(Статья двухлетней давности, написанная для одного из литпорталов.) (Как обычно, ссылки публикуются коряво. Для перехода по ссылкам на стихи нужно скопировать их в адресную строку и убрать один пробел почти у самого конца.) Друзья, рад предложить вашему вниманию автора, творчество которого не оставит равнодушным никого. Suisekil (Ярмолинский Леонид Исаакович). Пока автор выложил два своих стихотворения, которые я сочту за честь «обозреть». Suisekil. Котенок, Луна и Мышонок Ночной ветерок так прозрачен и звонок Что даже сверчки не нужны Задумчиво смотрит печальный Котенок На полное блюдце Луны: Наверное, там очень вкусное что-то, Не зря ведь стоит высоко... А серый Мышонок, дрожа до икоты, Лакает его молоко... 1. Жанр стихотворения Несколько прямых и косвенных признаков указывают на то, что перед нами стихотворение для детей: - указание автора в названии цикла и раздела («Стихи для детей», «Племяшкам»), - антропоморфность действующих лиц-животных. Это выражается косвенно – в замене нарицательных котенок, мышонок на личные Котенок, Мышонок; и напрямую – через придание животным человеческих характеристик. Котенку приписываются человеческие размышления (Наверное, там очень вкусное что-то, // Не зря ведь стоит высоко...), а Мышонок «дрожит до икоты» (чисто человеческое поведение, мышь-животное ведет себя по-другому), - сюжетность стихотворения. Не секрет, что большинство стихов для детей сюжетны (исключение составляет, пожалуй, большая группа стихов о природе, но даже и там иногда встречается сюжет), - скрытая нравоучительность. Можно выразить что-то вроде морали: не увлекайся недосягаемым, цени то, что у тебя есть. 2. Размер, ритм и рифмовка. Стихотворение написано амфибрахием, попарным чередованием четытехстопных стихов с женской рифмой и трехстопных – с мужской. (Схема рифмовки АбАб, ритмический рисунок - ! - - ! - - ! - - ! - // - ! - - ! - - !) Рифмы правильные, но не грамматические, что великолепно подходит не только для детского стихотворения, но и для беспроблемного восприятия в целом. 3. Фонетика, строфика и сюжет Стихотворение обладает уникальным фонетическим строем, меняющимся в соответствии со структурой и поэтической задачей. А) Ночной ветерок так прозрачен и звонок Что даже сверчки не нужны Вступление-экспозиция. Задача здесь – нарисовать картинку-обрамление, хронотоп (место и время действия). Обратите внимание на изменение по глухости-звонкости согласных от начала строк к концу: глухие звуки (ч, т, к, п, в) постепенно сменяются звонкими (з, р, н, ж). Создается ощущение «звона» и «прозрачности»: что бывает прозрачным? Воздух и стекло. Воздух (ветер) дует, шумит (звуки ч, в, созвучие чн=шн), превращаясь в стекло (ж, н). Есть выражение «стеклянный воздух» (например, «Стеклянный воздух над костром // Струится и дрожит…» Ахматовой), то есть та же «прозрачность», только метафора еще более усилена. Повторюсь, в данном стихотворении это передается не только лексически, но и фонетически. Далее звуковой ряд меняется, но ощущение звонкости и прозрачности задано и сохраняется на всем протяжении этого короткого стихотворения. Б) Задумчиво смотрит печальный Котенок На полное блюдце Луны: Завязка. Появление персонажа Котенок, появление предмета конфликта – Луны.Фонетически акцент сделан на гласных: повторение у-о-ы (плюс ю=jу, ё=jо). Задача – создать интимное, ночное настроение, созвучное словам «печальный», «задумчиво» «Полное блюдце Луны» - усиленное сравнением выражение «полная луна». По сути – двойное сравнение. (Рифма «тонок – котенок» напомнило рубцовское «Свет луны ночами тонок, // Берег светел по ночам, // Море тихо, как котенок, Все скребется о причал...») В) Наверное, там очень вкусное что-то, Не зря ведь стоит высоко... Развитие конфликта. Внутренний монолог-размышление. Фонетический акцент снова на гласных. Обратите внимание: практически полная гамма с многократным «о» в концовке придает стихам напевность и декламационность. Ударные: е-а-у-о // а-и-о. Снова сходные структуры двух стихов. Звук «о» в концовках придает эффект удивления, размышления. Не зря мы говорим «о-о-о!», когда удивлены или восторженны. «Стоит высоко» подчеркивает сравнение Луны с блюдцем (которое, если верить Котенку, поставили высоко, чтобы было не достать), но это еще и великолепная лексическая находка автора: совершенно правильно сказать «встает луна», «на небе стоит луна» (например, «Над розовым морем вставала луна» Г. Иванова). Г) А серый Мышонок, дрожа до икоты, Лакает его молоко... Кульминация и развязка. Появление персонажа Мышонок.Фонетически и сюжетно эти два стиха связаны с предыдущими двумя. Даже учитывая разделение первого из них на полустишия – последний ударный гласный всегда – «о». По жанру кульминация – комедийная. Создается эффект внезапности, сюрприза. Для этого автор и придерживает Мышонка, не вводит его в действие. Для этого и про молоко Котенка в предыдущих строках ни слова. Кстати, как таковой развязки в стихотворении нет. Предполагается, что она произойдет позже – когда Котенок обнаружит свое пустое блюдечко. (Свидетельство этому – многоточие в конце стиха.) Такая установка на домысливание развязки, хоть и усложняет восприятие, но приглашает к сотворчеству, учит детей составлять логические цепочки действий, «включает» воображение читателей. Комично выглядит как «печальный» Котенок, так и «дрожащий до икоты» Мышонок. Два полюса – смешной и грустный, Арлекин и Пьеро. «Лакает его молоко». Строка, вызвавшая большое количество возражений. Его - чье молоко? Все встает на свои места, если отбросить все дополнительные конструкции. Вот что получается: «смотрит… Котенок на … блюдце Луны…, а серый Мышонок… лакает его молоко…» Все предельно просто. Читатели-дети с прямым мышлением увидят это без проблем. Вопросы возникают только у взрослых, которые привыкли искать в каждой фразе скрытые смыслы и подводные камни. Еще один вопрос – о сравнении двух блюдец: «полного блюдца Луны» и блюдца с молоком, которое стоит рядом с Котенком. Утверждение, что молоко находится в «блюдце Луны» очень сомнительно. Молоко – явная принадлежность блюдца на Земле. На это указывает местоимение «его»: «его молоко», то есть молоко Котенка, о котором тот, естественно, прекрасно осведомлен. Да и Мышонок не дрожал бы так от страха, если бы лакал молоко из «блюдца луны». Основной прием, положенный в основу конфликта в стихотворении, состоит как раз в сопоставлении двух блюдец. 4. Вывод Стихотворение обладает сюжетностью и логикой. Сочетание детского, непосредственного взгляда на мир, глубокой скрытой философии, грамотного фонетического и ритмического строя делает стихотворение необыкновенно красивым и глубоким. ___________________________________________ _______________________________ Suisekil. Пастух Мир осколочком Вечности стынет, Ночь спускается на водопой, Неразменный червонец пустыни Мне зачем-то доверен судьбой. Здесь, где в прахе следы зодиака, По-особому чувствуешь миг,- И пастушеской пыльной собакой Серый ангел к ладони приник Сквозь ночные холодные космы Волчьи очи,- зверье да ворье, Как мне быть? Разлетается Космос, Разбегается стадо мое... В данном случае говорить о сюжете можно, но я предлагаю рассмотреть образы, составляющие основной мотив стихотворения: пустыня, пастух, волк, Космос. Причем из них только Космос представлен напрямую, остальные – опосредованно, ассоциативно. Такое рассмотрение возможно для стихов с ярко выраженной метафоричностью, где сюжет образует движение мысли, а не действия персонажей. «Пустыня». Указатели: строка «Неразменный червонец пустыни»; место написания – пустыня Негев, Израиль; название цикла. Наверное, для полного понимания стиха необходимо сделать пояснение про саму пустыню Негев. Вопреки нашему обычному представлению о пустынях с жарой под +50, песчаными дюнами, кактусами и верблюжьими караванами, пустыня Негев сложена известняками и имеет рельеф, отличный от ровной поверхности. С давних времен там развито скотоводство (это к вопросу о пастухах), в данный момент это прекрасный объект для туризма. Пустыню называют колыбелью еврейского народа, соответственно, с ней связаны многие библейские сюжеты. (Подробнее - см. ссылки в конце) Но образ пустыни в стихотворении не ограничивается картинкой, поданной мной «для разогрева». Пустыня – это еще и всякое пустынное, дикое место (такое определение также характерно для библейских текстов). Пустыня ассоциируется с одиночеством. Если вернуться к Библии (да я от нее и не отходил), это место Откровения, беседы с Богом. Поэтому данный образ столь важен автору. Это исходный образ – территориальный и метафорический. Вопрос «Как мне быть?» обращен к Богу и к самому себе. «Неразменный червонец пустыни». Неразменный червонец (рубль), следуя за афоризмом, - это подлинное богатство, неубывающие душевные силы. Соответственно, автору «зачем-то» пустыня даровала эти силы, это богатство. «Зачем-то». На первый взгляд, лишнее, необоснованное слово. Но если подумать: разве нам дано знать, что и за что приготовила нам судьба? Конечно, нет. Поэтому – «зачем-то». Но – «доверен». А значит, автор заслужил от судьбы необычный подарок, тот самый неразменный. «Пастух». Указатели: «И пастушеской пыльной собакой // Серый ангел к ладони приник»; название произведения. Про скотоводство в пустыне я уже говорил. Пастушеские собаки – обычное дело, они наблюдают, чтобы овцы или иные твари не разбрелись и не потерялись. Теперь о том, зачем этот образ здесь. Герой отождествляет себя с пастухом. Вряд ли с настоящим, «выгуливающим» овец или козлов. Тут снова поможет библейская трактовка: пастух как духовный лидер, предводитель. Тогда стадо – это верующие, идущие за ним. Не случайно слово «паства» (прихожане) произошло от «пастись». Теперь нам становится понятно, какой червонец доверила лирическому герою судьба. Не случайно вместо тривиальной и незаменимой собаки у него – ангел на ладони, вернувшийся с донесением посланец, следящий за паствой. «Волки». Указатели: фраза «волчьи очи». Несомненно, этот образ также гораздо глубже прямого понимания. Этот символ поясняется далее словами: «зверье да ворье». Волк в христианстве – символ дьявола и ереси. Противоположность собаки, чьи функции – преданность и защита. Несомненно, речь здесь идет о несовершенстве мира и о людских пороках. К этому же символу тяготеет концовка стихотворения, строка «Разбегается стадо мое...». От волков или к волкам? - вот вопрос. «Космос». Указатели: фраза «Разлетается Космос». Образ, присутствующий в стихотворении как дополнительное указание на хронотоп (Космос ассоциируется с ночным небом и звездами) и как символ Высшего космического разума. Космос, гармония как противоположность хаосу. «Разлетается Космос» - значит, не все так ладно. «Сквозь ночные холодные космы» - скорее всего, имеются в виду спутанные пряди длинных волос самого Пастуха. Но каждое слово в стихотворении неоднозначно. «Космы» на глазах можно понять как что-то, мешающее ясному видению окружающего. Отсюда – «ночные» (в данном случае, вероятно, «темные») и «холодные» (не от зла ли?). Мир осколочком Вечности стынет, Ночь спускается на водопой Красивейшая лирическая зарисовка. Мир (планета) ночью остывает, «осколочком вечности» - написать «осколком» было бы слишком грубо. Вторую строку даже не комментирую, наслаждаюсь. «Здесь, где в прахе следы зодиака» - видимо, указание на зодиакальные созвездия. «Прах» здесь либо пыльный пустынный воздух, либо символ бренности, угасания, отречения от земного. Как все связано. Ну, теперь это нетрудно связать воедино. Центральный образ – Пастух, он же лирический герой, с которым отождествляет себя автор. Место действия – «осколочек вечности», окруженный (в прямом и переносном смыслах) Космосом. Конкретное место – пустыня, место уединения, молитв. Стихотворение и читается как молитва: о добре (ангел - пастушеская собака; все в мире изначально гармонично) и зле («волчьи очи», хаос). Предвидя вопросы. При подготовке обзора, помимо собственной эрудиции,)) я использовал следующие источники: |