Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Блинов Андрей Вячеславович
Объем: 13720 [ символов ]
Рыцари ВКР. Игорь Лукшт
Добро пожаловать на форум Открытого финала ВКР:
 
----------
 
Игорь Лукшт
 
Страничка автора:
 
Король поэзии по итогам финала ВКР-2009 за цикл «Ремесла»
 
Магистр Поэзии по итогам финала ВКР-2008 за цикл «Тамбовский часослов»
 
Король поэзии по итогам финала ВКР-2007 за стихотворение «ПОКРОВСКОЕ-СТРЕШНЕВО (триптих)»
 
Король поэзии по итогам ВКР-2006 за стихотворение "Плотники"
 
----------
 
Перечитываю цикл стихов Игоря «Ремёсла» и вспоминаю строки Николая Рубцова:
 
…Если нет ни радости, ни горя,
Тогда не мни, что звонко запоёшь.
Любая тема – поля или моря,
И тема гор – всё это будет ложь.
 
Стихам Игоря Лукшта веришь безоговорочно – в каждом из в них таится дух той профессии, коей название вынесено в заголовок. Человек представляется неким сакральным Творцом, вступающим в связь с силами природы, дающими ему могущество. Но эта связь – не только симбиоз, но и борьба:
 
Удерживая вес носком ботинка,
за верхним фланцем узкую ложбинку
нащупать настороженной рукой
и, тело бросив гибкою дугой
вверх, замереть. Начало поединка
с пространством вертикальным и собой.
(«Верхолаз»)
 
Ремесло художника на первый взгляд бесхитростно: смотри себе вокруг да фиксируй. Но всегда такой поверхностный подход парируется фразой: а попробуйте сами! А если средства изображения как раз и являются его целью? Попробуйте-ка рискнуть, как это делает Игорь Лукшт, посмотреть на творчество изнутри:
 
в веках и на земле и в небесах
за дюйм за пядь в сердцах на пустырях
сражаться будут грозные стихии
и вот когда их битвы затяжные
на время к равновесью приведут
в моём листе – улягутся штрихи и
гул стихнет в остывающих осях
(«Рисовальщик»)
 
Несомненно, в цикле «Ремесла» членов жюри ВКР привлекло прежде всего сочетание яркого, метафоричного, живописного содержательного «фона» с не менее яркой, образной и неординарной лексикой на первом плане.
 
Таковы и другие стихи Игоря:
 
Сумрак комнаты. С жалобой чаек
Спорят медленный скрип флюгеров
И дрожащее эхо шагов.
Сквозь колючий узор молочаев
И витраж изумрудных листов
 
Угол ставня с зазорами трещин,
Мох на гребне щербатой стены,
Словно скорбный побег седины.
Суроватому камню завещан
Серый колер балтийской волны.
(«Рассвет в Таллинне»)
 
Обращаю внимание на живописность (будто уверенными мазками кисти) образов. Это действительно похоже на картину, где каждый предмет (даже невещественный) обретает собственную характеристику - форму, цвет, настроение: дрожащее эхо, колючий узор… Мазки кисти для писателя – это изобразительные средства – эпитеты, сравнения. Фон, то есть настроение - суровость, сдержанность, даже холодность, но в то же время, похоже, ностальгия – прописан посредством формы: протяжная анапестическая строка как бы обрубается на полуфразе, первое короткое предложение кажется окончанием чего-то, произошедшего ранее, подобно тому, как концовки следующих предложений переносятся на следующие строфы. Нарочитая несоразмерность предложений строфам сочетается с техничным, ни разу не «сбитым» ритмом.
А самое интересное, что стихотворение перетекает от описаний к рассуждениям о судьбе поэта, поэзии в современном мире.
…По слову Вийона
Воспитаем свободную речь,
И её ни казнить, ни пресечь
Не удастся безумным законам,
Ни в холопьи вериги упечь.
 
И вот здесь уже из поэта-живописца автор превращается в поэта-мыслителя, а стихотворение получает порцию аллюзий, открывающих дорогу к мировой культуре, создающих культурную связь прошлого и настоящего.
 
Впечатляющее зрелище.
 
----------
 
Интервью с Игорем Лукштом
 
Краткая творческая биография:
ИЛ: Родился в 1950 году в г. Баку, закончил Мо¬сковский авиационный институт, позже Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г.Строганова (мастерская скульптуры).
Скульптор, член Московского и Российского союзов художников, профессор кафедр академи¬ческого рисунка Строгановской художественно-промышленной академии и школы-студии МХАТ.
Публикует стихи на сайтах “Поэзия.ру”, “Стихи.ру”, “Рифма.ру”, “Литконкурс.ру”, “45-я параллель” и др.
Лауреат международных конкурсов: “Поэзия 2006”, “Вся королевская рать” (2006, 2007, 2009), ”Серебро слова - 2006”, “Серебряный стрелец” (2009, 2010, 2011), поэтических конкурсов им. Петра Вегина (2009) и Льва Лосева(2010) . Финалист Волошинского международного конкурса (2005, 2006, 2008).
Основные страницы в сети:
скульптура
поэзия
 
АБ: Значит, поэзия – это скорее ремесло, чем наука?
ИЛ: Подозреваю, что поэзия - достаточно сложное явление, чтобы пытаться втиснуть его в прокрустово ложе однозначного определения :) Вослед за неистребимым желанием творить, в основе любого творческого процесса, мне кажется, лежит ремесло - профессиональная подготовка и умение того, кто хочет что-то создать. Но не только – грандиозное значение имеет личный опыт встреч с жизнью, тонкочувствие и наблюдательность автора, глубина его знакомства с мировым культурным наследием, богатство плодородного слоя чувств вкуса и меры, на котором он выращивает прихотливые цветы творений. Скорее наукой, думается, поэзия оборачивается для критиков и литературоведов, хотя знакомство с теоретическими основами её вряд ли повредит и действующему творцу.
 
АБ: У Вас необычная поэтическая манера, я бы сказал, что это уже крепко сформированный стиль. Интересно, с чего начинался ваш путь, какие были «этапы становления», было ли увлечение Золотым или Серебряным веками, кто был Вашим Вергилием (или Беатриче?) в мире стихов?
ИЛ: Как-то я пытался, вкратце, правда, ответить на этот нелёгкий вопрос, позволю себе процитировать эту однажды уже звучавшую исповедь :)
“ Трудно переоценить благотворное влияние на моё скромное творчество таких блестящих российских поэтов, как Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков, позже - Григорий Остер, Эдуард Успенский, чуть ранее – Сумароков, Михайло Ломоносов, ну, и, конечно, Дельвиг, Языков, Баратынский, Рылеев, Державин, Полонский, Денис Давыдов, Огарёв, Веневитинов, Фет, Мей, Надсон, Некрасов, значительно - Александр Пушкин, МЮ Лермонтов – немного вперемежку, по мере пробуждения тёплых воспоминаний – А.К. Толстой, Тютчев, Плещеев, Тургенев, чуть не забыл – Кольцов, Кукольник, грузинские романтики, особенно Григол Орбелиани, африканская поэзия, японская поэзия, киргизский эпос “Манас”, карельский – “Калевала”, впрочем, это я немного в сторону от российских поэтов, Серебряный Век – несколько затекла рука – имажинисты, акмеисты, футуристы – Вы представляете, о ком это я, “Голубая роза”, “Ослиный хвост”, группа “Наби”, Нарбут, Заболоцкий, Казин, Багрицкий, Бунин, Соллогуб, Набоков, Бальмонт… Надо бы отвлечься, сменить ось - параллельно и столь же мощно Гомер, Сапфо, Марциал, Гораций, Вергилий, апокрифы христиан, ваганты, миннезингеры, Возрождение, Шекспир, Камоэнс, Просвещение… – что-то я устал вспоминать, а ведь там ещё маячат горы – Фирдоуси, Джами, Навои, Хайям, древнеегипетская и индийская поэзии, Одинокий Журавль - Корея, тексты индейцев майя, испанцы, итальянцы, французы, немцы…….но они все, поверьте – и Р.Рождественский, Евтушенко, Б.Ахмадуллина, Вознесенский, в том числе, – сильнейшим образом повлияли на моё креативное пространство, а ведь я список кораблей прочёл едва до середины… Простите, что не совсем полно ответил на Ваш вопрос, но сердечное спасибо за него, он разбередил такие глубины моей памяти”… :)
 
АБ: Как бы Вы определили основную тему или мотив Вашего творчества?
ИЛ: Мне по душе роль вечернего фонарщика: ходить и зажигать на уличных столбах цветные фантазийные миры - преобразованные призмой воображения, отзвуки довольно насыщенной событиями жизни. Разве не завидная судьба - развешивать гирлянды вымысла, полные света и звуков, и переживаний, в будничных пространствах
 
АБ: Что для Вас было бы важнее – признание двух именитых критиков, или двух тысяч «простых читателей»?
ИЛ: Пожалуй, затруднился бы ответить на этот вопрос. Прежде всего, потому что именитые критики как-то не торопятся высказываться по поводу моего стихо-творчества, и, соответственно, я не познал пока волнующей радости этого счастливого посещения. Другое дело, что отзывы тех собратьев по цеху, творчество которых люблю и высоко ценю, действительно мне дороги. Правда, и их я бы не стал взвешивать - на предмет кто весомее – с откликами “простых читателей”, ведь встречи с последними несут немалый заряд бодрости, помимо радости общения. За исключением, впрочем, нездоровых ситуаций, когда виртуальная встреча радости, прямо скажем, не несёт :))
 
АБ: Множество подростков пишут рифмованные строки. Что удивительно: множество журналов публикуют рифмованные строки. Получается, что ремесло писательское снижается до уровня самодеятельности. Насколько, по-вашему, может раскрыться гений, начинающий с публикаций в интернете (например, он из провинции, и до больших журналов как до Луны)?
ИЛ: Думаю, может. Всё зависит, в основном, от таланта, как суммарной характеристики природных способностей, умения работать и совершенствоваться, коммуникабельности и пассионарности претендента. Очень важно верить в свои силы и надеяться на себя, ну, и, конечно, не лениться. С появлением интернета, термин “провинция”, в смысле удалённости от культурного центра, в общем-то, потерял свой смысл. Что же до толстых журналов, то интернет предоставляет такие возможности общения автора с читателями, какие журналам, пусть даже и толстым, даже не снились :)
 
АБ: «Что хочет автор» - Ваш «дом» или временное пристанище? Каковы цели Вашего пребывания здесь (себя показать, на других посмотреть)?
ИЛ: Нет. Всё-таки,, “дом” – это Мир. И под его звёздными стропилами скрипят флюгерами радушные пристанища для странников, в которых они встречаются с друзьями, узнают новости, обмениваются опытом путешествий по земным тропам, знакомятся с творчеством друг-друга, набираются сил, чтобы завтра снова пуститься в путь. И, куда бы не занесли волны жизненных метаморфоз, радостно сознавать и надеяться, что двери этих пристанищ всегда открыты для тебя…
 
АБ: Как Вы (только честно) можете охарактеризовать портал ЧХА, разнообразие его конкурсов, квалификацию жюри, способствование творческому росту писателя?
ИЛ: Пожалуй, именно регулярность и многообразие литературных конкурсов отличают “лица не общим выраженьем” портал. Конкурсы, за их множественностью, не могут быть равными по серьёзности тем и квалификации жюри. Но, и то сказать, конкурс – это не последняя битва титанов, это ристалище, игра, соревнование, забава, дающая возможность авторам ЧХА найти интерес в чтении стихов друг-друга, где соревновательность выступает в качестве хорошего стимулятора творческого процесса и, исподволь, способствует взаимообогащению и росту авторов. Никогда не обижался на жюри, сознавая какую неблагодарную и тяжёлую работу оно взваливает на свои хрупкие плечи, хотя и не всегда находил разумным то или иное его решение :)). Но, вступая в конкурсную игру, желательно, априори, уважать мнение судей. За редким исключением, нет смысла оспаривать опубликованные результаты, ибо в основе их - вкусовые пристрастия, о которых, как известно, не спорят. :)
 
АБ: Было ли в конкурсе ВКР что-то новое или необычное для Вас? Была ли победа желанной? Неожиданной? Приятной?
ИЛ: Ну, да, сам факт сведения в соперничестве лучших авторов портала и приглашение лауреатов - гостей уже делал конкурс особенным, престижным, а победу в нём желанной, дорогой и всегда неожиданной.
 
АБ: Портал ЧХА меняется, преобразуется. Хотели бы Вы остаться его автором? Какие изменения Вы хотели бы в нем видеть?
ИЛ: Да, безусловно, хотел бы пребывать здесь автором, если, конечно, правила портала и в будущем дозволят мне эту завидную возможность. Что касается изменений, то я человек инерционный, в известном смысле, и не очень люблю организационные изменения – привыкаешь к некоей форме публикации и общения, и потом со скрипом, с трудом и стариковским раздражением переводишь стрелки на новые рельсы. В любых преобразованиях главное – не выплеснуть ребёнка вместе с добросовестно послужившей водой :)) Но, впрочем, при всей любви к устоявшейся и несуетной форме существования, подчиняюсь, обычно, безоговорочно законам сайта, чту его традиции и его новшества… Иногда, правда, не сразу получается :))
В заключении, хотел бы поздравить всех уважаемых авторов портала ЧХА, его талантливых организаторов и многоопытную редакционную коллегию с приближением Нового 2012 года и грядущим вослед Рождеством, пожелать удачи в поэтическом творчестве и достойной борьбы в турнирах, с надеждой на будущие встречи – Игорь Лукшт.
 
АБ: Мне остается только поблагодарить Игоря за его ответы, присоединиться к его поздравлениям и в свою очередь поздравить Игоря с наступающими праздниками от лица СК, РК и всех читателей портала.
 
Декабрь, 2011
Дата публикации: 03.01.2012 22:30
Предыдущее: Рыцари ВКР. Наталия ИвановаСледующее: Рыцари ВКР. Владимир Колодкин

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта