Людмила Клёнова
Так приходит любовь











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании лета
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Дина Лебедева
Жизнь все расставит по своим местам
Пшеничнова Валентина Егоровна
Я женщина
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Юрий Щуцкий
Объем: 5748 [ символов ]
ЕЛЕНА МАЙВИНА
Елена Григорьевна была императрицей нашего театра: играла всегда страстно, азартно, была точна, убедительна и внутренне очень значима. Частенько, глядя из-за кулис или из зрительного зала, я задумывался, чем заполнено сценическое существование актрисы Майвиной? В чем секрет, в чем загадка ее притягательности? Разгадка обнаружилась не сразу.
 
***
В те времена на сцене властвовали такие актрисы, как Вишневская, Холина, Перфильева, Быстрицкая, Миронайте, Аркадьева, Мотовилова… Каждое имя – это уже полет в Космос, и для того, чтобы выдержать конкуренцию, надо было иметь характер. И она его имела. Можно представить себе, что творилось за спиной молоденькой актрисы, когда ее назначили на роль Дездемоны в паре с удивительным артистом Львом Ивановым, который играл Отелло. И можно вообразить, что говорили соперницы, когда ей доверили сыграть Клею в спектакле «Эзоп». До сих пор помню ее тонкий, изящный профиль и взгляд вполуоборот из-за плеча… Она была исполнена такой грации и аристократизма, что не вызывала никаких сомнений: да, это Она, та самая, с той самой картинки на древнегреческой амфоре.
 
***
Елена Григорьевна любила поэзию и хорошо в ней разбиралась. Однажды в театральном автобусе в те самые часы, когда актеры дремлют после сыгранного выездного спектакля, мы тряслись рядом и говорили о Маяковском. Я начал читать «Юбилейное». Елена Григорьевна тут же подхватила и десять минут мы вдвоем, перебивая и подхватывая друг друга, взахлеб читали это удивительное произведение. А потом читали «Лиличку» и другие лирические стихи великого поэта, она много их знала наизусть. А после хором читали Бориса Пастернака. Так и не заметили, как длинная дорога домой закончилась.
***
Она очень любила Мандельштама. Услышав, как я его читаю, сделала замечание: «Хорошо читаешь, но уж больно торопишься. Дай услышать музыку слова, насладиться мыслью, ее изгибами…
***
К трехсотлетнему юбилею Пушкина мы готовили программу. Она захотела исполнить отрывок из «Онегина». Отвела меня в коридор и спросила: «Как ты думаешь, не будет ли слишком смело, если я прочитаю письмо не Татьяны, а Онегина?» И тут же, в коридоре, я услышал уникальное исполнение этого всем знакомого исповедального послания. После я пытался сообразить, почему она заинтересовалась не Татьяной, а Онегиным. И понял: письмо Татьяны было трогательным и простодушным, а онегинское послание наполнено страстью и неожиданным откровением искушенного в любви человека. И читала это объяснение Елена Григорьевна безоглядно и мощно.
***
Роль Стукашиной из «Женатого жениха» Елена Григорьевна вела тонко и неординарно. Сплетница, интриганка Стукашина неожиданно приобрела даже какие-то романтические черты. А в сцене соблазнения главного героя я вдруг увидел в ее глазах не столько похоть, сколько тайное желание и призыв к любви! Любовь в исполнении актрисы Майвиной всегда была наполнена благородства и только ей присущего аристократизма. Вероятно, это и была разгадка её особой притягательности и неповторимого обаяния.
***
Она не могла и не хотела на сцене быть некрасивой и оставалась женщиной всегда. В спектакле «Темные аллеи» она читала монолог из рассказа Бунина «Холодная осень».
Мне не хотелось, чтобы просто читался рассказ, и я понапридумывал множество приспособлений. Во-первых, мы решили с художницей одеть её в розовое платье, дать ей рваные, но изящные перчатки и дырявый зонтик. Ей нужно была появляться в разные моменты спектакля и рассказывать по одному отрывочку из рассказа, а закончить его где-то перед финалом спектакля. Таким образом, её Женщина проходила бы через весь спектакль и несла бы главную тему, которая должна была стать лейтмотивом. Естественно, и рваные перчатки и розовое платье были отвергнуты сразу, о зонтике мы даже не заикнулись, и рассказ она читала целиком, потому что считала, что разрывать прозу Бунина, значит – совершать против него кощунство, граничащее с преступлением. Но сам рассказ был огромный, для небольшого спектакля это было гибельно, и я растерялся, не зная что делать. Ни в конец не вставишь, так как финал должен был развиваться стремительно, ни – в середину. Пришлось выделить ей время в самом начале и оформить его в виде пролога. А костюм она себе подобрала строгий и благородный. Конечно, читала она монолог мастерски, слушать её было одно наслаждение, но дальше по пьесе у нас было ещё два монолога, которые тоже нельзя было ни сократить, ни выбросить. Я понимал, что первый акт становился тяжёлым и провальным, но ничего не мог поделать: выбросить рассказ «Холодная осень» я не мог. Так мы и играли: три монолога подряд. Однажды Майвина заболела, а спектакль должен был состояться, отменять его было уже поздно. Я обрадовался: наконец-то появилась возможность проверить мой вариант без её монолога. И что же? Спектакль прошёл отвратительно. Все зависло. Атмосфера пропала. Елена Григорьевна умела любить и проживала ситуацию в рассказе так проникновенно, что это стало своеобразным камертоном, когда же она исчезла, камертон пропал и все пошло наперекосяк. Так она убедила нас в том, что Бунин даже вне сценического действия остаётся гением, и зал воспринимает его правильно. А уж любви в нем было так много, что актрисе было чем поделиться со зрителем.
***
И кем бы она не была – Дездемоной или Катариной, Екатериной Второй или Памеллой Кронки – на сцене всегда царила одна тема, главная тема творчества Майвиной: Любовь.
 
Ни возраста, ни отчества...
Торжественно и прямо
Вступает осень в зодчество
Невиданного храма.
 
Там синева бездонная
По золоту струится
То чистой Дездемоною,
То Марфою-царицей.
 
Осенние картины,
Жемчужные страницы...
В них кротость Катарины
И страсть Императрицы.
 
И паутиной тонкой,
На сердце к нам спускаясь,
Любовь сплетает Кронки,
«Памелла дорогая».
Дата публикации: 09.07.2012 22:30
Предыдущее: ВАЛЕНТИНА МОТОВИЛОВАСледующее: Медуза и Осьминог

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Громов Игорь[ 22.11.2012 ]
   Очень интересный очерк, Юрий! В интернете о ней нет статьи, но есть в википедии фото Майвиной и перечень её ролей в театре.
   Стихотворение замечательное, безумно понравилось первое четверостишие! Выражаясь красивым определением Елены - "музыка слова"!
   Как с терпением на постановку "Русалочки"­;,­ хватает его, Юрий? :)
   С теплом,Игорь
 
Юрий Щуцкий[ 23.11.2012 ]
   Ой, Игорь! Лучше не спрашивайте! В который раз жалею, что взялся за постановку: уж больно много
   возникает непредвиденных сложностей. Но если получится то, что задумано (хотя бы 50%), то,
   пожалуй, я буду счастлив.
   А о Майвиной, как и о многих артистах нашего театра, да и других тоже, к сожалению, некому
   написать. Вот, стараюсь как-то восполнить пробелы. Спасибо, что прочитали.
   С благодарностью, Юра.
Громов Игорь[ 23.11.2012 ]
   Вам удачи, Юрий! Большое дело делаете!

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Лысенко Михаил
На свет не родился Ной
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта