Эмоциональный рассказ-реминесценция о студенческих буднях творческой богемы, буквально — мифологизация. Потому что здесь свой, особый мир. (...) И оттого кажется, что всё совершенно. Читая, будто попадаешь в поток сознания повествователя, несущий все, сразу, отовсюду, в том числе со «дна»: Здесь в облёванных туалетах и кухнях зарождалась любовь. Тут же всплывает вопрос: а что, только там у будущих гениев она и зарождалась? Надеемся, что нет, но истоки заявлены, и они в память вцепились крепко. Впрочем, как бы то ни было, повествователь еще в названии утвердил и тут же повторил в тексте: Здесь рождались гении. Понятно, чтобы мы настроились на необходимое восприятие смысла. А мысль, не успев набрать высоту, уже убилась... Может, не стоило начинать с утверждения? Пусть бы оно интриговало нас в названии. Не отрицаю, сразу хочется узнать, где «здесь», в каком конкретно месте гениальный роддом? Антитеза гениальности, продолжения рода человеческого и нечистот беспроигрышна. И уже думаешь: антитеза ли это? Но, как бы то ни было, где рождались гении рассказано будет! За довольно сумбурным вступлением следует некоторая упорядоченность именительных темы: Кухни. Еда. Наркотики. Алкоголь. Праздники. Любовь. Секс. Девочки. Мальчики. Нелегалы. Заочники и вечерники. Гитара. Работа. Общага. Зависть. Каждая тема раскрыта оригинально, взглядом «изнутри» - рассказчик знает, о чем говорит, нередко сопровождая повествование «шокирующим» противопоставлением в одном абзаце, передающей несравненную прелесть и колорит изображенного мира: Плодились и множились тараканы (...) Поиски истины. (тема «Кухни»). В любой общаге любого вуза это было совершенно нормальным явлением. Охотно верю, что здесь свой, особый мир. Потому как написано и агрессивно-утвердительно (Эй, вы ими ещё будете гордиться!), и весьма убедительно. Запросто верю, пока читаю — темпоритм рассказа летит на одном дыхании! Так можно говорить лишь о том, что всегда с тобой. «Здесь» вполне могут рождаться гении (их, по определению, очень и очень немного), другое дело, что мир не одноявляется. В другом месте гениям также рождаться не запрещено. Впрочем, автор и не настаивает, что только «здесь». Однако и не доказывает, как ни прискорбно признать. Последняя строчка произведения вызвала откровенное сомнение. Жизнь ради искусства… Непосредственно жизни ради искусства я отыскала немного. Но и с такими соседями (тараканами) шли обсуждения последних театральных и киношных премьер. Пожалуй, ради искусства – все. Ради тех же впечатлений-удовольствий, денег и славы в тексте и убедительнее, и гораздо больше. Впрочем, слегка уделено место и любви, и братству - не всё было так запущено! То, что из студенческой поры выжималось до последней возможности «особого мира», сомнению не подлежит. Молодежь, как всегда, принимает на веру, что студенческая пора — единственная в их жизни «песня», и надо ее испить до дна. Так же сомнительно звучат строчки Бедные коренные жители столицы! Вы никогда не могли познать того особого мира, который назывался ОБЩАГА! Похоже на зависть, как ни крути. Потому как бездоказательно, что коренные жители столицы «бедные». Ведь именно их «отлавливали» провинциалки и провинциалы для устройства будущего! Спали и видели из общаги выбраться. Но надо оправдывать свое место и повествователь усиленно это пытается делать. Неплохо было бы избавиться от многочисленных расхожих клише типа «клялись и божились», «не парились», «черти полосатые» и другие. У повествователя вполне присутствует свой взгляд на вещи, которые он способен отразить уникально. Крепко не хватило в рассказе самих гениев, хотя бы об одном из них анекдот упомянуть бы не помешало. Остро не хватает каких-то специфических традиций именно этой специальности, или это не оказалось в тексте драматично подчеркнуто на общем бравурном фоне. По большому счету, подобное яркое описание можно присвоить многим учебным заведениям и специальностям, заменив профессиональные термины на параллельные. В других местах «гудели» не тише. Вступление и окончание написаны в стиле рассуждения, в котором есть повторы и затянутость, на мой взгляд, неоправданные. Ещё один виток сделает Вселенная. Ещё на одно космическое мгновение продолжится жизнь. Вполне можно было обойтись одним, более продуманным предложением. В текст просится графическое оформление: вступление и окончание хорошо было бы отделить пробелом от основной части, выраженной именительными темы. Их, в свою очередь, тоже было бы замечательно продумать как осознанные пазлы со своей внутренней структурой и подчеркнуть иной речевой манерой. Может, более коротким синтаксисом, или наоборот, применить какие-то композиционные приемы (противопоставление, монтаж...) Очень понравилась тема («общага», по большому счету, студенческое братство) и эмоциональность произведения — от начала до конца жизнь бьет ключом! Понятно, что рассказ о юности поднимает в душе столько всего, что упорядочить оное, кажется, нет никакой возможности. Но если изображенный мир жестко обработать, тогда текст, несомненно, заиграет этаким небрежным (как бы) мастерством, когда несколькими точными мазками уверенной рукой отражена суть изображения. Чтобы не прокралось ни тени сомнения, что здесь и только здесь рождались, рождаются, и будут рождаться гении. |