приёмных родителей, а своего отца видит раз или два в месяц и называет его дядей.
   
    Нельзя, дорогая Марьям, видеть "свою" боль и отрицать боль, причиняемую тобой другой стороне.
    Одна Ваша соотечественница оставила к моему рассказу "Тишина" свой комментарий , который поражает своей бездушностью и наглостью. Хочу, чтобы Вы сами прочитали этот комментарий (если найдётся время, сам рассказ) и поняли, что больно бывает ВСЕМ.
   
    Когда это поймут ВСЕ, - тогда легче будет бороться с разжигателями войн по обе стороны. А пока на вопрос " А кому больно?" отвечают вопросом "А кто плачущий по национальности?" разговоры о трагедии для себя в общей войне - не имеют смысла.
   
    Прочтя Ваше стихотворение, мне показалось, что Вы понимаете общую трагедию. Спасибо за интерес к моему рассказу. Спасибо, что он Вам понравился как художественное произведение - и Вы об этом написали. Ваша оценка для меня очень важна.
   
    http://www.proza.ru/texts/2005/04/05-174.html
Марьям[ 09.12.2006 ]
   Здравствуйте, Инана.
   я опять зашла на Вашу страничку. Мне кажется, в моём стихотворении всё сказано. Здесь нет национальностей. Это боль тех, кто терпит бедствие. Это матери, отцы, дети, их слёзы...
   Это может быть в Палестине, Израиле, Афгане, Ереване и Азербайджане. Но, честно говоря, война ведь начата на территории Азербайджана, армянской стороной. Уверяю Вас, взаимная ненависть и непримирение могут породить лишь ещё большие страдания невинных людей. Поэтому я прошу, хватит, по людям стрелять!
   
   
   Хватит, политики, хватит
   С ракетой над миром стоять!
   
   Хватит, политики, хватит,
   войной матерям угрожать!
   
   Люди устали от боли,
   Больше не могут молчать!
   
   Люди устали от крови…
   Хватит оружьем махать!
   
   Сколько лишённые крова,
   Будут по свету блуждать?..
   
   Хватит, политики, хватит,
   Хватит словами стрелять!

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта