На замшелом стволе… На замшелом стволе очень старого клёна среди мёртвой листвы и корявых ветвей юной веточки взгляд удивлённо-зелёный - почему всё вокруг неприветливо к ней? Не окрепла она, к холодам не готова. Как же треплют ветра...Влага серых дождей заставляет дрожать её снова и снова... Сжала сердце моё жалость острая к ней. Не достало тепла и всех радостей летних. То ли дождь, то ли слёз глазки-листья полны... Лишь ласкают её сёстры - старые ветви. Но зима заморозит до самой весны. Я зелёные листья дыханьем согрею, прошепчу юной веточке - Слышишь, держись. Вот наступит весна, холода одолеет. Ждёт тебя интересная новая жизнь. По-человечески удивлён, что Ирина решила обратиться ко мне с просьбой о разборе своего стихотворения. Конечно, если бы это была обзорная статья о конкурсных работах, то критик обошёлся бы одной язвительной строкой. Но как не открыть дверь тому, кто в неё стучится! Идея стихотворения проста и ясна, благодаря простоте и ясности авторского текста. Произведение правильно выстроено: с опорой на противопоставление старого, замшелого и нового, молодого. Холодного ветра и тёплого дыхания. Есть внутренняя ось, конфликт и его развитие, разрешение. Всё перечисленное делает его литературным произведением. Это мелодрама: нежная веточка-девочка, которая противопоставлена суровому климату (тяжелым жизненным обстоятельствам). Напоминает романс в исполнении артистки Гурченко из к/ф про корону Российской империи. Она исполняла несколько картинно, с перебором по части «чю-увств-с». Тут то же: слишком по-женски, слезливо. Впрочем, даже поэт Блок не гнушался подобным: «бедный зайчик прыгает среди мокрых сосен, страшно в лапы волку серому попасть». Поэтому стоит говорить только о личном равнодушном отношении критика к такого рода стихам. Массовый читатель у них всегда найдется. Это кич. Девичьи альбомы, если они ещё существуют, переполнены подобными творениями. Текст. «Старый клён, старый клён» – от Добронравова никуда не уйти. Мёртвая листва, вроде, должна быть внизу, под деревом, а не на дереве. Тем более, у клёна. «Взгляд веточки»? Зелёные «глазки-листья»? Обычно листья напоминают читателям о ладонях, ладошках, а тут – глазки. Это что-то новое, неожиданное. Почему вокруг мёртвая листва, а веточка с зелёными листиками? Распустилась, глупышка, в осеннюю пору и вот – «к холодам не готова»? Вообще-то поэты часто пренебрегают естественным ходом вещей, создавая метафорический ряд. Поменять местами времена года под силу любому автору. Было бы ради чего! «Влага дождей заставляет дрожать» - скорее, капли, ударяя по листве, заставляют её дрожать. Влага не может заставить дрожать. И далее. Сначала написано: «влага серых дождей заставляет дрожать её», но потом возникают сомнения: «то ли дождь, то ли слёз глазки-листья полны». Нужно определиться: таки есть дождь или нет его. Да и сырость для растения – благо, это общеизвестно. Поэтому веточке роптать на дождливую погоду, «плакать» из-за этого, как-то нелогично. «Не достало тепла и всех радостей летних». Слово «всех» - это паразит, а не выручалочка для соблюдения размера. Его нужно вычищать, как ничего не значащее. «Очень старого клёна» - лучше просто «старого клёна». От «очень» он старше не становится, для смысла стихотворения ничего не меняется. «Взгляд удивлённо-зелёный» - вышло так, что удивлённый взгляд всегда отливает зеленью. Автор смешал несмешиваемое. Не находка. «То ли слёз глазки-листья полны» - совсем уж «сю-сю», слишком сладко. «Лишь ласкают её сёстры – старые ветви» - в контексте нынешних событий я бы написал «укрывают её», «прикрывают» и обошёлся бы без однополых ласк. Уж такие нынче времена! Ну и по поводу «интересной новой жизни» у веток дерева я бы тоже засомневался. Ведь это растение, растительная жизнь. Они не зря стали синонимами простоты, если не сказать отсутствия разума. Поэтому в целом олицетворение веточки не стало ни авторской находкой, ни убедительной метафорой. Это было содержание. По форме. Рифмы просты, изношены, изъезжены авторами задолго до появления этого стихотворения, что лишний раз подчёркивает его подростково-школьный характер, кичевый стандарт. То есть, форма под стать содержанию, и в этом смысле работа вполне цельная. Трёхстопный размер, анапест, соблюдён и, кстати, неплохо подходит для изложения авторских раздумий. Традиции русского стихосложения! Хотя с трёхсложными размерами не всё так просто. Короткие, одно- и двухсложные слова, лишаются ударения, проскальзывая в размере строки. Добро бы это были предлоги или даже местоимения, но хуже, если это смысловые глаголы. Лишаясь ударения, они как бы лишаются смысла, а строка без смыслового глагола – не строка. Например: «сжала сердце моё жалость острая к ней» или «ждёт тебя интересная новая жизнь». Глаголы «сжала» и «ждёт» в трёхсложном ритме лишились ударного слога и «потерялись». Вместе со смыслом, заметьте! То же и с существительными, выполняющими роль подлежащего в стихотворении: «лишь ласкают её сёстры – старые ветви». «Сёстры» - подлежащее (часть его), главный член предложения, а ударения на нём нет. Это не фатально, но это нехорошо, неловко с точки зрения поэтического текста. Итак, подведём итог. Просто, миленько, вполне литературно. Но не для меня. |