В целом вклад женщин в становление мировых религий неоспорим. Но сейчас речь идёт о не просто женщинах, а о самых близких женщинах Иисуса, Мухаммада и Будды… ЖЕНЩИНЫ ПРОРОКА МУХАММАДА Самая близкая женщина для любого человека – это его мать. Амина бинт Вахб — мать пророка, была дочерью лидера клана Зухра, племени курайшитов. Абд аль- Муталлиб, лидер клана хашимитов, женил своего сына Абдуллу на Амине. Когда Амина была ещё беременна, её муж Абдулла выехал в Сирию, но, добравшись до Медины (тогда она называлась Ясриб), скончался. Через два месяца после смерти Абдуллы у Амины родился сын, которого назвали Мухаммад. Мухаммаду исполнилось 5 лет, когда Амина решила отправиться с ним в Медину чтобы навестить родственников и могилу покойного Абдуллы. Пробыв в Медине около месяца, они выехали обратно в Мекку. Однако, в дороге Амина тяжело заболела и умерла в селении аль-Абва. В 1998 году саудовские арабы-вахаббиты уничтожили могилу матери пророка и протравили бензином землю, в которой был её прах. О том, как сам пророк относился к матери, рассказывается в хадисах о нём. Хади́сы - это предания о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающие разнообразные религиозно-правовые аспекты жизни мусульманской общины. «Один человек спросил у Пророка: «О, посланник Божий, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» — «Мать», — ответил Пророк. «А кто после?» — «Мать», — снова сказал посланник Божий. «Кто еще?» — «Мать», — в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» — «Отец». «Рай находится под ногами наших матерей», — говорил пророк Мухаммад. Первой женой пророка стала Хадиджа бинт Хувайлид. Когда они поженились, Хадидже было 40, а Мухаммаду — 25 лет. Она занималась торговлей и для этого нанимала людей, которые от её имени вели торговые операции в Сирии. Одним из её торговых представителей и стал молодой Мухаммад, который однажды выехал со слугой Хадиджи Майсарой и принёс ей большую прибыль. Майсара сообщил ей о честности, здравомыслии и прочих достоинствах Мухаммада. Кроме того, он обладал весьма приятной внешностью: кожа лица - светлая, нос - прямой, длинные ресницы, изогнутые брови, соединенные у лба, большие выразительные тёмные глаза, широкие плечи, длинная шея, длинные, густые, блестящие, ниспадающие на плечи чёрные волосы … Иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам седых волос у него практически не было. Хадиджа стала первым человеком на Земле, искренне и безоговорочно уверовавшим в пророческую миссию Мухаммада и его мировое предназначение. Она всегда и во всем поддерживала пророка. До самой своей смерти Хадиджа оставалась его единственной супругой. Несмотря на политические гонения и невзгоды, это была счастливая семья, в которой родилось шестеро детей: дочери Фатима, Умм Кульсум, Зайнаб, Рукаййа и два сына - Касим и Абдуллах. К сожалению, только Фатима пережила своего отца, да, и то – всего на полгода. В настоящее время саудовские вахаббиты (язык не поворачивается называть их мусульманами) сровняли с землёй дом пророка Мухаммада и Хадиджи и возвели на том месте общественный туалет. На том месте, где Мухаммад когда-то был счастлив. Огромный вклад в сокровищницу ислама внесли все супруги пророка, каждая из которых передала потомкам свои предания о словах и действиях пророка Мухаммада. Аиша бинт Абу Бакр, самая любимая из жён после Хадиджи - поведала огромное количество хадисов, в том числе касающихся семейной жизни своего мужа. Это бесценные сведения о том, что он делал и говорил в стенах своего дома, свидетелями чего в большинстве случаев могли быть только члены его семьи. Хафса бинт Умар - известно около 60 хадисов, рассказанных ею о муже. Именно она сохранила самый первый экземпляр Корана, который был собран ещё при халифе Абу Бакре. Через много лет по просьбе халифа Усмана, он был передан ему и размножен. Более 65 хадисов о пророке сохранила память Рамли бинт Абу Суфьян. Маймуна бинт аль-Харис передала 70 хадисов о муже. Надо сказать, что некоторые браки совершались Мухаммадом из милосердия и желания помочь женщинам прокормить их детей, оставшихся сиротами. Умм Салама бинт Абу Умая после гибели в битве своего мужа Абдуллы, одного из первых мусульман, стала известна как Аййин аль-Араб (Вдова арабов) . Она осталась одна, на последних месяцах беременности – с тремя детьми на руках. Четвёртый ребёнок родился практически сразу после брака с пророком Мухаммедом. Этот брак спас Умм Саламу и её детей от голодной смерти… ЖЕНЩИНЫ ИИСУСА ХРИСТА Что касается матери Иисуса Христа, то о колоссальном значении её в его земной жизни написано и сказано столько, что об этом, наверное, можно не повторяться. Если же говорить о любимой женщине: была ли она у Иисуса Христа или таковой не было никогда, то прежде, чем дискутировать об этом попробуем задать самим себе элементарный вопрос: какого пола был Иисус? Правильно, мужского. Если вы согласны с этим, то спросите сами себя: зачем Бог создал его именно мужчиной? Он ведь мог создать его и женщиной, и вообще бесполым существом, да, кем угодно, хоть веточкой сакуры. Но если Он создал его мужчиной, то, значит, всё мужское естество предполагалось в нём изначально. Богом. Иначе Ему не было никакого смысла рождать именно мужчину! Причем, полноценного. Ибо если бы Иисус был неполноценным мужчиной, то, вне всякого сомнения, фарисеи непременно воспользовались бы этим и смаковали бы такую тему всюду и везде в целях морального уничтожения своего смертельного врага. Итак, Иисус был полноценным мужчиной и находился в том возрасте, когда всякий мужчина в Галилее просто не мог не быть женатым! Хотя бы потому, что и уже одно это стало бы фактом, порочащим его в глазах общества. Ибо такое для того времени и того места – абсолютно ненормально! Неженатый мужчина, не больной и не убогий, в свои 33 года не мог вызывать доверия у тысяч людей. Понимаете? А он вызывал. Почему? Потому что у Иисуса была жена. Законная. Признанная в этом статусе всеми современниками и очевидцами. Ибо женат он был по всем канонам и обрядам своего времени. На Марии Магдалине. И доказательства тому есть во всех евангелиях – и канонических, и апокрифических. Вот первое упоминание о ней. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». (Лука 8:2) Итак, он исцеляет Марию, так же, как исцелял других. И она в благодарность помогает ему, как и другие, деньгами и имуществом. Из чего следует, что Мария была не из бедной семьи. У неё было чем делиться. Она молода, богата, здорова ( исцелил!) и не замужем. Чем не невеста? Вот что сообщается по этому поводу в СМИ: «В 1945 году в египетском Наг-Хаммади были найдены знаменитые свитки, написанные на коптском языке. Это были те самые не признанные церковью тексты, которые чудом уцелели в период борьбы с ересями. Тут неожиданно открылось, что Иисус называл Марию из Магдалы любимой ученицей и часто целовал в губы».(Николай Котомкин "Загадки Истории " ноябрь 2012) Существует предположение, что в Кане Галилейской, где Иисус и его мать были на свадьбе, и где он превращал воду в вино, об их присутствии в первоначальном тексте евангелия упоминалось вовсе не из-за чуда с вином, а потому что это была свадьба Иисуса из Назарета и Марии из Магдалы! Прежде чем говорить далее о Магдалине, обратим наше внимание на других земных персонажей евангелий. Мария Иаковлева и Саломия – дочери мужа Девы Марии, Иосифа. Фактически – родные сестры Иисуса в земной жизни. Дети Саломии – Иаков и Иоанн Богослов (Иаков и Иоанн Зеведеевы). То есть, они приходились Иисусу кем? Племянниками! А значит, Саломия и Мария были намного старше Иисуса. Дети Марии Иаковлевой (Клеоповой) – Иаков, Иосия и Иуда Алфеевы. Вот ещё три племянника Иисуса Христа. Иаков и Иуда были близнецами. В ту пору им было по 26 лет. То есть, Марии Иаковлевой было явно намного больше 40 лет. Она была старше брата минимум на 10-15 лет. Сыновья Зеведеевы были горячими по характеру, возможно ещё и потому, что были несколько моложе Алфеевых. Юности свойственна горячность. Значит, и Саломия была моложе своей сестры Марии Иаковлевой, хотя и старше брата Иисуса. Братом Иисуса по отцу называют и Симона (Зилота), а также Иуду (Фаддея). Итак, среди апостолов Иисуса пять племянников – два Зеведеевых и три Алфеевых, два брата по отцу – Симон и Иуда. То есть, большинство его учеников-апостолов – его же родственники. Возможно ли, что среди родственников-мужчин с ним в дороге находилась одна совершенно посторонняя женщина? Возможно, но уж никак не посторонняя, а жена. Это сразу объясняет её присутствие рядом с Иисусом. Где должна быть жена? Рядом со своим мужем: «куда нитка – туда и иголка». Читаем евангелие дальше… Описание присутствующих при казни Христа. «Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». (Матфей 27:56) То есть, во время казни Христа присутствовали две сестры Иисуса и Мария Магдалина. Про апостолов – ни слова. Почему сестёр пропустили на место казни – понятно, они – родственницы, а Магдалину почему? Да, по той же причине: жена. Далее идёт описание положения в гроб. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба». (Матфей 27:61) Поскольку дело происходило сразу после казни, то другая Мария – скорее всего всё та же его сестра – Мария Иаковлева. Кстати, обратите внимание: зрелище окончено, все посторонние зрители разошлись. А эти женщины остались до самой ночи. По древнееврейскому обычаю возле покойного обязательно должны находиться родственники. Этот обычай нарушается только из-за субботы. Следующим днем была суббота. Наступает воскресное утро. «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик». ( Марк 16:9) Следует заметить, что по дороге они говорят между собой о вполне прозаических, но необходимых вещах (как камень передвинуть?), а не предаются исступленному плачу. Идут исполнить свою прерванную субботой обязанность родственников. Далее, обратите внимание к кому именно из всех присутствующих и с какими словами обращается воскресший! « Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь?» (Иоанн 20:14-15) А не потому ли он называет её женой, что Мария Магдалина действительно была его женой в самом прямом смысле этого слова? Факт того, что первым воскресший явился именно Марии Магдалине, подтверждает и евангелист Марк: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили». (Марк 15:40-41) Я полагаю, что покойные ( и воскресшие тоже) всегда первыми являлись тем, кто был для них ближе и дороже всех при жизни. И то, что Иисус явился ей первым, говорит о том, что он несомненно любил её - искренне и глубоко. Она была самым близким ему человеком... По древнему тысячелетиями сложившемуся погребальному укладу: покойников любого пола обмывают пожилые женщины (старые девы и вдовы). В таком случае, если Мария и Саломея были намного старше Иисуса, им было больше сорока лет (у обеих – взрослые сыновья, а мужья уже умерли), то Магдалина… была его вдовой! Именно по этой причине имена этих женщин и стоят в Евангелиях рядом. Не потому Магдалина была с сестрами Христа, что являлась его верной ученицей, а потому являлась его ученицей, что была при его жизни его возлюбленной женой! И тогда всё становится на свои места: ко гробу Иисуса рано утром в воскресенье пришли именно те, кто обязан был прийти по всем канонам погребального обряда, а вовсе не кому того вдруг захотелось или случайные люди. Ещё несколько слов о Марии Магдалине. Происходила она из галилейского города Магдала в колене Иссахаровом близ Капернаума. В византийских хрониках литературе повествуется о том, как через некоторое время после казни Христаа Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн)… К кому она поехала? К родственнику, К сыну дочери своего мужа от первого брака – Иоанну. С кем она отправилась в такую дальнюю дорогу? С родственницей. С женой своего сына! Я был в тех местах девять лет назад и видел остатки фундамента дома, в котором жила богоматерь до своего Успения. Это не в самом древнем Эфесе, а на горе в нескольких километрах от города. Пил воду из ручья, в котором они тогда брали воду для приготовления пищи и питья. Дышится там легко. И от родниковой воды ощущение свежести и весны. Кругом столько зелени, птицы поют, как в раю. ЖЕНЩИНЫ БУДДЫ Основатель буддизма Сиддха́ртха Гаута́ма, именуемый Будда Шакьямуни, был сыном вождя племени шакья по имени Шуддходан и и его жены, царицы Маха Майя, принцессы из царства колиев. На территории современного Непала в 20 километрах от границы с Индией в местечке Лумбини в небольшом , раскопанном археологами, доме 8х8 метров, именуемом в легендах «дворцом», Маха Майя родила будущего Будду. Роды были настолько тяжелыми, что через несколько дней мать Сиддха́ртхи Гаута́мы умерла. В том самом доме, где сейчас работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен, принц Сиддхартха провёл все свои детские и юношеские годы, так и не познав материнской ласки и любви... Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати, которая тоже была женой его отца. Отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. А когда сыну исполнилось 16 лет, он организовал ему свадьбу с принцесой Яшодхарой, его двоюродной сестрой и ровесницей. Смысл имени Яшодхара «слава, величие» + dhara «поведение, манера держать себя» от словесного корняdhri «нести, поддерживать»] — носитель славы. Другие её имена — Яшодхара Тхери (старейшина Яшодхара), Бимбадеви, Бхаддакаккана и Рахуламата (мать Рахулы). В возрасте 29 лет Яшодхара родила своего единственного ребенка, мальчика по имени Рахула. Но именно в день его рождения принц покинул дворец. После того, как Яшодхара узнала, что её муж начал святую жизнь, она избавилась от всех драгоценностей, носила простой желтый халат и ела только один раз в день. В итоге она стала отшельником. И хотя родственники сообщили, что они будут поддерживать её, она занималась тем же. Несколько князей просили её руки, но она никого не принимала. На протяжении всего шестилетнего отшельничества, принцесса следила за всеми событиями, касающимися действиях принца. Когда Будда, после просветления, посетил Капилавасту, Яшодхара не пришла, чтобы увидеть своего бывшего мужа. Говорится, что приемная мать и жена Будды после того, как он достиг Просветления, просились вступить в сангху. Культура того времени не позволяла женщинам принять их в общину. Тогда они организовали женскую группу, которая последовала за Буддой и его учениками. Видя это, Будда смягчился и сделал их монахинями. Яшодхара достигла состояния архата и умерла в 78 лет, за два года до смерти самого Будды, своего бывшего Была в земной жизни Будды ещё одна краткая, но весьма знаменательная встреча с девушкой… Суджата. Согласно преданию так звали девушку, которая накормила измождённого аскезой Будду молоком и рисом. Именно ей выпала честь сделать подношение Шакьямуни в виде рисовой каши на молоке. В тот момент Будда был ослаблен и понял, что бесконечное умерщвление плоти подобно натянутой струне, которая в конце концов порвется. Приняв пищу из рук девушки, он сел под священное Древо Бодхи медитировать, после чего достиг Великого Просветления. Литература и ссылки (здесь не весь использованный материал): blagoslovenie-allaxa/ Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 256, Хадис № 5/318. Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 221, хадис № 3642, «хасан». Ибн Хишам «Жизнеописание Пророка Мухаммада», рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиби (первая половина VIII века) Мухаммад Рамадан аль-Бути «Фикх ас-Сира», «Исламская цивилизация» св. хадисы. аль-Бухари и Муслима Евангелие от Луки, Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Евангелие от Филиппа, Ветхий Завет Большой путеводитель по Библии. (Перевод издания Дрёмер Кнаур, Мюнхен). — М., 1993. — С. 289 Жак Деларен. Глазами Церкви // История женщин. Молчание Средних веков. — СПб., 2009. — С.40-50 РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА Православный календарь Studia philologica: Сб. науч. ст. Вып. 5 / Под ред. Г. И. Шевченко. — Издательский центр БГУ, 2002. 202 с. С. 29-45. Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г. Библейская Энциклопедия Брокгауза (Фриц Ринекер, Герхард Майер). Статья «Родословие» Архиепископ Димитрий (Самбикин) со ссылкой на Четьи-Минеи свт. Дмитрия Ростовского Евсевий Памфил. Церковная история. Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса: Кн. 1 и 2: Пер. с нем. — М.: Республика, 1992, с. 265-266 Григорий Богослов. Родословие Христово. Прот. Александръ Глаголевъ († 1938 г.) 3аконъ ужичества или левиратный бракъ у древнихъ евреевъ. Мои личные воспоминания и впечатления от пребывания в Эфесе, у могилы Иоанна Богослова, у места дома Пресвятой Богородицы Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. — М.: Вост. лит., 2000. Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. — Новосибирск: Наука, 1994 Лысенко В.Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, 1993. — С. 121—133. Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007 Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. — М.: Вост. лит., 2001 .Ольденбург С.Ф., Владимирцов Б.Я., Щербатской Ф.И., Розенберг О.О. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. — Самара: Агни, 1998. achers/lineage_masters/life_shakyamuni_budd ha.html |