Когда я всматриваюсь в известное фото Михаила Афанасьевича Булгакова с моноклем, прикрывающим озорной мальчишеский взгляд, то понимаю, что меня приглашают окунуться в мир мистификаций и розыгрышей. Родился Михаил Афанасьевич Булгаков в Киеве, городе исторических памятников православия и бережного отношения к славянскому прошлому. Назван был в честь Архистратига Михаила, хранителя Киева. Семья Булгаковых принадлежала к духовному сословию. Миша вырос среди молитв и библейских преданий. Отец писателя, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии. Дед со стороны отца — настоятель Сергиевской кладбищенской церкви в Орле, а дед со стороны матери — протоиерей Казанского собора в г. Карачеве. В доме Булгаковых, где кроме Миши, росло еще шестеро детей, было всегда много смеха, шуток, розыгрышей, книжной культуры… Современники Михаила Афанасьевича утверждали, что он был неистощимым на выдумки затейником, в частности, его однокашник по первой киевской гимназии известный писатель Константин Паустовский – «Булгаков был полон выдумок, шуток, мистификаций. Своими выдумками Булгаков смещал окружающее из мира вполне реального на самый краешек мира преувеличенного, почти фантастического». В то время в моду вошло увлечение спиритизмом, изучение аномальных явлений. Большинство россиян уже не особенно чтило своих духовников. Увлечение «научным атеизмом» начало набирать обороты. Многие «научные» журналы сообщали о том, что в глубине зеркал могут подстерегать сущности из Зазеркалья... Исстари зеркальная поверхность привлекала к себе не только магов и чародеев, но и простых людей. Случаи эти записывались современниками. Зеркала широко использовались в русских деревнях во время гаданий. Появление в зеркалах зеркального коридора, в котором каждый может увидеть астрального двойника, широко описывалось в литературе. Эзотерика считает изобретение зеркала изобретением самого Люцифера. Зеркало является инструментом выхода в нижние тонкие энергетические пространства. Известный русский писатель Х1Х века Владимир Одоевский собирал подобные факты. Самые интересные истории им были опубликованы в журнале «Отечественные записки». К теме Зазеркалья обращались известный английский писатель Льюис Кэрролл и режиссер Андрей Тарковский. Автор известной книги Р. Моуди «Жизнь после смерти» работал с зеркалами, создавая возможности для встреч людей с умершими родственниками. Кстати, сам Булгаков неоднократно называл себя «мистическим писателем». Автор «Мастера и Маргариты» изучал загадки времени и пространства, тайны «параллельных миров». Роман содержит ссылки на астрологические предсказания, аномальные явления, другие измерения, знакомство со свитой Князя Тьмы. Настоящее самым причудливым образом переплетается с вымышленным. В свое время Михаил Афанасьевич мечтал стать оперным певцом, он так увлекся мистикой, что ходил слушать «Фауста» в Киевскую оперу 41 раз! Любимая ария Булгакова – ария Мефистофеля: «На земле весь род людской», рефрен которой потрясает - «Сатана там правит бал!». Знаменитые киевские горы, из которых одних Лысых четыре штуки. Уж не здесь ли разместилась резиденция Воланда? Чего только стоит одна «нехорошая» квартира №50, по замыслу автора соединяющая «тот» и «этот» миры! Неспроста, неспроста именно из этой квартиры Маргарита попала прямо на бал Сатаны: «Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром... Лестница стала заполняться. Теперь уже на каждой ступеньке оказались ...фрачники. Маргарита механически поднимала и опускала руку, улыбаясь гостям». Программа бала напоминает прием, устроенный посольством США для советского правительства, на который был приглашен Булгаков. В призрачном пространстве квартиры перемещались в пространстве Груня и Лиходеев, появлялись и исчезали сам великий Воланд и его свита. Коровьев в беседе с Маргаритой пояснял – «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». Неужели при помощи зеркал? Герои Булгакова свободно перемещаются в пространстве: «Степа повернулся и в зеркале, помещавшимся в передней... отчетливо увидел какого-то страшного субъекта... А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровенный черный кот и также пропал...». Могущественный Воланд перемещает Лиходеева в Ялту, а его домработницу – в Воронеж. А потрясающий случай с отрезанной головой председателя Моссолита Михаила Берлиоза? Очередная мистификация. Из книги Анатолия Макарова "Киевская старина в лицах" узнаем о разразившемся весной 1884 года в Киеве курьезном скандале. В начале марта скончался муж акушерки Розворович, голова которого за 10 лет до смерти была продана профессору анатомии местного университета Александру Петровичу Вальтеру. Семья покойного наотрез отказала Вальтеру в выдаче головы почившего родственника. Возникший между сторонами конфликт даже вылился в особый судебный процесс "О взыскании головы Розворовича". Широко распространившиеся слухи об этом давнем курьезе подсказали Булгакову интересный сюжет. Все-таки Булгаков вернулся в Киев. 16 октября 2007 года влюбленные в творчество великого писателя, собрались на открытии памятника. Открытие было камерное, без официоза, как говорится, в узком кругу. «Михаил Афанасьевич вернулся домой” — с такими словами встречал всех собравшихся на открытии памятника у дома №13 на Андреевском спуске директор Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова Анатолий Кончаковский. Самый загадочный из всех наших писателей и после смерти остается великим мистификатором. Как объяснить тот факт, что до сих пор, несмотря на всенародную любовь, нигде — ни в Москве, ни в Киеве — Мастеру так и не был поставлен памятник. Возможно, по мистическим причинам. Все присутствующие отметили невероятное портретное сходство памятника с прототипом. Целых пятнадцать лет скульптор Николай Рапай тщательно изучал материалы о жизни и творчестве писателя. Из музейных фондов была поднята посмертная маска Булгакова. Памятник выглядит так, как будто в этот обычный осенний день великий Мастер решил отдохнуть и присел на скамейку у дома своего детства. |