Произведение |
|
Объем: 3981 [ символов ]
|
|
|
|
Фотограф |
Мальчик напряжённо оглядывается по сторонам в поисках мамы. Только что она была здесь и вдруг пропала. Мир на глазах начинает трещать и рушиться. Мальчик отчаянно вертит головой. Он еще не плачет, но кончики губ уже потекли вниз. Где же мама? Где же мама?!! ГДЕ ЖЕ МАМА!!!???? Я осторожно, чтобы не спугнуть, делаю кадр: две огромные прозрачные слезы в широко распахнутых глазах, готовые сорваться и затопить собой весь мир. - Митя, Митечка, ты чего?... - молодая рыжеволосая женщина налетает, словно вихрь, подхватывает малыша подмышки, подкидывает до неба, ловит, прижимает к груди. Митечка хохочет так заливисто, что щекотно и хохотно становится всему вокруг. * * * Она не пришла. Напрасно он прождал её сорок минут. Наверное, он ей не понравился. Да, он ей точно не понравился - тощий, да ещё и в очках в придачу. Даже рада была, наверное, сбежать при первой же возможности. Он же такой нудный. Молодой человек нервно смотрит на часы, потом, на солнце, потом снова на часы. Роза в его руках мелко и нервно трясёт головой. Она не придёт... Ну, это даже и к лучшему. Она - такая красивая, а он урод. Ну не урод, но и ничего особенного. А ещё эти очки дурацкие... Паренек срывает очки и чуть-чуть выпячивает вперёд подбородок. Я щелкаю затвором. Выходит такой а-ля крестный отец. Во взгляде даже можно разглядеть какую-то жёсткую решительность. - Прости, прости. Ты уже давно ждёшь? Ой, это мне? Спасибо! А я, представляешь, совсем не на тот автобус села и замечталась, а он когда повернул я и не заметила. А потом смотрю - ой, куда это я попала! Еле сообразила! А там автобусы почти не ходят. Ты сердишься, да? Ну, не сердись! Хочешь я тебя в щёчку поцелую? * * * - Тишка, Тишка! Маленькая коротконогая такса стрелой несётся к цели, ведомой ей одной. За таксой с дикими воплями мчится её маленькая хозяйка лет десяти с болтающимися в разные стороны косичками. - Тишка, стой! Девчонка летит так, что даже у меня дух захватывает. Словно это я бегу, а не она. - Тишка-а!! Никуда таксе не деться - лапы у нее коротковаты. Но такса не сдаётся и перебирает лапчонками так часто, что неопытным взглядом их почти не разглядеть - Стой!!! Тишка вылетает на дорогу, девчонка следом, подхватывает таксу на руки. Мгновенно, почти не наводя резкость, нажимаю на затвор. В тот же миг раздаётся отчаянный скрип тормозов. Серая «Тойота» останавливается всего в нескольких сантиметрах от девчонки. У водителя белое лицо. Девчонка тоже насмерть перепугана. Одной таксе хоть бы хны. Лижет хозяйке лицо. Подлиза. Делаю ещё один кадр и отправляюсь дальше. * * * Потом, поздно вечером, я внимательно разглядываю получившиеся снимки. Маленький мальчик, оглушённый пониманием того, что его незыблемый мир, не так уж и незыблем. Разочарованный парень, готовый объявить войну всему и вся. Перепуганная девчонка с таксой в руках, взгляд направлен за границу кадра, откуда на неё уже несется невидимая «Тойота». Хорошие фотки. Хорошие люди, дай им Бог. Жаль, что эти снимки никто, кроме меня не увидит. Потому что, они останутся только у меня в голове. Потому что у меня и фотоаппарата-то нет. Ведь настоящему фотографу не нужен фотоаппарат. Настоящий фотограф сам является и инструментом и результатом. И только так может получиться настоящая фотография. Фотография, которую не надо ретушировать или обрезать. Ведь если фотография настоящая - мир сам подстраивается под неё. И тогда вдруг, откуда ни возьмись, появляется мама. Или приходит на свидание любимая девушка. Или машина останавливается в нескольких сантиметрах, только обдав порывом ветра. Надо только хорошо настроить взгляд и нажать затвор: клац. Я внимательно разглядываю получившиеся снимки. Хохочущий малыш, падающий прямо в мамины руки. Юноша и девушка, едва касаясь лбами, склонились над распустившейся розой. Рыжая такса вылизывает лицо счастливой хозяйке. Я ложусь спать. Завтра долгий день и мне надо перезарядиться. Старушка растерянно шарит по карманам в поисках кошелька с пенсией... |
|
|
Дата публикации: 17.09.2013 06:44 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | "Сосед внушает наивной Амели, что стоит нажать на кнопку её фотоаппарата, как случаются катастрофы. Весь день она фотографировала и к вечеру начинает беспокоиться. Перед экраном телевизора она понимает, что должна нести ответственность за гигантский пожар, столкновение двух поездов и падение «Боинга-747». Через пару дней, сообразив, что сосед посмеялся над ней, Амели решает отомстить." Амели, романтическая комедия Жан-Пьера Жёне. В связи с тем, что я пообещал написать рецензию на каждый рассказ второго этапа ВКР-10, у меня возникли некоторые трудности. Обычно я не имею проблем с высказыванием собственного мнения и даже умудряюсь подойти творчески к этому... роду деятельности. Однако в связи с этим я обнаружил, что воспринимаю хорошие работы хороших авторов как некую преграду. Ведь вон они маячат — более слабые работы или просто недоделанные (чтобы сделать из поезда вертолет, необходимо до готовности обработать напильником). Сейчас все (кому надо и кому не надо) узнают мою точку зрения! Ан нет! У нас на повестке дня «Фотограф» Рустама Карапетьяна. Вообще, особенность второго этапа состоит в том, что многие авторы отнеслись к нему менее ответственно. Далеко не все выставили работы, созданные специально для него (а есть вообще такие?), многие рассказы имеют очевидные огрехи и недоработки. Поэтому, когда читаешь работу автора-участника второго этапа, трудно избежать сравнений с его (ее) творением из первого. Рассказ «Ульма» Карапетьяна отличался жутковатой пронзительностью, болью, которая возникала при прочтении. При этом имелся мистический мотив, демонстрирующий незримую астральную фигуру, которая безучастно наблюдает за счастьем и горем героини (вспоминаем группу Аквариум: «Кто-то хитрый и большой наблюдает за тобой»). Слабая привязка к номинации компенсировалась качеством и эффективностью произведения — оно вызывало вполне реальные чувства. Теперь перед нами «Фотограф», и я ожидал очередного болезненного укола в сердце. Может и к счастью, что не дождался. Рассказ все еще хорош, но в нем стали проявляться некие особенности творчества Рустама, о которых трудно судить, если не изучить несколько работ автора. Таких особенностей две: Во-первых, Рустам Карапетьян — успешный, опытный поэт, и прозаиком является в наименьшей степени (я говорю про количество, а не качество). На один рассказ приходится не менее двадцати стихотворений. И посмотрите какую структуру имеют рассказы: 1) четкое разделение на небольшие отрывки (четыре их); 2) законченные и обособленные образы в каждом из них (четыре различных ситуаций, каждая из которых как маленькая история); 3) эмоциональное доминирование над логическим построением (парень ждет девушку, она опаздывает. Так и непонятно первое ли это свидание, почему парень думает, что девушка была рада сбежать, если свидание назначено, почему девушка так сюсюкается с ним, если это первое свидание... или не первое? А если бы не пришла — парень бы в бандиты пошел?); 4) крайняя образность («мир начинает трещать и рушиться» — не пояснение чувств мальчи ка, а конкретный образ. Мать не зовет ребенка, не берет за плечо, она налетает на его и сразу запускает в воздух — яркий образ, но сомнительный жизненный момент — ребенок и так в ужасе, а тут его еще кто-то хватает). Во-вторых, Рустам предпочитает философствовать, а не разводить мистицизм. Поэтому его рассказы больше вписываются в категорию «просто о жизни», однако поместить их туда означает приравнять к бытовушным рассказикам и мемуарным запискам, которых в той номинации ВОТ СТОЛЬКО (пытается обхватить руками земной шар). Тем более ТАМ легко получить обвинение в том, что рассказ опять ошибся номинацией (некоторые понимают название номинации слишком буквально — «просто о жизни» не означает, что будет просто, или буквально, или реалистично...). Я начинаю подозревать, что творчество Рустама (и еще ряда авторов) заслуживало бы некой особой номинации, но она будет настолько нишевой, что нормальной явки в ней не добиться. Произведения Рустама все еще можно назвать мистическими, но, скорее всего, из категории «мистический опыт» или «мистическое озарение». Так что это нам говорит о «Фотографе»? Рассказ хороший? Хороший! Имеется эмоциональная нагрузка, образность, общность сюжетов, философская подоплека... А может плохой? Плохой конечно! Истории типичные, образ странного созерцателя вызывает неприятные ассоциации... А еще вот это: «Я ложусь спать. Завтра долгий день и мне надо перезарядиться. Старушка растерянно шарит по карманам в поисках кошелька с пенсией...» В этом месте не смог сдержать улыбку. Опыт мне говорит, что это просто начало еще одного отрывка, чтобы продемонстрировать динамику (только снежинки забыли добавить для сходства). Но чертик внутри уже подначивает: Так вот как он подзаряжается — пенсии ворует! Или пока он спит, хозяйка квартиры пенсию найти не может? Или это такой сюрреалистичный момент — он спит и ему снится обеспенсенная бабушка... Честное слово — выглядит ни к селу ни к городу. Лучше добавить снежинки разделители главы и фразу из разряда предыдущих: я навожу объектив и... (ИМХО). В итоге: у меня рука не поднимется поставить оценку ниже четверки (пускай я и видел огрехи, но они не сильно портят ощущения). Но магии чувств я отчего-то не почувствовал (может все от тех же огрехов), а когда перестаешь восхищаться, начинаешь задумываться — а что этот рассказ вообще здесь делает? | | Досадная ошибка - упомянутая песня исполнена группой Чайф, а не Аквариум* | | Игорь, спасибо большое за хорошую субъективную критику, которой так мало. Субъективную - не в смысле неправильну, а в духе критика Чуковского - "лучше пусть я буду не прав, но , по-крайней мере, не скучен" (не дословно - это, как я понял). Ваше мнение было читать интересно. Про соотношение у меня стихов и прозы - еще интереснее. Тем паче, по творческому образованию я конечно больше поэт. Но возраст и реальность (тот же спрос, который рождает предложение) - склоняет к прозе :) | | Долгое время напоминал себе, что нужно бы ответить, но все в деловой водоворот засасывало. Хотел поблагодарить за сравнение с Чуковским - Вы в буквальном смысле открыли мне данного автора в новом свете (раньше только сказки читал его). К несчастью, многих вещей я не знаю, чтобы быть настоящим критиком - вот тех же критиков от русской литературы. Но я постараюсь хотя бы оставаться не скучным. P.S. пишите больше прозы, чтобы у меня было поле для деятельности :) |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |