Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: МистикаАвтор: Лысенко Михаил
Объем: 17619 [ символов ]
ПАСЮК
Ах, как хочется всего и сразу!
Не прикладывая усилий, не тратя времени, не набивая шишек и мозолей, не мучаясь ночами над тем, как - построить, смастерить, изобразить, сочинить, сконструировать, сделать расчеты, влюбить, привлечь и прочее, из чего и состоит творческая работа.
Кто из нас в детстве да, чего лукавить, и в достаточно серьёзном возрасте, не представлял себя, например, человеком-невидимкой? Или, легко и без крыльев, взмывающим и пикирующим в свободной левитации человеком-орлом (стрижем? ласточкой? птеродактилем?). А сверхсильным человеком-суперменом, легко крушащим броню танков голыми руками, хватающим этот танк за ствол, и размахивая им, как Ильюша дубинкой?
И всегда ли, только честно, всегда ли мы желали иметь эти способности для целей благих, киношно-голливудовских? Например – спасти мир? Это тоже, конечно! Святое дело.
Но не хотелось ли, телепортируя, да ещё и невидимо, проникнуть в интимное окружение некоей, возжеланной вами девицы, чтоб только глазком одним, и ни-ни, боже упаси, … хотя… конечно с согласия…?
Или в хранилище банка, допустим, проникнуть незаметно, в сокровищницу эмира (в гарем, опять же)? Да, используя лётные способности – с любой скоростью, в любую точку, да со знанием фигур высшего пилотажа.
Или, например: Ага! Вот они идут, сволочи! А ну-ка сюда! Попробуйте силушки богатырской. А помните, как меня втроем, да челюсть сломали!? А вот и «препод», который два семестра изгалялся…, и ты, дружок бывший, который денег должен… , и Витек-дембель, который заставлял туалеты зубной щёткой…, и ты вот, который с Варварой на «корпоративе» обломал…, и ты, который моё место начальника отдела…, а сосед во дворе с питбулем….
И ещё куча негодяев, которые прямо жизни твоей и не касаются, но не место в мире этом, педофилам, например, или этим снобам, владельцам яхт, банков, земель средиземноморских, тиранам всяким, садистам. Да мало ли…
Ох, много ещё в человеке от животного начала.
И только разум, если он у тебя есть, и окажется посильнее потребностей твари, только разум шепнет банальную мудрость:
- Счастливо живет только равный, среди равных. Ибо! Чтобы ощутить себя сильным - одолей более сильного, хотя бы равного.
- Все потребности важны только по мере их необходимости. И пища - когда голоден, и жильё – для тепла, семьи и комфорта. И женщину ты хочешь, когда есть желание. И счастлив с ней будешь, когда завоюешь её лаской.
- Но, главное, когда владение благами человеческими приходит, за счёт собственных усилий. Тогда и ощутишь себя – истинно, владельцем и завоевателем этих благ. Что может быть великолепнее? Что может вдохновлять более и позволять ощутить полноту жизни так, как дают их: риск, постижение, преодоление.
Да. Только разум и опыт, опыт и мудрость, заработанные годами поиска и украшенные жизненными шрамами.
Только откуда возьмутся шрамы эти, если вся предыдущая жизненная история – словно в сиропе и шоколаде. И всего хочется сейчас, сразу. Ничего не отдавая взамен.
А платить приходится всегда.
***
Жизнь Руслана – сплошная дискотека. Он и не собирался себе в чем-то отказывать,
потому, как мог позволить всё на папашкины деньги, которые, большей частью, проигрывал в казино, тратил на кокаин для себя, подружек, да на остальную свиту. Свита эта - сплоченной «кодлой» сопровождала его в развлекательных походах по злачным, но респектабельным заведениям города.
Кроме Руслана и его личного бодигарда и водителя, по имени Захар, молчаливого, привыкшего к эксцентричным выходкам двадцатилетнего подопечного, и которым юный повеса помыкал, считая его тупым комком мышц, постоянными членами группы сопровождения были Люсьен, рыжая красотка, одногруппница и наперсница во всех его приключениях, и Лука.
Лука - посредник, между дилером, поставлявшем «кокс» и Русланом. А так как порошок был необходим постоянно и с запасом, значит, и Лука постоянно находился рядом, в том числе, как индикатор качества зелья.
Был Лука черняв, кудряв и цыганист. Возраста он был неопределенного. Иногда казался ровесником Руслану, отплясывая на площадках дискотек нечто несуразное и дикое, вращаясь и выделывая коленца конечностями с такой быстротой, что казалось у него больше, чем по две руки и ноги, плюс, что-то похожее на хвост. Походил он, в эти минуты, на игривого чёрта. Но когда «команде» что-то угрожало, например доставка в полицию, становился мудр, хитер, изворотлив, как бес или адвокат. При этом казался похожим на только что прожеванную жевательную резинку, прилипая намертво к старшему наряда полиции, залепляя все острые углы разговора, какой-то внушительной скороговоркой на понятном только прямому собеседнику, языке. Лицо его, также, сморщивалось и бледнело, походя на пользованную «жвачку». В итоге – полицейские удалялись, брезгливо оттирая ладони и шаркая подошвами о пол, словно соскребая что-то невидимое и неприятное.
А однажды, когда Руслан позволил себе отказаться выплачивать проигрыш в одном из казино, ведя себя нагло, пьяно хамя и используя нелицеприятно имя авторитетного владельца заведения, - всё могло завершиться небольшим холмиком земли, где-нибудь в лесу или овраге за городом. Даже телохранитель Захар спасовал и пытался казаться невидимым.
Лука же, подбежав к начальнику службы безопасности казино, что-то весело прощебетал на своём «цыганско-тарабарском», зыркая чёрными глазами, потрепал того по плечу, серьёзный дядя согласно закивал и удалился, внешне очень довольный собой. В этот момент, Лука казался жутким и древним – древнее египетских мумий.
Ясно было, зачем Лука нужен Руслану. А вот чем общество Руслана прельщало Луку, было непонятным. В деньгах он не нуждался. Никогда не просил их, всегда тратя на развлечения свои собственные.
Сам Руслан считал себя, чем-то вроде Онегина, наших дней. Этакий – непонятый временем и миром, скучающий «денди». Привлекательный внешне, уже после недолгого общения с любым vis-а-vis, отталкивал своим непомерным снобизмом, уверенностью в собственном величии, как «право имеющий над тварью дрожащей».
Рос он мальчиком добрым, способным, но балованным безмерно. Баловала его мать, в «девяностые» вышедшая замуж за богатого «мужика», как она говорила. Сама из семьи инженеров-интеллигентов, перебивавшихся с хлеба на воду, а если честно – на водку, так как глава семейства крепко попивал, в то время как мать, бывшая литературный критик, работала продавцом в водочном киоске. Денег с трудом хватало прокормиться и дать образование искусствоведа юной, тогда ещё, матери Руслана.
Будущий искусствовед помогала матери и нередко подменяла на ночь. Уже тогда понимала, что тяжкий труд не способствует ни роскоши, ни благосостоянию и пользуясь привлекательной внешностью и манерами, приступила к поискам выгодной партии, путем проб и ошибок. К счастью не «залетела». Окончив институт, устроилась в музей, а затем в модный художественный салон.
Так и познакомились на одной из выставок – «мужик», а по сути – владелец крупной сети продуктовых супермаркетов, и играющая роль «инженю», но познавшая жизнь, подменяя мамашу в водочном привокзальном киоске, мама Руслана.
«Мужик» очень скоро сообразил, что взамен наивной любви бескорыстной бесприданницы, получил жадную и сварливую бабу. Насколько он был твёрд и упорен в предпринимательстве – настолько пасовал перед собственной второй половиной. Сильно переживал, когда «интеллигентные» уста разевались в ревущую глотку: «…Как я могла выйти за такое быдло замуж?! О чём с тобой можно поговорить? Про окорочка копчённые? Нетто-брутто? Дебит-кредит?». Забывала, при этом, что от баланса этого «дебита-кредита» - имела престижную квартиру в Москве, шикарные вещи от кутюр и поездки на заграничные курорты.
Поэтому проводил отец Руслана большую часть жизни на работе, и искал отдушину на стороне.
Пытался, правда, заниматься воспитанием сына, даже пристроить его к делу и бизнесу. Однако парень пошёл в мать, не только внешностью, но и потребительским отношением к жизни. С детских лет Руслан понял одно: он ничего не должен делать, и не обязан никому. Весь мир обязан ему. Каждый камень, каждый микроб, каждый человек и каждая собака.
Только однажды отец сорвался, когда ему с трудом, деньгами и увещеваниями, удалось замять историю с групповым изнасилованием сокурсницы Руслана. За большие деньги один из подонков-товарищей взял вину на себя, и, опять же, за большие деньги, получил условный срок. Девочка покончила с собой. Руслан вышел сухим из воды.
Отец, придя домой, бледный и взволнованный спросил:
- Руслан, это была пьяная ошибка? Скажи мне, что ты не такой. Скажи, пожалуйста, что этого больше не будет, Русланчик? Скажи, что ты пойдешь к родителям, и будешь просить прощения?
И получил в ответ:
- Что, папахен, сильно на ментов потратился? Или жалко денег родному сыну? Девка – дура, могла бы сама дать, тогда бы и проблем не было. Ещё и двести «баксов» могла заработать.
Впервые парень получил настоящий мужской удар. И, впервые, отец готов был убить родного сына.
Впервые Руслан испугался по настоящему, до смерти. Он завизжал, а к его визгу прибавились вопли вбежавшей матери, которая одновременно с утиранием крови вперемешку истерила:
- Русланчик, бедненький … Сволочь, быдло, убийца… Русланчик, не плачь, всё пройдёт миленький. Мамочка тебе новую машину купит… Скотина… родного сына не пожалел, торгаш проклятый…
Тогда отец понял, что потерял сына. Только сын ничего не понял.
 
***
- Ну, что у нас на сегодня, Лука? – проорал Руслан, сквозь гвалт и громкую музыку. Они вдвоем сидели за столиком второго этажа стрипт-бара, потягивая виски. Люсьен ещё не было. Девочка могла прийти, а могла и не явиться. С Русланом её ничего, в общем-то, и не связывало. Люсьен искала в жизни только развлечений и удовольствий. Переспать, например, легко, с тем же Русланом, чего они давно не делали, так как надоели друг другу до смерти.
- Сегодня, Русланчик, у нас особое блюдо в меню, - ответил Лука, - и оно стоит того, чтобы его попробовали.
- Обрыдло всё, Лука. Да и есть я не хочу. Может в казино?
- Это не еда, Рустик, и даже не десерт, только дилера дождемся.
- Чё бы новенького, Лука. «Кокс» уже не торкает.
- Это торкнет, Рустик. Ох, торкнет. Такого ты ещё не пробовал. Редкая «дурь», но стоящая. Ты такое почувствуешь! – и зыркнул хитро и исподлобья. У Руслана мурашки по коже от взгляда этого.
- А вот и благодетель наш, - увидев дилера, Лука поднялся. – Через десять минут подтягивайся, - он направился в сторону туалетов.
 
В туалете Руслан направился в крайнюю кабинку, как они всегда делали для конспирации.
- Держи, Руслан, - Лука протянул на ладони, какой-то черный шнурок.
- Ну и, что это, Лука? Как пользоваться прикажешь?
Лука хохотнул, - она сама тебя использует, Рустик! Возьми.
 
Шнурок на ладони Руслана зашевелился извиваясь, разинул маленькую змеиную пасть с ядовитыми клыками, зашипел и впился в руку Руслана, прямо в сосуд на тыльной стороне кисти руки.
Мгновение, и жар плотной волной прокатил от места укуса по всему телу, проникая в клетки, сосуды, лимфу, мозг. Сконцентрировался в этом органе и, мелкими жаркими искорками, рассыпался по заранее выбранным участкам, точкам и отдельным нейронам. Туловище Руслана пронзили болезненные судороги. Казалось – руки и ноги усыхают, а во рту появляются, какие-то излишества, которые он пытается вытолкнуть языком и манипулируя челюстями.
Судороги свалили на пол, и появился – страх! Дикий, животный, смешанный с яростью, голодом, заполоняющий всё. Бежать! Бежать! Бежать!
Скобля конечностями по гладкой плитке, ринулся в какой-то проём и, тут же навстречу ударили – яркий, ослепляющий свет, какофония режущих слух, пугающих звуков.
- А-а-а-а! Крыса! – дико завизжала, какая-то девица, - Стасик, убей эту гадость, я боюсь!
Руслан оглянулся – он сам боялся крыс, считая их самыми мерзкими тварями. Крысы нигде не было видно. Правда и обзор был, каким-то странным.
- Что я – на полу? Неужели из туалета в зал я полз? Ну и зелье мне подсунул Лука.
 
Он подобрался, пытаясь подняться и не смог. Мозг давал команду, а руки и но…?
 
Рустик смотрел на собственные конечности и не осознавал, что эти, покрытые редкой шерстью и заканчивающиеся когтями короткие мерзкие лапки – его собственные.
Что подняться и стать на ноги он не может потому, что уже стоит. Стоит, как и положено животному. На четырех когтистых лапках и в полный свой девятидюймовый рост здоровенной помойной крысы.
И пока эта дикая мысль, это понимание ужасающей реальности перерабатывались мозгом крысы, грязный «пасюк» стоял недвижимо, и не замечая, как твёрдый носок дорогого, начищенного до блеска ботинка, со скоростью достойной высокооплачиваемого форварда бразильского футбольного клуба, врезался в рёбра.
Крыса не ощутила всей прелести ощущений свободного полета. Померкли и яркий свет и раздражающая слух животного какофония звуков.
 
***
Утреннее солнце нагрело шерстку. Всё тело страшно зудело от шевелящихся на коже насекомых. Выпростав заднюю лапку, попытался чесаться, но мешал мусор, обложивший всё тело. Приятные запахи раздражали обоняние. Найдя кусок чего-то съестного – жадно съел, облизав розовым язычком морду и усы, осмотрелся.
Железный ящик, в котором он находился, был полон доверху, позволяя обозревать захламленный коробками и мусором двор, огороженный бетонным забором, железные ворота, выводящие на какую-то улицу, где со страшным шумом двигались сплошным потоком автомобили.
Ему нужно туда. Домой. Там не страшно. Там сыто и тепло. Там мама.
И когда он об этом подумал – весь ужас произошедшего вчера ночью был осознан Русланом, и маленькое крысиное сердечко сжалось от боли.
Он – КРЫСА!
Мерзкая, грязная помойная крыса.
В отчаянии, рванул из ящика и побежал, не думая куда. Через двор, через ворота, через улицу с мчащимися плотным потоком машинами. Страх и отчаяние гнали его сквозь визг тормозов и крики водителей: - Дави тварь! Ату его!
Через улицы, мимо домов, сквозь арки и подворотни он бежал и бежал, покуда хватало сил. А когда выдохся – остановился. Жажда заставила осмотреться и, увидев лужу на асфальте у подъезда дома, принялся лакать.
Визг тормозов рядом, напугал его. Вскинув оскаленную с острыми резцами морду, зашипел. Из дорогой машины, с зонтом наперевес, выскочила… его мама, мамочка. Он смотрел на нее, ожидая, что его подхватят добрые теплые руки, прижмут к груди и весь этот кошмар сгинет, исчезнет, прекратится.
Первый удар зонтом пришелся вскользь, и не отрезвил его. Он понял только, что больно, очень больно и получил второй, точно по спине, где хрустнуло что-то и тельце рухнуло обездвиженное, парализованное. Он не мог даже кричать и просить – организм отказывался выполнять приказы. Только глаза, и это было самым страшным, только глаза бессильно смотрели, как для последнего беспощадного удара взметнулась рука с зонтиком. Рука того, кто должен был защитить…
 
***
На окраине села в одном из районов Подмосковья стоял не богатый, но добротный дом, окруженный глухим забором. Всегда зашторенные окна, даже в вечернее время, когда в каждом сельском домишке семьи проводят время или у телевизора, или за общим столом, окна этого дома не светились.
Когда, три года назад, поселилась в нём пожилая седая женщина, активные соседи пытались с ней общаться, но она никогда не приглашала гостей в дом, отвечая на вопросы односложно, даже неприветливо.
По селу поползли, было, слухи, что старуха ведьма и не к добру появилась она в этих местах. А, когда, после очередной попытки пообщаться, у вдовы Макарьихи заболела корова, слухи эти усилились.
Прекратились они после того, как стали замечать новую сельчанку в местной церкви, куда приходила она ежедневно, в одно и то же время. Войдя, покупала и ставила свечку, бросала в ящик для поддержания храма денежку, да не малую. Молилась она всегда на икону Божьей матери, шепча какие-то негромкие молитвы, страстно и покаянно.
Видно большое горе было у неё на душе, или грех тяжкий, в чем убедила ещё и молва, распространившаяся от местного участкового, о том, что не старуха она вовсе, сорока пяти нет. Квартира у нее в Москве и муж бизнесмен успешный.
Бизнесмен этот, раз в неделю, приезжал на большом Porsche Cayenne, такого в селе отродясь не видели, привозил множество пакетов. Видимо с провизией, наверное, и деньги. Долго не задерживался и, разгрузившись, тут же уезжал.
 
… Женщина, вернувшись из церкви, входила в дом, запирая входную дверь, и шла в дальнюю спаленку. Там, на обычной детской кроватке, неподвижно лежала большая серая крыса. Женщина обмывала её, меняла простынку, затем кормила «пасюка» жидкой кашкой с ложечки, поила водой из бутылочки, совсем так, как ухаживают за малым дитя.
Потом садилась на табурет, смотрела на крысу и шептала:
- Что же мы наделали с тобой, Русланушка? Что я наделала? Я ж хотела, как лучше. Я ж добра хотела, а чуть не убила тебя, сыночка родимый.
Сидела она так долго, разговаривая и шепча молитвы Матери Божьей. Затем уходила спать.
 
… Когда, однажды, в дверь домика постучали, подумала о соседках, но на пороге стоял мужчина, неопределённого возраста, похожий одновременно на цыгана и беса. Посмотрел на мать испытующе. И она, пережившая за последние годы многое, испугалась.
- Здравствуй, женщина. Я – Лука. Не бойся, не обижу. Меня Она прислала, - он ткнул перстом в небо.
- Искупили вы грех, прощает Она, - сказал Лука недовольно и протянул ладонь, на которой лежало, что-то похожее на белый шнурок.
- Возьми, дай ему, пусть примет. Оба прощены. Да, ты поняла меня, женщина?
 
Она плакала и смотрела в небо. Слёзы капали на ладонь, где шевелилась белая змейка. Когда опустила взгляд – беса уже не было.
Дата публикации: 29.03.2013 09:32
Предыдущее: ВОПРОС-ВОПРОСОВСледующее: КАРМЕН и МИКАЭЛА (ревность)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Израиль Рубинштейн[ 29.03.2013 ]
   Прочитал на одном дыхании! Очень талантливо! Только почто обидел бедного
   грызуна? Крысы в человеческом паскудстве не виноваты! Это всё наша
   ОБЕЗЬЯНЬЯ ИПОСАСЬ! Приглашаю к моему стихотворению "СОВЕСТЬ".­
Лысенко Михаил[ 29.03.2013 ]
   Согласен, Израиль. Только жанр не позволяет ОБЕЗЬЯНЬЮ ИПОСТАСЬ превращать в ОБЕЗЬЯНЬЮ ИПОСТАСЬ.
   
   Лечу читать "Совесть".­
Лидия МАК[ 09.09.2013 ]
   Рассказ поучительный. Очень понравился.
   Жаль, что прототипы не читают
Игорь Бураков[ 20.09.2013 ]
   "Когда весенние паводки оказались обильнее, чем ожидалось, и вода стала
   стремительно прибывать, все деревенские поспешили покинуть свои дома,
   пока еще не размыло дороги. Лишь несколько упрямцев остались, боясь
   бросить нажитое на растерзание мародерам и стихии. Остался и настоятель
   местной церкви. Он упрямо твердил, что Бог его не оставит и обязательно
   спасет. Тоже самое он сказал и спасателям, которые уже на лодках
   явились, чтобы забрать тех, кто не успел или по глупости не захотел
   убегать.
   
   Уровень воды стремительно повышался, и вскоре настоятель оказался
   заперт на самой верхушке церкви. Однако, когда мимо проплывал
   спасательный баркас, церковник не согласился покинуть свое узилище,
   уповая на спасение, ниспосланное Богом. Баркас ушел ни с чем.
   
   Но на этом беды не кончились. Вскоре воды стало так много, что она
   скрыла всю долину, словно в ней никогда не было ни леса, ни деревни, ни
   высокой церкви. Настоятель был вынужден бросить все и плыть, надеясь на
   чудо. Он точно знал, что Бог не бросит своего верного слугу в беде.
   Поэтому, когда над потерявшим все силы церковником пролетал вертолет,
   искавший людей в беде, тот даже не попытался подать сигнал. Вера в Бога
   была сильнее. Вертолет улетел, а настоятель совсем ослаб и утонул.
   
   Когда же настоятель, после своей смерти, предстал на небесах, он возопил,
   обращаясь к Создателю:
   Господи! Почему ты бросил меня умирать? Ведь я так верил в твое чудесное
   спасение!
   И я не бросил тебя — ответил Бог — Ты просто не понимаешь намеков! Я
   посылал тебе спасателей, баркас и вертолет, но ты не воспользовался ни
   одной возможностью. Неужели ты хотел, чтобы я нарушил законы мира,
   которые сам создал, только ради подтверждения твоей веры в меня? Как
   эгоистично с твоей стороны!"
   
   
   Ах, эти поучительные истории! Это была одна из моих любимых. Главное в
   ней, что она имеет непосредственное отношение к Создателю, но при этом
   не противоречит основным постулатам, на которых построена наша жизнь.
   Одна половина истории рассказывает как оно бывает в жизни (я не
   сомневаюсь, что подобные вещи случаются минимум раз в год), а вторая
   половина построена на том, что мы считаем верным, когда думаем о Боге и
   его неисповедимых путях. Именно так и выглядит наша жизнь: мы можем
   гадать и сомневаться, а можем увериться в чем-то и действовать
   соответственно, однако мы не можем нарушить основных законов
   мироздания, а окончательно убедимся в своей правоте лишь после смерти.
   
   Так должно быть с большинством поучительных историй, которые касаются
   божьего промысла. Мы ничего не можем утверждать наверняка, поэтому
   любые спекуляции на эту тему должны базироваться на «я считаю», а не на
   «я знаю». Для понимания историй о Создателе и детях его, необходимо
   разделять «притчу» и «фантазию». Персонажами притчи могут становиться
   ангелы и святые, однако я не возьмусь утверждать, что передо мной
   реальное историческое событие. Лично для меня притча просто
   иносказательное поучение, призванное дать людям понимание того, что в
   этой жизни правильно, а что нет. И, надо сказать, притчи хорошо
   справляются со своей работой.
   
   Фантазия на тему — это использование тех же библейских персонажей, а
   так же другой религиозной атрибутики ради передачи какой-то идеи. Такая
   фантазия заранее не претендует на историчность и относится к разряду
   спекуляций на тему того, что могло или не могло быть. Мой собственный
   рассказ «Эти не откажут» является такой спекуляцией: видения очереди в
   рай, манифестация демона, адский пес — все это, по сути, относится к тому,
   что мы подразумеваем, думая о религии. Не истина! Просто особое
   культурное наследие, результат реакции человечества на религию. Все эти
   образы не имеют ничего общего (скорей всего не имеют) с реальным
   положением дел, но помогают (в том числе и мне) понять некие истины,
   справиться с проблемами и при этом не нарушить правила «не знания». Сон
   старика может так и остаться просто сном, мы никогда не узнаем, оказалась
   ли душа старика в аду, а демон, попавший в наш мир, до конца не понимает
   в чем его роль. Урок относится к чисто земным вещам, повседневным
   истинам, и не дает представления о том как же все таки устроена вселенная.
   
   Однако есть истории, которые оказываются в неком пограничном состоянии
   между «притчей» и «фантазией». Я много раз сталкивался с подобными
   случаями, когда автор использует одновременно и фантазию, и библейских
   персонажей, отчего не получается определить основную мысль
   произведения.
   
   Именно таким мне видится рассказ Михаила Лысенко «Пасюк». Это неплохо
   исполненная история, объединившая в себе и политико-экономическ­ие­
   проблемы России в период «лихих девяностых», и укоренившуюся
   неприязнь к людям, которые напрасно прожигают жизнь, не заботясь ни о
   чем и не принося никакой пользы, и мистико-религиозное разрешение
   ситуации. Язык текста грамотный и идея, пускай и не нова, имеет право на
   существование, тем более, что это «наша тема», касающаяся исторических
   реалий.
   
   Однако, с первых строк автор старается продемонстрировать поучительный
   момент истории. Сперва нас встречает продолжительное рассуждение о том,
   как бы получить все и сразу, а лучше — обрести сверх-способности, чтобы
   реализовать собственные мечты, и попутно навести порядок во всем мире.
   
   Видимо, дальше нас ждет история о том, как ЛГ получил сверх-способности,
   однако, ни имея на своей стороне четких морально-нравственны­х­
   установок, натворил больше плохого, чем хорошего... А вот и нет!
   Дальнейший история почти никак не относится к ранее сказанному, кроме
   вот этой строки: «Только откуда возьмутся шрамы эти, если вся
   предыдущая жизненная история – словно в сиропе и шоколаде. И всего
   хочется сейчас, сразу. Ничего не отдавая взамен. А платить приходится
   всегда.»
   
   Наш ЛГ по имени Руслан — избалованный, эгоистичный представитель
   золотой молодежи, у которого нет никаких представлений о морали и
   нравственности. Он живет как хочет. Но дело в том, что он ничего особо не
   хочет, что абсолютно обрывает всякую связь с поучительным вступлением
   про «все и сразу».
   
   Ко всему прочему автор предпочитает сразу «осуждать» и
   «характеризовать» непосредственно в тексте, демонстрируя какой Руслан
   эгоист и сволочь, какая его мать стерва и хапуга, какой Лука черт... Да, в
   рассказе имеется персонаж из окружения Руслана, в котором мы сразу же с
   порога узнаем черта. В этом одна из основных проблем — автор не дает
   читателю возможности самому сформировать мнение, докопаться до
   простой мысли своим умом. Нам буквально говорят кто есть кто. Вместо
   этого стоило бы просто описать происходящее как оно есть, не давая
   оценки — тогда история избежала бы привкуса постоянной поучительности,
   из-за которой взрослый человек ее просто не воспримет, подросток на
   станет читать из-за возрастной агрессии к подобным попыткам чему-то
   «приучить», а юному слишком рано читать про изнасилования (хотя,
   признаю, тут вопрос спорный).
   
   Зато выполни автор свой текст в стиле триллера или бредового кошмара, но
   сохрани при этом основную идею, тогда как раз подростки бы приняли
   такое на ура (а именно для них такое и пишут).
   
   Именно из-за того, что все очевидно, развитие событий предсказуемо. Даже
   фраза «за все приходится платить» подразумевает поворот сюжета,
   который особо никого не удивит. ЛГ в результате действий Луки становится
   крысой, то есть тем, чем всегда и был в глазах общественности.
   Дальнейшее развитие событий до поры до времени кажется вполне
   логичным — Руслан ничего не понимает, его все пинают и пытаются убить, в
   итоге он умудряется найти свою мать, и она, не узнав сына, ломает ему
   позвоночник зонтом. А вот затем, как мне кажется, начинается мракобесие.
   
   Я не ставлю под сомнение тот факт, что мать в итоге узнала сына — это
   классический прием, и он использовался много раз. Однако далее мы видим,
   что мать уединилась в сельском домике и теперь постоянно молится Божьей
   Матери то в местной церкви, то над телом травмированной крысы. После
   чего, в результате продолжительных молитв, снова появляется
   недовольный Лука (почему-то мать его не узнает, хотя тот всегда был при
   Руслане). Черт говорит матери, что на небе их с сыном простили и теперь
   все будет как прежде. Гуляем? Как бы не так!
   
   За весь текст мы ни разу не видим, чтобы Руслан раскаялся или хотя бы
   задумался над своими грехами. Да и как, если по его описанию не видно,
   чтобы он хоть что-то знал о религии, морали и нравственности. Мы видим
   просто сволочь, которая из одного состояния переходит в другое. Как он
   может искупить свой грех, если даже не понимает в чем он состоит? Тем
   более без сцен искупления кажется, что во всем виновата мать. Это она
   уходит от мирского и посвящает себя молитвам, не сын, и не отец.
   
   Вообще выходит, что отец тут как бы ни при чем — он дальше живет своей
   жизнью и зарабатывает деньгу, пока жена замаливает грехи, словно дурное
   дитя не результат действия обоих родителей. Да и что это за искупление
   такое? Мать не пересекает всю страну пешком ради чудотворной иконы,
   затерянной где-то в Сибири (я утрирую), не остается прислуживать в каком-
   нибудь монастыре, она даже не то чтобы отказывается от мирского —
   живет в ладном доме, регулярно получает продукты и деньги от мужа. Ко
   всему прочему, выглядит так, словно она платит церкви: «Войдя, покупала
   и ставила свечку, бросала в ящик для поддержания храма денежку, да не
   малую. Молилась она всегда на икону Божьей матери, шепча какие-то
   негромкие молитвы, страстно и покаянно. Видно большое горе было у неё
   на душе, или грех тяжкий...» Чем больше грех, тем больше сумма? Я
   понимаю, что это не так, но по тексту не видно.
   
   Тем более рассказ, уже имеющий явные элементы фантазии: черти и
   превращения — внезапно снова начинает заигрывать с библейскими
   канонами. Происходит чудо, при этом непосредственно адресованное
   конкретной фигуре — Божьей Матери. Меня не беспокоит тот факт, что
   адские силы находятся на службе у Бога — все мы у него на службе. Но тот
   факт, что заместо надежды на искупление автор демонстрирует само
   искупление противоречит тому, чему нас на самом деле учит жизнь. Мы не
   знаем путей Господних, и не можем гарантировать что-то. Из-за спорности
   самих действий персонажей и неопределенного срока, после которого
   наступает искупление, сам факт искупления кажется надуманным, чем-то из
   разряда волшебных событий, никак не «чудесных» или «чудотворных».
   Вместо надежды через исправление ошибок получить прощение мы
   получаем руководство к действию. Таким образом текст слишком сильно
   заигрывает с религиозной тематикой, чтобы быть просто фантастикой, но
   при этом излишне прямолинеен, чтобы быть иносказательной притчей.
   
   Для примера — почему бы Луке не явиться к матери и не сказать: откажись
   от мирского, истово молись Божьей Матери, и тогда, может быть, тебя
   простят. А затем показать мать где-то в затерянном селе, молящуюся над
   телом крысы, с надеждой на прощение. Как-то так. Но это мое личное
   видение, как и вообще все вышесказанное.
   
   К чести автора, в тексте почти нет ошибок. Разве что: «Всегда зашторенные
   окна, даже в вечернее время, когда в каждом сельском домишке семьи
   проводят время или у телевизора, или за общим столом, окна этого дома не
   светились. » - дважды использовано слово «окна». Ну и лично я бы
   заменил название на «Крыса», так как слово «пасюк» из-за того я что я не
   знал смысла этого слова, не имеет достаточной экспрессивности. А мы
   знаем, что экспрессивные названия привлекают читателя. Остальные
   моменты я уже упомянул ранее.
   
   Рассказ по своему хорош, чувствуется умение автора, однако
   неоднозначная концовка делает просто поучительную историю спорной,
   что нарушает весь «посыл» автора.
 
Алексей Алексеев[ 20.09.2013 ]
   Пасюк - есть такое слово, хотя и нераспространенное, сродни украинскому "пацюк" - помните у Гоголя?
Кондратьев Николай[ 25.09.2013 ]
   На мой взгляд, первую часть(с морализаторством), можно было бы безболезненно выбросить. А уж если так хотелось все разжевать читателю, можно было бы в конце это разместить, как подведение итогов.
   И мелкие, казалось бы, огрехи, затрудняющие чтение: слишком длинные предложения, несогласованность определений, запятые там где не надо, а в нужных местах - отсутствуют.
   И соглашусь с Бураковым: непонятно, где раскаяние, искупление? Неужели одной молитвы и "денежки немалой" достаточно?
Макс Осипов[ 30.09.2013 ]
   Рассказ понравился хоть я и не люблю чернуху, наверное потому, что
   сцены очень жизненные.
   Только лишней кажется первая часть рассказа, наставление по моему
   не в тему, причем здесь личная ответственность человека-паука и
   жизнеописание современного онегина?
   Ну и в плане сюжета не помешало бы коротенькое описание того, как
   мать узнала в крысе своего сына.
   Удачи в конкурсе.
 
Лысенко Михаил[ 30.09.2013 ]
   Спасибо, Игорь, за развернутый комментарий. И Вам, Алексей, Николай и Макс, за короткие, но емкие реплики. Во многом согласен и, кое в чем, не совсем.
   По поводу морализаторства:
   
   1. Люди часто лгут. Мечты, о некоторых необычных способностях, преследуют человека всю жизнь, даже, когда он самостоятельно добивается многого. И иллюзии эти носят не всегда ангельский характер. Далеко не всегда. И мне хотелось, очень хотелось высказать, что только собственные усилия приносят настоящее удовлетворение. Победа, нет , именно, преодоление.
   
   2. Рассказ неудачен. Скомкан. Неточен. Я должен был "проявить"­ в тексте годы, именно годы, когда мать ухаживала за парализованной крысой. Кормила, подмывала, разговаривала с тем существом, которое и не похоже даже на человека. Ну, а сыночек... столько ле провести в теле парализованной крысы, заставят задуматься. Это не тупой хадж, или ползанье с иконой на километры. И не денежка, конечно.
   
   3. Я не верю в Бога. В существо, которое нас курирует, наблюдает, дает заповеди, шлепает за непослушание (потоп, войны, голод). Поэтому здесь - Матерь Божья. Сама доброта. Сама любовь. В них мудрость и сила Человеческая. Мораль, этика, искусство и прогресс - все Человеческие изобретения. Не убьем друг-друга на Земле, выживем, - значит жить нам в космосе. Дарвин - умен. Выживает не сильнейший. Выживает приспособившийся к условиям. Социум - величайшее достижение.
   
   Рассказ, конечно можно переделать, поправить. Но увы - не писатель. Графоман, простите. Выссказался и замечательно. Получил Ваши замечания - еще, надеюсь, поумнею. Поэтому - спасибо.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта