Илья Ильф и Евгений Петров А.С. Новиков - Прибой ……... С.Н. Сергеев - Ценский ……... Л.С. Соболев …………………..... B.C. Кучер .......................... А.М. Хамадан ....................... А.П. Платонов ................... А.А. Луначарский . . ………….. А.С. Красовский …. . . … ….. . Л.В. Соловьев ………………… А. А. Жаров ......................... ИЛЬЯ ИЛЬФ (1897-1937) и ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ (1903-1942) Известный советский художник Борис Ефимов не может при¬помнить, как называлась севастопольская гостиница , в которой осенью 1933 года останавливались Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) и Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев), он только помнит, что в той гостинице в стену было встроено огромное зеркало и худющий всю жизнь Илья Ильф, всматривался в нельстящее зеркало и с деланным самодовольством спрашивал: — Кто этот толстенький господинчик в пенснэ? А «толстенький» худющий «господинчик» был уже одним из любимейших писателей, известным под именем « Ильфпетров », а роман « Двенадцать стульев » был уже у всех на памяти. Илья Ильф и Евгений Петров жили в севастопольской гостинице, в ожидании распределения на корабль: их пригласили участвовать в заграничном плавании кораблей Черноморского флота. И именно отсюда, из Севастополя, октябрьским днем 1933 года началось путешествие знаменитых сатириков на крейсере «Красный Кавказ» в Турцию, Грецию, Италию, а затем, оставив крейсер — в Вену, Париж и Варшаву. Илье Ильфу не пришлось больше побывать в нашем городе, — в 1937 году он умер от туберкулеза, — а его другу и соавтору удалось в 1942 году прорваться в осажденный Севастополь как корреспонденту «Правды» и «Информбюро» и написать правдивые очерки о сражающемся городе. Евгений Петров мог погибнуть не однажды , смерть словно гонялась за ним: в Камышовой бухте Севастополя раненого матроса разорвало миной на его плечах, а он — уцелел; на лидере «Ташкент» погибли сотни людей, а он уцелел; машина, которая везла его на Новороссийский аэродром, перевернулась от взрыва и почти все погибли, а Петров уцелел и на этот раз. Но все же смерть его настигла: самолет, на котором летел Евгений Петров, выполнив задание в Севастополе, врезался в холм... В годовщину гибели Евгения Петрова клуб американских журналистов «Нейшенал Хэдлайнерс» присудил писателю корреспондентскую медаль « За доблесть ». На медали выгравирована надпись: «Евгений Петров. Севастополь — Европа. 1942 год». А.С. НОВИКОВ-ПРИБОЙ ( 1877 - 1944 ) Имя Алексея Силыча Новикова-Прибоя широко известно. Его книги «Морские рассказы», «Женщина в море», «Соленая купель», «Подводники», «Капитан 1-го ранга», «Цусима» переведены на многие языки. Об Алексее Силыче вышло несколько книг воспоминаний, но его друзьям-биографам неизвестно, что А. Новиков-Прибой не только участвовал в маневрах Черноморского Военно-морского флота в довоенное время, выступал на кораблях с чтением отрывков из своих книг, но и был создателем Севастопольского литературного объединения. Было это в апреле 1938 года. Среди горожан и моряков в то время было много пишущих, пробующих себя в литературе, но организатора, способного объединить все литературные силы, не было. Таким человеком и оказался маринист-писатель Алексей Новиков-Прибой. В1938 году Алексеем Силычем было создано одно объединенное литературное объединение. В него входили гражданские и флотские поэты и прозаики. Это уже потом, в шестидесятые годы, общее литобъединение разделилось на флотское и городское. И такое де¬ление сохранилось до сих пор. Правда, в городе недавно, — с 1995 года! — при Ассоциации «Моряки и корабли» («Морское собрание» — президент В.В. Стефановский) появилось новое литературное объединение «Рыжий дельфин» и руководит им талантливая поэтесса Мария Карандина ... Рассматриваю фотографию 1938 года. На продавленном ре¬дакционном диване, который лишь недавно сменили, сидит Алек¬сей Силыч, а вокруг него в цивильных пиджаках и матросских форменках члены только что созданного литобъединения: Владимир Апошавский, Петр Афонин, Афанасий Красовский, Николай Жеребцов , Андрей Сальников, Александр Баковиков, Михаил Зеликов... Сейчас никого из них нет в живых. Некоторые сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной, другие умерли своей смертью, успев поделиться воспоминаниями. В те далекие довоенные годы многие писатели оказывали помощь в становлении Севастопольского литературного объединения — Иосиф Уткин , Георгий Гайдовский , Петр Капица, Петр Сажин, Ян Сашин... И в послевоенные годы помогали молодым севасто¬польским литераторам: Александр Твардовский и Ярослав Смеляков , Тихон Семушкин и Любовь Руднева , Ольга Берггольц и Гри¬ горий Поженян, Аркадий Сахнин и Николай Евдокимов... Всех не перечислишь !.. Но первым был Алексей Силыч Новиков-Прибой. С.Н. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ ( 1875-1958 ) Севастопольцы считают Сергея Николаевича Сергеева-Ценского своим писателем. И верно, мало найдется таких литераторов, которые бы посвятили столько вдохновенных строк нашему городу. Это многотомная эпопея «Севастопольская страда», «Флот и кре¬пость», «Синопский бой»... А в годы Великой Отечественной войны из-под его пера рождаются очерки и статьи, посвященные сража¬ющемуся городу: «Героический Севастополь», «Русские моряки», «Севастополь», «Севастопольцы», «Гордость русских моряков», «Город славы»... Но мало кто знает, что всю свою жизнь Сергей Николаевич писал стихи и многие из них тоже посвящены Севастополю. Можно сказать, в судьбе писателя Севастополь был со дня рождения, когда он мальчишкой впервые узнал о славном городе из уст своего отца, участника первой обороны Севастополя 1854-1855 гг., до последних его дней. Л.С. СОБОЛЕВ (1898-1971) По признанию самого писателя, Леонида Сергеевича Соболева, Севастополь притягивал его во все времена. Впервые Леонид Сергеевич появился в городе-крепости в 1936 году. Он приехал с фотокорреспондентом Г. Петрусовым, чтобы подготовить выпуск специального номера журнала, посвященного становлению Чер¬номорского флота. Леонид Соболев еще не однажды побывал в Севастополе: в годы обороны он» в буквальном смысле , прополз по переднему краю не одну сотню метров — из увиденного и услышанного родились новеллы и рассказы, которые впоследствии составят книгу «Морская душа». В Севастопольской морской библиотеке, которую писатель посещал каждый свой приезд, хранятся книги с его автографами и запись его голоса — Леонид Сергеевич Соболев читает главы из второй книги «Капитальный ремонт», так и не оконченной им. B. C. КУЧЕР ( 1911 -1967 ) Василь Кучер — Василий Степанович Кучер был участником обороны Севастополя, с карабином и корреспондентским блокнотом « прополз » весь передний край обороиы от Севастополя до Инкермана, и от Инкермана до Балаклавы, Он лежал бок о бок с бойцами, вдавившись в землю, спасаясь от остервенелых « Юнкерсов » и « Мессеров », пытавшихся уничтожить все живое на земле, стеретьслица земли защитников города. Можж» сказать, в тяжелую годину Василь Кучер был настоящим солдатом и от того лучшими его романами стали «Черноморцы» и «Плещут холодные волны». И после войны, у же в мирное время, Ваешхь Кучер неоднократно приезжал в Севастополь — город своей молодости и зрелости: здесьжили и живут герои его книг: неистовый комиссар бригады морской пехоты Николай Евдокимович Ехлаков, адъютант командира полка Горпитценко Михаил Григорьевич Байсак, ставший тоже писателем, бывший военный врач Павел Иванович Ересько... Севастопольцы чтят своих героев: тихая маленькая улочка, которая просматривается с начала до конца, и в конце которой видны корабли в бухте, названа именем Василя Кучера. А.М. ХАМАДАН (1908- 1943) Дипломат, журналист, писатель Александр Моисеевич Хамадан прожил короткую жизнь, но и этого времени было достаточно, чтобы быть навечно вписанным в историю Севастополя. В самые тяжкие дни обороны Москва постоянно принимала корреспонденции специального корреспондента ТАССа Александра Хамадана. Можно сказать, мир смотрел на оборону Севастополя глазами ее лучших представителей — писателей, волею судьбы, ставших летописцами эпохи. Среди них достойное место занимает и Александр Хамадан. Глазами Хамадана мы смотрели, как горсточка пограничников под командованием Герасима Рубцова удерживает рыбацкую Балаклаву; как наши бойцы отстаивают Мекензиевы горы, чтобы не дать прорваться врагу на Северную окраину города; смахиваем слезы вместе с командармом Иваном Петровым, видя как умирает «Анка-пулеметчица» Нина Онилова ; вздрагиваем от взрывов в Бельбекской долине, взрывов, от которых лопается железобетон; следим за мудрыми руками фронтового хирурга, чеха Пишел-Гаека и видим, как работает без руки Анастасия Чаус, штампуя мины для защитников города; видим и стонем от невозможности помочь. Последние бои за город на мысе Фиолент , у древних стен Георгиевского монастыря... Очерки и репортажи, напечатанные в центральных газетах, составили книгу, которая вышла в тяжкие дни 1942 года под названием « Севастопольцы ». Александр Хамадан мечтал написать книгу о том, как возвра¬тятся в Севастополь моряки, как выбили фашистов с каменистой, пропитанной кровью, земли... Но сделать ему это не было суждено: контуженный он был взят в плен в районе Камышовой бухты и под фамилией Михайлов препровожден в Севастопольскую тюрьму. 29 мая 1943 года, выданный провокатором, Александр Хама¬дан был казнен. АЛ. ПЛАТОНОВ (1899 - 1951) Пожалуй , Андрей Платонович Платонов написал самый первый рассказ об обороне Севастополя. Не очерк, не статью, не хронику, а именно — рассказ. И назывался он «Одухотворенные люди. Рассказ о небольшом сражении под Севастополем». Факт, положенный в его основу, строго документален и сейчас входит во все путеводители: 7 ноября 1941 года рядом с деревней Верхнесадовое, что расположилась на автостраде Севастополь — Симферополь, совершили свой бессмертный подвиг политрук Н.Д. Фильченков (у Платонова — Фильченко — М.Л.), моряки-черноморцы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Ф. Цибулько. В неравном бою с фашистскими танками они погибли, но не пропустили захватчиков к Севастополю — всем пяти черноморцам посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В подвиге пятерки Андрей Платонов увидел символ войны. Он сам об этом сказал: «Это, по-моему, самый великий эпизод войны, и мне поручено сделать из него достойное памяти этих моряков произведение. Я пишу о них со всей энергией духа, какая только есть во мне. У меня получается нечто вроде Реквиема в прозе. И это произведение, если оно удастся, самого меня хоть отдаленно приблизит к душам погибших героев...» Сегодня талантливый писатель земли русской, запрещенный многие годы, возвратился к нам своими «Котлованом», «Чевенгуром» и «Ювинильным морем», «Одухотворенными людьми». И его имя дорого севастопольцам. А.А. ЛУНАЧАРСКИЙ ( 1911 – 1943 ) «Он был одновременно и писателем, и бойцом, и политработником. В аду непрекращавшихся ни днем, ни ночью сражений делал он заметки в своей записной книжке, чтобы потом снова взяться за автомат и словом и делом поднимать дух наших бойцов... Вся его боевая жизнь — прекрасный образец честного и беззаветного служения Родине...» Так напишет об Анатолии Луначарском в Президиум Союза писателей СССР начальник отде¬ла агитации и пропаганды Политического управления Черноморского флота полковник Д. Корниенко. В осажденном Севастополе сын наркома просвещения, старший лейтенант Анатолий Луначарский работает много: пишет в газеты — местные и московские, сочиняет миниатюры для флотской и солдатской самодеятельности, создает стихи, песни. Ведет дневник. Его «севастопольские записи» были собраны издательством «Молодая гвардия». В 1970 году они были опубликованы в сборнике Анатолия Луначарского «За право на счастье». Здесь же, в Севастополе, А. Луначарский задумал написать пьесы «Черный комиссар», «Десант», повесть «Мой корабль», роман о героинях войны на Черном море... Жаль, не всем его мечтам удалось осуществиться: старший лейтенант Анатолий Луначарский погиб 12 сентября 1943 года во время Новороссийского десанта. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью « За оборону Севастополя ». А.С. КРАСОВСКИЙ (1911 - 1983) Афанасий Степанович Красовский, один из первых студийцев созданного Новиковым-Прибоем севастопольского литобъединения, прожил завидную жизнь. В тяжелые дни обороны, военный журналист «Красного Черноморца» вспомнил, что он сам был моряком и поэтому добился у своего редактора, что бы именно его послали на катере-охотнике сопровождать суда в осажденную Одессу. А когда фашисты при¬двинулись к Севастополю, десятки раз выходил на боевых кораб¬лях в открытое и простреливаемое море и возвращался нагружен¬ный впечатлениями. И тогда в газете появлялись его очерки, зарисовки, фотомонтажи, и, конечно, стихи. Но мало кто сейчас знает, листая газеты военных лет, что Ваня Чиркин — это тоже Афанасий Красовский, такой он избрал себе псевдоним. Из Севастополя Ваня Чиркин — Афанасий Красовский ушел на последнем корабле — лидере «Ташкент». На том самом, на котором находился и Евгений Петров. Старшина 1-й статьи, журналист и поэт, участвовал во многих дерзких десантных операциях. В 1944 году он одним из первых моряков-черноморцев вошел в Севастополь и участвовал в разгроме последних гитлеровских банд на крымской земле в районе мыса Херсонес. Поэт Афанасий Красовский похоронен в родной севастопольской земле. Он остался в памяти своими двадцатью сборниками стихов, песнями, музыку к которым написали лучшие композиторы Союза, и пьесами, которые идут на сцене театра Черноморского флота. Л. В. СОЛОВЬЕВ ( 1906 -1962 ) Леонид Васильевич Соловьев, автор искрящейся юмором и лукавством «Повести о Ходже Насреддине» в годы войны был корреспондентом газеты «Красный флот ». А это значит, что все тяжкие ДНИ обороны Севастополя он был вместе с бойцами на переднем крае. И был с ними до последнего дня. И отступая, покидая горящий город и эту вздрагивающую от взрывов севастопольскую землю, не верил Леонид Соловьев, что оставляет Севастополь врагу. И вместе со всеми шептал фразу, которая известна сейчас всем: «Мы вернемся, Севастополь!..» Леонид Соловьев был не только журналистом, описывающим сегодняшние события, то есть, события обороны и отступления, но он был еще и писателем, заглядывающим и в завтрашний день. Это он подметил, как смертельно раненый моряк просил взятый им на севастопольской земле камень вернуть после освобождения Севастополю. Что ж, это стало традицией: многие уносили с собою горсточки земли, бережно завернутые в платочки, осколки от снарядов и бомб, сколки с булыжной мостовой — всё, что могло напоминать о Севастополе на других фронтах... А это значит, что захваченный город не покорился и что придет, обязательно придет час его освобождения. 17 июля 1943 года газета «Красный флот» публикует «Черноморскую легенду» своего специального корреспондента Леонида Соловьева и эта легенда, прочитанная миллионами, как бы потеряла авторство и стала известной на всех фронтах, как быль. Находились очевидцы, которые « сами видели », как матрос (солдат) взял камень (горсть земли) с Малахова кургана (с Исторического бульвара, с Минной пристани...), чтобы вернуть реликвию Севастополю. И что день освобождения морской крепости уже не за горами. Небольшая «Черноморская легенда» Леонида Соловьева вызвала к жизни десятки рассказов, фильмов и песен. А сам Леонид Соловьев своему прижизненному сборнику рассказов дал назва¬ние « Севастопольский камень ». А. А. ЖАРОВ (1904 - 1983) 3 июля 1942 года по приказу Верховного Командования Сева¬стополь был оставлен. И тогда родилась легенда о севастопольском камне, о котором мы уже рассказывали. В 1943 году « Черноморскую легенду » Леонида Соловьева прочитали поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов... Слова и музыка родились как бы сами собой: Холодные волны вздымает лавиной Широкое Черное море. Последний матрос Севастополь покинул, Уходит он с волнами споря ... Песню-балладу и сейчас поют. Но для севастопольцев — это не только навеянные Черным морем слова, пронизанные матросской доблестью и верой в самое лучшее на земле, для севастопольцев — это часть истории родного города. |