Картинки из курсанткой юности Все мы в военном училище были разные. В основном характерные, крепкие, осознано избравшие армейский путь, но и чудиков волею случая или как, надевших курсантские погоны, тоже хватало. Мне они были особенно интересны. Может оттого, что сам их числа? Лучшее время была - самоподготовка. Здесь всяк сам по себе: кто учит, кто читает, кто письма сочиняет, а есть и такие – не прочь почудить: языками почесать, да ушами похлопать. Взять, к примеру, Вовку С. - ну как его «товарищем курсантом» назовёшь? И обликом, и повадками - чисто индеец дикарь. И нескладный, и глаза смотрят в разные стороны, и вопли издаёт – клич команчи, да и только! А его жестикуляция, гримасы со шлёпаньем губ и заливистый хохот – ржание - столь чудны и нелепы, что все над ним покатывались со смеху. Поэтому для нас он - Команча или, проще, Камаша, поскольку обормот и баламут. Преподаватели при проверке заданий, увидев его фамилию, далее, как правило, не читали, ставили «неуд». Да и что там было читать, не было у Камаши ни стремления, ни желания. Наш отличник, Шурка Ш., помогая ему как-то делать курсовик, укорил: - Вовка, ты же училище дуб дубом заканчиваешь, ничего не знаешь. На что Камаша чмокал со своей гримасой-полуулыбкой: - Чево это, ни-че-во? - В общем-то, я ничево-о-о…. - То-ись знаю - не знаю? Ещё узна-а-ю. Лодырь-то, он лодырь, но способный и со связями. Чудесным образом Камаша сдавал все экзамены и протянул в училище почти четыре года, а когда его перед выпуском всё же отчислили, перебрался в институт, окончил его и неплохо чувствовал себя в больших чинах. Что-то Камаша грустный сегодня. Похоже, заскучал. А может от начальства досталось? Уткнулся в подбородок, скулит, подначивает: – Эх, если бы «начфаком» был наш умник Шурка Ш. Замер выжидая. Шурка парень серьёзный – сидит, учит, не любит когда цепляются всякими глупостями: – Вовка, да кого начальником не поставь, он с тебя три шкуры драть будет. Назревает словесная дуэль. Откуда ни возьмись Егор (он же Лариска - Крыска) – длинный нос, зубастый рот, острый подбородок: – Э-э, Шурка! Постой, постой. – Лариска вскрикивает. - Ты не прав Шурка! Не прав! Камаша не виноват! – Он ехидно скалит острые злые зубки. - Знаешь, почему Камаша такой? - Поплевав на палец, Лариска многозначительно поднимает его над головой…. Тут же затрещал языком, защелкал зубами. Наконец провозгласил: - Это у него от атмосферного электричества! Шурка с Камашей затихли, ошарашены. И вот уже хохочут. …Всё. Поуспокоились. Раздаётся голос полусонного Ёси. В общем- то его кличут Слон за огромные уши и нос-хобот, Ёся же, так – для затравки... Итак, Ёся упёрся глазами в Камашу: – А вот если бы начальником был я, то тебя, Камаша, сразу отправил на «губу», а потом - вониз училища. Ёся покачивается на стуле, его наглые с упрямой мутью глаза наблюдают из лохматого, давно нечёсаного чуба, изо рта, как всегда, свисает авторучка. Он перекатывает её по губе, всем своим видом демонстрируя самодовольство и вызов. Камаша молчит. Он явно растерян. Пробубнил, почмокал и опять умолк. А Слон ждёт, будто хищник: затаился, агрессивен, сосредоточен, готов к бою. Ну не хочет Камаша против Слона. Уж такой он есть – странный. То языком молотит, задирается, то молчит невпопад. Слон разочарованно зевнул и снова задремал. Связываться со Слоном никто не хочет – его не переспоришь. Будет идти до конца, до драки, без этого ему скучно. И мне с ним спорить не в радость, но вот задел. Может за Камашу обидно? Решаюсь зажечь: - Слышь, Ёся! Слон зло щурится. В глазах дьявольские искорки: - Чё, Фпак? Обычно меня кликали Кафа пфённая, как любителя пшёнки. А ещё «Ш» я произносил невнятно, как «Ф», да и характером не вышел. В общем – «кафа», да и только. Слону не нравится, что я назвал его Ёся, а потому я для него Фпак. – Ёся, вот будь ты не курсант, а начфак, выгнал бы ты такого, как ты, Слона из училища? Ёся злится, но не показывает. Похоже, ему уже интересно, он задумался. Медленно перекатывает ручку по вислой губе, желчно смотрит мне в глаза: – Нет! - и, растягивая слова… – Если бы я сказал "да", то признался в своей слабости. – И закончил самодовольно: - Выгнать меня, даже мне не дано. – Но ты же, весь в лени и двойках? – Брось умничать Фпак, видишь мне некогда. Ничего не делать тоже нужно время. Он не хочет, чтобы его обсуждали, а потому переключается на меня: - Слышь, Фпак! Чем ерунду молоть, скажи лучше, чего ты всё по филармониям, да балетам шаришься? Разве нормальный курсант может любоваться прилизанными мужчинками, прыгающими по сцене, или слушать какую-то там симфонию? В увольнении надо по тёлкам, а не по театрам ходить. – Ёся, тебе бы только пожрать, да переспать? А как насчёт того, что у тебя там, внутри? Ну, помимо кишок? – Иль нет ничего? – Кафа ты, кафа и есть! – Ёся злится. - Ещё спроси, как у меня насчёт дуфы! Живу и наслаждаюсь – понял! Для этого есть тёлки– веселухи, ну ещё футбол–хоккей, чтобы поболеть, поорать, расслабиться. – И как отрезал: - Чтобы жить, нужна не душа, а деньги. Человек без денег ничто. Остальное – сказки. Театры, балеты и разное там прочее только мешают, время отнимают у телевизора. - Ёся, но ведь деньги закончатся, а трудиться ты не любишь, и не умеешь. Как будешь наслаждаться, да хотя-бы кормиться? - Охотиться на меня? Или на кого пожирней? - А ты что думал: сильный всегда будет кормиться слабым. Душой сыт не будешь. - А для чего тогда учиться, развиваться? - Чаво… - А ничаво... Шустрый, да языкастый, да с «корочками в зубах» всегда при деньгах будет, а коль прост–доверчив, то «жучка» ему в одно место и сигналы от хозяев принимать. Пусть вкалывает. Увидишь, так и будет. - Но ведь это было: зажравшиеся богатые, неприкаянные бедные? - А что изменилось? Разве душа нами правит? Деньги и только деньги! - Ладно, утомил «Фпак». Пойду, покурю. Ёся хамоватый бездельник, но природа его не обделила: и мышцами, и головой он крепок. Экзамены сдавал, словно семечки лузгал – не уча. Всё на лету схватывал. И книги читал - «проглатывал». Причём всё помнил. Умный, прагматичный, жёсткий, он многое смог бы, но его гордыня, стремление показать своё "я" даже в общении с командирами и преподавателями, не позволили реализоваться. Никто не хотел с ним работать. Училище он ещё как-то закончил, но погоны носил недолго. Сегодня в условиях дикого рынка и чиновничьего произвола, он, конечно, нашёл себя. И если не среди толстосумов, то где-нибудь у власти - точно. В аудиторию входит Колька П. При виде его дремотные глаза Слона оживают. Он вскакивает, бежит, подпрыгивая озорно: - Здоров, Пень! Колька добр и непритязателен, неуклюж и медлителен - этакий увалень. Ещё и инициалы у него: ПНЯ. Словом пень, да и только. Колька идёт мимо Слона, как бы не замечая. Садится на своё место. Слон подсаживается, начинает хлопать его по ушам: - Ты чего, Пень, не здороваешься?! – Ну, ты Пень даёшь! Слышится смачное щёлканье. - Уйди Слон, не мешай, - отмахивается Колька. Слон вызывает подмогу: - Эй, Команча, иди сюда, тут Пень выступает! Команча подходит, подсаживается к Кольке. Суёт под нос кулак. – Пень, а Пень, ты чего выступаешь? Вот я тебе! Колька, кряхтя, достаёт из кармана свой – буркало. Слон и Каманча паясничают, восторженно-боязливо оглядывают Колькин кулачище со всех сторон, поглаживают Кольку по голове. Тот, довольный, улыбается. Вдруг оба, как бы негодуя, как заорут: - Ты чего, Пень, угрожать надумал! По Колькиной башке трещат подзатыльники. Колька хватает обоих, начинает тискать в могучих объятиях. Он невероятно силён, но добродушен. А потому не опасен. Всё. Размялись. Теперь неплохо бы поучить. Завтра зачёт. Ёся с Каманчей, изрядно потрёпанные, разбредаются по местам. Итак - зачёт. Преподаватель испытующе обводит глазами аудиторию. – Товарищи курсанты, требуется доложить порядок охраны и обороны объекта. Та-а-ак…. Кто готов первым? - Т-а-а-к…. Желающих нет. – Курсант С. – к доске! Камаша нехотя встаёт. – Курсант С., вы что, как беременная женщина встаёте. Что за пугало! Весь мятый, нечёсаный, ремень на яйцах болтается. – Товарищ подполковник, - скулит Камаша, - у меня нога. – Что-о-о! - Нога у меня, товарищ по-па-ковник. - И что? У всех нога. - Болит, понимаете. - Та-ак. Вы ответ на вопрос знаете или нет? Ведь Вы не ногой думаете. - Тов…щ по-па-ковик, да я это, не могу, это… хо-и-ить, - скулит Камаша. Губы как всегда глупо шлёпают, вид жалок. Все надрываются от смеха. – Ну, знаете, мы так далеко с вашей ногой уйдём. - Преподаватель безнадёжно машет рукой. - Садитесь. Камаша садится. В перерыве Камаша про ногу уже забыл , спешит в курилку. Шурка Ш. пытается вразумить Камашу: - Вовка, а на прошлом семинаре у тебя живот болел, ты тоже отвечать отказался. Это как – нормально? Вылетишь из училища, жалеть будешь. – Ну чего ко мне пристали, - скулит Камаша. – И чего, в сам-дель, к нему пристали. – Как-бы возмущаясь, как бы заступается Ёся. – Камаша ведь у нас дурачёк. Камаша бубнит обиженно: - Сам ты Слон дурак. И вот уже обнялись - приятели. Поплевав в ладонь, Слон поправляет, приглаживает Камаше растрёпанные волосы, а благодарный Камаша звучно с оттяжкой шлёпает Слона по развесистым ушам . Тут появляется Колька Пень. Идёт мимо Слона. Вдруг хвать его за нос – хобот. Голова Слона вверх – вниз, вверх – вниз. Слон молчит. Похоже, ему даже нравится: пузо выпятил, глаза зажмурил, урчит довольный – уж не Слон, а кот. Мы покатываемся со смеху. Ребята меж тем перекуривают, стреляют друг у дружки сигареты, смолят. Я сижу на подоконнике наблюдаю. Из-за угла нарисовался Юрка У. Он же Черепаха - сутул, медлителен, но силен и импульсивен, лицо невыразительное, взгляд исподлобья, угрюм с тайными искорками. Как всегда, полушутлив – полусерьёзен, но с гонором. Кричит издали: - Слышь, Лариска, дай закурить! Лариска, он же Егор, смотрит на часы, дымит гримасничая: - Половина шестого! Черепаха сердито: - Закурить дай, говорю! – Я же сказал, половина шестого. А хочешь поточнее: без двадцати семи шесть. Лариска ухмыляется, затягивается смачно – не видит, не слышит сердитого Черепаху. Пускает себе дымные кольца. Черепаха свирепо подваливает: – Ну, Лариска, счас, проучу! Лариска глаза вытаращил, пальцы-когти растопырил – истошный вопль - крысиный визг – атакует свирепого Черепаху. То лбом вперёд, то в стороны покачивается. Оба крепкие, литые - чудят, скрипят мышцами. Наконец, изрядно потрёпанные, угомонились. Прикуривают. Вечер. Казарма. Звучит команда: «Отбой!». Гаснет свет. Загорается тусклая лампочка ночника. Комод (командир отделения) – Санька Ш. – белорусский паренёк (говорок – гонорок) призывает к тишине: - Мужики, всем спать! – Завтра сон расскажу. Казарма замолкает: двух - ярусные кровати, тумбочки, табуретки с гимнастёрками, шинели внахлёст на стене - всё отходит ко сну. Моё любимое место на втором ярусе, здесь и пространства больше, и мечтается лучше. Стонет во сне Колька Пень, лопочет о чём-то Юю, Камаша сопит, шлёпая губами. Переворачиваюсь на другой бок, и застываю в удивлении: не спит на соседней койке Колька П. Обычно вмиг затихает, а тут... Упёрся глазами в потолок, желваками туда - сюда. - Ты чего? – Спрашиваю. Глянул пронзительно. Видно поведать хочет, да не решается. И я молчу, зачем тревожить, он только из отпуска, «по - семейным». Что у него да как? Сам расскажет. И вдруг хохотнул зло: – Вызова в суд жду… Отчима избил… И словно испугавшись – преступил нечто, тревожащее болью, о чём не говорят вслух, вдохнул. И, боясь, не поверю, уличу в постыдном, зашептал зло с напором: – Домой приезжаю, а он мать бьёт. Мать на скотном дворе с утра до ночи, а он, пьянь, измываться над ней. Ехал домой, думал, улажу, а тут такое... Меня увидел – орать. Я и рассвирепел – в морду, в морду его... - Колька, вздрагивает, еле сдерживает слёзы. И продолжает:– К утру отчим отлежался, и ничего, будто не было. - «Ты, - говорю ему, - подлец». – «Да,соглашается, подлец». – «Ты же человеческий облик потерял». – «Да, потерял». – И лыбится скотина. На другой день опять пьяный. Вновь я не сдержался. – Кричит: «Улику зафиксирую. Засажу тебя. А пить: пил, пью и пить буду». Сам весь чёрный, глаза мутные, руки трясутся. Жаловаться на него? А кому? Я вот уехал, а он, поди, опять за матерью: «Денег дай. Дай денег. Дай». Глубокие Колькины глаза сверкают злой ненавистью. Он умолк, отвернулся. Чем могу я его утешить? Да и не нужно ему, он сильный. Колька честный, открытый парень. Он всегда за правду, чего бы это ему ни стоило. «Подлецу нужно говорить, что он подлец. Брать покрепче за шкварник и тыкать мордой в дерьмо, которое он сотворил». – Это его непримиримая позиция. Колька настоящий русский мужик. На добром поле жизни не раз пересекались наши пути. Вскоре Колька засыпает, а я лежу, вслушиваюсь в тишину. Порхает за окном лёгкий снежок, спит внизу - Театральная площадь. Лишь Римский-Корсаков на постаменте вдохновенно творит над нотами. Кажется не спит только он да я. |