УВАЖЕНИЕ Как мало на свете стариков, владеющих искусством быть стариками! Франсуа де Ларошфуко Общество нам часто диктует – кого и за что надо уважать. В течение сотен лет шел процесс формирования определенных стереотипов, ставшими, в конце концов, всеобщими негласными правилами поведения. Учителей мы уважаем за мудрость (один из десяти), первооткрывателей за храбрость (авантюризм и безрассудство), родителей за то, что произвели нас на свет (не за горами успех клонирования) и так далее. В принципе, все эти благоглупости можно стерпеть, все-таки веря в прогресс человеческой мысли. Стерпеть можно все, кроме уважения к старости! Это особый разговор. Почтенное отношение к старикам в нас воспитывают еще с детства – «слушайся старших», «не перебивай, когда старшие разговаривают», «сначала подрасти, а потом рассуждай», я думаю, всем знакомы подобные наставления. При этом совсем неважно, кем на самом деле являются эти великовозрастные кладези мудрости. Быть может, словарный запас у них меньше, чем у Эллочки-людоедки или прописаны они на дне бутылки. Данные обстоятельства, согласно стереотипу, не должны иметь для нас никакого значения! Я же абсолютно уверен, что человека можно уважать только за его достижения. Был бы очень рад, если бы в детстве Товарищи Взрослые мне говорили: «Слушай дядю Колю – он лауреат Нобелевской премии по литературе» или «Не перебивай тетю Галю – она доктор философских наук». Все четко и ясно – кого и за что. А так, ребенок с одной стороны слышит, что вот «этих» надо уважать, а с другой стороны – он «их» видит. Внутри него возникает противоречие, идет борьба между своим впечатлением и доверием к взрослым, которые, по сути, обманывают его. В результате, он начинает ненавидеть всех вокруг, машет на все рукой, пробует курить и пить пиво, прогуливает уроки и всего лишь через пару лет становиться «уважаемым человеком». А родители все удивляются – в кого он такой? И вместе с дядей Колей (тетей Галей) печально качают головами. Бывает, конечно, и так, что ребенку удается избежать такого конфликта в детстве. Он спокойно учится и оканчивает школу, поступает в какой-нибудь ВУЗ, приходит домой не позже девяти. Но рано и поздно ему все равно приходится столкнуться с жестокой реальностью. Допустим, некто Петя, после занятий, вместо того, чтобы залиться пивом вместе с друзьями, интеллигентно садиться в трамвайчик с явным намерением попасть домой ровно к обеду. Зайдя в вагон и оплатив проезд, он видит свободное место и преспокойно в нем размещается. Трамвай трогается. За день Петя успел соскучиться по мамочке и папочке и для того, чтобы время поездки прошло незаметно, он достает из сумки свой любимый сборничек Блока и углубляется в чтение. На душе у Пети спокойно, совесть кристально чиста. Его взгляд скользит по строкам любимого стихотворения, тело расслаблено, разум безмятежен. Вдруг, что-то больно бьет его по плечу. От неожиданности Петя вздрагивает и еле успевает придержать соскользнувшие с носа очки. С испугом он начинает озираться, ища взглядом обидчика. Но рядом с Петей нет никого, кроме маленькой ветхой старушки, правда, с большой сучковатой палкой. «Не могла же она…» - только успевает подумать Петя, как вдруг бабушка открывает рот: «Чего зенки-то вылупил, блаженный? Подрывайся, давай!» «Простите…это вы мне?» - неуверенно улыбается Петя. «Тебе, а кому ж еще?! Полчаса возле него стою, а ему хоть бы хны! – сообщает старушка другим пассажирам – Еле на ногах держусь!». Петя удивленно оглядывает полупустой вагон: «Так ведь мест свободных полно…Вот тут можете присесть и вон там…». Бабуля словно ждала этой фразы: «Присееесть! – передразнивает она – Ишь ты! Лучшие места позанимал, а мне теперь приседать! Вставай, говорю!» - при этих словах она точным ударом палки выбивает книжку из Петиных рук. Та взмывает в воздух и, пролетев полвагона, падает на грязный заплеванный пол, потеряв при этом половину страниц. Петя вскакивает и бросается поднимать рассыпавшееся сокровище, приходится ползать на карачках - многие страницы оказались под сиденьями, по некоторым успели пройтись люди. Наконец, покрасневший, всклокоченный, ничего не понимающий Петя, держа охапку помятых листков, выпрямляется и с ужасом смотрит на старушку, успевшую занять его место. Ему хочется что-то сказать, но он не знает, как и что. Петя смотрит на других пассажиров, ища у них поддержки или хотя бы разъяснения ситуации, но в глазах у людей нет ничего, кроме отвращения. На ближайшей остановки Петя выскакивает из трамвая, хотя ехать ему оставалось еще порядочно. «Интеллигенция, б…ь!» - слышит он вдогонку от какого-то старичка. В итоге, этот день становиться переломным в Петиной жизни. Ведь, следуя стереотипам, бедный Петя мог ожидать такого обращения от хулиганов-ровестников, бандитов среднего возраста или, в крайнем случае, от цыган. Но не от пенсионерки! Стереотип разрушен. Я долго думал над тем, как можно избежать таких неприятных историй. И вот, что я хочу сказать. Естественно, невозможно одним взмахом руки перечеркнуть то, что сложилось эволюционным путем. Но это в том случае, если рука будет одна! А если каждый из нас соберется с силами и даст бой старческому хамству и вседозволенности?! Тогда совсем другое дело! Через пару-тройку лет стереотип пустого почитания будет сметен с лица Земли, уступив место справедливому взаимоуважению. Можете мне поверить, ведь к своим семидесяти годам я научился разбираться в жизни! |