Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 9007 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг «Ивушка»
Я — Иван Семёнович Векшин. Двадцать четвёртого года рождения. Русский. Из крестьян. ГГ — среднестатистический гражданин, судя по представлению. На момент повествования ему исполнилось 88 лет. Почтенный возраст. В восемнадцать лет ГГ призвали и отправили на фронт — пороги военкомата он не обивал. Что ж, дело, действительно, обычное. Ни в какие времена все поголовно на фронт и не рвались. Тем не менее, во время войны обычно просыпается то, что в мирное время дремлет — патриотизм. Но рассказ «Ивушка» совсем не об этом.
Скоро Иван попадает в плен, концлагерь и там вступает добровольно в ряды бойцов Вооруженных сил народов России.
Аллюзию к трехцветному флагу и аллюзией-то не назовешь — нон-фикш. Идея рассказа о том, что рыба гниет с головы – под непосредственным влиянием командира роты, капитана Волка, и случились описанные события. Не будь война, и прожил бы человек тем, кем родился — простым «крестьянином», таким же, каким и стал после войны. Тем не менее, есть такое, было и всегда будет — не всем нужна жизнь за такую цену, не все и «вступали». Всегда были, есть и будут люди, способные оправдать все, что угодно. Всегда были и другие люди — которые поступают по обстоятельствам, не теряя человеческого лица — обстоятельства могут быть выше, но себя они в них не оправдывают. И нет сомнений, на ком держится земля, у меня, по крайней мере, таких сомнений нет. Суд... Суд всегда внутри. Тот, что снаружи, немного стоит.
Кто бы сомневался - люди с чем только не живут. Кто-то птенчика случайно задавил, не приметив, и простить себе не сможет, живодером себя считая, пусть и поневоле, а кто-то доживает до седин, умирая своей смертью, имея за душой такое, о чем и подумать страшно... Их внутренний мир и исследует Мария Гринберг, пытаясь понять — как живут они среди людей, с чем живут. Описывает и взывает «влезть в шкуру», к прощению слабости человеческой — к страху смерти. Или к тому, что за ним стоит, но нашему постижению, вполне возможно, не поддается...
 
Кратко укажу детали, привлекшие внимание при чтении, подвигающие от поверхностного восприятия к размышлениям.
Капитан Волк не верит ни единому слову. Волк — тотемное животное. «Воплощение свободы, силы и неукротимой воли. Символ мужского начала. Традиционный мотив культа волка — оборотничество». (Характеристику образа Волка списала с календаря, который висит у меня на стене. Сентябрь в нем посвящен Волку.)
Близняшки, Данка и Динка — Данара и Динэра, родились на десятилетие Октября, вот и придумал им отец со своими друзьями-комсомольцами такие чудные имена: «Да здравствует наша революция!» и «Дитя новой эры».
На стене в бывшем кабинете директора школы висит царь-мученик Николай Второй с дочерьми…
Она права… Но нельзя давать потачки. А то завтра все откажутся, у всех дети. Капитан Волк за саботаж приказывает расстрелять Марию.
Далее вступает в повествование традиционная тема первичного «падения души» - ревность и обиды. Маша предпочла Ивану более, как ему казалось, успешного соперника. Хотя вполне возможно, что девушка почувствовала нечто зловещее в первом своем избраннике. Впрочем, об этом мы можем лишь догадываться.
Мать мужа Марии односельчане понасердке и оговорили: припомнили былое, как раскулачивала. Отплатили активистке, отлились ей бабьи слёзы...
Как и все в рассказе, лаконична сцена расшифровки наименования.
— Ивушка!
…Только она звала меня так, это был наш секрет… И как там, в невозвратном мирном далёке, я ощутил трепет её сердечка — Мария прильнула ко мне, смотрела снизу в страхе и безумной последней надежде… Сами собой мои руки легли ей на плечи. Она всхлипнула и спрятала лицо на моей груди.
Немногословно и толкование ГГ своего выбора.
Ничего против него я не смогу. Нет воли. Владел ли он гипнозом, или какой-то другой чертовщиной? Тот его взгляд сломал меня. И мы во власти зверя…
Иронически улыбаетесь… Пытаюсь оправдаться, сочиняю сказки про гипноз? А на деле — просто струсил? Понимайте, как хотите. Не приведи вам такого.
Всколыхнувшееся было чувство мгновенно отреагировало «по обстоятельствам». Зверь своею властью — волей - Ивана, воспитанного в наивно-реалистическом духе, сделал зверем. Перерождение случилось мгновенно, будучи подспудно подготовлено самой средой и пассивным ее восприятием.
Карма воина — война. Но, по определению, достоинство воина - не зверствовать в убийствах. Наоборот. Его дело — убивать себе подобных мгновенно и безболезненно. Демонстрация садизма, насаждение страха в души тех, кого заставляют участвовать в ритуале, в том числе и его наблюдая — удел зверя. Не зря существует такое разделение: человек и зверь...
— Ивушка… Родненький!
Но нет жалости. Лишь злоба. Обречённая — тащишь меня за собой в могилу?
Сука! — я ударил её сапогом в живот.
Полуживая, Маша кинулась на плач ребенка.
На миг я застыл, ошеломленный. Потом…
…Да, конечно, мог бы вам сказать: себя, мол, не помнил. Но что врать? Нет, понимал я, что делаю, когда выхватил из открытой кобуры бульдог и направил в напряжённую струной тонкую спину…
Далее следует хладнокровно описанная сцена зверского убийства.
Первая затяжка, как возвращение к жизни. Да, я сделал это, чтобы выжить. И буду жить.
Встреча с матерью Маши. Белая как смерть, но с сухими глазами, стояла над телом дочки красная командирша. Молчала. Смотрела на меня, странно, будто жалея.
Дальнейшая судьба ГГ так же скупа на описания. Но это лишь придает содержанию убойную силу.
Отступал вместе с вермахтом. Потом дезертировал. До конца войны и почти два года после скрывался под чужим именем. Но мир тесен, и слишком много осталось живых свидетелей…
На суде не пытался вилять. Бесполезно.
(…)тридцати восьми лет я вышел на свободу.
На одной из строек встретил девчонку-детдомовку. Сорок девять лет мы вместе. Выучили, поставили на ноги троих сыновей. Дождались пятерых внуков. И за всю жизнь ни разу словом не обмолвились о войне.
Картина мирной жизни. А прошлым летом что-то защемило: захотелось перед уходом ещё раз увидеть родные места… Поехали со старшим внуком на его «Майбахе».
Не на «Москвиче» пылят по дороге дед с внуком.
Подошёл к обветшалому обелиску. Уже едва различишь имена.
(…) И рядом, на здании сельской администрации — трёхцветный флаг. Тот же, что когда-то реял над нами.
 
Я спокоен.
С людским судом счёты покончены. Попам никогда не верил. И какой ещё можно придумать ад — страшнее того, что я прошёл на земле?
…Лишь одного боюсь там. Услышать…
Как никто и никогда больше не называл меня:
«…Ивушка…»
Неужели — простит?
Спасибо, что слушали.
Мира вам.
 
Рассказ Марии Гринберг лишь в первичном восприятии может вызвать отторжение и гневный протест. ГГ Иван Векшин выбрал жизнь — под волками. Под гипнозом. Далее - без иллюзий.
Но есть одно «но». Каждый в час испытаний входит с тем, что он уже есть. Не все поддаются гипнозу, не все поддаются вербовке. Не поддаются этому те, кто успел пострадать от волков непоправимо — они мстят. И не только они не поддаются.
 
Мария Гринберг: насколько достоверной представляется моя историческая реконструкция, какие чувства вызывают герои?
Написано вполне убедительно при полном осознании авторского вымысла. В любой армии во все времена такое могло случиться. Но страшна не описанная мясорубка, а препарированная природа человека. Священный ужас реальности, кидающий свет не только на исторический контекст — именно от этого стынет кровь в жилах. В реальности с трудом представляю, как человек, пройдя такое, мог вернуться к мирной жизни «как не было». Впрочем, как раз об этом рассказ умалчивает. Мы не знаем — каково ему было.
Открытый финал силен... Действительно, боится... Потому и поехал в родные места перед тем, как уйти. Боится, потому как себя-то он не простил... Именно потому и спокоен. А на земле его ничто уже не пугает... Возможно, именно потому он второй раз дезертировал.
Во все времена лишь единицы способны подняться над своей природой — они и становятся героями, чаще всего, безымянными... В годину испытаний побеждает тот, у кого этих единиц оказывается больше.
Хотелось бы еще коснуться наименования и фамилии ГГ. Ива — очень живучее дерево, потому что гибкое. Векша - «самая мелкая денежная единица Древней Руси» (толковый словарь).
И еще. Есть в рассказе и олицетворение женского начала, и не через одну героиню. Проведено подспудно, но я выделила жирным, чтобы не прошло мимо внимания читателей. Ведь автор показывает нам некий срез человеческой души в конкретной ситуации - испытания страхом смерти и нечеловеческого ужаса.
Народная мудрость также убедительна: не судите, да не судимы будете.
И аз воздам, написано, по определению, не человеком.
 
Смелое, очень смелое содержание. Человечество о себе должно знать все. Как всегда, неизменно мастерски сделанный текст. Когда читаю подобные вещи, всегда вспоминаю Ницше, классическую философию, безусловно, ужасы войны, и не только...
Дата публикации: 11.09.2015 18:53
Предыдущее: Выдох — вдох... Дышать не надоСледующее: Рецензия на стихотворения Дмитрия Кастреля «Хочу на небо», «Сначала»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта