Дмитрий Шорскин «Москва двадцатых. Зарисовка». Произведение №43 на страничке автора Дмитрий Шорскин «Колючий, сорный как репей...». Произведение №55 на страничке автора Рецензировались в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия на заседании №19 от 20.02.2015 Москва двадцатых. Зарисовка Уходит лето. Зелень лип зыбка. Всё признак бренности и быстрого течения. Москва. Садовое кольцо. В закат Цвет кумача «букашка» катится Как будто тяжко ей от трения качения. А рядом - символ силы и души Копытит щегольски - легко пролётка движется. Пёс уличный вокруг замельтешил, Не зная на кого зубатиться: Бежал, устал, отстал... Присел – бока колышутся… Первые три строки вызвали из памяти стихотворение Мандельштама: Пусть имена цветущих городов Ласкают слух значительностью бренной, Не город Рим живет среди веков, А место человека во Вселенной. Им овладеть пытаются цари, Священники оправдывают войны, И без него презрения достойны, Как жалкий сор, дома и алтари. Эпоха... Конечно, эпоха — это люди, быт, история. Место — Москва, Садовое кольцо. Кумач, «букашка», пролетка. На десять строк — три символа Москвы эпохи двадцатых. По большому счету, достаточно, потому как не тесно. «Кумач» - куда как символичнее, «букашка» и пролетка — символы сменяющихся эпох, антитезы и аналоги бренности и быстрого течения. Тяжесть от трения качения пришла на смену символ(у) силы и души. Учитывая, что, по словам автора, в стихотворении нет ни одного лишнего слова, даже не возникает риторический вопрос: кого символизирует уличный пес, на описание которого (судьбы?) ушло ни много, ни мало, три строки — почти треть объема. В закат Цвет кумача — так же символично, как и Уходит лето. Картина сочными мазками: зелень, кумач, черный (букашка, пролетка), рыжий (неназванный конь в пролетке, пес). Яркий пейзаж, очень живой, подвижный. Первая и последняя строчки равнозначны по смыслу. И если двигаться к центру стихотворения построчно — содержание симметрично и жестко выстроено вокруг основных строк: Как будто тяжко ей от трения качения. А рядом - символ силы и души Прав Мандельштам, классик... Конечно, ничто не пишется просто так. И замечательно, если автор дает себе труд понять: почему пишет о том или этом. «Просто так», от скуки и читателю скучно будет. Если в пейзаже привлекло величие природы — мы это чувствуем, если отразилась поступь эпохи — тоже не проходит мимо. Чувства автора озаряют пейзаж, придают глубину и смысл. Стихотворение написано пяти- и шестистопным ямбом с мужскими и дактилическими окончаниями. Рифмовка изысканная: АБАВБГДГВД. Рифмы незатейливы, но уместны, подавляющее их большинство озвучивает движение, что придает зарисовке оживляющую динамику. И как бы даже можно проследить, как ритмично движется кисть от палитры к холсту, уверенными мазками подхватывая краску, выписывая свет и тень. Интересна рифма зыбка — закат. "Колючий, сорный, как репей..." Колючий, сорный, как репей, Я мало в детстве повидал: Карман – худой, что значит и судьба – худая... Отец меня учил терпеть, Держать удар, И обязательно – уметь в ответ ударить. Сейчас другие времена, Никто не лезет на рожон, Рубаху в штопках прикрывает щёгольская.... Но не в характере стенать, Вооружен Я наставленьем папеньки и кулаками. Авторитетные вокруг, Всё чаще слышно "сэр" и "мэм", Картина маслом, как в Калашный ряд с коровой... Я презираю звон кольчуг, Блеск диадем... Деремся честно, с уважением, до крови. Вот прекрасный повод перечитать «Вишневый сад»! И вспомнить бессмертные слова, вложенные Чеховым в уста Ермолая Лопахина: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...» Стихотворение-монолог Ермолая Лопахина состоит их трех строф. В первой герой вспоминает свое детство, несладкое, голодное, наполненное побоями отца. Впрочем! И это немаловажно: на отца-то Ермолай нисколько не в обиде! Обычный крестьянский быт и нравы, не хуже, не лучше чем в других семьях! Более того, он искренне благодарен отцу за то, что тот меня учил терпеть, Держать удар, И обязательно – уметь в ответ ударить. Имея отходчивый характер, житейскую сметку и купецкую жилку, а также будучи человеком исключительной работоспособности и крепкого здоровья, мужик Ермолай Лопахин в наступившие другие времена, вооруженный наставленьем папеньки и кулаками, метафорично прикрыл Рубаху в штопках (крестьянское происхождение) щёгольск(ой) (богатством). Преображению бедняка в богача посвящена вторая строфа. В третьей строфе Ермолай рассуждает о том, как преобразилась его жизнь. Картина маслом, как в Калашный ряд с коровой... Тем не менее он для себя честен во всем, от драки до крови до презрения к звон(у) кольчуг, Блеск(у) диадем. Вполне можно интерпретировать характер Ермолая Лопахина в ключе, описанном автором. Единственно, что первые эпитеты Колючий, сорный, как репей — мне показались бравурными. Ну? какой он сорный! Да таких трудолюбивых и смекалистых мужиков, что от сохи поднялись, сорным репьем, конечно, обозвать нельзя! Впрочем, Ермолай всю дорогу «при господах» занимался флером уничижения, который неизменно оборачивался восторгом за себя! Конечно, данное стихотворение может существовать вполне в отрыве от вдохновившего на его создание героя. Как историю поднявшегося своей головой человека, при этом облик человеческий не потерявшего. Вполне стихотворение можно рассматривать и вне времени: всегда были и будут «низы» и «верхи», калашный ряд, символические кольчуги и диадемы. Во все времена случается ротация, определенный процент людей отрывается от своих корней и продолжает развитие на другой ветке. Это судьба и счастлив ее не отринувший! Стихотворение написано разностопным ямбом (первая, вторая и четвертая строки — четыре стопы, третья — шесть стоп, пятая — две стопы). Рифмовка АБвАБв. Рифмы замечательные, преимущественно разные части речи задействованы. Особенно хороши репей — терпеть, худая - ударить, времена - стенать, с коровой - до крови. |