Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 25210 [ символов ]
Севастополь литературный
СЕВАСТОПОЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - 3 . Продолжение .
 
А.И Куприн
И.А . Бунин ……
Н.Г. Гарин - Михайловский
А.П. Чехов
А.М. Горький ……
Н.Н. Никандров . . . .
А.С. Грин
А.Т. Аверченко . . . .
В.Я. Брюсов
А.А. Ахматова
Н.С. Гумилев ....
Артем Веселый ...
В.В. Маяковский . .
В.И. Нарбут …….
М.А. Волошин ....
 
А.Н. КУПРИН ( 1870-1938 )
 
Александр Куприн и Севастополь — тема огромной книги, которая обязательно будет написана, а здесь ограничимся одним эпизодом из его севастопольской хроники.
Это произошло 14 (27) ноября 1905 года. В этот день на крей¬сере «Очаков» взметнулся красный флаги по восставшему кораб¬лю был открыт огонь.
А.Н. Куприн жил тогда в Балаклаве , но он не мог в эти тра¬гические дни не быть на набережной Севастополя, чтобы все увидеть своими глазами. И он увидел многое и описал эти события в очерке: «Никогда, вероятно до самой смерти, не забуду я этой черной воды и этого громадного пылающего здания, этого послед¬него слова техники, осужденного вместе с сотнями человеческих жизней на смерть...»
Но не все были расстреляны, некоторым из очаковцев удалось вплавь достигнуть берега и скрыться. Небольшая группа матросов оказалась и в Балаклаве, и в их спасении принял непосредственное участие писатель Александр Куприн.
А за очерк «События в Севастополе» Александр Куприн по приказу вице-адмирала Чухнина был выдворен за пределы Севастополя с. запретом впредь появляться в этих местах, й этот приказ соблюдался неукоснительно. Когда в 1906 году Александр Николаевич попытался вновь поселиться в Балаклаве , полиция не только заставила писателя покинуть рыбацкий поселок, но и вы¬нудила его покинуть пределы Крыма.
Так и не пришлось Александру Куприну больше побывать в Балаклаве , которая заняла так много места в его душе и книгах.
 
И. А. БУНИН ( 1870-1953 )
 
О Севастополе Иван Алексеевич Бунин был наслышан с детства: его отец Алексей Николаевич и его дядя Николай Николаевич участвовали в первой обороне Севастополя, причем на войну они ушли добровольцами. И о Льве Толстом, храбром подпоручике Льве Толстом он узнал от отца, который встречался с писателем на бастионах много раз.
Но впервые в Севастополь Иван Бунин попал уже девятнад¬цатилетним юношей, в апреле 1889 года. «Ты, папа, наверное, не узнал бы его ( Севастополя — М Л. ) : теперь он совершенно
отстроился, но плох тем, что почти совершено лишен зелени. Красоту его составляет, разумеется, море... Я нанял парусную лодку, ездил (конечно не один, а с рыбаками) к Константиновской крепости, потом в открытое море...»
Эта его первая поездка в Севастополь найдет отражение в романе «Жизнь Арсеньева».
Иван Алексеевич Бунин много раз бывал в Севастополе: любовался отвесными берегами Фиолента и «нагим горным миром» Балаклавы, обходил пешком все бастионы — Севастополь
менял¬ся год от года! — и «...только за бухтой было нечто отцовское». А за бухтой была Северная сторона города и Братское кладбище.
В 1920 году И. Бунин эмигрировал во Францию и, наверное, в тяжких своих снах ему не раз виделся Севастополь.
 
Н. Г. ГАРИН - МИХАЙЛОВСКИЙ ( 1852 - 1906 )
 
Новую дорогу Севастополь - Ялта построили в наше советское время. По современному проекту. Но в основе всех разработок лежит проект замечательного русского писателя и инженера-путейца Николая Георгиевича Гарина - Михайловского. Не все знают, что с именем этого человека связаны первые изыскательские работы на трассе Севастополь - Ялта.
Многие предлагали свои проекты дороги, но нужен был такой человек:, который был бы объективен в выборе трассы, нужен был человек, которым руководил бы не коммерческий расчет, а прежде всего общественное благо. Вот поэтому выбор пал на автора известных повестей «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» Гарина-Михайловского — в 1903 году он был назначен
начальником изыскательской партии на Южном берегу Крыма. Это был именно тот человек, который по меткому выражению A.M. Горь¬кого, был «во все стороны талантлив».
Тысячи автомобилей ежедневно проходят по дороге, о которой мечтал инженер и писатель Гарин-Михайловский, а благодарные дорожники неподалеку от Севастополя, в Ласпинском урочище, видовую площадку, с которой открывается поистине волшебный вид, украсили барельефом-чеканкой писателя. Ялтинский скульптор В. Л. Савицкий передал нашу признательность этому человеку.
 
А Л. ЧЕХОВ ( 1860-1904 )
 
В Севастополе Антон Павлович Чехов бывал неоднократно и всегда город и море вызывали в нем восторг. Это видно из его писем:
«В Севастополь я приехал ночью (июль 1888 года — М.Л.). Город красив сам по себе, красив и потому, что стоит у чудеснейшего моря — это его цвет, а цвет описать нельзя. Похоже на синий купорос...»
«Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной де¬вушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучишься... Купание до того хорошо, что я окунувшись, стал смеяться без всякой причины».
«В Севастополе в лунную ночь я ездил в Георгиевский мона¬стырь и смотрел вниз с горы на море; а на горе кладбище с белыми крестами. Было фантастично. И около келий глухо рыдала какая-то женщина, пришедшая на свидание, и говорила монаху умоляющим голосом: «Если ты меня любишь, то уйди...»
Вот такое одно из писем было им написано 23 сентября 1898 года.
В апреле 1900 года Художественно-общедоступный театр во главе с К.К. Станиславским приехал на гастроли в Крым. Приехали они и в Севастополь. Здесь, в Севастополе, в Летнем театре, который был выстроен на берегу моря, мхатовцы показали больному Чехову его пьесу «Дядя Ваня». Конечно, пьесу посмотрели и многие севастопольцы и она имела колоссальный успех.
 
А.М. ГОРЬКИЙ (1868-1936)
 
Впервые Алексея Пешкова занесло в Севастополь в 1891 году. Я пишу «занесло» потому, что те годы были для будущего писателя годами странствий. В автобиографическом рассказе «Два босяка» он впоследствии опишет эти голодные дни и поиски работы ради куска хлеба.
Это было первое, но далеко не последнее посещение пролетарским писателем приморского города: в 1897 году он вновь приезжает в Севастополь. Не для того, чтобы предложить свои руки для земляных работ, а как известный писатель Максим Горький.
Тогда он впервые добывал в древнем Херсонесе и написал очерк «Херсонес Таврический».
1900 год. В это' год он дважды посещает Севастополь. Здесь происходит его первое очное знакомство с московским Художест¬венным театром и с Ы.Ф. Андреевой, ставшей его соратником, другом и женой.
Как это ни парадоксально, но о пребывании Максима Горького в Севастополе в дореволюционные годы мм узнаем и из полицейских документов. Сохранилось «Дело о пребывании Алексея Пешкова в Севастополе». Хотели или не хотели жандармы, но и они помогли в создание более полной биографии писателя»
Осенью 1934 года Алексей Максимович Горький беседовал с управляющим Балаклавского рудоуправления А.С. Трошевым, который от имени рабочих обратился за помощью — помочь в строительстве разрушенного шоссе. (С какими просьбами только не обращались к писателю!). И он помог.
После смерти Максима Горького благодарные балаклавцы присвоили его имя рудоуправлению, а севастопольцы воздвигли ему памятник.
 
Н.Н. НИКАНДРОВ ( 1878 - 1964 )
 
Н. Никандров — псевдоним Николая Николаевича Шевцова — детские и юношеские годы провел в Севастополе. И в зрелые годы ему пришлось побывать в приморском городе: Севастополь оц полюбил какой-то особенной любовью.
Как ссыльный Николай Никандров побывал, пожалуй, во всех центрах и закоулках царской России: в Архангельской губернии и Петербурге, в Москве и в Саратовской губернии, Нижнем
Нов¬городе и... во многих местах, где разрешалось и не разрешалось находиться ссыльным!
Но куда бы ни забрасывала его судьба, с Севастополем он связи не прерывал. И недаром в письме к Е.Л. Берштейну-Янтареву он написал 6 сентября 1904 года: «Мне, где бы я ни был, всегда пишите на Севастополь...» ( У меня хранятся копии многих писем, отправленных в Севастополь и из Севастополя. Их подарил мне сын писателя Гавриил Николаевич Сазонов-Никандров. Подлин¬ники он сдал в ЦГАЛИ СССР. Фонд — 1714. — М.Л. )
Отбыв очередную ссылку в Нижнем Новгороде, Никандров возвращается в Севастополь, но вскоре за пропаганду против су¬ществующего строя вновь арестовывается и вновь ссылка. На этот раз — Архангельская губерния.
Из ссылки он присылает рассказы в крымские газеты, где и печатает их под именем Ни-ч. Эти рассказы прочитал Александр Куприн и они ему очень понравились...
После того, как опальный Александр Куприн за свой очерк о расстреле очаковцев был выслан из Балаклавы, после того, как командующий Черноморским флотом Чухнин утвердил казнь Петра Шмидта и его сподвижников, революционная организация
Севастополя вынесла Чухнину смертный приговор, который был приведен в исполнение 28 июня 1906 года.
Выполнил приговор «матрос Акимов» — а это был начинающий писатель Николай Никандров. Никандров не был найден царской охранкой- Но все равно по подозрению 7 сентября 1906 года был выслан за пределы Севастополя.
Начались годы скитаний по России и вернулся он в Севастополь вновь лишь в 1910 году. Да и то ненадолго: он был выслан вновь за пределы Севастопольского градоначальства.
Все эти годы Никандров усилено пишет и широко печатается, вызывая одобрение М. Горького, И. Бунина, А. Куприна..
Гражданская война застала Никандрова в Севастополе и, чтобы не умереть с голода (кто же будет печатать революционно настроенного писателя!), работает грузчиком, виноградарем,
ры¬баком...
Все это потом найдет отражение в его книгах.
 
А.С. ГРИН (1880-1932)
 
Он всегда любил странствовать и впервые увидел Севастополь шестнадцатилетним пареньком с борта парохода «Платон», на котором подрядился работать. Саша Гриневский еще не знал, что станет писателем и что Севастополь станет его отправной точкой,
Константин Паустовский как-то заметил: « Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, гро¬мом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде».
Как бы там ни было, но как нам сейчас известно, тогда, осенью 1896 года, Севастополь и море произвели на него впечатление и об этом он сам напишет в «Автобиографической повести»:
« Переход к Севастополю в открытом, без берегов, море, при сильном волнении, вид стай дельфинов, несущихся быстрее парохода, — все действовало упоительно... Нечто настоящее начало совершаться вокруг...»
Через шесть лет Александр Гриневский появляется в Севастополе уже как представитель партии эсеров. «Алексей Длинновязый» должен был вести пропагандистскую работу в самом центре морской крепости, где в то время находилось не менее пятнадцати тысяч матросов.
11 ноября 1903 года на Графской пристани он был арестован и на долгих два года оказался в севастопольской тюрьме, откуда был выпущен лишь в революционном 1905 –м ...
Летом 1923 года он вновь приехал в Севастополь, мысленно к которому он возвращался во многих своих книгах. Это был его последний приезд в город, оттенки которого нашли свое
отра¬жение в Лисе , Гель-Гью ...
 
А.Т. АВЕРЧЕНКО (1881-1925)
 
В Праге находится старинное Ольшанское кладбище. На этом кладбище, у небольшой церквушки — православного храма Святого Успения, расписанного в древнерусском стиле по эскизам советского художника И.Я. Билибина — стоит гранитный памятник. На граните две надписи —
по-русски и по-чешски:
«А.Т. АВЕРЧЕНКО, род. 6.!!! 1884 в Севастополе, умер 12.111. 1925 в Праге.
Русский писатель. Этот памятник поставило русско-чешское общество
"Мир". Прага 26 декабря 1930.»
В дату рождения вкралась ошибка. Сам писатель писал в своей автобиографии («Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1973 год», Л., «Наука», 1976): «Имя мое — Аркадий Тимофеевич Аверченко. Родился в Севастополе 1881 года, 15 марта...»
Приведем еще данные из этой автобиографии, так как в публичной печати публикаций еще не было:
«...Вероисповедания — православного. Отец был купцом, мать из мещан. Известно только, что дед мой (по матери) был атаманом шайки разбойников, держал под Полтавой постоялый двор и без всякого зазрения совести грабил проезжих по большой дороге. Мать моя — добрая, кроткая женщина — вспоминает об этом с ужасом, хотя во время дедовских операций была мала и помнит все смутно. Мой отец был очень хорошим человеком, но крайне плохим купцом. Сочетание этих двух свойств привело к тому, что он совер¬шенно разорился к тому времени, когда мне исполнилось 10 лет...»
Вот с этого возраста будущий писатель полагается только на самого себя. На школу денег не было и Аркадий самостоятельно усваивает науку. Из Севастополя пришлось уехать.
Вновь в Севастополе Аркадий Аверченко появляется уже из¬вестным писателем, автором нашумевших юмористических и сатирических рассказов.
В Севастополе он создал литературное кафе под очень звучным названием — «Гнездо перелетных птиц». Кто только не залетал в это гостеприимное «гнездо»: не менее Аверченко знаменитый Влас Дорошевич, грассирующий Александр Вертинский и «комиссар искусств» Леонид Собинов...
Когда врангелевские войска покидали Севастополь, полома¬лись судьбы многих завсегдатаев литературного кафе. Если Леонид Собинов и Влас Дорошевич отдали свой талант в услужение революции, то Александр Вертинский и Аркадий Аверченко, ис¬пугавшись той же революции; покинули Родину.
И это тот же самый Аркадий Аверченко, который перепечатал в своем журнале манифест об отречении царя Николая II от престола с собственной припиской: «Прочел с удовольствием.
Ар¬кадий Аверченко.» Тот самый Аверченко, который издавал в Се¬вастополе газету «Юг России», закрытую белогвардейцами из-за резких и талантливых фельетонов, миогие из которых принадлежали самому писателю!,.
История в конце концов все расставляет по своим местам. Все годы эмиграции Аркадий Аверченко «болел смертельной тоской по России» к мечтал вернуться, Но судьба распорядилась иначе.
 
В.Я. БРЮСОВ (1873-1924)
 
Большое наследство оставил нам драматург, критик, теоретик стиха, литературовед, переводчик и поэт Валерий Яковлевич Брю¬сов. И недаром Максим Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
Впервые Валерий Брюсов увидел Севастополь в возрасте четырех лет, в 1877 году. Второй раз — 1896 год — в Севастополь уже приехал «заводила декадентов», приверженец символизма и ниспровергатель литературных канонов. На эстрадных площадках он выступал со стихами, вербуя в свой клан приверженцев других литературных стилей.
Позднее он сам скажет о том времени: «Я был рабом предвзятых мнений и поставленных себе целей...»
Летом 1898 года Валерий Брюсов вновь появляется на улицах Севастополя. Весь маршрут того времени нам пока не известен, но вот доподлинно известно, что в этот приезд он осматривал город древних Херсонес Таврический. С утра до самой ночи! Он даже ночевать не поехал в Севастополь (в то время Херсонес Таврический, как отме¬чали путеводители, находился в трех километрах от Севастополя — МЛ.), а остался ночевать в монастырской гостинице.
Заметим, что в 1851 году на территории Херсонеса Таврического был открыт монастырь святого Владимира и две гостиницы для приезжих. Монастырь и гостиницы, как действующие,
просу¬ществовали вплоть до 1926 года...
1924 год. Это был последний приезд в Севастополь создателя Высшего литературного художественного института. В этом же году его не стало.
 
А. А. АХМАТОВА ( 1889 – 1966 )
 
Есть у Анны Андреевны Ахматовой поэма « У самого синего моря ». Литературоведы не без основания называют ее автобиографической. И это так: в Публичной библиотеке им. Салтыкоа-Щедрина в Санкт-Петербурге хранятся рукописи Анны Ахматовой. Изданные и неизданные. Из них узнаем:
«... Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих мест — древний Херсонес, около которого мы жили...»
В своих рукописях Анна Ахматова ( Горенко ) неоднократно вспоминает Херсонес Таврический. Напоминает, что именно здесь она получила прозвище « дикая девочка » и «последняя херсонесидка». Это потому, что в ее душе никогда не было страха перед морем. Она купалась в шторм, прыгала с отвесных скал, сжигала под солнцем кожу так, что та висела лоскутами.
Степенные севастопольские барышни пытались ее запугать чертями и водяными, говорили, что не пристало девчонке из порядочной семьи вести «мужицкий» образ жизни...
Не «мужицкий» ли образ жизни помог поэту Анне Ахматовой выжить в трагические для страны и для нее времена?!.
Жила в то время Аня Горенко неподалеку от Херсонеса Таврического. Сейчас это место известно для севастопольцев под именем Туровка. Когда-то здесь были дачи Тура, которые он сдавал курортникам. Отсюда и название. На туровской даче Анна Ахматова жила каждое лето с семи до тринадцати лет, т.е. с 1896 по 1902 гг. Потом перерыв и снова приезд в Севастополь на лето и осень 1907 года. Последнее посещение Севастополя — осень 1916 года.
Если в первые свои наезды с матерью Аня Горенко жила на туровской даче « Новый Херсонес », то в последние свои приезды они снимали комнаты в самом городе: ул. Малая Морская, д. 43, кв.1.
Именно в Севастополе Анна Ахматова приняла решение выйти замуж. Об этом свидетельствуют письма, на которых стоит вышеупомянутый адрес: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой.»
Есть свидетельства, что в дни приезда в Севастополь Анна Ахматова — псевдоним она выбрала себе по родственной линии: татарская княжна Ахматова из рода Чингизидов была прабабкой Анны Горенко по линии матери! — посещала постоянно дом своего деда Горенко на Екатерининской улице.
Ее дед — Горенко Антон Андреевич — участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., кавалер орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и нескольких медалей, ушел со службы в чине полковника и ему за заслуги перед Отечеством разрешили построить дом на престижной Ека¬терининской улице, который и был построен и значился под
но¬мером двенадцать. (Сейчас это улица Ленина и в этом здании находится кафе «Искринка».)
А на самом здании в октябрьские дни 1989 года открылась ме¬мориальная доска, выполненная скульптором, заслуженным ху¬дожником Украины С.А. Чижом, художником И.А. Белицким и мастером по художественной обработке камня И.И. Степановым.
Мемориальная доска увенчала многолетний поиск Клуба лю¬бителей истории Севастополя во главе с Валерием Милоданом.
Под скульптурным портретом — золотом горят слова:
 
ЗДЕСЬ, В ДОМЕ СВОЕГО ДЕДА — УЧАСТНИКА
ПЕРВОЙ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ
ЧАСТО ГОСТИЛА В 1896-1916 гг., РУССКИЙ ПОЭТ
АННА АХМАТОВА
Именно — поэт. Анна Андреевна не любила слова « поэтесса ».
 
Н. С. ГУМИЛЕВ ( 1886-1921 )
 
Рыцарем Музы Дальних Странствий называли современники поэта Николая Степановича Гумилева. И это так. За свою корот¬кую жизнь он побывал и в Англия, и во Франции, и в Африку совершил три путешествия. При этом с 1914 года три года отдал фронту. И тут он был в первых рядах — разведчиком. За храбрость
Николай Гумилев — основатель поэтической школы акме¬изма, философ, теоретик искусства, — когда он успевал писать?! — можно только поражаться такой работоспособности.
Из Парижа он присылал письма в Севастополь своей любимой, юной Ане Горенко, ставшей впоследствии его женой:
«Я весь день вспоминаю твои строки о «приморской дев¬чонке», они мало что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано, так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволической поэзии ты да, пожалуй, (по-своему) Нарбут, окажетесь самыми значительными...»
Первые стихи Анны Горенко {Ахматовой) Николай Гумилев напечатал в Парижском журнале «Сириус».
В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре поэт Николай Гумилев был расстрелян и уже в наши дни приговор этот признан неправомочным — не мог ни при каких обстоятель¬ствах русский поэт Николай Гумилев повернуть оружие против своего народа!
В этом же году, незадолго до своего трагического исхода, Гумилев приехал в Севастополь. Он ходил по севастопольским улицам, пил сухое не пьянящее вино в уютных севастопольских
забе¬галовках, увитых виноградом, посетил Херсонес Таврический, о котором он много был наслышан от «приморской девчонки» Ани Горенко.
В Севастополе он издал свой сборник африканских стихов «Шатер». Последний в своей жизни сборник,
 
АРТЕМ ВЕСЕЛЫЙ ( 1899 – 1939 )
 
Шел ставший для нас историческим год 1922-й. Страна выдвинула лозунг: «Молодежь во флот!» И сын самарского крючника, боец Красной Армии и начинающий писатель Николай Кочкуров прибывает в Севастополь.
Имя Николая Кочкурова среди волжан было уже известно —-в 1917 году газета «Приволжская правда» публикует « Деревен¬ские впечатления » талантливого самоучки, и с тех пор его очерки и рассказы печатаются под псевдонимами « Ив. Лаптев », « Лукьянов »,
« Артем Невеселый »... И — «Артем Веселый». Под этим име¬нем он и вошел в большую литературу. Роман «Россия, кровью умытая» — программное произведение писателя. Его зачин родился в Севастополе, когда Артем Ве¬селый жил во флотских казармах на Корабельной стороне. Так что смело можно утверждать: Севастополь — колыбель романиста.
Помимо первой книги в Севастополе под талантливым пером писателя родилось много очерков, рассказов и фельетонов, которые он опубликовал в газетах «Красный Черноморский флот» («Флаг Родины») и в «Маяке Коммуны» («Слава Севастополя»).
Изучая становление Черноморского флота не мешает познакомиться с очерками писателя, рассыпанными по севастопольским газетам.
 
В.В. МАЯКОВСКИЙ (1893 - 1930)
 
Вдруг случилось бы невозможное и на газетных тумбах сегодня бы появилось объявление вот такого содержания: «В Доме офицеров выступит Владимир Маяковский...» Уверен, просторный зал бывшего Дома имени лейтенанта Шмидта не вместил бы всех желающих, ведь желающими были бы все горожане.
Но 6 июля 1926 года выступление Владимира Владимировича было сорвано именно в этом клубе, носящем имя «лейтенанта революции».
Это, конечно, не украшает севастодольцев f но что было то было.
В газете «Маяк Коммуны» за 8 июля 1926 года В. Маяковский писал: «Приношу большое извинение всем собравшимся 6 июля на мою несостоявшуюся лекцию, причина срыва лекции — неумелость организаторов и их нежелание не только выполнить заключенный договор, но даже входить в какое-нибудь обсуждение по этому запросу».
Выступление поэта с докладом « Моё открытие Америки » с чтением стихов состоялось 17 июля в зале городского Совета. В зале, как говорится, яблоку негде было упасть. Казалось, весь город пришел слушать поэта.
Это было не первое выступление В. Маяковского в городе. Впервые он появился в Севастополе в январе 1914 года. И именно в нашем городе в те далекие годы произошел разрыв Владимира Маяковского с эгофутуристами.
В Севастополь Владимир Маяковский возвращался неоднократно и в своих стихах не забывал наш город.
Помнят его и севастопольцы: одна из красивейших улиц города, спускающаяся к бухте, названа улицей Маяковского.
 
В.И. НАРБУТ ( 1888-1938 )
 
В освобожденный от белогвардейцев Севастополь первым рейсом в ноябре 1920 года прибыл из Одессы пароход « Димитрий ». Среди его пассажиров был и заведующий Всеукраинским бюро Российского телеграфного агентства — ЮГРОСТА — поэт Вла¬димир Иванович Нарбут, к сожалению известный нам больше ио повести К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий», чем по собственным стихам. Талантливый поэт, отмеченный еще Николаем Гумилевым, был репрессирован, уничтожен и посмертно реfбилитирован.
В.И. Нарбут приехал в Севастополь для создания Крымского отделения ЮГРОСТА, которое и создал. ЮГРОСТА собирала информацию о жизни города и полуострова, выпускала плакаты, устраивала «устные газеты» — нехватка бумаги ощущалась остро. Выпускали и «стенные»- газеты в точном значении этого слова: во всю стену! Огромные бумажные простыни развешивались на сте¬нах зданий, на афишных тумбах и могли бнть прочитаны даже полуграмотными, которых в ту пору в Севастополе было предо¬статочно.
О своей поездке в Севастополь В.И. Нарбут рассказал в очерке «Король и тени» и напечатал его в одесском журнале «Театр» в 1922 году.
 
М.А. ВОЛОШИН (1877 - 1932)
 
Максимилиан Александрович Волошин, посещая неоднократно наш город, считал, что Севастополь — «самый красивый и строгий из крымских городов». Еще бы! Полуразрушенные
бастионы и крепости, возвышающиеся над морем, многочисленные памятники и матросы на улицах, покрытых черной брусчаткой, не могли не найти отклик в сердце поэта и художника.
В своей «Автобиографии» он сделает такую запись: «Севастополь помню в развалинах, с большими деревьями, растущими из середины домов: одно из самых незабываемых живописных впечатлений»...
Если первый раз Макс Волошин посетил Севастополь ребенком и облазил все развалины, сохранившиеся еще со времён первой обороны, то в последующие годы, юношей, осмотрел «низкие обрывистые террасы, на которых громоздятся развалины Херсонеса»... А в зрелые годы поэт я историк неоднократно приезжает в Севастополь с чтением лекций и своих стихов.
Последний его приезд в Севастополь в 1922 году был вызван болезнью.
Благодарный Севастополю Максимилиан Волошин подарил Художественному музею несколько своих живописных работ. А выставки акварелей поэта и художника в Художественном музее, начиная с 1927 года, бывают часто.
Дата публикации: 24.07.2011 13:36
Предыдущее: Севастополь литературныйСледующее: Литературный Севастополь

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта