Добро пожаловать на форум Открытого финала ВКР: ---------- Игорь Лукшт Страничка автора: Король поэзии по итогам финала ВКР-2009 за цикл «Ремесла» Магистр Поэзии по итогам финала ВКР-2008 за цикл «Тамбовский часослов» Король поэзии по итогам финала ВКР-2007 за стихотворение «ПОКРОВСКОЕ-СТРЕШНЕВО (триптих)» Король поэзии по итогам ВКР-2006 за стихотворение "Плотники" ---------- Перечитываю цикл стихов Игоря «Ремёсла» и вспоминаю строки Николая Рубцова: …Если нет ни радости, ни горя, Тогда не мни, что звонко запоёшь. Любая тема – поля или моря, И тема гор – всё это будет ложь. Стихам Игоря Лукшта веришь безоговорочно – в каждом из в них таится дух той профессии, коей название вынесено в заголовок. Человек представляется неким сакральным Творцом, вступающим в связь с силами природы, дающими ему могущество. Но эта связь – не только симбиоз, но и борьба: Удерживая вес носком ботинка, за верхним фланцем узкую ложбинку нащупать настороженной рукой и, тело бросив гибкою дугой вверх, замереть. Начало поединка с пространством вертикальным и собой. («Верхолаз») Ремесло художника на первый взгляд бесхитростно: смотри себе вокруг да фиксируй. Но всегда такой поверхностный подход парируется фразой: а попробуйте сами! А если средства изображения как раз и являются его целью? Попробуйте-ка рискнуть, как это делает Игорь Лукшт, посмотреть на творчество изнутри: в веках и на земле и в небесах за дюйм за пядь в сердцах на пустырях сражаться будут грозные стихии и вот когда их битвы затяжные на время к равновесью приведут в моём листе – улягутся штрихи и гул стихнет в остывающих осях («Рисовальщик») Несомненно, в цикле «Ремесла» членов жюри ВКР привлекло прежде всего сочетание яркого, метафоричного, живописного содержательного «фона» с не менее яркой, образной и неординарной лексикой на первом плане. Таковы и другие стихи Игоря: Сумрак комнаты. С жалобой чаек Спорят медленный скрип флюгеров И дрожащее эхо шагов. Сквозь колючий узор молочаев И витраж изумрудных листов Угол ставня с зазорами трещин, Мох на гребне щербатой стены, Словно скорбный побег седины. Суроватому камню завещан Серый колер балтийской волны. … («Рассвет в Таллинне») Обращаю внимание на живописность (будто уверенными мазками кисти) образов. Это действительно похоже на картину, где каждый предмет (даже невещественный) обретает собственную характеристику - форму, цвет, настроение: дрожащее эхо, колючий узор… Мазки кисти для писателя – это изобразительные средства – эпитеты, сравнения. Фон, то есть настроение - суровость, сдержанность, даже холодность, но в то же время, похоже, ностальгия – прописан посредством формы: протяжная анапестическая строка как бы обрубается на полуфразе, первое короткое предложение кажется окончанием чего-то, произошедшего ранее, подобно тому, как концовки следующих предложений переносятся на следующие строфы. Нарочитая несоразмерность предложений строфам сочетается с техничным, ни разу не «сбитым» ритмом. А самое интересное, что стихотворение перетекает от описаний к рассуждениям о судьбе поэта, поэзии в современном мире. …По слову Вийона Воспитаем свободную речь, И её ни казнить, ни пресечь Не удастся безумным законам, Ни в холопьи вериги упечь. … И вот здесь уже из поэта-живописца автор превращается в поэта-мыслителя, а стихотворение получает порцию аллюзий, открывающих дорогу к мировой культуре, создающих культурную связь прошлого и настоящего. Впечатляющее зрелище. ---------- Интервью с Игорем Лукштом Краткая творческая биография: ИЛ: Родился в 1950 году в г. Баку, закончил Мо¬сковский авиационный институт, позже Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г.Строганова (мастерская скульптуры). Скульптор, член Московского и Российского союзов художников, профессор кафедр академи¬ческого рисунка Строгановской художественно-промышленной академии и школы-студии МХАТ. Публикует стихи на сайтах “Поэзия.ру”, “Стихи.ру”, “Рифма.ру”, “Литконкурс.ру”, “45-я параллель” и др. Лауреат международных конкурсов: “Поэзия 2006”, “Вся королевская рать” (2006, 2007, 2009), ”Серебро слова - 2006”, “Серебряный стрелец” (2009, 2010, 2011), поэтических конкурсов им. Петра Вегина (2009) и Льва Лосева(2010) . Финалист Волошинского международного конкурса (2005, 2006, 2008). Основные страницы в сети: скульптура поэзия АБ: Значит, поэзия – это скорее ремесло, чем наука? ИЛ: Подозреваю, что поэзия - достаточно сложное явление, чтобы пытаться втиснуть его в прокрустово ложе однозначного определения :) Вослед за неистребимым желанием творить, в основе любого творческого процесса, мне кажется, лежит ремесло - профессиональная подготовка и умение того, кто хочет что-то создать. Но не только – грандиозное значение имеет личный опыт встреч с жизнью, тонкочувствие и наблюдательность автора, глубина его знакомства с мировым культурным наследием, богатство плодородного слоя чувств вкуса и меры, на котором он выращивает прихотливые цветы творений. Скорее наукой, думается, поэзия оборачивается для критиков и литературоведов, хотя знакомство с теоретическими основами её вряд ли повредит и действующему творцу. АБ: У Вас необычная поэтическая манера, я бы сказал, что это уже крепко сформированный стиль. Интересно, с чего начинался ваш путь, какие были «этапы становления», было ли увлечение Золотым или Серебряным веками, кто был Вашим Вергилием (или Беатриче?) в мире стихов? ИЛ: Как-то я пытался, вкратце, правда, ответить на этот нелёгкий вопрос, позволю себе процитировать эту однажды уже звучавшую исповедь :) “ Трудно переоценить благотворное влияние на моё скромное творчество таких блестящих российских поэтов, как Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков, позже - Григорий Остер, Эдуард Успенский, чуть ранее – Сумароков, Михайло Ломоносов, ну, и, конечно, Дельвиг, Языков, Баратынский, Рылеев, Державин, Полонский, Денис Давыдов, Огарёв, Веневитинов, Фет, Мей, Надсон, Некрасов, значительно - Александр Пушкин, МЮ Лермонтов – немного вперемежку, по мере пробуждения тёплых воспоминаний – А.К. Толстой, Тютчев, Плещеев, Тургенев, чуть не забыл – Кольцов, Кукольник, грузинские романтики, особенно Григол Орбелиани, африканская поэзия, японская поэзия, киргизский эпос “Манас”, карельский – “Калевала”, впрочем, это я немного в сторону от российских поэтов, Серебряный Век – несколько затекла рука – имажинисты, акмеисты, футуристы – Вы представляете, о ком это я, “Голубая роза”, “Ослиный хвост”, группа “Наби”, Нарбут, Заболоцкий, Казин, Багрицкий, Бунин, Соллогуб, Набоков, Бальмонт… Надо бы отвлечься, сменить ось - параллельно и столь же мощно Гомер, Сапфо, Марциал, Гораций, Вергилий, апокрифы христиан, ваганты, миннезингеры, Возрождение, Шекспир, Камоэнс, Просвещение… – что-то я устал вспоминать, а ведь там ещё маячат горы – Фирдоуси, Джами, Навои, Хайям, древнеегипетская и индийская поэзии, Одинокий Журавль - Корея, тексты индейцев майя, испанцы, итальянцы, французы, немцы…….но они все, поверьте – и Р.Рождественский, Евтушенко, Б.Ахмадуллина, Вознесенский, в том числе, – сильнейшим образом повлияли на моё креативное пространство, а ведь я список кораблей прочёл едва до середины… Простите, что не совсем полно ответил на Ваш вопрос, но сердечное спасибо за него, он разбередил такие глубины моей памяти”… :) АБ: Как бы Вы определили основную тему или мотив Вашего творчества? ИЛ: Мне по душе роль вечернего фонарщика: ходить и зажигать на уличных столбах цветные фантазийные миры - преобразованные призмой воображения, отзвуки довольно насыщенной событиями жизни. Разве не завидная судьба - развешивать гирлянды вымысла, полные света и звуков, и переживаний, в будничных пространствах АБ: Что для Вас было бы важнее – признание двух именитых критиков, или двух тысяч «простых читателей»? ИЛ: Пожалуй, затруднился бы ответить на этот вопрос. Прежде всего, потому что именитые критики как-то не торопятся высказываться по поводу моего стихо-творчества, и, соответственно, я не познал пока волнующей радости этого счастливого посещения. Другое дело, что отзывы тех собратьев по цеху, творчество которых люблю и высоко ценю, действительно мне дороги. Правда, и их я бы не стал взвешивать - на предмет кто весомее – с откликами “простых читателей”, ведь встречи с последними несут немалый заряд бодрости, помимо радости общения. За исключением, впрочем, нездоровых ситуаций, когда виртуальная встреча радости, прямо скажем, не несёт :)) АБ: Множество подростков пишут рифмованные строки. Что удивительно: множество журналов публикуют рифмованные строки. Получается, что ремесло писательское снижается до уровня самодеятельности. Насколько, по-вашему, может раскрыться гений, начинающий с публикаций в интернете (например, он из провинции, и до больших журналов как до Луны)? ИЛ: Думаю, может. Всё зависит, в основном, от таланта, как суммарной характеристики природных способностей, умения работать и совершенствоваться, коммуникабельности и пассионарности претендента. Очень важно верить в свои силы и надеяться на себя, ну, и, конечно, не лениться. С появлением интернета, термин “провинция”, в смысле удалённости от культурного центра, в общем-то, потерял свой смысл. Что же до толстых журналов, то интернет предоставляет такие возможности общения автора с читателями, какие журналам, пусть даже и толстым, даже не снились :) АБ: «Что хочет автор» - Ваш «дом» или временное пристанище? Каковы цели Вашего пребывания здесь (себя показать, на других посмотреть)? ИЛ: Нет. Всё-таки,, “дом” – это Мир. И под его звёздными стропилами скрипят флюгерами радушные пристанища для странников, в которых они встречаются с друзьями, узнают новости, обмениваются опытом путешествий по земным тропам, знакомятся с творчеством друг-друга, набираются сил, чтобы завтра снова пуститься в путь. И, куда бы не занесли волны жизненных метаморфоз, радостно сознавать и надеяться, что двери этих пристанищ всегда открыты для тебя… АБ: Как Вы (только честно) можете охарактеризовать портал ЧХА, разнообразие его конкурсов, квалификацию жюри, способствование творческому росту писателя? ИЛ: Пожалуй, именно регулярность и многообразие литературных конкурсов отличают “лица не общим выраженьем” портал. Конкурсы, за их множественностью, не могут быть равными по серьёзности тем и квалификации жюри. Но, и то сказать, конкурс – это не последняя битва титанов, это ристалище, игра, соревнование, забава, дающая возможность авторам ЧХА найти интерес в чтении стихов друг-друга, где соревновательность выступает в качестве хорошего стимулятора творческого процесса и, исподволь, способствует взаимообогащению и росту авторов. Никогда не обижался на жюри, сознавая какую неблагодарную и тяжёлую работу оно взваливает на свои хрупкие плечи, хотя и не всегда находил разумным то или иное его решение :)). Но, вступая в конкурсную игру, желательно, априори, уважать мнение судей. За редким исключением, нет смысла оспаривать опубликованные результаты, ибо в основе их - вкусовые пристрастия, о которых, как известно, не спорят. :) АБ: Было ли в конкурсе ВКР что-то новое или необычное для Вас? Была ли победа желанной? Неожиданной? Приятной? ИЛ: Ну, да, сам факт сведения в соперничестве лучших авторов портала и приглашение лауреатов - гостей уже делал конкурс особенным, престижным, а победу в нём желанной, дорогой и всегда неожиданной. АБ: Портал ЧХА меняется, преобразуется. Хотели бы Вы остаться его автором? Какие изменения Вы хотели бы в нем видеть? ИЛ: Да, безусловно, хотел бы пребывать здесь автором, если, конечно, правила портала и в будущем дозволят мне эту завидную возможность. Что касается изменений, то я человек инерционный, в известном смысле, и не очень люблю организационные изменения – привыкаешь к некоей форме публикации и общения, и потом со скрипом, с трудом и стариковским раздражением переводишь стрелки на новые рельсы. В любых преобразованиях главное – не выплеснуть ребёнка вместе с добросовестно послужившей водой :)) Но, впрочем, при всей любви к устоявшейся и несуетной форме существования, подчиняюсь, обычно, безоговорочно законам сайта, чту его традиции и его новшества… Иногда, правда, не сразу получается :)) В заключении, хотел бы поздравить всех уважаемых авторов портала ЧХА, его талантливых организаторов и многоопытную редакционную коллегию с приближением Нового 2012 года и грядущим вослед Рождеством, пожелать удачи в поэтическом творчестве и достойной борьбы в турнирах, с надеждой на будущие встречи – Игорь Лукшт. АБ: Мне остается только поблагодарить Игоря за его ответы, присоединиться к его поздравлениям и в свою очередь поздравить Игоря с наступающими праздниками от лица СК, РК и всех читателей портала. Декабрь, 2011 |