Долго же я собиралась отправиться по Гоголевским местам, да еще под Рождество, чтобы насладиться атмосферой того, как жили гоголевские персонажи, и, в конце концов, взглянуть на Диканьку. Наконец, подходящий случай представился! В дорогу! Подъезжая к Полтаве, поняла, что жизнь Николая Васильевича – дорога, да и сюжет для многих произведений – перемещение, путешествие. «Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“, и как чудна она сама, эта дорога!» Возможно, дорога как поиск? Себя, своего призвания в жизни? Ведь так много раз встречается в произведениях Николая Васильевича слово «поприще». Покидая родительский дом, он отправлялся в долгие странствия. Петербург, Москва, Любек, Германия, снова Петербург. Побывал Николай Васильевич и в Италии, и во Франции. Но всегда возвращался в родную Васильевку. Пару лет назад побывала в Сорочинцах, где находится церковь, в которой крестили Гоголя. И уже там, не отвлекаясь на дела ярмарочные, поняла, что невозможно не посетить родовую усадьбу Гоголей-Яновских для того, чтобы понять лучше любимого писателя, так и понеслась моя душа дальше, в отдаленную Васильевку, куда, судя по всему, ездят больше нашего западные туристы. Во всяком случае, таблички по пути следования «Gogol tour» выглядят нелепо, как надпись на Лувре «Ласкаво запрошуємо»… К счастью, усадьбу полностью восстановили в 80-х годах прошлого века, во многом сопоставляя по чертежам и эскизам самого Николая Васильевича, а также по воспоминаниям, письмам современников. Призадумалась, что дал мне великий писатель. Поняла, что любовь к родной стране и земле, и понимание того, что эта любовь должна быть заложена в детской душе, чтобы прорасти затем, но все это я поняла гораздо позже… Место рождения. И снова тайна…Гоголево (Васильевка), как нигде, отображает жизнь маленького городка, затерявшегося на просторах Руси-Украины. Сколько таких милых сердцу городков рассыпано на карте, за каждым – своя история. Но, конечно, тут история особая, тут родился сам Николай Васильевич. Да, и с родами связана интересная история, не только смерть была таинственной, У матери писателя Марии Ивановны рождались мертвые младенцы мужского пола, девочки выживали. Кто-то посоветовал ходить молиться в церковь Святого Николая в Больших Сорочинцах, за 30 км от родного дома. Каждый день Мария Ивановна горячо молилась Николаю Чудотворцу. Когда родился долгожданный сын, его назвали Николаем. Появился на свет писатель при интересных обстоятельствах. На всю округу был только один доктор, способный оказать медицинскую помощь. Проживал в Больших Сорочинцах. Именно к нему повезли Марию Ивановну перед родами. Ехали ранней весной, река разлилась, переехать вброд можно было только в одном месте. Говорят, Мария Ивановна испугалась, роды начались в телеге. Однако в метрической книге указано место рождения – Большие Сорочинцы. А раз роды начались в телеге, не этим ли можно объяснить страсть к путешествиям, удивительно точные описания природы Полтавщины, написанные с большим чувством… «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, вес: потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото». Село имеет свою историю, вписанную большими буквами в историю Руси-Украины. Еще во второй половине ХV111 века бабушка Гоголя урожденная Лизогуб (в замужестве – Гоголь-Яновская) получает в качестве приданного хутор Купчин Шишацкой сотни Миргородского полка. В начале X1X века усадьба перешла к родителям писателя по наследству, получила название Васильевка в честь отца Николая Васильевича. Со временем отцу удалось перестроить дом, перепланировать парк, окруженный замечательными прудами, построить церковь Рождества Богородицы. Николай Васильевич несколько раз перестраивал дом, впоследствии его племянник тоже перестраивал усадьбу. В 1943 году немцы сожгли усадьбу. Но все же удалось к 175- летию Николая Васильевича открыть заповедник-музей. Старожилы помнят огромную аллею из сирени, которая вела к самому родительскому дому. Парк небольшой, но очень уютный, хорошо спланированный с беседкой и укромным гротом на берегу пруда. Сама усадьба выглядят очень привлекательно, гостеприимно. Большая часть экспозиции – родительский дом, который широко распахивает двери, имеет 9 комнат, флигель, в котором работал писатель, не так давно перенесли из сада, установили рядом с родительским домом. Флигель небольшой, уютный, но на меня произвел впечатление скорее кельи, нежели жилого помещения. Никому из близких не было доступа «в святая святых» писателя. Меня поразили в усадьбе простота и вместе с тем изящество быта. Родители были небогатыми людьми, но так все, с любовью продумано, постройки, сад, да и комнаты поражают своей радушной атмосферой, открытостью к тем, кто приехал. Очень уютная обстановка, старинная мебель, словом, здесь хочется остаться… Не зря говорят, что Гоголя окружает много мистики. Мне показалось, что он не всех пускает в свой маленький замкнутый мирок мировой литературной мастерской, один флигель чего стоит. «...я живу совершенным монастырем»- писал сам Николай Васильевич к друзьям. Собственных вещей осталось совсем мало – белый жилет, русско-французский словарь, трость, молитвенник и чехол для него. Небольшой кабинет вмещает конторку, у которой Гоголь работал, небольшую кровать, шкаф с книгами, пожалуй, все. Большое впечатление производит полотно, напоминающее икону «Всевидящее око», которую он привез из Италии с ликом Христа, расположенное над столом писателя. Писатель часто наезжал в родительскую усадьбу, был домашним человеком, любил сестер, боготворил мать…Иной раз захочется ему описать новый персонаж, напишет матери с просьбой описать кого-нибудь из соседей. Мать никогда не отказывала, бралась за перо, так и рождались потом Пацюки да Солохи…Мария Ивановна писала о сыне: « сердце этого ангела, было полно нежнейших чувств», и это не просто слова… Впоследствии Гоголь откажется от своей части наследства в пользу сестер и матери. С детства жалость, участие, безмерная доброта, - суть души Гоголя. Частые посылки с деньгами для крестьян, сестрам – для лечения крестьян, экономия во всем, чтобы откладывать часть гонораров в помощь бедным студентам. Диканька. «Как будете, господа, ехать ко мне, то прямехонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку» Как оказалось, совсем небольшой поселок городского типа. Первое упоминание в 1658 году. Родовая усадьба Кочубеев. Как жаль, что от тех славных времен мало что уцелело. Кто только не побывал в Диканьке, возможно именно благодаря известному произведению. Панас Мирный, Пушкин, - всем хотелось прикоснуться к тайне удивительного гоголевского местечка. Расцвет связан с Кочубеем, наверное, все помнят грустную историю любви дочери Кочубея Мотре к гетьману Мазепе. Но это уже совсем другая история…Нужно заметить, что Кочубеи неразрывно связаны с Диканькой. Вложили большие средства в строительство великолепнейшего дворца, в котором насчитывалось 100 комнат. И восставшие крестьяне в 1917 году сожгли такое великолепие, остались как воспоминание о том славном времени - 4 дуба по 800 лет и прекрасный парк, с Николаевской церковью и знаменитым садом сирени. Сиреневая роща была высажена Виктором Кочубеем для своей тяжело больной дочери Галины, больной туберкулезом костей. Место для сада было выбрано в глиняном карьере, куда начали свозить сирень из всех стран мира. Сад существует до сих пор, жаль, многие сорта выродились. Отец Гоголя Василий Афанасьевич частенько наезжал в имение Кочубеев вместе с сыном, имеющим возможность гулять по «царским» хоромам, однако мальчик спешил к казакам, его угнетала помпезная обстановка, а вот послушать хороших рассказчиков – с дорогой душой, возможно, именно отсюда появился образ пасичника Рудого Панька? Как там, у Николая Васильевича? ...но нигде, может быть, не было рассказано столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька» («Вечера на хуторе близ Диканьки») Большое впечатление производит и Троицкая церковь с усыпальницей Кочубеев, хорошо сохранившаяся, потому что служила в советские времена складом. По другую сторону от нее была та самая, в которой Вакула изобразил знаменитого черта: ...кузнец был богобоязливый человек, и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Тр...церкви его евангелиста Луку» (Вечера на хуторе близ Диканьки). Известно, что Пузатый Пацюк написан с прародителя из рода Пащенков, которые до сих пор живут в Диканьке. Гоголевские персонажи и сегодня кажутся такими живыми, живее, пожалуй, современников. А хитрый Рудый Панько ненавязчиво предлагая нам сюжет, который напоминает сказку, но и реалистичен своей жизнью, жизнью своих героев, привлекал внимание к родному краю – Полтавщине, где до сих пор потчуют галушками. Последние годы жизни.Дело в том, что после паломничества ко гробу Господню, Гоголь изменился. Не все друзья поняли, с чем связаны такие глубокие изменения. А.М.Вильегорская (любимая женщина писателя) в своем письме, тонкая, чуткая женщина, пишет: « Я успела прочесть П том «Вечеров на хуторе близ Диканьки», который меня очень забавлял, но я все вас никак не узнаю, в ваших сочинениях…Вы, кажется. Далеко ушли с этого времени…» Появились новые жизненные планы. Проездиться по России, лучше понять ее, что было необходимо для написания 3-го тома «Мертвых душ», учебника географии для юношества. Еще Николай Васильевич хотел получить место воспитателя детей наследника. Планы, связанные с особой духовной жизнью Гоголя, связанной с его особым внутренним миром, и жаждой служения Отечеству, не столько как литератора, а, скорее, как христианина. Этому же помогло его знакомство со своим духовником – известным в то время отцом Матфеем, который оказал колоссальное значение на Николая Васильевича. Наступил 1852 год, и одно за другим, все планы Николая Васильевича терпят неудачу. Ко всему, последнее произведение « Переписка с друзьями» не пропущено рецензией. Место воспитателя занято. Отец Матвей раскритиковал П том «Мертвых душ». Не сложились отношения с любимой женщиной – Анной Вильегорской…Фиаско? Усталость? Желание побыть наедине с собой? Гоголь возвращается в Васильевку. Работает над вторым томом «Мертвых душ». Все отметили особое болезненное состояние писателя. Тайна смерти Николая Васильевича до сих пор не разгадана. Похоже, родной дом больше его не радовал. Гоголь умер в Москве, второй том «Мертвых душ» пропал, о последних днях известно немногое. Зима 2011 года. Накануне рождественской благословенной ночи вышла на берег между прудами, постояла возле грота, вслушиваясь в удивительную заповедную тишину благословенного полтавского края, да так и замерла в предчувствии, сердце притихло, ведь у Гоголя осталось много тайн и секретов, и чего-то личного, что и на суд людской не хотелось бы выносить, ни к чему это…Вспомнилась гоголевская фраза: «Литература вовсе не есть следствие ума, а следствие чувства…» Лично для меня, проделавшей большой путь из Киева через Лубны, Миргород, Полтаву, дорога к любимому писателю оказалась невероятно длинной. Из детских сумбурных воспоминаний, перечитывания «Страшной мести» и «Сорочинской ярмарки» до «Ревизора» и «Мертвых душ», многоплановых произведений, еще не понятых до конца. Не говоря уже о дорогах. Теперь мне понятен образ тройки-птицы, дороги оставляют желать лучшего, как и двести лет назад. Дороги и дураки не переведутся на земле нашей? Что изменилось за это время? Изменились мы сами, изменились города и села Украины? Однозначно могу сказать - изменилось отношение к культурному наследию. Явно не в лучшую сторону...Но лучше всего высказался Игорь Золотусский: «Гоголевская дорога, будь это обыкновенный почтовый тракт, или проселки, всегда перерастает в путь, который ведет уже не от города N к городу NN или от деревни к деревне, а от них до столицы, губернии, но и от заблуждений – «к великолепной храмине идеала. Что можно добавить? Пересмотреть свой жизненный путь никогда не поздно. |