Детская поэзия | для старшего школьного возраста То не вьюга, не метель-дьяволица, В небе черная летит кобылица, Млечный путь под брюхом словно короста, Бьют копыта оземь звонко и хлестко. Вороная сила Землю вращает, Вороная масть собой прикрывает Всех, кто прячется от злых лихолетий, Без разбору - на тех или этих. Вдруг услышала она голос детский, Кто зовет её вдогон слишком дерзкий…? «Черная лошадка, что ты скачешь в небе, Забери с собою, прокати верхом, Вот тебе за это - сахарок и хлебец, Ты меня не бойся, я зовусь Ваньком. Помоги, лошадка, надо мне на встречу с главною звездою в миллион лучей! Пусть она покажет, где мой папа-лётчик в небе потерялся и теперь ничей... Мама заболела, я же в детском доме, Строгий воспитатель спит вон у дверей, Я в окно пробрался, жду в открытом поле, Милая лошадка, забери скорей…» ...Снег кружил и падал, вьюга заметала Забиралась колко в детское пальто, Ждал свою лошадку, не сдавался малый, С сахаром и хлебом - уговор простой.... И случилось чудо там, за облаками, Будто кто услышал, понял, разглядел, И взмахнула лошадь черными крылами Унесла мальчонку в Рождество - к звезде! |
| Стихотворение вполне соответствует второй конкурсной теме – произошло рождественское чудо, пусть и таким печальным образом. Иногда хочется упрекнуть авторов в эксплуатации сюжетов про умирающих сироток, однако в нашем случае имеет место заявка на весьма оригинальную подачу тематики: перед нами попытка фольклоризма и довольно нестандартного подхода к раскрытию задания в целом, поэтому – никаких упреков. ) Что бросилось в глаза в первую очередь? Некоторые смысловые нестыковки. «...В небе черная летит кобылица, Млечный путь под брюхом словно короста, Бьют копыта оземь звонко и хлестко». Если она летит в небе и под брюхом у неё млечный путь, как же копыта бьют оземь? Правда, фраза «Вороная сила Землю вращает» наводит на мысль, что кобылица всё-таки скачет по земле, но ведь «в небе летит»! Есть некие ощущения, что вращение Земли черными силами – особая метафора, имеющая прямое отношение к сюжету произведения. Но так ли это... Еще вопросик к логике повествования: «Строгий воспитатель спит вон у дверей» означает, что мальчик, говоря это, видит спящего. На такое обстоятельство указывает частица «вон». Поэтому следующая фраза «Я жду в открытом поле» воспринимается как нелогичная. Если мальчик в поле – воспитатель не «вон у дверей», а остался в детском доме. Без указательной частицы с логикой было бы всё в порядке. «Вороная масть собой прикрывает Всех, кто прячется от злых лихолетий, Без разбору - на тех или этих». Метафора автором не раскрыта, а мной не разгадана. Вороная масть прикрывает от злых лихолетий всех без разбору – тут, не владея какой-то информацией насчет свойств мастей, можно поверить автору на слово. Но кто такие «те» и «эти», о каком разделении речь – совсем непонятно, что имеется в виду. О технических нюансах. Поначалу отнесла смену размера к естественному обособлению речи ребенка от авторского повествования. Но – нет, после прямой речи повествование не вернулось к изначальному размеру. Да и стилизация под фольклор уже не вернулась, повествование приняло иную окраску. Очевидно, смена размера обусловлена полным уходом от первоначального стиля. То же касается изменений в схеме рифмовки: была смежная, стала перекрёстная. Строка «Без разбору – [ ] на тех или этих» выпала из ритмического рисунка, потеряв целый слог в середине. Не проставлено несколько существенных «нот при чтении» (по Чехову), что мешает, конечно же, наслаждаться музыкой стихов – спотыкает. Новых творческих полётов автору, с наступающими! Судья Евгения Валиева |
| Только из последней строфы стихов понимаю, что подумала правильно, читая текст: содержание рождественское и, хотя «Самого яркого праздника года» в содержании не прослеживается, работа соответствует тематике конкурса. Работа вызывает интерес, но читается сложно, не сразу вникаешь в смысл содержания, сложно ухватить поэтическую мысль, приходится опять и опять перечитывать, чтобы понять, что это за аллегоричные образы «метель-дьяволица» и «чёрная кобылица», как связана с ними судьба ЛГ? Вступление написано двустишиями в былинном жанре, многообещающе, слышится музыка стиха, и некое таинство развивающихся событий: «без разбору» кто «те или эти»? Но вот раскрывается легко читаемое содержание, и только теперь становится понятно, что вступление – это эпически выраженная боль-тоска ЛГ «Ванька», обращённая к небесам, к чёрным силам, чтобы сошла на землю благодать и «Унесла мальчонку в Рождество - к звезде!» Грустная и трогательная тема изложена художественно красиво, эпично и метафорично, но сбой в размере строф и в ритмике снижает качество работы, делает её сложной для восприятия. Не радуют рифмы: «в небе-хлебец, встречу-лётчик, доме-поле». Складывается впечатление, что автор поспешил выставить работу. Не порадовала меня концовка, что Рождество не снизошло к Ванька благодатью, а «унесло… к звезде». Может быть, я не правильно поняла сюжет, но ведь «взмахнула лошадь черными крылами»… Грустно как-то для праздника. Работа, несомненно, интересная, но автору просто необходимо доработать стихи и случится чудо – они станут образными с понятным и впечатляющим содержанием не только для детей. С Новым Годом! Судья З.К. |
| Изложено туманно с заявкой на высокий стиль, но замах не оправдался. Последнюю строчку первой строфы с неясным смыслом можно было конкретизировать: «Без разбору – взрослые, дети...». «Ты меня не бойся, я зовусь Ваньком.» – Не верю, что Ванёк мог такие слова сказать Вороной силе, которая Землю вращает, всех собой прикрывает». Он сам бы испугался летящей в небе чёрной кобылицы. Да и утешение лошади выглядит неубедительно – она должна не бояться мальчика потому, что его зовут Ваньком (уверен, что это имя ни о чём не говорит кобылице). В техническом плане понравились последние две строфы: выдержана цезура, размер, начало каждого стиха с заглавной буквы, соблюдено чередование женской и мужской рифм... А всё, что было перед этим, напоминает полуверлибр. Стихотворение о чаяньях полусиротки-детдомовца не даст праздничных эмоций даже старшеклассникам. Судья Юрий Юркий. |
| Стихотворение о Рождестве, о чуде... Вроде и по теме конкурса, но очень уж грустное, совсем не праздничное. Хотя, что поделать - жизнь порождает и такие грустные ситуации. Да, стиль былинный, сюжет сказочный. Чем-то напомнил сказку о Коньке-Горбунке... Наверное, не лучшие рифмы "вращает - прикрывает", "верхом - Ваньком", "встречу - лётчик", "доме - поле" и т.п. Считаю единственно удачными две финальных строфы, где практически всё гармонично и складно. Надеюсь, в новом году автор найдёт более весёлые темы и яркие образы и рифмы для своего творчества! Судья С. Гамаюнов-Черкесский |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |