Встречи. Студия поэзии | Рецензия Наринэ Карапетян ✐ Прежде чем перейти к анализу самих стихов, скажу, что на передаче Вы держались достойно - спокойно, без всякой аффектации, очень естественно. К месту были ремарки и ответы на вопросы по делу. И читали хорошо - интонацией подчеркивая смысл, без всякого актерства. Так что тут никаких нареканий. А теперь к стихам. Что-то главное. Стихотворением движет ритм, это бесспорно. Рефрен "ожидаемо" еще больше подчеркивает механистичность, повторяемость существования. У Блока - предметно: дом, улица, фонарь. У Вас на ту же тему все расплывчато - облака, рассветное марево, толпа: взгляд после сна все воспринимает как некую общую массу. Мелькает мысль, как бы из нее выбраться (что-то совершить), но тут же она перемалывается общим движением в толпе. Состояние, наверное, всем знакомое - особенно в хмуром Питере. "Закрутил колесо" как-то ассоциируется с колесом сансары, кругами перерождений, опять-таки поиском выхода из бессмысленности жизни. Вот как-то так. Из замечаний. Брови облаков - неубедительный образ. Даже брежневские брови облака мало напоминают. "Что-то главное не смог завершить". Если завершить, то должен четко понимать - что, потому что полпути уже прошел. Здесь - расплывчато: что-то главное. Больше бы подошло "совершить". Философия движенья. Стихотворение легкое, стройное, с ноткой самоиронии. Я, конечно, не великий географ, но город Чехов в Подмосковье, по-моему, к Черноземью не относится. Сразу удивляет, почему автор, проезжая город, видит дачников. Все-таки на подъезде к городу. Тем более дальше - "деревня вниз скатилась". Так что, возможно, первое слово в стихе стоил бы изменить - например, направляясь в город Чехов? Хотя тут к месту : проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Я не уловила перехода между 1 и 2 строфами: то виллы, то покосившаяся деревня, а самого момента смены кадра нет, поэтому путаешься. Также и тема меняется неожиданно: то думали о Лопахине, мечтавшем красоту дворянских поместий нарезать на участки для буржуа. И тут сразу - социальные контрасты. Причем, с заходом с Мачу-пикчу, который здесь и вовсе ни при чем. Ну ладно: постсоветский пейзаж с прогнившим трактором. После этого калина как символ скоротечности вполне уместна. Но в следующей строфе - опять новая тема: город, урбанизация, обезличивание человека. И, наконец, вывод: лишь бы куда-нибудь ехать, чтобы убежать от всех проблем. Общее впечатление: тем много, они не очень между собой связаны и заболтаны, не раскрыты в стихе. Симпатична ироничная перекличка с Чеховым и жалко, что эта линия уходит куда-то в сторону Мачу-пикчу. О фонетических трудностях критик говорила: холст стекла, финиш жертвы. Кстати, непонятно, чья это жертва и кому. Словом, легкость стихотворения при вчитывании в него читателя дезориентирует, потому что он не успевает то ли за скоростью машины, то ли за мыслями автора. Безвременье Хороший первый катрен - тем, что в него естественно уложилось целиком предложение. Мне это всегда у Пастернака нравилось. (Как будто бы железом, обмокнутым в сурьму, тебя вели нарезом по сердцу моему). В первой строке сшибка трех совершенно разных литературных персонажей вызывает явный когнитивный диссонанс. Маленький принц (чистота, мудрость любящего сердца), Гамлет (рефлексия, тема рока) и Гвидон (а что Гвидон? Рыцарство, бесконечность желаний? поиск отца?). В сумме получается: чистый, с неудовлетворенными желаниями? Но дальше выясняется: (страшно не сделать и страшно посметь) - что все-таки Гамлет. Панические атаки (люстра-живой осьминог). Про хлюпающие тапки - простор для версий. Но отчего же он все-таки так опустился? Непонятно. Ситуация не укорененная в действительности. Чего не хватает? Любви, денег, взаимопонимания? А дальше (в списках пропавшего племени) понятно, что речь идет о целом поколении. В принципе емко и насыщенно, экспрессивно, но, повторюсь, не очень ясно, из-за чего такие ломки. И можно жить. Можно воспринять, как продолжение истории героя предыдущего стихотворения - 30 лет спустя. Наступает хоть какое-то примирение с жизнью. В воспоминаниях о детстве находится островок стабильности. В целом подборка составлена хорошо, с опорой на внутренний духовный путь ЛГ. В первом стихотворении он чувствует, что упустил что-то главное, повелся на второстепенное. Во втором его носит по свету без явной цели, так он глушит свое беспокойство. В третьем, как в панцирь, прячется в своей комнате, становится отшельником. В четвертом понимает, что зря отказывался от близости с людьми и в своем детстве находит картинки нормальной человеческой жизни. Блок три тома своих стихов назвал "трилогией вочеловечивания". У Дмитрия: бегство и возвращение к истокам. Вот так мне все это представляется. |
| Дмитрий! С интересом посмотрела Ваше выступление! Понравились стихи. Хоть и можно придраться, но в целом – очень ярко и непосредственно. Больше всего приглянулись «Философия движенья» и «Безвременье» - мне кажется, они более индивидуальны и нестандартны. Интересно увязаны Чехов, вишни, Лопахин…, русский пейзаж, да ещё к тому же инки (и, главное, в тему) в философию. В «Безвременье» тема Гамлета раскрыта по-новому. И это очень здорово! Из замечаний критика, пожалуй, не согласилась бы со словом «хабалки» – считаю, вполне нормально для представленного стихотворения. Что касается чтения – тоже понравилось. Идёте за словом. Я бы сказала (как и критик про Ваши стихи), у Вас мужская манера подачи – ничего лишнего, но чувства передать удаётся. Если и улучшать что-то, то только если Вы сами чувствуете, что можете что-то конкретное улучшить. На мой вкус, всё прозвучало убедительно. |
| Дмитрий! Передача мне "передалась" с замечаний критика. Они все по делу, конкретные, толковые. Считаю, что Вам повезло получить такой комментарий. Остаётся работать и работать над стихами, есть, куда двигаться. Понравился разбор Наринэ - очень доброжелательно. Вкусы у всех разные. Мне нравятся стихи, которые крепко цепляют, посыл которых запоминаешь с первого раза и на всю жизнь, и на слух, и при чтении - яркие точные образы, сильные, глубокие идеи, может быть лирика чарующей красоты, но обязательно вибрирующая. И каждая строка должна дышать поэзией, ни в коем случае ни ментальные штампы, ни общих мест и слов - всё быть должно самобытно и профессионально. Ваша поэзия пока любительская. Такой много - полные сети. Надо выбираться на берег. Да, в толстые журналы, на серьёзные конкурсы, серьёзные сайты (типа 45-я параллель). Тогда можно начинать говорить об уровне. Пока рано. Пока только общение, до поэзии топать и топать, по моим понятиям. И себя не жалеть - переписывать, переделывать, совершенствовать. Ведь образцов много. И классики, и современники радуют. Всё в доступе. |
| Добрый день! Дмитрий, прежде всего, хочу поздравить тебя с этим событием. "Турнир поэтов" - определенный верстовой столб на пути, после которого идет переосмысление, можно посмотреть на себя со стороны и сделать какие-то выводы. О передаче. Как я уже говорил, мне не очень понравилось то, сколь мало времени в ней уделяется непосредственно стихам и сколь много уделяется окололитературной болтовне. В то же время, даже за 3-4 минуты, отведенные на чтение стихов, Дмитрий подтвердил, что прекрасно владеет голосом и уверенно чувствует себя перед камерой. В мероприятиях такого формата это половина успеха. Повторю свою конкурсную рецензию. "Всё чаще убеждаюсь в том, что писать просто гораздо сложнее, чем писать вычурно (хотя и в том, и в другом случае есть известные исключения). Необходимо более взвешенно и скрупулезно подбирать слова, потому что попытка оправдать ошибку оригинальным видением здесь не срабатывает. При всех технических равных, Дмитрий берет на себя больше ответственности, его поэтика серьезнее". Главное для меня в стихах Димы - честность - совпадает с его жизненной позицией. Это важно: мало поэтов, готовых так правдиво браться за бытопись, всё чаще они вуалируют ее вычурностью, потоком сознания, получается неестественно - как будто автор стесняется своих же мыслей. Стихи Дмитрия бывают грубыми, но они, несомненно, красивы. Его стоит читать хотя бы потому, что он ищет новые темы и изобретателен в средствах выразительности. Вот, например: Но не я, казалось, ехал, А деревня – вниз скатилась, Пролетев, как дикий мамонт, В Богом созданный овраг. И еще он ироничен, что в данном контексте очень важно. Это исключает дидактизм. По поводу техники распространяться не буду. Достаточно того, что указали в передаче. Критических ошибок здесь нет, остальное субъективно. Вообще такие стихи писать очень тяжело, потому что это всегда не проторенный путь, пробы и ошибки, самокопание, поиск. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |