Я принадлежу к поколению шестидесятников прошлого века, то есть тех людей, которым тогда было где-то около тридцати. Это именно тот возраст, когда человек полностью отрешается от юношеской восторженности и начинает осмысливать жизнь и явления разумом, а не чувствами. Моё поколение было в меру рассудительным, в меру восторженно-романтичным, но никогда не жило ради ценностей настоящего времени – денег. Мы действительно строили ракеты, и создавали лазеры, бегали в очереди за билетами на поэтические встречи с Евтушенко, Рождественским и Воскресенским, за приличной рюмкой «чая» до утра спорили, гениален ли Пикассо, или он просто дурит своими картинами обывателя. Это было поколение, когда в моде были и физики, и лирики. У нас были самые разные мнения по каждому обсуждаемому вопросу, но в одном мы всегда были единодушны: безграмотно сконструированная машина или прибор, бездарно и примитивно написанные стихи или проза, это по определению не может быть хорошо. Поскольку за этим всегда скрывается или откровенная халтура, или примитивная бездарность, считающая себя гениальной. А хвалить и поощрять халтуру и бездарность не только глупо, но и вредно. Исключение составляли произведения, написанные сознательно в манере примитивизма, но при этом в них должна была отчётливо просматриваться цель, ради которой они писались. По образованию я технарь, а по жизненному восприятию техногуманитарий. Видите, какое словечко сумел соорудить! Именно поэтому, как мне кажется, я могу оценить не только красоту формы «сделанного» кем-то стиха или рассказа, но и его эмоциональную сущность. Читая произведения, публикуемые на портале, я стараюсь понять и оценить их со всех сторон, или как принято в технике рассмотреть в разных проекциях. Один и тот же предмет, спроецированный из своего из¬мерения в низшие по отношению к нему измерения, от¬ображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу. Извините за многословие, но хочу всё-таки пояснить, что я имею ввиду. Например, если стакан, геометрической формой которого является цилиндр, вы проецируете из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продоль¬ному сечению, то в одном случае получается круг, а в дру¬гом — прямоугольник. Помимо этого несоответ¬ствия, проекции противоречивы уже постольку, поскольку в обоих случаях перед вами замкнутые фигуры, тогда как стакан — это открытый сосуд. А если вы проецируете ци¬линдр, конус и шар из трехмерного пространства только на одну плоскость, параллельную их основаниям, то во всех трех случаях получается круг. А теперь представьте себе, что перед вами тени, которые отбра¬сывают те же цилиндр, конус и шар. Эти тени многозначны, поскольку, не зная отбрасывающего их предмета, вы никогда не сможете заключить что это: цилиндр, конус или шар,— так как во всех случаях тень одна и та же. Вот так и с рассматриваемыми текстами, неважно стихи это или проза. Наиболее яркое впечатление от прочитанного возникает сразу же после того, как вы откладываете в сторону текст. Если нравится, то сразу, и не нравится тоже сразу. Потом вы начинаете более придирчиво оценивать отдельные куски или строчки, смысловые оттенки, замечать ошибки, описки, опечатки и отсутствие знаков препинания. Это и есть те самые проекции и тени. К ним тоже нужно относиться бережно, Сказал об этом грубо, и отбил начинающему писать всю охоту от дальнейших поисков и совершенствования. Правда, меня всегда откровенно раздражают попытки сразу поместить своё творение не для оценки простого читателя, а конкурсного жюри. Написал то, всего одно единственное и весьма посредственное стихотворение и сразу на конкурс. Известный психиатр и аналитик Виктор Эмиль Франкл написал, на мой взгляд, замечательные и поучительные строки: « Если хоть одна из моих двадцати трех книг имела успех, то это была та, которую я вначале собирался опубликовать анонимно. Лишь после завершения рукописи мои друзья убедили меня разре¬шить издателю поставить на титульном листе мое имя. Не удивительно ли, что именно эта книга, которую я пи¬сал с убеждением, что она не принесет, не может принести мне успеха и славы, именно эта книга действительно име¬ла успех. Пусть это служит иллюстрацией и назиданием молодым авторам прислушиваться к своей научной или писательской совести и не думать об успехе. Успех и сча¬стье должны прийти сами, и чем меньше о них думать, тем это более вероятно». Но я что-то увлёкся и зарассуждался. Ещё раз благодарю за потраченное на мою статейку время. Анатолий Сутугин. |