Произведение |
|
Объем: 6055 [ символов ]
|
|
|
|
МАСТЕР-КЛАСС - чем сердце успокиоится? |
Пришла пора подводить черту под нашим экспериментальным виртуальным Мастер-классом. Осень выдалась у меня нелегкая. Работа не оставляет свободного времени для частых появлений в Сети. Да и число активных учеников (в связи с разными обстоятельствами) постепенно сократилось практически до нуля. Что же мы имеем на выходе? Нельзя сказать, что все было удачно. Организационные промахи смазывали многие положительные моменты. Но, надеюсь, вам все же было тут не совсем скучно. Косвенно это подтверждает счетчик посещений – он зарегистрировал тысячи безымянных посетителей. Значит нас читали, за нашими успехами-неудачами следили. Осталось самое главное – определить по итоговым вашим стихам эффективность наших занятий. И я прекрасно понимаю, что именно этого вы давно от меня ждете. Но тут-то и вышла закавыка, заставившая меня на время взять паузу. Я думал, как выйти из этого щекотливого положения. Дело в том, что ваши экзаменационные работы не показались мне блестящими (чего очень хотелось бы). Конечно, можно было бы разобрать их в щадящем режиме. Но это было бы нечестно. И прежде всего по отношению к вам. Иллюзии успеха – еще хуже неудачи. Тем более, что откровенных неудач тоже не было. Вы честно попробовали применить те приемы, которые мы обсуждали. И что-то у вас получилось, что-то нет… Нормальный процесс, где бахвалиться особо нечем. Можно было бы с высоты положения Мастера разбирать ваши тексты по косточкам, выискивая недостатки (коих хватает). Но я сам не люблю «высокомерных» разборов своих текстов и никогда не позволяю себе относиться так к текстам других. Наверное, это сказывается личный жизненный опыт. Как-то меня (тогда еще начинающего и наивного) по косточкам разобрал один писатель. Его приговор был суров – мои стихи не показались ему чем-то интересным и имеющим отношение к поэзии. Писатель был провинциальный (я сейчас даже не помню его фамилии), но для меня его выводы были неоспоримы – ведь он был ЧЛЕНОМ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ. И я бесповоротно бросил это занятие, и лет десять вообще не писал стихов. Уж не знаю, пошла ли мне на пользу эта длительная пауза. Когда нарыв все же прорвало и я снова стал писать (уже получше), я иногда думаю, а если бы я трудился на поэтической ниве все пропущенные годы, возможно я был бы на 10 лет опытнее и искуснее? Или нет? Сегодня я сам уже член союза. И не одного. Но никогда не позволяю себе «громить» кого-то, только потому, что мне не очень понравились стихи. Погромщиков с апломбом и без меня хватает. Я скорее готов что-то подсказать (из того, что сам знаю). Этим, собственно, мы и занимались в течение работы Мастер-класса. Мне жаль, что он заканчивается. Мне есть еще чем поделиться. И потому вдогонку все же дам еще несколько немудреных советов. Вот Есенин называл себя «божьей дудкой». Очень точное определение. Все поэты отчасти эти самые дудки и есть. Если вам в автобусе попался странный человек, взгляд которого погружен в себя, а губы что-то беззвучно шепчут, то с большой долей вероятности можно утверждать, что это поэт. И в этот момент ему слышатся слова, которые возникают как бы из ниоткуда, укладываясь в строки. Если не записать, то они моментально забываются как мимолетные ночные сны. Но начинаешь записывать – «голос из ниоткуда» пропадает. И остается только восстанавливать, реставрировать недослышанное, используя поэтическое мастерство и опыт. Стихи рожденные, надиктованные вдохновением сразу видны. Они легки, искристы. Стихи написанные в творческих муках, как правило, более неказисты. И только опытные мастера умеют так довести текст до ума, что разница практически не ощутима. Поэтому. 1. Надо тренировать ухо, «слух», помогающий услышать «продиктованные» строки. 2. Надо тренировать руку, перо, технику, позволяющую восполнять «недослышанное». Все это «несложно». Для этого просто надо ежедневно писать, ежечасно повторять про себя свои и чужие стихи, ежесекундно думать о поэзии. 3. Расширяйте свой активный словарный запас. Каждое новое слово позволяет создавать новые ассоциативные цепочки. Иногда стихи рождаются только потому, что поэт вспомнил (или узнал) «вкусное» слово. Родилась рифма-пара, и пошло, поехало… 4. Не пишите о том, чего не видели или не ощутили сами. Многие поэты (особенно молодые) так и норовят научить весь мир как надо жить. И начинают сыпать банальностями, которые им самим кажутся откровениями. Но эти откровения (за отсутствием жизненного опыта) почерпнуты из литературы. И это видно за версту. Пишите о том, что волнует лично вас, о том, что сами пережили. И это уже будет интересно. Но помните, что написанное становится литературой только тогда, когда в ней содержится некое обобщение, позволяющее апроксимировать ваш личный опыт на других людей. 5. «Внутри» стих должен быть больше, чем «снаружи». В этом заключается самый главный фокус. В этом вся мистика поэзии. Если в трехлитровую банку можно налить только три литра пива и ни каплей больше, то в небольшом стихе можно уместить целые вселенные, рассказывая при этом всего лишь об улыбке. То есть, в стихе желателен подтекст, второй план, а то и третий, и четвертый. 6. Чаще используйте образы, и реже сравнения. Образы выигрышнее. Приведу пример. Можно описывать сравнениями. Закат - как бархат. Или дождинка – словно слезинка. А можно так: Лишь по небу тихо сползла погодя / На бархат заката слезинка дождя. 7. Не идите на поводу у рифмы. Пишите то, что вы хотите, а не то, что выходит. Если, конечно, это не тот случай, когда текст приходит «свыше». Пожалуй, тут стоит остановиться. Можно было бы продолжать, но цифра семь обладает некоей магией законченности. Пусть так и будет. Извините, за некоторую раздрызганность мысли. Писал в кратких промежутках между работой. Надеюсь, что хоть кому-то может пригодиться мной сказанное. Если у вас еще будут вопросы – не стесняйтесь, спрашивайте. Мастер-класс не закрывается. А распускается на каникулы. Мы подумаем как его можно будет преобразовать в нечто постоянно действующее и интересное для всех. До встреч! С уважением и благодарностью за общение, Игорь Царев. |
|
|
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Игорь, весьма дельное завершение. Ваши советы прямо в яблочко, для меня, по крайней мере, дело за малым - применить их. Спасибо за Ваши занятия! Был искренне рад общению! С уважением и симпатией, Ваш Валентин | | :) Не прощаемся, Валентин, да? | | Ну, насчет "не прощаемся" - я всегда доступен, просто в конкурсе не хочу более участвовать. А с Вами и с Надеждой буду всегда рад общению! С уважением, Валентин. P.S. Игорь, хотелось бы увидеть Ваше мнение по последнему заданию в классе рецензирования... | | Конечно будем общаться :) И свои соображения по поводу класса рецензирования я тоже выскажу. Всенепременно. С уважением, И. |
|
| | Игорь, огромное спасибо за науку. Жаль что не было времени более старательно заниматься, но тем не менее узнал много нового. Не напрасными были наши труды:) С уважением, Дмитрий | | Дмитрий, спасибо за теплые слова. Рад, что наши встречи были не напрасны Игорь Царев | | Уважаемый Игорь! Спасибо Вам за мастер-класс, Ваши занятия были живыми и интересными, от них мы получили и пользу, и удовольствие. С уважением. Ирина. | | Спасибо, Ирина. Будет желание, заглядывайте. Как я уже говорил, Мастер-класс не закрывается. Ну, а интенсивность общения и его интересность зависит от нас самих |
|
| | Игорь, пункт 2... стоит ли расширить - значительно больше читать в слух и чужие стихи и особенно свои творения - свои творения... Что скажите? | | Эдуард, ну, да - повторять, читать вслух и про себя, свои и чужие... Но тоит уточнить, что чужие следует читать в особой пропорции. Большей частью из стихов, что заведомо лучше. Из классиков живых и мертвых. Потом свои. После классиков, задающих высокую планку, становятся видны свои ошибки и промахи, ранее не заметные. А чтобы после классиков не падало самоуважение, стоит немного почитать из чужих плохих. Но совсем чуть чуть! В большой дозе плохие стихи отбивают "стихотворный вкус" :) | | И конечно слушать стихи в исполнении мастеров. В исполнение мастеров Слова... Я тут недавно в живую слушал Михал Михалыча Козакова, как он самозабвенно читал И. Бродского и Д. Самойлова - просто фантастика. Душа парила наслаждаясь... Больше нужно литературных вечеров, больше читать стихи мастеров и свои в слух заучивая наизусть- и тогда каждая буковка найдёт своё место))))))))))))))))) Спасибо Вам! | | Точно. В хорошем исполнении стих играет как бриллиант. Вдруг открываются грани, незаметные ранее. |
|
| | Надо подвести итоговую черту и под «Отделением критики». Зачем я астаивал на его существовании в Мастер-классе? Объясню. К сожалению, большей частью рецензии и так называемые критические разборы стихов, наблюдающиеся сейчас на литературных сайтах, сводятся к банальным «нра» или «не нра», разбавленных, по мере сил пишущего, некоей видимостью аргументации. Если автору наступают на мозоль, он обычно реагирует весьма прогнозируемо, по принципу – «сам дурак», указывая на недостатки стихов критика. Между тем, критик совсем не обязан уметь писать стихи! Но он обязан уметь многое другое. И самое главное – он должен быть мудрее, умнее и образованнее поэта. Ведь по наитию написать искренние, трогательные стихи может даже человек «от сохи», не знающий, что такое амфибрахий, но наделенный талантом от Бога. Критик же, кроме талантов, должен еще быть человеком с высшим образованием. А еще лучше сразу с несколькими высшими. Он должен знать историю поэзии, ее мировые тенденции и направления, владеть терминологией, теорией стихосложения, знать во множестве имена, даты, произведения, образовавшие ткань мировой литературы… И только обладая таким багажом, можно уже браться рецензировать чьи-то тексты. Нашему Мастер-классу повезло. Надежда Шляхова и Валентин Алексеев взвалили на себя нелегкую ношу рассказать и показать, «что есть рецензирование». И оба они вне всякого сомнения обладают нужными знаниями и качествами. Конечно, научить вас писать качественные рецензии вряд ли было возможно за столь короткое время и малое число занятий. Но вы хотя бы на время получили уникальную возможность (под руководством знающих и доброжелательных учителей) почувствовать себя в шкуре рецензента, посмотреть на мир и на собственные стихи с этого непривычного для каждого автора ракурса. Теперь, зная, как на ваши тексты смотрят настоящие рецензенты, вы уже заранее будете избегать тех промахов и ошибок, на которые ранее просто не обращали внимания. Я очень признателен Валентину Алексееву, что он активно участвовал в нашей работе, хотя у него в этот период было немало забот и в реале. И я думаю, что все мы дружно должны сказать ему БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Спасибо Надежде Шляховой, за ее интересные рецензии, немалую организаторскую. Спасибо Виталию Гайдачуку, который собственно и заварил эту кашу с Мастер-класом. Спасибо всем вам, согласившимся назваться учениками, принимавшим участие в этом эксперименте. И до новых, надеюсь, встреч. И.Царев P.S. Да, дорогие ученики, хочу вам сказать, что если вам понадобиться переговорить со мной, задать вопрос, я всегда отвечу, если вы напишете по адресу igor@trud.ru . Только напомните, что вы участник первого Мастер-класса. | | Игорь, спасибо! Надя, Валентин - спасибо! Виталий - спасибо! В самом деле много узнал из мастер-класса. Много больше, чем рассчитывал. И это еще багаж в чемодане, который вы передали, и этот чемодан еще нужно распаковать, расставить знания по полкам и ввести в обиход))) С каждым днем всё выше оцениваю то, что вы рассказали и тем больше хочется сказать спасибо! Если б у нас у всех больше было времени... а так - дважды заочники... Извините за неусидчивость)) Ну, посмотрим на новобранцев!))) Мы ведь не уходим из класса, мы остаемся в школе - кто во втором классе, кто на второй год... кто - в администрацию))) | | Да, кстати, за партой было столько интересных соседей... Вам тоже спасибо! | | Сергей, вы верно отметили, что соседей интересных много было. И жаль, что пообщаться по настоящему все же не удалось. Но еще не вечер, не вечер. Возможно вы и впрямь будете продолжать загляджывать сюда. И мне это будет приятно. И. |
|
| | Спасибо всем педагогам и соученикам! Было очень интересно и познавательно. Сожалею, что обстоятельства стали помехой регулярным посещениям занятий. Извините, если что не так:) С уважением ко всем, Юлия | | Юлия, и вам спасибо, что посещали класс. Любое учение, кстати, всегда взаимно. Как бы иные преподаватели не раздували щеки :) Всегда помните об этом. | | Согласен на все сто! Я так столькому научился! :)))) |
|
| | Хоть и с огромным нелепым опозданием, но все же - огромное спасибо! Всем Вам, Игорь, Надежда, Алексей, всем-всем учителям и ученикам. Вы учили видеть и слышать лучше, быть чутче и скромнее, терпимее и внимательнее. И еще многому. Спасибо, счастья вам всем и сил! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |