Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Михаил Путник
Объем: 7756 [ символов ]
Объективные критерии оценки произведения
Оговорюсь сразу. Сей опус – клиппинг, плагиат – называйте, как хотите. Я взял готовую книгу, уменьшил текст в 100 раз и подверг незначительной редакторской правке. Выдумать лучше того, что уже есть – невозможно. А главное – надо ли?
СМЫСЛ : ЕСТЬ ЛИ ГАРАНТИЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЦЕНЗИИ НЕ ПО СХЕМЕ «САМ ДУРАК»? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ?
Так вот, есть – и гарантия, и методика.
 
…Один из основных приемов познания мира - сравнение. Но труднее всего сравнивать и оценивать произведения искусства и литературы. Как правило, каждый оценивает их, руководствуясь собственным опытом, своими собственными вкусами и пристрастиями. Более того, распространено мнение, что оценить произведение объективно просто невозможно. Как же быть? С одной стороны, по прочтении текста мы его неизбежно оцениваем, а с другой - мнений о прочитанном столько же, сколько и читателей! Нельзя ли выработать систему экспертных оценок, которые дали бы возможность сравнивать различные произведения по одним и тем же критериям? Ведь оценивают таким образом судьи выступления по художественной гимнастике или фигурному катанию...
Генрих Альтшулер (он же – создатель ТРИЗ, он же – писатель Альтов) в свое время предложил методику оценки художественного произведения (в том числе) по пяти показателям. По каждому показателю произведение можно оценить от 1 до 4 баллов, после оценки по всем показателям полученные оценки перемножаются - получается общая оценка. Оценка – универсальная, признанная мировым сообществом.
Кроме того, можно разделить тему и идею произведения и оценивать их порознь.
Из энциклопедий :
1. «..тема - это то, что писатель изображает, идея - это то, что он хочет сказать об изображаемом, оценка его. Точнее, идея - это то, что писатель говорит и самой своей темой, непосредственно изображаемым кругом жизненных явлений, их выбором, а также и тем отношением к жизни, которое он хочет вызвать у читателя и которое может быть шире того, что непосредственно изображается в произведении…".
2. "ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - обобщенная, эмоциональная, образная мысль,
лежащая в основе содержания произведения искусства…"
 
Что представляет собой указанная шкала? Она позволяет оценивать тему, идею и их воплощение по пяти следующим показателям:
- субъективный фактор ("нравится - не нравится").
- художественная ценность;
- человековедческая ценность;
- убедительность;
- новизна.
 
 
1. Субъективный фактор ("нравится - не нравится").
 
Речь идет о впечатлении, которое производит произведение на читателя.
1 балл - никакого впечатления.
2 балла - хорошее произведение, которое производит сильное впечатление (однократно, желания перечитать – нет).
3 балла - произведение много раз перечитывалось и всегда давало что-то новое (или непременно производило сильное впечатление).
4 балла - произведение оказала влияние на жизнь, судьбу, на мировоззрение читателя.
 
 
2. Оценка художественной ценности.
 
Одна и та же идея может быть по-разному воплощена в художественных произведениях. Нужно попытаться оценить стиль автора, его умение строить сюжет, пользоваться языком. Любое произведение - это самовыражение автора. Как преломились его впечатления, его мироощущение, как выплеснулись они на бумагу? Здесь одна крайность – «безличный набор слов, начисто лишенный индивидуальности…», другая крайность – «свой колорит имеет каждая строка, автор узнаваем в каждой фразе…».
1 балл - нет художественной ценности, в частности – нет индивидуальности, нет проявления личности автора. (Здесь следует заметить, что проявление серости или глупости автора нас не интересует).
2 балла - одна художественная находка; в сюжете, стиле, настроении, языке произведения, характерах героев и т.д. В частности, проявляется особенность, присущая именно данному автору.
3 балла - несколько художественных находок (в частности, все произведение целостно отражает личность автора).
4 балла - то, что выше 3-го уровня.
 
 
3. Оценка человековедческой ценности.
 
Литература - это человековедение (и обществоведение). Сила темы (идеи) зависит и от того, в какой мере она позволяет раскрыть авторский замысел.
1 балл - чисто бытовая ситуация или идея, относящаяся к человеку (обществу), но не содержащая элементов поведенческой новизны (или, точнее, редкости), в частности, известная человеческая ситуация, без изменений "разыгранная" на фоне реалий «душевных перекрестков сознания».
2 балла - о человеке (обществе) сказано уже известное, но есть новые детали, особенности и т.п. В частности, новые ощущения человека в обычной (либо – напротив – необычной) обстановке, нетрадиционная реакция.
3 балла - человек (общество) поставлен в необычные обстоятельства, либо – рассматривается под необычным углом зрения, благодаря чему в человеке (обществе) раскрывается нечто новое (или хорошо забытое старое).
4 балла - новые принципы (или новое о принципах) построения общества. В частности, все художественно оформленные утверждения о вечных истинах под новым углом зрения.
Прежде чем поставить окончательную оценку, постарайтесь ответить: что нового мы узнали о человеке и обществе? Велика ли "доза" новых сведений (мыслей): детали или нечто принципиальное? Может быть, что-то новое о принципах построения и изменения всего общества? Не завышена ли оценка? 4 балла - это уровень эпилога "Войны и мира" Льва Толстого.
 
 
4. Оценка убедительности (обоснованности)
 
Мало «выплеснуть на бумагу» (ну, или, на клавиатуру) сумбур эмоций, мало расставить приоритеты восприятия для читателя, нужно еще обосновать все это так, чтобы читатель поверил. Поверил в правдоподобность ситуации, в силу чувств, в реальность решимости, или – наоборот – в глубину опустошенности и отчаяния.
1 балл - чисто условная тема (идея) идея. Такая тема (идея) ничем не обоснована, она может противоречить общеизвестным фактам, быть сказочной, метафоричной, условной – и т.д., и т.п. Автор и не пытается убедить читателя в подлинности как фактурного, так и эмоционального фона.
2 балла – тема (идея), имеющая литературное обоснование. Такая тема (идея) снабжена внешне правдоподобными "доводами", "доказательствами", но при ближайшем рассмотрении оказывается все же очень далекой от правдоподобной реализации.
3 балла – умозрительная ситуация, но оформленная правдоподобно настолько, что возражения против реализации ее в жизни не особо весомы (допускается двоякое толкование).Она (ситуация) должна быть не ниже 2-го класса по новизне (иначе получится, что мы высоко оценим чье-то умение убедительно описать чужие переживания).
4 балла - то, что выше 3-го уровня.
 
 
5. Оценка новизны.
 
Речь не идет об откровенном плагиате или о супергениальном использовании нестандартной тематики в красочном художественном оформлении. В конце концов, автор – не обязан знать о существовании всех прототипов и об их «раскрученности». Как говорится «на вкус и цвет - …». Но – при всем при том – имеют место быть – как крайности – либо очевидность, либо нетрадиционность.
1 балл – тема (идея) использована повторно "одно к одному" или перекрывается более ранней и более полной реализацией (в другом произведении, в целом ряде произведений).
2 балла - прототип изменен, но нет качественно новой ситуации.
3 балла - прототип изменен так, что появилась качественно новая ситуация.
4 балла - новая ситуация, не имеющая близких прототипов в фольклоре, литературе и т.д. и т.п. Такая идея (тема, ситуация) может служить прототипом для идей (тем, ситуаций) 2-го и 3-го уровней.
 
 
СУХОЙ ОСТАТОК.
 
Тема, идея. По каждой – 5 показателей. По каждому – одна оценка и 2 – 3 (а может – больше) предложений обоснования.
С одной стороны : проставил оценки, но не смог обосновать – вешай лапшу на уши кому-нибудь другому.
С другой стороны : получил оценку и не смог возразить – пиши на себя жалобу.
 
Я не прав?
Дата публикации: 07.02.2007 14:22
Предыдущее: О восстановлении в России государевой казачьей службыСледующее: Объективные критерии оценки произведения. Категории и Техника исполнения

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
ВладНик[ 08.02.2007 ]
   Интересная система. Конечно, абсолютно объективной она не является. Как, например, объективно расставить балы своему бессмертному творению, чтобы не выдавать на гора откровенную халтуру? Нужно потренироваться на ком-нибудь менее великом. :)))
 
Михаил Путник[ 08.02.2007 ]
   Повторяться не буду - смотрите ответ предыдущему респонденту. Оперируйте ссылками на прототип - проблем не будет.
   Если поставили себе "4" - приведите пример из классики, равноценный Вашему. Уверяю Вас - никаких трудностей с объективностью не возникнет. Либо - с отметанием оппонентом Вашей отсебятины
А. Шихман[ 08.02.2007 ]
   Идея сама по себе интересна - но требует развития.
   Безусловно, предлагаемая система (как и другие экспертные системы) будет работать только при четком соблюдении критериев оценки. Но именно в этом и заключено её противоречие.
   Оценка одного и того же параметра разными людьми с большой долей вероятности даст сильно отличающиеся результаты - особенно в 1 части (субъективный фактор). Оценки по пунктам 2-5 будут более объективными, но также зависят от уровня эксперта (критика) - опыт, эрудиция, жизненная позиция и т.д. Значит, надо вводить учет и этих параметров? Или ценз для критиков? Или зафиксировать состав экспертной комиссии и выводить среднюю величину - чтобы результаты были сопоставимыми.
   Другими словами, эта система будет давать однозначные оценки только при крайне низком уровне произведения. Чем выше уровень, тем выше балл, тем больше его "вес" в окончательном результате (баллы перемножаются). Соответственно, "цена ошибки" эксперта также растет с каждым баллом, причем экспоненциально. Получается, что чем выше оценка - тем ниже степень достоверности этого результата.
 
Михаил Путник[ 08.02.2007 ]
   Вы меня не услышали, к сожалению.
   Цитата :
   "Тема, идея. По каждой – 5 показателей. По каждому – одна оценка и 2 – 3 (а может – больше) предложений обоснования.
   С одной стороны : проставил оценки, но не смог обосновать – вешай лапшу на уши кому-нибудь другому.
   С другой стороны : получил оценку и не смог возразить – пиши на себя жалобу.
   "
   Обоснование - в случае спорной ситуации - предполагает ссылку на прототип. Нет "своего" прототипа - извини, родной. Как в анекдоте : "чукча - не читатель, чукча - писатель". Се ля ви
А. Шихман[ 08.02.2007 ]
   Попытка "поверить алгеброй гармонию" интересна - но я указал на основной источник погрешности с математической точки зрения. Эта система прекрасна для оценки технических и научных результатов, но для оценки искусства - только как критерии оценки. Сама система баллов все рано получается очень субъективной, связанной с личностью эксперта.
   Даже наличие обоснования не гарантирует абсолютную точность оценок. Аргументация может быть убедительной, а может и не быть. И готов предмет для споров.
   В частности, наличие или отсутствие прототипа (5 пункт - новизна) бесспорно только для части сюжетов - точнее, предполагает знание (или незнание) соответствующих произведений литературы. Получается, если "нет прототипа" - высшая оценка, прототип "есть, но неизвестен" - результат тот же. Абсолютной оценки все равно не получается.
Михаил Путник[ 08.02.2007 ]
   Отнюдь, сударь.
   Рецензент, рискнувший указать замечание "нет прототипа" - собственной рукой выводит у себя на лбу крупными буквами слово "Профнепригодность".­ Дилетантизм - должен иметь механизм выявления и устранения.
   А по поводу оценок "4" - успокойтесь, сударь. Своих современников Альтов - не удостоил подобной чести. И он - прав. Сие - планка, точка отсчета. Гарантия объективности
А. Шихман[ 08.02.2007 ]
   Вы априори полагаете, что прототип есть всегда. Допустим(!), явился гений в своей области (не литературе), и прототипа действительно нет - что тогда будет делать эксперт? Искать прототип любой ценой, чтобы сохранить лицо? Или признает достижение? История показывает, что чаще происходит первое. Почему же тогда в литературе поизойдет иначе?
   Я не пытаюсь опорочить систему, я доказываю её ограниченную применимость к оценке литературных произведений.
Михаил Путник[ 09.02.2007 ]
   Голословно, человече. Весьма и весьма голословно.
   Хотя бы один пример - и его оценку. Учтите, что все заметные современные авторы (достойные того) получили у Альтова высокую оценку - очень высокую - но не максимальную.
   Вы видите исключение из этого правила? Поправьте Альтова

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта