Впервые я приехала в Липки в 2009 г. Именно тогда Фонд СЭИП придал Форуму молодых писателей России статус международного, и в название добавилось «с участием молодых писателей из стран СНГ и зарубежья». По своей значимости и содержательности идея президента фонда СЭИП С.Филатова – создание многонационального литературного товарищества – не имеет равных. На Украине мероприятий такого уровня и размаха нет в принципе. С.Филатов стал преемником советской традиции совещания молодых писателей, которые проводились раз в четыре года. По итогам совещания, кого-то рекомендовали в Союз Писателей, кого-то издавали тиражом 100, 200, 300 тыс. экземпляров книг. При любом раскладе начинающий автор получал путевку в большую литературную жизнь, он приходил неизвестным, а уходил с именем. Многие мэтры современной русской литературы (В.Аксенов, Э.Успенский, и др) – выходцы из тех самых совещаний молодых советских писателей. Могу сказать без преувеличения - Липки стали для меня культурным шоком. Вдруг оказаться среди таких, как ты – пишущих и думающих о литературе, не как об отвлеченной материи, а как о чем-то реальном и жизненно необходимом – дорогого стоит. Варясь в «собственном соку», участвуя в местечковых украинских фестивалях, больше смахивающих на посиделки в сельском ДК, меня поразил размах, организация и уровень Форума. 180 человек из всех регионов России, Кавказа, Украины, Белоруссии, Молдовы, Армении, Грузии, Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, Литвы, Германии, Чехии, Финляндии на протяжении недели жили в подмосковном пансионате «Липки», работали в мастер-классах, посещали лекции и творческие вечера известных современных писателей. Обучение литературному мастерству, передача опыта, наращивание тонкой нити, на которую нанизывались поколения, проходило в сжатые сроки и в жестких условиях. Именно напряженность и концентрация настраивали на рабочий лад, не позволяли семинарам скатываться к банальным посиделкам и примитивным разборкам, коими нашпигованы союзы писателей и местечковые конкурсы. Но самое главное, это общение. Именно в Липках я особо остро почувствовала, в какой культурной изоляции живу в одном из крупнейших и промышленно развитых городов Украины - Днепропетровске. Где еще, как не в Липках можно побывать на творческих вечерах и задать вопрос Михаилу Веллеру, Леониду Юзефовичу, Юрию Вяземскому, Владимиру Маканину, Дмитрию Быкову, Владимиру Личутину, Павлу Басинскому, летчику – космонавту Алексею Леонову! Вряд ли на Украине я когда-нибудь увижу всех этих людей. К своему огромному стыду, только в Липках я узнала, что «толстые» литературные журналы – «Новый мир», «Звезда», «Знамя, «Октябрь», «Москва», «Вопросы литературы», «Дружба народов» и др. - живут и здравствуют, а главные редакторы являются руководителями мастер-классов. Какой смысл молчать о том, что книжный рынок Украины завален низкопробной литературой с космическими ценами и учебниками, которые с завидным постоянством каждый год переписываются. Возможность выписывать толстяков нет, а зачастую многого не найдешь и из современной русской прозы, только брендовые имена, начинающим и подающим надежду путь на украинский книжный рынок заказан. Именно в Липках я воочию увидела и почувствовала разобщенность Русского мира и сколь зыбко в нем место писателя. Русский глагол больше не жжет, не направляет, не перепахивает душу. Автор утратил социальный статус в обществе, а от этого не пользуется ни уважением издательств и уж тем более читателей. Формула «мы самая читающая страна в мире» исчезла вместе с Советской Атлантидой. И это наглядно демонстрируют Липки. Молодые, задорные, энергичные авторы предпочитают читать самих себя. Русская и зарубежная классика не вызывает интереса, а навевает скуку и тоску. Многоликий, многообразный мир сузился до точки во Вселенной. Сколько эта точка способна дать? И какое ее место в литературной перспективе? Может поэтому будущее русской литературы невидимо и непонятно даже для маститых писателей? Одна из миссий Форума – объединение литературных поколений, укрепление Русского мира. Если это не делать сейчас? То когда? В 2010 году Форум отметил юбилей – десятилетие, а посему творческая встреча с первым поколением «липкинцев», ныне современными известными писателями – Захар Прилепин, Денис Гуцко, Герман Садулаев, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов – обрела символический привкус. Потребность в хорошей и качественной литературе есть, в один голос утверждали представители нового поколения литераторов, выросшие в стране с дурным вкусом, без героев и идей, где нужда в алкоголе и наркотиках намного сильнее, нежели в чтении и желании учиться. Возможность найти в литературе свою нишу и читателя есть у каждого. «Места хватит всем, - подвел итог Захар Прилепин, - издательства ищут талантливые и оригинальные рукописи». С немым удивлением слушала я замечательного талантливого русского писателя и не могла отделаться от назойливой мысли «О чем он говорит? О каких издательствах?» Уважаемый Захар Прилепин, покажите эти чудные издательства! Дайте их адреса, фамилии, явки! Что ж вы их для себя то держите, поделитесь с нами! Начинающий автор знает сколь тяжело пробиться в печать, а на ожидание «первой ласточки» порою уходят годы. Тяжелый литературный творческий процесс «уважаемые» издательства обесценили, сведя его к бизнес-проекту, (вот бы увидеть лицо Льва Толстого, если б он узнал, что романы можно крапать и за три месяца), а писателя поставили в унизительное положение просящего: «ну пожа-а-а-луйста, ну возьми-и-и-те, я хо-о-о-роший». Пичканье читателя литературным ширпотребом дало всходы – выросло поколение ни имеющее литературного вкуса. В такой ситуации серьезные авторы обречены на прозябание. Многие липкинцы надеются поправить безнадежное положение публикацией в «толстом» журнале. Но и в этом случае самое вкусное достается избранным. С большой надеждой на толстяков смотрят ребята, в чьих странах русский язык прозябает, умирает, подвергается гонению. Но, увы политическая коньюктура в этом вопросе сильнее творческой истины. Вообще начинающим автором мало кто хочет заниматься: хлопотно, темная лошадка, непредсказуем. Так что литературный путь и тернистый успех – ответственность молодого писателя. Кто не испугался, не дрогнул, не усомнился в себе тот и сел на коня. Вроде бы справедливо, но в тоже время жестко. Надежда, обретение веры в собственные силы, талант, желание работать и совершенствоваться – главные составляющие творческой рабочей атмосферы Форума. И общение… Многогранное, содержательное, яркое – новые друзья, связи, контакты. Творческие вечера оставляющие глубокий след: интеллигентный, содержательный, тонко чувствующий Леонид Юзефович; добрый, с легким налетом гламура Захар Прилепин; непростой, амбициозный Сергей Шаргунов; доброжелательный, с детской наивностью в глазах Герман Садулаев; сдержанный, сосредоточенный Денис Гуцко; одинокий, закрытый Роман Сенчин; харизматичный, веселый Дмитрий Быков; циничный, умный Михаил Веллер – каждый из них от себя что-то дал, немного, но для внутренних и внешних ориентиров достаточно. Форум дает уникальную возможность осторожного трепетного прикосновения к чужой культуре, к пониманию национального менталитета чеченцев, грузин, ингушей, казахов, эстонцев. Это когда-то мы были одной страной, а сейчас только на карте и можно посмотреть Грузию, Белоруссию, Прибалтику, Узбекистан, Казахстан… Украинцы держатся разобщено с затаенной обидой, что опять русские щемят их в правах; флегматичные высокомерные прибалты иронично посматривают на литературное столпотворение; сдержанные чеченцы мгновенно сдруживаются, охотно рассказывая о торговых центрах и кинотеатрах в Грозном; грузины и абхазцы умудряются ссориться даже за обеденным столом; русские много балагурят, пьют, пьют и опять пьют. Но было нечто, что всех нас разных в мироощущении, культуре, проживании жизни на бескрайних просторах СНГ – сплачивало – мы говорили и писали на русском языке. Наверное, уместно задать вопрос, какую роль в этом процессе взяло на себя государство? Ведь в интересах государства сплотить русских писателей, сохранить русское слово, русские литературные традиции. Самую главную роль, которая из года в год ограничивается зачитыванием поздравительных телеграмм от президента или премьер-министра, мол «мы крайне рады, что вы вновь собрались», а подтекст такой «как, вы до сих пор собираетесь?». Все многомиллионные расходы лежат на плечах Фонда – проживание, лекции, семинары, издание сборников и прочая, прочая. На протяжении Форума меня не покидало ощущение, что я внутри калейдоскопа: каждый день насыщен событиями, переживаниями, эмоциями. Формировалась особая специфическая среда, где я, впервые, чувствовала себя частью чего-то нужного и необходимого. В какой диссонанс все это шло с серой безысходностью, убогостью из которой я приехала! Первое расставание болезненно – друзья по духу, товарищи по литературе, яркая, насыщенная жизнь – промелькнули, и вновь серая удрученность. Во второй раз, уже как рыба в воде – точно знаешь, после расставаний будут новые встречи. Для многих из нас теплые воспоминания, атмосфера литературного товарищества – важное ощущение сопричастности друг к другу, не потерянности во времени и пространстве. Именно в Липках у меня появилось хорошее, обнадеживающее чувство – все не так плохо, как могло бы быть, если нас, молодых и подающих надежды собрать в одном месте, то получается оптимистическая картинка, выстраивается, прощупывается литературная система координат. Безусловно, не все проходило гладко. Какие-то недоразумения, недомолвки вспыхивали и гасли – у нас было слишком мало времени, чтобы тратить его на бытовые мелочи. Зачастую семинарам не хватало толерантности, умения понять и принять чужую позицию, иногда молодые авторы скатывались к склочности и оскорблениям. Что ж, конструктивной критике тоже необходимо учиться. Для многих липкинцев Форум – дебют в большой литературе, возможность быть прочитанным в Сибири, на Камчатке, Кавказе. Кто-то впрыгивает в поезд, мчащийся на всех парах с первого раза, у кого-то так и не получается. За десять лет через Липки прошло 1500 ребят, и только единицы – лауреаты престижных национальных премий, издаются и живут полноценной литературной жизнью. Очень хочется, чтобы крупные издательства России прислушивались, приглядывались к тому, что происходит в Липках, были заинтересованы во взращивании и поддержке молодых талантов, в построении идеологии страны. Чтобы государственные мужи, хоть иногда заглядывали в будущее и понимали – без сохранения русского слова и русских традиции России не будет. Герой не может появиться из ниоткуда, он - мысль, желание, действие писателя, который отражает и преломляет в себе судьбу поколения, судьбу Родины. Форум – многонациональный проект, словно Вавилон, в нем смешаны народы и крайне разное мировосприятие, личный опыт проживания жизни, и вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам он с завидным постоянством дает новые имена современной русской литературе. |