Проза для взрослых конкурса "Самый яркий праздник года - 2020" | Вот он – новогодний вечер. Праздник, которого с нетерпением ждут детишки и взрослые. Веселье, подарки, признания в любви, волшебные чудеса… Степан Ильич сидел в кресле у камина, глядел на огонь. Для него новогодних праздников не было с тех пор, как умерла жена, его Людочка, а случилось это уже пять лет назад. Тогда и он потерял интерес к жизни. Скучные вечера у телевизора – единственное развлечение. И здоровье стало подводить, ноги отказывают, даже по двору прогулки невозможны стали. Были они с женой парой бездетной. Теперь вот и помощи ждать не от кого. Да и гостей в его доме не появлялось незнамо с каких пор. Сидит вот один, как перст. И ночь эта праздничная будет для него унылая и безрадостная. А ведь когда-то и в их доме Новый год считался волшебным праздником. Наряжалась ёлка, пахло мандаринами, пеклись пироги, готовились салаты… Людочка надевала самое красивое платье. Он тогда с неё – милой красавицы – глаз не сводил. Любил в ней всё: пухлые губки, ямочки на щеках, прямой, словно выточенный нос, карие глаза, обрамлённые густыми длинными ресницами. В новогодний вечер они танцевали, наслаждаясь близостью, чувством полёта. Ноги сами скользили по полу. Он вдыхал нежный аромат её духов и пьянел без вина – от любви. Потом они шли на улицу. Играли в снежки, катались с ледяных горок, смотрели на многочисленные разноцветные фейерверки. Люда смеялась и весело хлопала в ладоши. Были, конечно, и застолья. Здесь уж он смешил гостей анекдотами, говорил праздничные тосты. Пели все вместе задорные песни. А теперь вот сидит он один-одинёшенек – старый, немощный… - Эй, старина! Что загрустил? Степан Ильич вздрогнул от неожиданности и поднял голову. Напротив него на пуфике примостился маленький невзрачный старичок. Его появление здесь несколько озадачило Степана Ильича. Он удивлённо произнёс: - Ты кто? Как сюда попал? - Да не тревожься! Я не вор. Я домовой. Вижу: ты весь извёлся. Гляди – помрёшь с тоски. Ну один остался, но жить-то и одному надо. И не просто существовать, а жить интересно, с пользой для общества. Вот ты сейчас сокрушался, что одинок, что плохо тебе… Вот видишь – даже я пожалел и пришёл скрасить твоё одиночество, поговорить по душам. - Домовой… А я думал, что они только в сказках бывают… Их, вроде, кормить надо. У меня каша есть, гречневая, с маслом. Будешь? - А что, давай! За накрытым столом беседу вести веселее будет. А вообще-то домовые в реальности не едят. Они только энергию от еды берут. Так что еду потом собакам отдашь. Обрадованный, что хоть с кем-то можно поговорить, Степан Ильич быстро накрыл на стол, даже бутылочку, припрятанную на непредвиденный случай (вдруг кто по старой дружбе зайдёт), достал. За столом он почувствовал себя увереннее и сам уже заговорил, на правах хозяина, так сказать. - Как тебя звать-то хоть? - Да Михеичем зови. - Вот ты, Михеич, посетовал, что плохо мне одному, в праздник грущу, жену вспоминаю. Но если ты в Новый год пришёл грусть мою развеять, одиночество скрасить, значит, и ты одинок, значит, и тебе больше некуда пойти! - А ты прав! И домовые могут быть одиноки. Выходит, мы с тобой два одиночества. Но если ты начнёшь жить интересно, доставлять себе и людям радость по мере возможности, то и мне в твоём доме веселее жить будет. Новый год с собой начало новой жизни несёт, а ты из прошлой никак не выберешься. - Да какая новая жизнь может быть в мои-то годы! – не вытерпел Степан Ильич. – Я на пенсии. Работать или путешествовать здоровье не позволяет. - Ну со здоровьем я тебе помогу. И чем заняться посоветую. Думаю, справишься. Время приближалось к полуночи. По телевизору диктор посоветовал наполнить бокалы шампанским, загадать желание и выпить, когда будут бить часы на Спасской башне. Пообещал, что желание исполнится. Степан Ильич налил вино в стопки, поднял свою. Они с Михеичем чокнулись. Степан Ильич загадал себе начало интересной, насыщенной жизни и под бой кремлёвских курантов выпил вино. Михеич пригубил стопку, но пить не стал, сказал серьёзно: - Я тебе советую книгу начать писать, мемуары. Жизнь у тебя была интересная, во многом поучительная. Рассказчик из тебя хороший. Да с твоими-то способностями шедевры создавать будешь! О здоровье твоём я позабочусь. И прости – мне пора, засиделся я с тобой. С Новым годом! Михеич исчез, словно его и не было. Степан Ильич потянулся в кресле, поглядел на камин. Огонь в нём уже погас. Возле камина висел на гвоздике носок. В него Люда прятала, бывало, новогодние подарки. Откуда носок вновь на гвозде оказался? Степан Ильич вывернул носок наизнанку. В нём лежали авторучка и блокнот. Улыбнувшись, Степан Ильич сел за стол и начал писать. На душе было радостно. Строчки легко ложились на бумагу. Хотелось рассказать о своей жизни всё-всё: радостное и печальное, о чём мечталось и о том, чего сумел добиться. … Когда первая книга была издана, Степан Ильич бодрым шагом подошёл к столу и положил на него экземпляр со словами: - Почитай, Михеич! Спасибо тебе. Умный совет дал. Интересно мне жить стало. Новую книгу начинаю. Рядом с книгой поставил Степан Ильич тарелку с гречневой кашей и стопку вина. |
| Название интригующее, но "волшебные чудеса" не случились. Собственно, название намного интереснее самого рассказа. Новый год с домовым представляется гораздо чудесней, чем описано. Да и описано-то не то чтобы очень... Не всё в порядке с запятыми (например, "вроде" обычно не является вводным словом, "как перст" тоже не обособляется, т.к. это фразеологический оборот). Слова не согласованы по падежам (праздник, /винительный падеж, кого что/ который ждут, ночь будет унылой и безрадостной - так правильнее). Повторы, необдуманное употребление местоимений, в результате чего появляются, например, танцующие ресницы. Описания чаше всего банальны и шаблонны, но иногда просто неудачны. Вот пример и того и другого: "пухлые губки, ямочки на щеках, прямой, словно выточенный нос, карие глаза, обрамлённые густыми длинными ресницами". Но всё бы ничего, если бы встреча с домовым была описана действительно как чудо. Но нет, к сожалению... скучно и неновогодне. Судья Игорь Колесников |
| "в результате чего появляются, например, танцующие ресницы". А у тебя, Игорь, есть хрипящие губы. И всё в порядке. То, что домовой помог со здоровьем и дал прекрасный совет, спасший человека от одиночества, и есть новогоднее чудо. Хотя, конечно, ГГ должен всё хорошее заработать сам, никаких подачек ни от кого быть не должно. Это в повседневности. А в новогоднюю ночь можно и так. |
| Задумка интересная, но, к сожалению, выполнена автором скучно и монотонно. То, что называется "авторским слогом", в работе отсутствует. Начало такой небольшой по объёму работы очень затянуто излишним перечислением всех новогодних радостей Степана Ильича, которых теперь, увы, нет. По сути, хоть какое-то движение в сюжете создает появившийся Домовой (персонажи из русского фольклора пишутся с заглавной), но его несколько заунывно-поучающие речи не добавляют динамики работе. С грамотностью не всё ладно: например, "один как перст" - это фразеологизм, запятая не ставится. С наступающим Новым годом, автор! Судья Е.Кац |
| Ответ автора Игорю Колесникову: Игорь! Меня удивила Ваша резкая, безапелляционная рецензия. Захотелось ответить. 1. Вы пишете: «Название интригующее, но "волшебные чудеса" не случились. Собственно, название намного интереснее самого рассказа. Новый год с домовым представляется гораздо чудесней, чем описано. Да и описано-то не то чтобы очень...» Соглашусь, что Новый год с домовым может быть ярким, сказочным. Но герой моего произведения в депрессии, он погружён в воспоминания о прекрасном прошлом. Вот из этих воспоминаний о прошлом и выводит его домовой, который говорит о необходимости жить в настоящем. Домовой даёт герою новую цель в жизни. Это и есть волшебство! Новый год для героя - начало новой жизни. Для сказочной новогодней ночи нужен другой герой. 2. Далее у Вас: «Не всё в порядке с запятыми (например, "вроде" обычно не является вводным словом, "как перст" тоже не обособляется, т.к. это фразеологический оборот). Слова не согласованы по падежам (праздник, /винительный падеж, кого что/ который ждут, ночь будет унылой и безрадостной - так правильнее).» Даже Вы признаёте, что слово «вроде» «обычно не является вводным словом» Но в данном тексте «вроде» - вводное слово. («Вводное слово – слово, входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку.») Соглашусь насчёт «как перст» - сработала привычка ставить запятую при сравнении со словом «как». Согласование в падежах существительных «праздник» и «ночь»… Принимаю Ваше – «так правильнее». 3. Далее: «Повторы, необдуманное употребление местоимений, в результате чего появляются, например, танцующие ресницы. «Описания чаше всего банальны и шаблонны, но иногда просто неудачны. Вот пример и того и другого: "пухлые губки, ямочки на щеках, прямой, словно выточенный нос, карие глаза, обрамлённые густыми длинными ресницами".» Обилие местоимений употреблено в воспоминаниях героя. Там только «он, она, они» …их любовь. Полагаю, что употребление местоимений здесь закономерно. Не знаю, почему у Вас описание ассоциируется с «танцующими ресницами»… Думаю, вовсе не потому, что следующее предложение о танце героев. Для героя здесь просто одно воспоминание следует за другим, одна мысль растворилась – пришла другая. «Описания чаше всего банальны и шаблонны». И вновь соглашусь! Но эти описания идут в воспоминаниях героя, а человеку вообще свойственно мыслить «банально и шаблонно». 4. «… скучно и неновогодне.» Уже было отмечено, что даже в этом «скучно» для героя брезжит начало новой жизни. Это и есть волшебное чудо. |
| Уважаемый автор! Спасибо за ответ. Охотно поясню те моменты, которые вызвали у Вас непонимание. Начнём с того, что здесь нет воспоминаний героя. Он не индивидуализирован. Герой просто сидит в кресле, всё остальное за него делает автор. Включая воспоминания. Это не герой вспоминает "выточенный нос и глаза, обрамлённые пушистыми ресницами". Это автор коряво пытается описать то, что вспоминает герой. И читатель представляет именно то, что написано. То, на что я хотел обратить Ваше внимание. Вы пишете скучно и неинтересно - читатель это видит. Вы пишете, что ресницы танцуют - читатель пытается это представить, и пропадает серьёзное отношение к работе. Пишите по-другому. Правильнее. Внимательнее к мелочам. Ярче в деталях. Интереснее в образах. Смелее в описаниях. Динамичнее в сюжете. И рассказ будет достоин места на пьедестале. |
| Ответ автора Ольге Гаинут: Ольга, благодарю Вас! Доброе слово в нужный момент высоко ценится. Вы правильно поняли суть рассказа и нашли нужные слова, чтобы сказать об этом. |
| Несомненно, явление домового можно назвать и чудом, и новогодним волшебством, и судьбоносным спасением Степана Ильича. Необычное состоялось – автор прав в этом! Но всё же рассказ скучен. Миллионы стариков встречают Новый год в кресле, погрузившись в воспоминания. А ещё - многие люди содержат кур. Домашние куры несут яйца – тысячи и миллионы яиц. Но только одно яичко сделало бестселлером сказочку о курочке Рябе. Автор не индивидуализировал своего героя, не сделал именно его интересным для читателя. И в результате – обман ожиданий. Открываем окно, чтобы увидеть небо в звездах, а видим блёклую поверхность стены с тусклым изображением кого-то. Фальшь-окно! Уважаемый автор, вы забыли прорезать отверстие в стене. Задумка хороша, работа может стать перспективной, но не в представленном виде. Творческих успехов в Новом году! Судья Юлия Штурмина. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |