Как же человек похож на дом. У него, как и у дома, есть фасад, размер, чердак, подполье и фундамент. Удивительно, что для совместного проживания человека выбирают точно так, как выбирают дом, в первую очередь по фасаду и размерам. Только во вторую очередь обращают внимание на размеры чердака и порядок в нем. Когда сходятся люди пожившие, то они не обходят своим вниманием и подполье, проявляя иногда к нему даже повышенный интерес. Вот только фундамент, как правило, выпадает из поля зрения. А ведь он основа всего. С него начинается строительство дома. Самый красивый и большой дом не устоит долго на гнилом фундаменте. Также и человек, фундамент свой получает в начале жизни в семье. Прочный фундамент можно вынести только из здоровой полной семьи, в которой работает иерархия - Бог, отец, мать, дети. * * * «Хитрецы» выбравшие на их взгляд самый легкий путь в жизни обмана и использования ближнего - самые несчастные люди на свете. Каждый «удачный» случай обмана – это повешенная добровольно на себя гиря, которую придется тащить всю жизнь, постоянно путаясь и дополнительно неприятно напрягаясь при этом в паутине сокрытия обманов. * * * Очевидно, что человеческое общество неоднородно. Всегда в нем есть большинство - средняя масса, которая тоже неоднородна, но отличается, или объединяется тем, что достаточно адекватно и одинаково реагирует на установки свыше, извне, ведущие ее куда-то. Существует в этом обществе и меньшинство, реагирующее на установки неадекватно, живущее совсем не так как средняя масса, да порой еще и задающее вопросы. Например, такие – «куда нас ведут?». Средняя масса это меньшинство совершенно четко делит на умных и дураков. Умные в глазах массы те, кто в человеческой иерархии занимают высокое положение, или жизнью своей доказал право не соглашаться с мнением большинства. За ним оно, конечно, не идет, но, тем не менее, уважает, а иногда даже рукоплещет. И что интересно, в течение жизни в клане «меньшинства» идет активная ротация. Например, в юности – «умные» те, кому Бог дал способности быстро обучаться, то есть компьютерные, а еще способности к ниспровержению «незыблемых основ» и всеми признанных авторитетов, порой очень циничному, что как раз и завораживает. Проходит время, очень быстро, пролетает. Многие из «умных» слишком вошли в азарт, заигрались своей ролью и неожиданно для себя превратились в «дураков». Те, кто когда-то с восторгом внимали им, отвернулись, поняв, что мир не делиться на черное и белое, что им правит не бездушный расчет, логика и жесткость, а любовь и терпимость. Пришло время «собирать камни». Умным совсем неожиданно становиться тот, кто к финишу приходит ни счетной машиной, ни ниспровергателем устоев, но светлым мудрецом. * * * В конфликте беса с ангелом победу человек почти всегда отдает бесу. Может, это оттого, что ангел пытается видеть в бесе подобного себе (на то он и ангел), и ведет себя соответственно. Нимб над головой беса положения его ухудшить никак не может. Бес же он и есть бес и, конечно, в ангеле пытается разглядеть беса, понятного для себя. Рогов на голове ангела народ невольно ждет, поскольку в душе каждого хоть немного беса да есть, а чистота она как-то унижает и порой даже раздражает человека. Как раз отсюда известной закон, который хорошо знают психологи: «Над высшими авторитетами тяготеет искус надругательства». Мы же из своей жизни знаем, что чистых душой и сердцем опорочить легче всего. * * * Комфортно жить, сверяясь с тем, как живут все. Идти в колее куда как легче. Но нельзя терять бдительности, расслабляться, комфортность эта может быть обманчива. Не ведут ли тебя вместе со всеми, как овец, в загон, чтобы там очередной раз остричь, а то и прирезать? * * * Если кто-то что-то воспринимает не так, как ты, и не так, как все, не торопись осуждать и усмири свой «праведный» гнев. Массовые понятия порой глубоко ошибочны, они искусно навязаны. Цель одна - обмануть и использовать. Этот кто-то может видеть цель, которая невидима всем. * * * Человек живет, пока есть цель. Главная его цель предопределена Богом в момент творения: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему», и, сотворив, сказал Господь: «Плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Бог создал человека, как своего полноправного представителя на земле. Руки человека – руки Бога, и других нет. Человек – единственный из живых существ, в которое Бог вдохнул дух, даровал ему право творить. Он - единственный на земле, владеющий этим правом. Творить, созидать – высший дар человека. Только он приравнивает человека к Богу и направляет жизнь его в бесконечность. Ограничивая эту главную цель только животной жизнью для себя, человек добровольно нарушает Божий замысел о нем и делает свою жизнь на земле серой и короткой. * * * Не отличаясь в своем развитии от основной массы населения, можешь стать или очень богатым, или высоко подняться по ступеням власти и смотреть на тебя будут снизу вверх, а в речах твоих видеть мудрость и особый смысл. Если же упорно трудясь, ты поднимешься интеллектуально и нравственно, существуя и находясь там же, где был, среди населения, то быстрее всего попадешь в ситуацию, когда смотреть на тебя будут сверху вниз, в речах и действиях видеть глупость и дурь и, возможно, относиться начнут со злобой, как к врагу. * * * Может показаться, что способность слушать и слышать, связана с близостью, любовью и значимостью человека. Реально почему-то иначе. Мы лучше, внимательнее слушаем и слышим чужих, чем своих. Авторитеты для нас где-то там за углом, вдали. Да разве может быть что-то значимое, существенное рядом? Формула «Лицом к лицу, лица не увидать» практически является законом для человека. И чтобы увидеть, понять, оценить, надо как-то удалиться, разойтись. Не поэтому ли для своих близких реальную цену человек приобретает только тогда, когда уходит в мир иной? «Пророк не имеет чести в своем отечестве», - сказал Иисус, покидая город своего детства Назарет, в котором жители, помня Его отроком, не приняли слов Его. И не отсюда ли мы много лет не слышали своих пророков: Солоневича, Лихачева, Солженицына, Астафьева? Вот их уж и нет с нами, а мы не только не услышали, но и не поняли до сих пор, что это наши пророки. * * * Талант – тяжелая ноша, а развитие его – громадный труд. В детстве талантливы почти все, но только немногим Господь дает нести этот тяжелый крест, поскольку каждому подбирает его по силам. Талантливый человек - самый близкий к Богу из людей, поскольку жизнь его - почти как у Бога, созидание и творение. Талантливые создают Красоту и продвигают человечество в его развитии. И именно талантливые – это те «белые вороны», которых при жизни народ гонит, предает, распинает и… обожает. Жизнь почти каждого таланта – «восхождение на Голгофу», как у Христа. Награда, как правило, после смерти, чаще всего не сразу и совсем не для всех. * * * Не обольщайся: чем глубже ты будешь постигать проблемы бытия, тем больше окружающих тебя будут не понимать. Будь готов и к этому, и к тому, что тебя будут слушать как иностранца, говорящего на чужом языке, ведь человек все воспринимает только на уровне своего развития. Непонимание при жизни – судьба тех, кто обгоняет время. Работы Константина Леонтьева стали пониматься большинством читающих только век спустя после написания. Пушкин в последние годы своей жизни исписался, по мнению современников; следующие поколения считают, что создал шедевры. * * * Во время просмотра фильма «Свадьба в Малиновке», в момент, когда Попандопуло делит барахло и, сравнивая кучи, на свою смотрит в бинокль с уменьшением, по залу прокатывается особенная волна смеха. Это реакция на узнавание до боли знакомого. Да, узнал человек людей окружающих его, но не себя же, конечно. А ведь действительно! Делая что-то хорошее, большинство из нас видят это в бинокль с увеличением, а плохое - с уменьшением. Оценивая же хорошее или плохое сделанное ближним, мы опять же пользуемся биноклем. Только теперь, незаметно для себя, его переворачиваем и оцениваем наоборот. Чем больше у человека эгоизма, любви к себе родному, тем больше кратность этого бинокля. * * * Для человека, особенно мужчины способного к анализу, обобщению и не обремененного смертными грехами, путь жизни - это очень часто постепенно накапливающиеся разочарования и все большее и большее одиночество. Наверное, так устроено для того, чтобы он уходил в жизнь вечную спокойно, с сознанием того, что на земле сделано все, он уже никому не нужен, и ничто не держит. * * * Почти все дураки любимы близкими при жизни. Умных любят, как правило, только после смерти, да и то немногих. Исключение те, кто в жизни играет роль дурака, юродивого. * * * Большинство людей не ведая того смотрит на ближнего своего через призму собственного несовершенства, а через нее и самые красивые видятся кривыми. Только совершенствуясь духовно можно осознать важность чистоты призмы, через которую смотришь на мир и прийти к пониманию того, что вера в Бога с ее любовью и терпимостью может помочь сделать эту призму максимально чистой. * * * Мир слышит только тех, кто живет, совершенствуясь в деле к которому предназначен Богом, реализуя дарованный талант. Тех, кто существует, приспосабливаясь под изменчивые жизненные ценности и выгоду – не слышит. * * * Давно заметил, что каждому предопределен свой потолок интеллектуального развития, который жестко увязан со страстью познания и творческой потенцией человека. Бывает так, что некоторое время страсть познания существует, а вот творческой потенцией человек обделен, тогда интеллект растет только на амбициях, он поверхностен, фрагментарен и охватывает в основном то, что производит впечатление на окружающих. Растет он недолго и быстро сходит на нет. Только творчество позволяет интеллекту развиваться бесконечно. Иногда творческая потенция и страсть познания разделены по времени. Страсть может вспыхнуть в детстве или молодости и быстро погаснуть как бенгальский огонь, а может некоторое время гореть маленьким лампадочным огоньком, с годами же разгореться в ровное сильное пламя. Творчество провоцирует человека на глубину познания и тогда человек кажущийся в молодые годы заурядным, в зрелом возрасте может подняться духовно и интеллектуально очень высоко. Это подтверждается жизнью генеральных конструкторов сложнейших технических систем. Невероятным образом все они оказываются долгожителями и до последнего дня их жизни организации, которыми они руководили, обойтись без них не могут. Объяснить это можно только тем, что творение – это великое счастье и радость. Способность творить Господь дал только человеку и, должно быть, поэтому творцам Он дарует годы жизни. * * * Чем дольше человек живет на белом свете, тем чаще оглядывается назад на прожитую жизнь и обязательно охватывает взором тех людей, с которыми шел по жизни рядом, вспоминая их молодыми, зрелыми, а некоторых видит и старыми. В какой-то момент к нему может прийти понимание, что люди в конце жизненного пути, уж очень напоминают горы. Разница с земным ландшафтом в том, что горы бывают в одном месте либо пологими, либо крутыми, либо высокими, либо низкими. Люди-горы не перемешаны, крутые и высокие как правило не находятся вместе, а вот низкие пологие и просто бугорки всегда кучкуются, подобно земным горам. Высота людей-гор соответствуют не его социальному положению, а уровню интеллекта, крутость же показывает, как человек его достиг, почти мгновенно, как дети- вундеркинды или в течение всей жизни постоянно упорно трудясь и совершенствуясь. Например, японская мудрость гласит «В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек». Так вот она описывает крутую, но не очень высокую человека-гору. Ну а бугорки соответствуют обычному обывателю, для которого интеллект особой ценности не имеет. * * * Счастьем является сам процесс жизни, а не цель. Причем такой процесс, который не отягощает совесть человека. И еще важное дополнительное обстоятельство обеспечивающее состояние счастья - в каждый момент жизни настрой человека должен быть позитивен, и он искренне может сказать: «Слава Богу за все». * * * Противоречия личности с действительностью провоцируют ее на объяснения себе и окружающим ее обывателям – «Почему ты не такой? Почему не хочешь плыть в потоке жизни вместе со всеми? Кто-то как либералы, например, с болезненным остервенением отрицают все, многие, подергавшись, элементарно спиваются. И только особенно талантливым единицам, таким как Солоневич, Солженицын, Довлатов удается объясниться. Гениальность Довлатова в том, что объяснения его, в отличие от первых двух гениев, приняты всеми слоями нашего населения, правда, не всеми поняты. * * * Так все же, бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Коммунисты учили нас однозначно, что бытие определяет сознание. Им противоречили такие мыслители как Иван Солоневич и Дмитрий Лихачев утверждавшие, что сознание определяет бытие. Думаю, что правы все. Просто они, утверждая свое, представляли за этим утверждением определенную прослойку населения. Конечно, сознание определяет бытие, если оно имеет место быть. А оно, независимое, формируемое духом человека, есть совершенно точно только у меньшинства населения. Правда именно это меньшинство и создает то бытие, которое формирует сознание большинства. * * * Озеро бывает красивым с прозрачной водой до тех пор, пока питается ключами, бьющими со дна его или по берегам. Как только ключи перестанут питать озеро вода становиться мутной, зацветает и оно быстро превращается в болото, а потом также быстро зарастает и исчезает с лица земли. Так и государство. В каждом постоянно рождается небольшое количество нестандартных людей, понимающих многое не так как все, и видящих не так. Эти нестандартные и есть те ключи, которые постоянно питают государство чистой водой, позволяют ему успешно развиваться и процветать. Как только их начинают гнать и уничтожать, страна быстро превращается в безобразное болото, слабеет, саморазрушается и, в конце концов, исчезает. * * * Удивительно, но книгу с полным правом можно считать живым ребенком, рожденным человеком. Также как у человека у нее своя жизнь и своя судьба. Книга может умереть, не родившись, при рождении, сразу после, а может жить долго и счастливо. Может, как вундеркинд, иметь блестящую судьбу впервые годы жизни, и в одно мгновение быть забытой. Книга внешне, как и человек, может быть толстой, тонкой, маленькой и большой, прекрасной снаружи или внутренне. А отличается она от человека продолжительностью жизни и тем, что, умерев, при определенных обстоятельствах книга имеет шанс чудесным образом воскреснуть. * * * Санкт-Петербург – город с душой сложной, тонкой и многогранной. Многих он завораживает, и многие ее чувствуют. Первым, кто увидел сознанием своим душу города, был Николай Анциферов. Об этом он написал целую книгу и назвал ее «Душа Петербурга». В отличие от большинства известных городов, Петербург создавался не только исторической необходимостью, но страстью и любовью своего родителя. Принято считать, что такую душу городу дал царь Петр и архитекторы строившие его. Это так, но не совсем. Думаю, душа «Великого города» сформировалась в том виде, в котором мы ее сегодня ощущаем, талантом всего рода Романовых, а еще трагической судьбой, которая выпала на его долю. Грань блеска и особого очарования города появилась только тогда когда тонкие развитые души, христианская духовность, почитались и были реально выше денег, кошельков. Это оказалось возможным только в то время, когда в России была монархия. Наблюдаемая нами архитектурная гармония Питера как раз и есть отражение этих душ. Во времена атеистические, советские мы со слезами на глазах видели, как пытались уничтожить гармонию, уродовали город, убирая и переделывая из идеологических соображений, архитектурные шедевры, и застраивая его типовыми коробками. Видим, как продолжают уродовать город и сейчас, во времена демократические, встраивая безликие стекляшки в сложившийся архитектурный ансамбль центра. Прав был Иван Солоневич, когда писал: - «Демократия – погоня за прибылью, материальным – души нет. Социализм – бюрократия – души нет». |