Дай руку, читатель. Я уведу тебе в чудесный мир сказки. Туда, где отменены законы земного притяжения, где велосипедисту хватает одного колеса, где медведи танцуют, а собаки играют в футбол. В мир, где интересно и детям, и взрослым – в цирк Юрия Никулина. НИКУЛИН Юрий Владимирович (18. 12. 1921 — 21. 08. 1997), актер. Родился в городе Демидове Смоленской области. Окончил студию разговорных жанров при Московском цирке (1949). С 1949 — артист Московского цирка (жанр клоунады, дуэт с М. Шуйдиным), с 1982 — директор московского цирка на Цветном бульваре. Лауреат Гос. премии РСФСР им. братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино). Народный артист СССР (1973). Премия «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру за 1995 год Нынче нету с нами великого артиста и клоуна, но голос его до сих пор звучит перед началом представления в уникальном здании на Цветном бульваре в Москве. «А теперь, - который год дублирует магнитофон, - неприятная новость для курильщиков. У нас не курят. Тем, кому совсем невмоготу, можно в антракте выйти на улицу». Директором цирка теперь работает сын Юрия Владимировича – Максим. Журналист, выросший в цирковой атмосфере. Он, как и все служители старается сохранить ту ауру, что неизменно присутствовала цирке «На Цветном», - ауру добра, искрящегося счастья, дружелюбия. Примечателен один эпизод времен перестройки, затеянной Горбачевым. Правительство ввело непомерные налоги на зрелищные мероприятия. И в цирке появилось объявление: «Цены на билеты остаются прежними – зрители не должны платить за нас несуразный налог». Такой жест был сделан в единственном культмассовом заведении Москвы! Слава богу, что тогда власть КГБ уже сходила на нет. …Вышел человек из тюрьмы. Не прописки, не работы, никому не нужен, а близкие сами без денег сидят. Что делать в такой ситуации человеку, особенно, если Перестройка только началась а бюрократические партийные тенденции - суть советского государства - остались. В смысле, что делать журналисту, отсидевшему срок за антисоветчину? Человек поступает парадоксально: едет в Москву и идет к Юрию Владимировичу Никулину... Так началась моя дружба с Человеком, протянувшем мне руку в период всеобщего гонения на диссидентов. Именно он и дал мне "пропуск" в писательский мир, написав небольшое предисловие к моей рукописи "Записки диссидента". Книгу в 1993 году опубликовало Хабаровское издательство и я с гордостью и признательностью подарил ее Юрию Владимировичу. Кроме всего прочего, нас сближала любовь к животным. У Юрия Владимировича с супругой были два ризеншнауцера, а я тогда увлекался догами. И, подаренный Никулиным, настоящий английский бульдог произвел фурор в моей семье. Дело в том, что во время гастролей в Англии ему подарили породистого щенка, и он не знал куда его девать – третья собака не вписывалась в их быт. Повторилась история с «Белым попугаем», который в действительности не попугай, а попугаеха, и которая несется, как курица и яйца добросовестно высиживает. Каждый приятный Юрию Владимировичу гость его цирка получал в подарок птенца белого попугая породы жакко. Мой, например, прекрасно разговаривал и постоянно доставал бульдога – кусал его своим кривым и сильным клювом за вислые уши. А еще повыдирал все гвозди из стен, картину не на что было повесить. В те далекие годы у меня в Калининграде в гостях бывал Максим Никулин, дружба с которым у меня продолжается по сей день. 24 апреля 1993 г "Янтарный край" - городская газета Калининграда в предисловии к отрывку из моей новой книги опубликовало следующее: ПРОЧИТАЛИ ЗА ВЕЧЕР... Мы с женой сейчас не очень много читаем. Времени мало, да и читать особенно нечего - книжные прилавки завалены такой макулатурой, что в руки брать противно. Первую книгу Володи Круковера о цирке мы с женой прочитали за один вечер. Сразу видно - автор в нашей цирковой кухне поварился, не новичок. Надо думать и все остальное, о чем он пишет, он тоже не с потолка взял, а из собственного опыта. Не нам решать, что такое хорошо, а что такое плохо, не нам судить автора, за то, что взял, да привел нас в «Болото» советской действительности. С Круковером мы с женой знакомы уже давно. Простой, веселый человек, журналист, очень любит цирк, работал в нашей системе, мотался с передвижками и шапито по России. Сейчас пишет, хорошие добрые книги. Имеет договора с издательствами, руководство которых разделяет его точку зрения на культуру книгопечати. Круковер - профессиональный кинолог международного класса. Он прекрасно воспитал английского бульдога, которого я ему подарил, завоевал вместе с ним множество наград на выставках. Когда Володя сказал мне, что Москва издает его новую книгу о собаках , я порадовался. Эта книга нужна читателю. (Имеется ввиду сборник “Идеальная собака”, вышедший в издательстве “Рипол-Классик” тридцатитысячным тиражом, но, к сожалению, подписать ее Юрию Владимировичу я не успел. Сейчас она на полке у его сына, Максима Юрьевича Никулина). Есть анекдот про ток, как два яйца куриных лежат в кипятке и одно яйцо говорит другому: «Слушай, три минуты всего варимся, а какие крутые!» Круковер варился долго и книги его действительно «крутые». Да, Никулин очень любил животных. Особенно - собак. Кто видел фильм “Ко мне, Мухтар”, тот может с уверенностью сказать, что это одна из лучших ролей Юрия Владимировича в кино. А его подарок - забавный английский бульдог "Вини - Пух" до глубокой старости жил со мной. Его многочисленные дети завоевали чемпионство Румынии, Чехии, Польши. Когда кто-то из многочисленных друзей Юрия Владимировича приходил к нему в его рабочий кабинет в цирк, Никулин здоровался и говорил: - Никаких разговоров, пока не поешь. Ни-ка-ких! В его кабинете стоял длинный обеденный стол, на котором постоянно кипел электрический самовар и стояли многочисленные закуски. По команде Юрия Владимировича из цирковой столовой приносили горячее. (Которая, кстати, вт кризисные моменты российской экономики очень выручала коллектив цирка, так как 70% стоимости блюд оплачивала администрация, а качество проверял лично директор Никулин). Приходилось есть, даже если есть не хотелось. Сидишь, кушаешь действительно очень качественную пищу, вертишь головой, в сотый раз разглядывая достопримечательности кабинета. Тысячи сувениров со всех концов земного шара, большинство из которых детские игрушки. Из под дивана выглядывает гипсовая человеческая нога в рыжем ботинке. На декоративном гвоздике висит знаменитая матросская фуражка, в которой в советское время Юрий Владимирович ходил в министерство – выбивал фонды. Кстати, реконструкция цирка в полной мере обязана хозяину этой клоунской фуражки. За два года финские строители полностью переделали старый цирк, превратив его в чудо инженерной и архитектурной мысли. Это единственный цирк в мире, где есть специальный лифт для слонов, где на смену манежа уходит всего семь минут – автоматика превращает его то в ледяной каток, то в бассейн для водных номеров. Получить ангажемент в цирк Никулина для артистов было равносильно высшей награде за мастерство. Многое вспоминается, но газетный очерк – не книга, особенно не разгуляешься. Хочется лишь сказать, что дружба с такой личностью, как Юрий Никулин, ко многому обязывает, требует от тебя высокой нравственности. Лишь один раз мы чуть не поссорились. Я, став уже известным писателем, посодействовал в переиздании его книги: «Почти серьезно». Это был период после дефолта, так что гонорар заплатили небольшой. Некто Владимир Шахиджанян, автор убогой публикации «1001 вопрос про ЭТО», (в которой рассказывает о том, какого размера должен быть член и что такое девичья невинность), страшно возмутился, что ему из этого гонорара ничего не досталось. Он редактировал эту книгу и Юрий Владимирович по доброте душевной разрешил ему поставить свою фамилию, как литературного обработчика. Вот и напел Никулину, что якобы я часть тиража утаил. Юрий Владимирович как раз вернулся из Израиля, где это издание ему часто протягивали для автографа… Вскоре конфликт разрешился: Никулин просто не знал, как быстро русские книги попадают на прилавки Израиля. Свое увлечение анекдотами – а он знал на память тысячи – Никулин поднял на артистический уровень, вместе с женой исполнял на их тему уморительные мини-скетчи. С раннего возраста Юрий Никулин собирал анекдоты, записывая их в отдельную тетрадь. Однажды это сослужило ему добрую службу в армии. Он поспорил с приятелем на десять пачек папирос, кто больше расскажет анекдотов. Условие было такое – если соперник знает анекдот, то сразу же надо начинать другой. Едва приятель успевал произнести первую фразу, как Никулин перебивал: «Знаю!» В конце концов начал рассказывать он. И в течении двух часов травил в казарме анекдоты. Никулин не дошел еще до половины, как его признали победителем, поскольку слушатели устали смеяться и время приближалось к утру. Как сейчас помню, ему уже за семьдесять, а он по-прежнему подтянутый, высокий, с мощной мускулатурой, и его жена, тоже артистка цирка, ростом ему до груди, изображают сценки. Никулин, сгорбившись и опираясь на воображаемую палку, хромает по сцене, а жена спрашивает: - Как ваше здоровье, Лев Абрамович? - Не дождетесь, - парирует артист. Дождались. Лучшие врачи мира боролись за его жизнь, а он уже ничего не чувствовал, был в забытье, работала искусственная почка. И сердце не выдержало. И в стране был траур. И не только в России. Я тогда был на Кипре, бросил все, прилетел, увидел заплаканного Максима, ничего не стал говорить… Но не будем о грустном. Знаете, какой анекдот больше всего любил Юрий Владимирович? Очень короткий. Звонок по телефону. - Скажите, вам говорящие лошади нужны? - Директор цирка зло вешает трубку. Снова звонок: - Слушай ты, не вешай трубку! Думаешь, мне легко копытом номер набирать!! |