Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Людмила Куликова
Объем: 8179 [ символов ]
Чарующее воздействие усадьбы
Часть первая. Зелёное золото
 
Свой кабинет иронично и ласково называю "Schriftstellerstuebchen" - писательской комнатушкой. Правда, для комнатушки он великоват - восемнадцать квадратных метров. Люблю много света, поэтому занавески-роллеты высоко подняты. Из окна открывается вид на поля и загон для лошадей. Они пасутся целый день, а вечером приходят дети и тренер – начинаются занятия. Под окном палисад из вечнозеленых растений. Я посадила его в прошлом году.
 
Деревья и кусты еще маленькие, но быстро растут, так что через пару лет они станут затенять окна кабинета. Я верю в силу солнца и думаю, что её хватит, чтобы пробить тень и заиграть ослепляющим светом на корешках книг и цветочных горшках. Часто смотрю из окна на зелень, окружающую дом, и вылавливаю оттуда - и из неба! - образы, и они начинают новую жизнь в текстах. Я образы ловлю через окно.
 
Старые "бабушкины" диваны, очень удобные и мягкие, отливают зеленым золотом на фоне красных обоев. Они, как вахтенные эпох, хранят дух творчества и создают определенную атмосферу, так необходимую мне. Окна кабинета всегда приоткрыты сверху. От палисадника доносится аромат влажной оструженной коры, которой устлана земля между растениями. Пахнет молодая ель, гортензии, рододендроны, туя.
 
Воздух особенно хорош по утрам и вечерам. Днём, согретая солнцем кора, источает сухой смолистый аромат. В дождливые дни пахнет влажной корой. Терпкий древесный запах очищает лёгкие и оживляет чувства. Великий знаток садов маркиз де Жирарден писал о той поразительной "силе аналогии", которая возникает в саду между физическими раздражителями и нравственными впечатлениями, что, в свою очередь, ведет к пробуждению страстей "тонко чувствующего человека".
 
К числу физических раздражителей, помимо воспринимаемого зрением пейзажа и воздействующих на слух шумов (ветра, ручья и проч.), он, естественно, относил и запахи, ратуя, в частности, за непременное использование в саду тех ароматов, что заставляют "сильнее биться сердце".
 
Часть вторая. Капитанский мостик
 
Вспомним А.П.Чехова:
 
"Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую. Деревья шептались. В воздухе, выражаясь длинным языком российских беллетристов, висела нега... Луна, разумеется, тоже была. Для полноты райской поэзии не хватало только господина Фета, который, стоя за кустом, во всеуслышание читал бы свои пленительные стихи".
 
Вот дом соседей. Слева от окна. И там цветов несметные богатства. Благоуханье их доносится и до моего сада. Смешивается с дУхами его, врывается в раскрытое окно, тревожа запахом искушённый ум и неискушённое сердце. И встают в воображеньи образы чудные. Окна в кабинете расположены эркером: два двойных окна по краям, а в середине одно поменьше. Широкий эркер - капитанский мостик малого масштаба, но больших надежд. Хорошо во время дождя находиться на мостике, стеклом защищенном. Льет дождь, нещадными струями полоща ветки и листья, а я стою - капитан зелёных просторов, спокойна, хладнокровна и не боюсь стихии.
 
В виду сих туч, при легком ветерке
По небесам бегущим так беспечно,
И этих женщин, только что в реке
Омывшихся, довольных бесконечно,
Вдыхая сена чистый аромат
И слушая простые хороводы,
Я чувствую, что я остаться рад
Под крылышком у матери-природы
Всю жизнь мою.
 
Н.А.Некрасов
 
Часть третья. Обретение рая
 
Искала созвучие настроению моему. Нашла в статье Е.Дмитриевой "Запахи в усадьбе":
 
В свое время Ж.-Ж.Руссо, говоря о соединении страсти и нравственности в саду, утверждал, что последней способствуют в стом числе и запахи. Садовые запахи и в самом деле сопровождали появление в литературе "тонко чувствующего человека", находящегося в гармонии с природой и с самим собой. Позднее в литературе встречаются примеры, когда запахи и благовония сада не только соотнесены с пробуждением чувствительности и с поэтической (вариант: философской) медитацией, но и становятся своеобразным стимулятором самого творческого процесса.
 
А.Н Островский, приехавший в свое имение Щелыково, записывает в 1848 году в дневнике:
"Я начинаю чувствовать деревню. Я по нескольку часов упиваюсь благовонным воздухом сада. И тогда мне природа делается понятней, все мельчайшие подробности теперь оживляются и просят воспроизведения. Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки - очаровательны, каждая мужицкая физиономия (я пошлых не видел еще), и все это ждет кисти, ждет жизни от творческого духа".
 
Однако самое интересное в том, что садовые запахи, как показывает русская литература, вполне способны выполнять и прямо противоположную функцию. Будучи возбудителями творческой фантазии, запахи вместе с тем легко могут провоцировать человека на ничегонеделание, то блаженное far niente, которое надолго стало приметой русской усадебной жизни.
 
Как уже неоднократно отмечалось в литературе, именно желание воссоздать земной Эдем привело в начале ХХ века к пародоксальному явлению: активным трудом, творческим и физическим, не только в литературных, но и во вполне реальных усадьбах создавалась атмосфера, словно бы имитирующая блаженное ничегонеделание в райских садах, и именовавшаяся, в зависимости от контекста, то малым Эдемом, то малой Аркадией, "вечной весной", "священной весной", "ver sacrum". Этому способствовал особый подбор садовых растений, определяющийся не столько их внешней эстетикой, сколько ароматами, которые они источали и которые привлекали птиц.
 
В атмосфере пассеистических настроений, все более усиливавшихся в первые два десятилетия ХХ века, и позже, уже после 1917 года, когда усадебная жизнь окончательно становится историей и в эмигрантской литературе первой волны формируется идеологических миф о Золотом веке России, воплощением которого мыслится, помимо прочего, и русская усадьба - именно в это время усадебные запахи, как ничто иное способные вызывать тени прошлого, становятся, в свою очередь, олицетворением самой России.
 
"И дышит луг зеленый. И тонкие злаки, волнуясь, танцуют с цветами. И над лугом встает луна. И аромат белых фиалок просится в сердце. и вспоминается тысячелетняя жизнь зеленого луга", - пишет Андрей Белый в статье "Луг зеленый", место действия которой - обобщенная Россия и вполне конкретное Шахматово, ставшее ее символом и прообразом.
 
Поэтому неудивительно, что в эмигрантской прозе именно запахи (и в первую очередь запахи усадьбы) предстают едва ли не единственной возможностью физически вернуться в прошлое - собственное прошлое и прошлое России, превратившейся в нечто эфемерное, существующее более в памяти и воображении, чем в реальности. Это возвращение и есть обретение утраченного рая, Элизиума или Эдема".
 
Часть четвёртая. Немного ботаники
 
Когда я говорю «сад», то подразумеваю все растения, растущие на территории приусадебного участка. Сюда входят: палисад перед домом; розарий вокруг парадной террассы; травы вокруг пруда; отдельно высаженный большим треугольником, цветник с ирисами, лилиями и другими яркими цветами по своему сроку и сезону; фруктовые деревья; клумбы; цветы в ящиках, укращающих наружные подоконники дома.
 
Сад без цветника и без грядок, на которых высажены пряные травы, - беден, неярок, непахуч. Особенно духмяны базилик и укроп. Нарву, бывало, трав с росой, крепких в стебле, насыщенной зеленью окрашенных, поставлю в глечик на кухонный стол, и вдыхаю. И всякий раз, когда прохожу через кухню или во время приготовления обеда, щекочат ноздри пахучие молекулы.
 
Укроп и базилик привносят неповторимую ноту в блюда и обогащают дух кухни. К ним подмешивается острый запах чеснока и лука, листьев лавровых - и с кухни уходить уже не хочется - так хорошо, уютно, по-домашнему становится. Как в детстве в бабушкином царстве – у пылающей печки и жаром дышащей духовки. Там был рай. Там само собой всё варилось, жарилось и пеклось, и на стол подавалось. ТАМ не было забот, как будто булки и впрямь росли на деревьях, а из вымени коровы можно было нацедить не только молоко, но и сметанку, масло и творог. Сколько бы я ни билась, ЗДЕСЬ я смогу создать рай для других, особенно для детских душ. Но не для себя. Потому что творить – это труд. А в раю, как известно, бездельничают.
 
15.09.2007, Фризойтэ, Германия
Дата публикации: 26.07.2008 11:17
Предыдущее: В полдень наступит осеньСледующее: В ожидании снега

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
назарова[ 10.12.2007 ]
   Эстетизм до мозга костей. Уровень русской классики.
 
Людмила Куликова[ 10.12.2007 ]
   Спасибо большое! Верно заметили, чувство эстетики (родилось вперёд меня). Муж спрашивает: Зачем ты столько цветов разводишь? Для красоты и удоветворения эстетического чувства - отвечаю я.
Тамара Шаркова[ 19.07.2008 ]
   Прекрасно!
   Кое-где в Ваших словах звучит даже ритмико-поэтический стиль:
   "Я образы ловлю через окно..."
   "И встают в воображеньи образы чудные..."
   Но вот, в словосочетании "а из вымя коровы можно было нацедить не только молоко..." допущена описка. Правильно будет - из вымени коровы.
   Но это нисколько не портит отличного впечатления от прочитанного.
   
   Удачи Вам.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта