Произведение |
|
Объем: 64 [ строк ]
|
|
|
|
Хит-12. 1/2 финала. Пара 1. |
А Бесстрастная Фемида Бесстрастная Фемида, к твоей взываю воле: молю о равновесье магических весов. К простым житейским тайнам нет у меня пароля, помимо мной за годы написанных стихов... Бесстрастная Фемида, грешила я без меры - рука твоя грозила карающим мечом, и леденила душу, и напрягала нервы, а мне-то всё казалось, что я тут ни при чём... Бесстрастная Фемида, любя и ненавидя, я поднималась к небу и опускалась в ад, участвуя в жестокой бессмысленной «корриде», борясь за справедливость порою невпопад... Открылись мне не сразу гранитные ступени судьбы всевластной лестниц, ведущих вниз и вверх: внизу поступков гадких уродливые тени - порочащих страстишек и низменных утех... А выше - покаянье и всепрощенье Мира - дыхание свободы в холодной пустоте... И на ступенях верхних в игру вступила лира, и голос хрипловатый - столь мной любимый тембр... А лёд непониманья, бесстрастная Фемида, и дальше остаётся на совести людской: холодно-безразличной, порочной и бесстыдной - подвешенной в безмолвье сомнительной строкой... Пора мне возвращаться в костИ слоновой башню,*) и на дверях задвинуть спасительный засов... Вздохнуть, и с облегченьем забыть про день вчерашний, бесстрастную Фемиду и прежнюю любовь... --- *) ирон. мир высоких чувств и творческих устремлений, далеких от приземленного, суетного мира, мира практических расчетов и житейских забот. ______________ ______________ Б Экскурсия (зеркальный акростих) Разрешите начать! Извините, что шёпотом – Абсолютно беззвучны подземные полости. Вход у этой пещеры недавно раскопан был Неизвестным бродягой охочим до золота. Осторожней, пожалуйста, будьте внимательны, Влажность делает стены и подступы скользкими. Если Вы наблюдательны и любознательны, Станет наша экскурсия лишь удовольствием. Изначально пройдёмся по верхнему ярусу. Есть немало здесь тщательно спрятанных козырей. Дальше спустимся в грот разноцветных стеклярусов, У последней черты встретим Алое озеро. Шёлком стелится путь и зовёт в неизвестное, И манят, как магнит, колдовские окрестности… Исполины-колоны застыли, как статуи, Широко за свободу подземную ратуя, У подножья колон рвутся ввысь сталагмитами Десять тысяч иголок пчелиными жалами. Еле слышно звучит разноцветье стекляруса Из соседнего грота, и озеро Алое, Столько времени тихое и безмятежное Ежевично набухло, вмиг став аметистовым В подземелье есть ветер, а, значит, и парус есть, Осыпается лёд, вековое бесснежие Нараставшее цветом отчаянья синего Всё смешалось… Люблю… и любима я? Асезонно пещеры растут сталактитами. Равновесие времени: такает-тикает… |
|
|
Дата публикации: 22.11.2014 22:21 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Оба рыцаря с технической частью задания справились. Рыцарь А взял за основу образ Фемиды. Рыцарь Б подвел к равновесию в финале стихотворения. Учитывая большой вес финала - принимается. Если бы равновесие просто мелькнуло в середмине, как один из образов - тут уж я бы претензии, конечно высказал бы. Но в данном случае равновесие идет финальной мыслью Ну и кроме того, конечно, очевидно равновесие зеркального акростиха. Также Рыцарь Б доказал свое мастерство, соединив и высокую технику, и смысл задания. Плюс еще дактилический размер и непростые дактилические рифмы. А вот к рыцарю А несколько претензий у меня нашлось "Пора мне возвращаться в костИ слоновой башню" в принципе можно, так что не минус, а так микро-минусик карандашом на полях. Но все равно, мне кажется, выражение это несколько косноязычно (ударение особенно). Также, на мой вкус (а при судействе, все больше приходится полагаться на вкус, поскольку рыцари технически подкованы), рыцарь А выбрал не слишком удачную ритмику. Простой ямб и строки с цезурой ровно посередине - вроде как должны были показать равновесие (если я правильно угадал задумку автора). Но это скорее умозрительное равновесие. А получилось слишком четко, просто, плоско (это я не про текст, а про ритмическое звучание - по отношению к заданию). Это равновесие дощечки, которая лежит на земле, а не на камне или острие иглы. Плюс ко всему, раз уж выбрана цезура, рыцарь мог проявить мастерство добавив внутреннюю рифму по любой схеме (римуя пары строк, все четыре строки, или крайние и внутренние). Отсутствие внутренней рифмовки - не ошибка. Я просто отмечаю, что эту возможность рыцарь упустил. Рыцарь А: 0 Рыцарь Б: 1 Судья Карапетьян Рустам | | Пребываю в недоумении: как эти Рыцари добрались до полуфинала? Или переволновались они? Или тема чужда? А - тема раскрыта, но абсолютно "в лоб", присутствует огромное количество антонимичных сочетаний, которые, наверное, должны показать борьбу двух начал: верх-низ, любя-ненавидя, небо-ад, порочность-покаяние. Инверсии, плетение словес, и добила "коррида". Б - вместо раскрытия темы автор поиграл с буквами. Вся первая половина - зачин... Но зато - "нестандартность логического подхода". "Стелется" через "е" - это так, помимо всего)) Рыцари узнаваемы. У всех были находки как в отборочных турах, так и в плей-офф. Отдаю голос тому, от кого ожидаю в финале повторения успеха 1/2. А - 1 Б - 0 | | А Обращение «Бесстрастная Фемида» является удачной эпистрофой. Она возглавляет три первые строфы (катрена), потом встречается уже в середине текста, а потом идёт только упоминание – косвенное прощание. Можно сказать, что излила героиня душу безмолвному собеседнику и скрылась, «задвинув спасительный засов». Вообще-то Фемида слепа, но не безмолвна – вдруг бы ответила:) В самом начале ЛГ раскрывает суть обращения к ней: просит о «равновесии весов». Далее идут вбросы отдельных фактов о «поступках гадких» и хороших дел героини. Я написала <фактов> , хотя, скорее, это просто перечень того, что вообще считается хорошим и что плохим. Пожалуй, таким фактом является только «борьба за справедливость», да ещё «любя и ненавидя, я поднималась к небу и опускалась в ад». Достаточно чётко построено содержание: упоминание о «написании стихов», потом приведенные мной выше перечисления, в конце – возвращение ЛГ к любимому делу, которое позволяет ей отгородиться от всех жизненных, житейских перипетий. Не совсем соосно:) следующее. В начале: «К простым житейским тайнам нет у меня пароля, помимо мной за годы написанных стихов...» Здесь, думаю, речь о том, что именно стихи, стихотворчество и связывают героиню с реалиями жизни. Но в конце: «Пора мне возвращаться в костИ слоновой башню,*) и на дверях задвинуть спасительный засов...» и, главное, сделанная сноска: «*) ирон. мир высоких чувств и творческих устремлений, далеких от приземленного, суетного мира, мира практических расчетов и житейских забот». Мне увиделось в этих фрагментах некоторое противоречие. Красиво, хорошо: «участвуя в жестокой бессмысленной «корриде», «и голос хрипловатый - столь мной любимый тембр...». Вообще я в стихах (чужих, да и в своих:)) ищу, в первую очередь, особые строки, значимые в плане глубины, оригинальности, красоты (для моего вкуса). Именно они определяют значимость произведения. А уж потом можно и губы скривить: «Фи! Нехороший кусочек, фрагментик, словечки». В этом стихо – как биение сердца – напряжённый ритм, учащённое дыхание. Это стихотворение писал профи (в самом хорошем смысле этого слова). Видна рука профи, явно видна. Отвлекусь. У меня есть такое выражение: «Этот актёр (актриса) слишком хорошо играет». Иногда это чувствуется в кинофильме, где снимается театральный актёр (актриса). То есть такой мастер сцены хорошо знает, как именно выразить то или иное чувство, какую принять позу и др. Нет, я не о так называемых театральных жестах – просто актёр УМЕЕТ изобразить так, как надо. А отсюда иногда и <швы> видны, и отыгранные давно жесты. У начинающих авторов иногда случаются штампы, но у мэтров они тем досаднее. «грешила.. без меры», «карающим мечом», «леденила душу», «напрягала нервы», «борясь за справедливость», «низменных утех», «дыхание свободы», «с облегченьем забыть» да и некоторые др.. А вот этим катреном автор отомстил за всех не оценённых, не понятых поэтов: «А лёд непониманья, бесстрастная Фемида, и дальше остаётся на совести людской: холодно-безразличной, порочной и бесстыдной - подвешенной в безмолвье сомнительной строкой...» Так им, этим бессовестным людям – ишь, какие!:) Рифмы. Есть очень хорошие: «воле – пароля», «ненавидя – «корриде», «ад – невпопад». Есть допустимые. Есть – старые, как мир: «лира – Мира», «Бьют часы на старой башне, Провожают день вчерашний»… /Ю. Энтин/:) Но «весов - стихов» не украсили стихо, это точно. В целом – говорю же: рука мастера. Б Что должен автор…? Что должен судья…? Не думаю, что есть однозначные ответы на эти часто поднимаемые вопросы. Возможно, автор пишет, что называется, для себя. Он не обязан ничего расшифровывать для читающего – мол, как хочешь, так и понимай. Даже если произведение пишется на заданную тему. Как должен – если должен – интерпретировать прочитанное судья: пытаться выудить из каждого образа его иносказательное значение, смысл? Угадать, что имел в виду автор, или свободно плыть по рекам своего воображения (бродить по своим гротам), только изредка бросая взгляд на отдельные фразы произведения, где, как ему кажется, есть нечто, способное будить его собственную фантазию7 Вот из задания: «И вечная борьба. Борьба за сохранение равновесия, недопущение ни таяния, ни роста противоположных пластов человеческой психики, ибо со всеми своими достоинствами, со всеми своими недостатками - мы должны быть цельными и, в то же время, противоречивыми. Так ли это? Задание. 1. Предоставить стихотворение на тему, выделенную в нижнем пункте Задела. 2. В произведении неявно должен прозвучать мотив победы над собой». Попросту говоря, нужно ли воспринимать задание как направленное на анализ характера ЛГ, его внешнего проявления и внутренних ощущений. Или могу спокойно отдаться рассматриванию красот подземной пещеры. А красоты есть, но об этом ниже. Да, я могу представить содержание стихотворения как погружение во внутренний мир ЛГ и… и выхода обратно, что ли. Если так, то мне была обещана экскурсия (экскурс) в живописное замкнутое пространство эмоций и ощущений ЛГ. Попробую методом анализа «Песни о Буревестнике», изложенном в одной прекрасной книге Ильи Зверева «Второе апреля», где «гагары это буржуазия, а глупый пингвин…» Вот это: «Вход у этой пещеры недавно раскопан был Неизвестным бродягой охочим до золота». О, кто-то пытался похитить сокровища души ЛГ. Грустно. «Влажность…» - плакала много ЛГ. «Есть немало здесь тщательно спрятанных козырей» - что-то есть та-а-а-кое за душой героини. «Алое озеро…» - ну, это…, это… «Шёлком стелится путь и зовёт в неизвестное» – о! Нам покажут, расскажут о многих тайнах (души, конечно). Немного отойду в сторону (осторожно, конечно:)) – пишется стелЕтся. Выделяю это потому, что и дальше, похоже, всё же колонНы. А то я, не очень большой спец в гляциологии, даже в словарь ринулась. То есть, автор вполне имеет право! употреблять слова, которые мне неведомы:). Но нет. Колоны: ботан., род древовидных растений семейства липовых (с). Не растут они в подземельях. Пошли в обратную сторону, вверх. Понятно: сталагмиты вверх растут. «Исполины-колоны застыли, как статуи, Широко за свободу подземную ратуя», Внутренняя свобода – отлично. Но боль там, «пчелиными жалами». Дальше аналогии пошли туже. Если «Алое озеро» раньше у меня ассоциировалось с чем-то трагедийным – ведь при движении вниз мы его встретили «у последней черты», то, оказывается, оно долго было «тихое и безмятежное». Зато теперь оно стало «вмиг аметистовым». Вот что пишут по этому поводу знатоки магических свойств драгоценных камней: «Аметист является символом миролюбия, искренности, чистосердечия. Его следует носить, когда вас мучают тревоги и душевное волнение. Его внутренняя энергетика помогает обрести душевный покой и внутреннюю гармонию…. Если вы влюблены, ваши избранники подарят вам верную любовь». http://inmoment.ru/magic/healing/amethyst.html Если верить этому, то ЛГ стали мучить тревоги. Но почему именно сейчас? Пришло «отчаянье», сомнения «Люблю… и любима я?» Что ж – образ создался. Итак. Смысловая канва выстроилась. И очень даже неплохо. Теперь о стиле. Картина поразительно цветная, яркая, выпуклая. Хорошо согласуются сталагмиты-сталактиты с направлениями вниз-вверх. Кроме содержания, никогда не пренебрегаю формой. Потому оцениваю идею зеркального акростиха. Нечто не слишком высокое в душе ЛГ сравнивается со стеклярусом. Более яркие чувства с золотом и драгкамнем. Рифмы – святое:). При великолепных «козырей – озере, ярусу – стеклярусов – парус есть, статуи – ратуя, сталактитами - тикает» вдруг повисло в воздухе одинокое «аметистовым». Общее впечатление: оригинально, интересно, запомнится (мне). ----------------------------- Сложный случай. Оба стихотворения яркие, интересные. Оба в тему, кроме требуемой победы над собой:) - армейской мощи не хватило, похоже:) Да и как победить, если ещё и равновесие требуемо... И всё же, всхлипывая от необходимости выбора-приговора А: 0 Б: 1 | | Судья Галина Пиастро /простите, забыла/ |
|
| | автор А. Когда привыкаешь к певучему ритму, начинаешь замечать сколько в стихе банальностей и неувязок - пароль к житейским тайнам (а зачем нужен пароль к ним?), напрягала нервы ( а как это?), и как ЛГ участвовала в корриде, в какой роли, и почему - бессмысленной, а разве бывают не бессмысленные? И "гранитные ступени судьбы лестниц", и лед непониманья, оставшийся подвешенной строкой.. автор Б. Интересный подход. Общие места тоже есть, но весь стиш более живой. Колоны или колонны? А-0 Б-1. судья Инга Сташевска | | Стихи обоих рыцарей написаны на хорошем уровне, хочется их читать и осмысливать. Рыцарь А. Тема борьбы за равновесие раскрыта с помощью образа Фемиды. ЛГ жизненной исповедью и покаянием рассказывает о своей нелёгкой борьбе за понимание и совершенство становления. В начале всё как будто бы и неплохо. В конце всё свелось к какой то "прежней любви", хотя в начале была борьба за общие идеи. ЛГ возвращается в мир высоких идей и пытается забыть всё, что было в прошлом. Что это: разочарование всей жизни? Не очень я осталась довольна некими клише, типа:"дыхание свободы", "холодной пустоте", "бесстрастную Фемиду" и пр. Рыцарь Б. Стихотворение мне показалось более искусным в плане образности и построения. Я считаю, что написать хорошее акро ( а уж зеркальное, тем более) наполненное не только подбором рифм, это высокое мастерство. в этом стихотворении я ещё как бы углядела "двойное дно". Подземное озеро и красоты пещеры являются зеркальным отражением надземного мира, где, если хорошо приглядеться, есть и озеро Алое, и ветер с парусом, и снежные вершины... Замечательно! Выбор решён в пользу рыцаря Б. Счёт 0:1 Судья Ольга Уваркина | | Дулитл ~ Алиса - 1:4 Дулитл - 0+1+0+0+0=1 Алиса - 1+0+1+1+1=4 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |