Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Наталья Малинина (Ярославская)
Объем: 7440 [ символов ]
Страшнее догмы зверя нет плюс некоторые мысли о вторичности и не только...
"Невозможно эмоционально общаться с чем-то безличным и неодушевлённым, в сущности, с набором художественных средств вообще. Ни уму, ни сердцу. Это всё равно, что дружить с холодильником." (с)
С. Гандлевский.
 
Не рифмуй глаголы. Не рифмуй однокоренные. Много местоимений, прилагаков, частиц... "Это слово уже говорили много раз до тебя" и ...продолжите сами...
Каких только запретов не накопили догматики от поэзии!
И все эти запреты выдаются с учёным видом знатока.
Есть у поэзии свои правила, никто не отрицает, есть и законы гармонии, кто бы спорил. Их нужно постичь, хотя бы для того, чтобы красиво пренебрегать ими. Всё зависит от того, насколько одарён человек, взявший на себя смелость толковать эти законы и диктовать автору, какой троп он может использовать, а какой - нет. Ведь одарённого автора талантливый критик увидит сразу. И в этом случае уже не важно, какие приёмы использует автор, если он талантлив, если его стихи - не фантик, состоящий из никем не слыханных "дыр-бур-щил-убещур", а перед нами подлинная лирика - незаёмное пульсирующее чувство, впрыснутое Вам, читатель, прямо в жилы! Ну давайте запретим слово дождь! Дескать, кочует из стиха в стих. Да, кочует. Но, тут уж, простите самоцитату: "есть песни на стихи, есть песни на слова..."
Как же забавен бывает иной догматик, выхвативший на лету из стихирского учебника стихосложения, какую-нибудь доморощенную догму, например, что составная рифма-хорошо, а глагольная - плохо и давай критиковать направо - налево по одному этому критерию оценивая стихи.
Вот ведь один умник расхваливает в своём эссе составные рифмы "колясок-тополя сок"; "рыдающий - в общем-то та ещё"... Дескать - ноу-хау! Аха, а, значицца, и "летающий - та ещё, и купающий - та ещё" и ..."пиши есчо" - тебя похвалют(а "тающий - та ещё - не додумамшись:)...Главное - составная рифма! А всегда ли это ноу - хау хорошо? "Угрожаешь - ежа ешь" - в одном стихотворении - это находка, а в другом кич. Опять же автор,изобретший эту рифму, не может не понимать, как эфемерно его "ноу-хау", ведь помимо "угрожаешь", "ежа" можно съесть с множеством глаголов с окончаниями на -жаешь, -шаешь(переезжаешь-рожаешь-дорожаешь-унижае шь, гуляешь... и т.д., и как грится, т.п! Чего-чего, а глаголов с такими окончаниями - тьма:)
ВЪ-ЕЖА-ЕШЬ, Читатель?:))
И стоит ли ломать ткань стиха ради сомнительной догмы, что составная рифма - это есть -гуд, а глагольная - есть бед и блед? Как говорил Гёте: "Видишь намерение и расстраиваешься..." Так же и с любыми иными изобразительными средствами. По этому поводу хорошо сказал Евгений Винокуров: стихотворная техника - это не способ, как сделать манекен, а способ помочь рожденью живого ребёнка. Живого. Со всеми, так сказать гормонами. Особливо, это стало актуально в пору множащихся резиново-силиконовых особей)
Я не люблю стихи, которые теоретически мог написать кто угодно. Стихи, в которых Автор находится «за кадром», а текст сообщает нам лишь о версификаторском мастерстве поэта - человека «без лица», из столь нелюбимых Мариной Цветаевой.
Конечно, все эти годы (лет 200!) поэзия говорит примерно об одном и том же, преломляя в каждом стихотворении личным авторским опытом его особенное ощущение жизни. В этом особенном преломлении возникает самое интимное общение автора – лирика с читателем, который тоже в первый (и последний!) раз усваивает жизнь. В этой связи любимое словечко "стихийных" критиков "вторично", "ничего нового" - сегодня смешно.
Но вот какая кручина часто меня одолевает: стихи «хорошего поэта" сегодня — это "сделанность" текста. Узнаваемость достигается не за счёт своей интонации, незаёмного, выстраданного чувства, а благодаря фирменному «дизайну», теме, приёму. А по мне, если терем стихотворения пуст - то все эти блёстки - худ.средства - не подают автора, его лирическое Я, а продают его, как проститутку. Это, как говорится, не стихи, а только кажется.
Не полюблю необитаемые кукольные дома стихотворений. Стихотворение должно быть теремом, где заперто, законсервировано, разлито чувство человеческое. "Дай запру я твою красоту в тесном тереме стихотворенья"))) И запри. И не только красоту. Пульсацию боли запри. Предсмертный ужас. Удивление рождения. Восторг перед, и ... и... Вот эту красоту. Живую. Не фарфоровую. Не силиконовую. Пусть живёт там. Не надо бояться говорить слово, по причине того, что оно множество раз сказано до Вас. Марина Цветаева считает, что «лирика неисчерпаема. Чем больше черпаешь, тем больше остаётся. Потому-то она никогда не исчезнет, пока есть жизнь-смерть-любовь-совесть, поиски смысла всего этого, взаимодействие внутреннего и внешнего космосов. Талантливая лирика штучна, как штучно всё настоящее, и неважно, что разные авторы используют одни и те же художественные средства. Важно, как они их используют, и важно чтобы личность, лирическое "Я" автора не эмигрировало, а жило в "тесном тереме его стихотворения". Иными словами главное в талантливой лирике для меня - наличие незаёмного лирического переживания.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
А вот, нате Вам, догмачи, кушайте:
 
ОДНОКОРЕННЫЕ и (о ужас!) при этом ещё и ГЛАГОЛЬНЫЕ(!) рифмы в талантливом лирическом стихотворении:
 
ПРОИСХОДИТ - не ХОДИТ
ПРОИСХОДИТ - ПРИХОДИТ
 
***
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть...
 
Е. Евтушенко
 
ПРОИСХОДИТЬ - ходить
 
Мморфолог. разбор:
 
Приставки: про-ис-; корень: -ход-; суффикс: -и-; глагольное окончание: -ть
Этимология
Происходит от ХОДИТЬ (с добавлением про- и из-)
Вывод: однокоренные слова
:)
 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~
Эти рифменные пары вызовут приступ дурноты у догматиков и пуритов:
 
КРУЖИЛ - ЖИЛ
СДВИНУЛ - ПОКИНУЛ
 
Из "Стансы к Августе"
 
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.
 
И. Бродский.
 
кружил - жил/сдвинул-покинул - одни глагольные рифмы! Я уж не привожу "У лукоморья" Пушкина. Этот шедевр на простых рифмах успел стать догмой...Однако, мало кто не знает его наизусть!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
Что там ещё подвергается обструкции? А - местоимения:
Вот рифмочка:
"своево-ничево" - ужас, нет два ужаса для пуритов!!!
 
Александр Блок
...3. Н. Гиппиус
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
 
Вывод: можно писать "плохие рифмы", повторять тысячу раз сказанные до Вас слова, но не можно писать плохие стихи. "Я пишу плохие рифмы, но я не пишу плохих стихов" ( А. Толстой)
Других классиков приводить не буду. И так все знают
:)
Предлагаю предлагать ещё примеров с однокоренными рифмами. Им особенно достаётся.
А я не устану повторять: "Любая догма в искусстве - форма ограниченности".
«Искусству всегда угрожало два чудовища: художник, не являющийся мастером, и мастер, не являющийся художником» (Микеланджело)
"Это незаконченная статья. Вы можете помочь автору дополнить её"(с)
:)
Дата публикации: 21.04.2012 23:58
Предыдущее: ДЕТИ НА ВЕТЕРСледующее: Трое любимых

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ольга Немежикова[ 21.06.2014 ]
   Уважаемая Наталья! Замечательная статья! Второй месяц пишу стихи, Ваши слова - мед на раны! Совершенно согласна, главное - чувство, живой трепет, а техника придет. Безумно понравилась Ваша "Сирень"! Счастья Вам!
 
Наталья Малинина (Ярославская)[ 21.06.2014 ]
   Спасибо, Ольга! И Вам - счастья. Это важнее любой техники :)
Блинов Андрей Вячеславович[ 21.06.2014 ]
   Наталья, всё правильно сказано, но... Какую заманчивую зацепку Вы даете дилетантам!..
   
   Поясню. Утверждение - что глагольные рифмы это "гуд", я встречал только на этом портале раз 5-6. При этом спорят в основном авторы примерно таких строк:
   
   Чтобы пел где-то голос душевно,
   То, тревожа то, нежа сердца,
   Чтобы встреча казалась нам первой,
   И я снова бежала любя
   
   Вот и сейчас я по привычке полез читать стихи автора данной статьи, подозревая, что кроме глагольных рифм ничего не найду. Очень рад, что ошибся. Наталья, мне кажется, Вы чуть лукавите в этой статье. В Ваших-то стихах рифмы просто чудесные, свежие, новаторские.
   
   А теперь представьте, что из Вашего эссе почерпнет для себя дилетант:
   1. Можно рифмовать глаголы и больше о технике не думать (если к незабвенному Пушкину прибавился еще и Евтушенко, то теперь точно всё ок).
   2. "главное в талантливой лирике для меня - наличие незаёмного лирического переживания" - то есть, если я пишу "душой", то техника - это второстепенное, и нечего мне твердить про какие-то там лексические, орфографические, речевые и т. п. ошибки.
   
   Кстати, я заметил, что у Евтушенко глагольная рифма употреблена сознательно, как прием. Это подтверждается тем, что вариации этой рифмы являются своеобразными "зачинами"­ к двум частям стихотворения.
   
   Большинство же "апологетов&quo­t;­ глагольных рифм просто не умеют писать по-другому. Вы же сами, будучи членом жюри, это хорошо знаете. И я бы все-таки больше обращал (собственно, я и пытаюсь обращать) внимание поэтов и читателей на то, как разнообразна бывает современная рифмовка, как много в последнее время появилось приемов, стилей. В качестве примера можно привести и Ваши замечательные стихи.
   
   С уважением, Андрей
 
Наталья Малинина (Ярославская)[ 21.06.2014 ]
   Андрей, здравствуйте!
   /Вот и сейчас я по привычке полез читать стихи автора данной статьи, подозревая, что кроме
   глагольных рифм ничего не найду. Очень рад, что ошибся. Наталья, мне кажется, Вы чуть лукавите в
   этой статье. В Ваших-то стихах рифмы просто чудесные, свежие, новаторские/
   Привычка - это тоже догматизм
   :)
   Дилетантизм и догматизм - две формы ограниченности, разве нет?
    Мне кажется, что я доходчиво эту мысль в статье провела. Начиная с эпиграфа и кончая выводом.
   Если не выбирать редиску, а кушать весь салат, как его задумал шеф-повар.
   Рада знакомству, Андрей!
   :)
Блинов Андрей Вячеславович[ 21.06.2014 ]
   К сожалению, Наталия, многие выбирают только редиску)) Только сегодня наткнулся на интересный диалог:
   
   Строка стихотворения:
   "Им с родни, порой, беспечность"
   
   Комментарий читателя:
   "Сродни пишется слитно"
   
   Ответ автора:
   "Пишется слитно, но не всегда. Я взял копию из словаря Даля:
    Бог привел сродниться! Сроду, сродясь, родясь,
    отроду, отродясь, от веку своего, сколько
    помню себя, как живу. Сродни нареч. с родни, родня,"
   
   Я тоже рад знакомству, Наталья. Очень даже)
Наталья Малинина (Ярославская)[ 21.06.2014 ]
   Андрей, прочла и посмеялась. Если б Вы знали сколько смешного мне встречалось и встречается даже
   у очень состоявшихся авторов. Ваш пример - простой, как фонвизинский Митрофанушка, у которого
   дверь-"прилагат­ельна".­
   А вот, например, два примера из нынешних "классиков"­;:­
Наталья Малинина (Ярославская)[ 21.06.2014 ]
   -- По стеклу скользящие, как мухи,
   тянутся глаза за горизонт...
   
   ~~~~~~~~~~~~~~~~~~
   иметь старушку на селе
Наталья Малинина (Ярославская)[ 21.06.2014 ]
   Стихотворение про старушку вставлено в книжку, изданную союзписом :)
   Повод для улыбки всегда есть,даже в очень серьёзных академических(!) изданиях :
   
   http://www.stihi.ru/2010/01/09/6284
Блинов Андрей Вячеславович[ 23.06.2014 ]
   Наталья, спасибо за ссылку. Правда, смешно и грустно. За поэзию.

Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта