(жуткий прорыв в области твердых поэтических форм) __________ О, сколько нам открытий чудных __________ Готовят просвещенья дух __________ И опыт... __________ (Александр П., «О...») Для начала процитируем раннего Семена Г.: «Классик советовал «поверить алгеброй гармонию». Направление верное. Но «поверить» не только школьной алгеброй a + b, но и высшей алгеброй. А если потребуется, то следует, не стесняясь, применять аппараты интегрального и вариационного исчислений. Не должна быть забыта и геометрия — например, для исследования фигурных стихов и прочих изгибов поэтической мысли». Напомним, что еще в 2011 году этот Семен Г. обогатил теорию стихосложения, измыслив статью «Поэтические нормы, метрики и рекорды». Там он самобытно ввел понятия «поэтическая норма» и «поэтическая метрика». Тогда автор статьи и сам до конца не понял, что сотворил. (Конечно, не общую теорию поэтического поля, но и не сито из заячьего хвоста.) На днях на Семена Г. опять что-то нашло (снизошло), и он кое-что в той статье переосмыслил, кое-где подправил и... расширил множество твердых форм стиха. Сейчас он радостно и весело оповещает литературный мир о своих находках. Сосредоточьтесь! Понятие «метризованный стих» в поэзии используется давно. Однако формальное определение его явно хромает, причем на обе стопы. В математике же давно уже строго введены понятия «норма» и «метрика». Введем (по-пионерски и по-новаторски) общий вид поэтической нормы: L—W—S, где L — букв в слове, W — слов в строке, S — строк в строфе. Отметим, что L, W, S могут принимать любые значения из множества натуральных чисел (1, 2, 3, 4, 5, 6, ...). Для простоты (чтобы все могли въехать) будем полагать, что поэтическая метрика — это числовая конкретизация поэтической нормы. Как известно каждому школьнику, «твердая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом», иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя». Обычно теоретики поэзии разводят исследовательские турусики на колесиках вдоль и поперек S (всякие там терцины, секстины, октавы и проч.). А Семен Г. обратил свой пытливый взор (ум) на L и W. И вот что обнаружил: обычно в стихах L и W не константы! И очень жаль. Точнее — очень хорошо, поскольку дало ему возможность «застолбить» новые твердые формы!! Итак, если в каком-либо стихотворении L и W — константы, то это стихотворение надлежит относить к твердой форме, которую Семен Г. назвал «губниль». (Догадываетесь, в честь кого?) Если при этом L = W = S, то твердую форму тот же теоретик назвал «губнель». А еще он же придумал, что если в каждой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое стихотворение следует считать и называть «изысканным». (А если не согласны, то попробуйте-ка составить «изысканную губнель 4-4-4»!) Покажем на поучительных модельных (стало быть, не подлежащие критике!) примерах как прилагается «сухая теория» к «вечно зеленеющей» поэтической практике. Пример 1. Кратчайшее остроэмоциональное стихотворение, в котором L = W = S = 1. О!!! Пример 2. Эротическое стихотворение «Ах, ох» (твердая форма «губниль 2-2-2»). Да, ты! Ну!! Эх... Уж он — «Не то». Пример 3. Простое лирическое стихотворение «Вот так сон!» («губниль 3-3-3»). Лев пас коз, Кот пил сок, Кит нёс воз. Бык мыл бок, Сер был фон, Сом пел рок. Бес жёг Дон. Сад без роз. Вот так сон! Пример 4. Капельку усложненный акростих «Бес жил год» («изысканная губнель 3-3-3»), в котором современно беседуют три человека. — Бес был бел. — Ели ели еду? — Сын сам сел! — Жил жох жук. — Ищу или иду? — Лох, лёг лук! — Год где гул. — Обе оси ОДУ? *) — Дом дыр дул! *) Как известно каждому школьнику, ОДУ — обыкновенное дифференциальное уравнение. Пример 5. Требующий от читателя нешуточного интеллектуального усилия акростих «РИТМ БУКВ ДЖАЗ ЭПОХ» («изысканная губнель 4-4-4»). Руки раба — рана реки. Ирод икры ищет игру: Тело тащи, тают тюки. Мало! МолИ, муза, муру. Бурю бужу. Боли беда: Умер укол — убыл умнО. Кара коня. Кожу куда? Выше! Вода — веры вино. Деве дари дачи дубы. Живо жуёт жилу жюри. Алеф арго — арфа арбы. Зэки! Зеро — зона зари. Эпос эпох? Этот этюд. Пара пути — путы пяты. Опус орёт: одой обут. Хило! Хотя... Хора хиты. Пример 6. Ни от кого ничего не требующий акростих-диптих «МУКИ СЛОВ ЭТЮД ФРАЗ» («изысканная губнель 4-4-4»). Мифы миря, море молю: ______ Муки милы — музу маню. Угол, убей урки угон. ______ Узел удач, утро умой. Клею кору, кожу колю, ______ Кома кино — кара Камю. Иглы игры ищут ипон. _______ Ирод избы инок иной. Соло: «Сижу, суки суды!». __ Сыты сыны, сила — союз. Лето — лови лиру лозы. _____ Лани, леса... Любо? Лады! Опер (отец) ором орды: _____ Охра озер, орты обуз. «Вече, вали вора возы!». ___ Вижу вино — вето воды. Эзра, Эзоп — эпос элит. ____ Эрго: этюд этот — этил. Тупо тащу Трои тела. _______ Тему тяну, тают тома. Юзом Юрга юрко юлит. _______ Юнга юнец юмор ютил. Душу дают: дети, дела. _____ Деве дарю дюны, дома. Фаза фаты, фуга филе. ______ Фары фолы, фура — фиат. Режу рога: рана — реву. ____ Руки раба — реки руды. Ассы арбы, атом — алле. ____ Амок арго, арфы агат. Зноя заря, зиму зову. ______ Зона змеи — зала зады. Пример 7. Народно-алфавитный акростих «ЁКЛМН? ОПРСТ!» («изысканная губнель 5-5-5»). «Ёлкий ё*арь!» — ёкнул ёмкий ёрник? Карту краем курса катит коник? Летом лорды ловко лепят латку? Метры мудро мёдом метят матку? Навык наций новью нежит ночка? Отрок, охнув, осень обнял оптом! Проба плоти парня пенит пОтом! Робот раков ровно режет ролью! Сабля стиля смуту сыпет солью! Танец твари тянет тотем... Точка!! В заключение, абсолютно серьезно (и с умным видом) согласимся, что «форма, введенная одним поэтом, [...] становится твердой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами». Господа поэты и товарищи специалисты, пожалуйста, не затягивайте становление новых твердых форм! Имейте совесть принять и желание изучать... P. S. В творческих планах Семена Г. кабалистические акростихи «Наука умеет много гитик» («губниль 5-5-5») и «Смелые дрозды вблизи кусков марабу» («губниль 6-6-6»). |