В среде образованной части нашего населения имеет место одно противоречие, встречающееся достаточно редко, но острое и очень важное. Каких-то десять-двадцать лет назад о нем, пожалуй, не стоило бы и писать. Сегодня же ситуация изменилась, и это явление обойти никак невозможно. Появилась в стране авторитетная сила под названием Православная Церковь, которая в одночасье стала влиятельной в среде интеллигенции, особенно в крупных мегаполисах. Да что там влиятельной! Неожиданно для всех оказалось, что совсем не власти, а именно этой силе сегодня доверяет большинство населения страны. С возрождением православия резко обозначилось и новое противоречие в интеллигентной среде. Отчетливо увидели мы его совсем недавно в реакции общества на письмо десяти академиков правительству России с жалобой на активность Православной Церкви, и с просьбой не допускать ее к школе. Народ разделился на два лагеря; одни поддержали, другие осудили. Лучше всего суть этого противоречия можно увидеть в притче св. Силуана Афонского об орле и петухе: «Летал орел в высоте, наслаждаясь красотою мира, и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса, вижу множество зверей и птиц, вижу города и селения, и как живут люди, а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора, где видит всего лишь немного людей и скота, полечу к нему и расскажу о жизни мира». Прилетел орел на крышу сельского дома и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и подумал: «Значит, он доволен своей судьбою, но все-таки расскажу ему о том, что знаю я». И стал орел говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орел, видя, что петух ничего не понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом, а петух, не понимая, что говорит орел, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но каждый из них остался доволен своей судьбой. Так бывает, когда духовный говорит с недуховным. Духовный подобен орлу, а недуховный – петуху; ум духовного поучается в Законе Божием и молитвою восходит к Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. Душа духовного услаждается миром, а душа недуховного остается пустой и рассеянной. Духовный, как орел, летает в высоте и душою чувствует Бога, и видит весь мир, …а недуховный услаждается или тщеславием, или богатством, или ищет плотских наслаждений. И когда духовный встречается с недуховным, то им обоим скучно и тяжело общение… Человек, покамест не узнает большего, доволен тем малым, что имеет. Он подобен петуху деревенскому, который знает десяток своих кур и доволен своей жизнью, потому, что большего не знает». Вот уж целых тридцать пять лет, я встречаюсь регулярно каждые пять лет с друзьями, с которыми месте учился в институте. И именно в последнюю нашу встречу обратил внимание на следующее обстоятельство. Способности у всех чудные, и образование и среда обитания почти всех - интеллектуально развитый народ, однако большинство почему-то довольствуются тем, что в свое время получили, и не желают узнать большего. Возможно, правда, просто продолжают двигаться только в той колее, в которую были когда-то поставлены. Какая же эта колея глубокая! Даже социальные катаклизмы последних лет не в состоянии заставить думать шире, изменить мировосприятие и выбить из нее. Удивительно, но от двух своих сокурсников, кстати, людей умных и к знаниям в молодые годы жадных, слышал такое, что, мол, уже несколько лет ничего не читаю, потому, как в жизни мне все стало ясно и понятно. Орлов с годами в нашей компании почему-то не пребывает. Может, это оттого, что мы, механики, все связаны с железом, производством и изначально дальше от Бога чем, например, гуманитарии. А может и оттого, что отлично усвоенные в свое время надуманные, искусственные, политизированные «науки» сформировали наши души и мировосприятие, закрепостили ум и сделали большинство из нас интеллектуально развитыми марионетками, способными жить и находить счастье только в своей колее, как петух в своем дворе. |