Семинар. Открытый форум Литературного семинара-конкурса миниатюр «Семь тетрадей жизни» | Есть непреложная истина, живущая на нашем портале: судьи - они ведь тоже авторы! И им тоже не терпится, вооружившись до зубов теорией, попробовать силушки на практике. Соревноваться с другими авторами в конкурсе не получится - не положено. А посему создаем специальную тему в семинаре под названием "Судейские опыты", в которой каждый судья (только судья!) может представить достопочтенной публике свои опыты в миниатюре. А будет ли кто-то судить сии творения, спросите вы? Можно ли судить судей? Интересный вопрос. А давайте проведем неофициальный конкурс зрительских симпатий. Все авторы (кто захочет, конечно), но не судьи, могут оставить в комментариях под выставленным произведением свой отклик и оценку: +1, если понравилось, и -1, если не понравилось. А после окончания конкурса (7-го тура) мы соберем все оценки и составим рейтинг лучших миниатюр судей. Только прошу вас: быть объективными, никаких сведений счетов! |
| Пока Ольга Грушевская занята, позволю, Эд, сказать свою «пару слов». Федя вызывает у меня жалость, сожаление и восхищение. Теперь, уважаемый Эд, имеют ли эти три истории какое-то отношение к миниатюрам (моё мнение): «СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС» «Федя вышел из автобуса, молча…» Обычно так и выходят – молча, либо благодарят водителя, либо, пробираясь сквозь толпу пассажиров спрашивают: - Вы выходите, либо не спрашивая, расталкивая всех, обходятся тремя словами. Нет, Эд, не увидел я в этом «малом – нечто значимое, в случайном - закономерность, в крохотной детали - весь мир». «КАК В ЖИЗНИ» Понравился Федя (хорошо бы упомянуть, что встал-то он, собираясь на работу, эффект был бы совсем иной). Несколько скомканной получилась концовка с Клавкой. Возможно, лучше обойтись без неё. Чего Федя её звал? Миниатюра, требующая доработки. «НЕ СУДЬБА» Так и хочется начать – «Выходя молча из автобуса…» Основа всей истории – встреча с девушкой. Эд! Я могу ещё понять необходимость Вашего Феди забежать в магазин, но что принципиального для миниатюры, для девушки Вы увидели в этом «фокусе» с молоком и кефиром? Совсем не к месту… Пропадает основная тема. |
| На мой взгляд, можно отнести к циклу миниатюр, предполагая, что общим циклом будет складываться общий смысл. Но надо сильно поработать. Мне показался слог хорошим и лаконичным, укладывается в ритм и все выверено фонетически. Но даже при этой лаконичности есть лишние нагромождения-уточнения... которые, на мой субъективный взгляд, либо уничтожают предполагаемый смысл, либо просто его размазываю и девальвируют. СМОТРИМ. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Федя вышел из автобуса, молча, потому что напрочь забыл дома весь свой словарный запас. А дальше лишнее. Достаточно. Если он что-то вспоминиает, то не интересна идея, что он забыл сл.запас дома. Значит, ничего он не забыл и скоро все вспомнит. И тогда не не понятно,что БЫВАЕТ? Что забыл сл.запас или что вспомнил два слова??? - Как всегда, - сказал Федя, вспомнив два слова. - обесценивает первую фразу. Бывает. - ЧТО БЫВАЕТ? КАК В ЖИЗНИ Утром Федя проснулся, оделся, завязал шнурки на ботинках и подошел к окну подышать после сна свежим воздухом. За окном он увидел маленькую девочку, которая шла в школу, согнувшись под тяжестью портфеля. «Да, тяжело детям в школе», - подумал Федя, развязывая шнурки на ботинках. Он снял их, разделся и, позвав Клавку, снова лёг в постель. - Вот ведь, как в жизни, - вслух рассуждал Федя, - человек рождается, суетится, потом, согнувшись под тяжестью, становиться старше… - И умирает, - сказала Клавка, согнувшись с его ботинками в руках. «Это она про меня», - подумал Федя, лёжа в своей уютной постели. - почти хорошо. И все-таки. А почему он вдруг стал опять в постель укладываться? Чего-то испугался? Здесь не совсем понятно, но догадаться можно. Клавка нормальная :) а последнее предложение я бы убрала. ЛИБО все миниатюры в этом цикле можно унифицировать :) и дать последние слова Федору с каким-то последним заключением. Только не слишком в лоб тогда. Но хорошо бы тогда вставить такую Федорову мысль во всех, чтобы они были объединены. НЕ СУДЬБА Выходя из автобуса, Федя обратил внимание на симпатичную девушку со стройной фигурой. Летняя одежда на ней хорошо подчеркивала её сексуальную натуру. «Да, хороша», - подумал он, - «но видно не судьба, а жаль». (лишние кавычки) - Прощай, красавица, - сказал он самому себе, и свернул в магазин за молоком. (лишняя запятая) В магазине пахло керосином. - Дайте мне кефир, пожалуйста, - сказал Федя. - Что вам? - переспросили его. - Мне кефир, - попросил он. Ему, как всегда, дали молоко, и он ушёл. Надо как-то короче... Дали молоко и он ушел. Или... какой смысл в кефире-молоке? Отвлечь от девушки и показать будни? Надо как-то иначе это подать. Федор шел за кефиром, но вышел с молоком - и не важно, КТО ошибся, как всегда или не как всегда, важно, что он думал о судьбе - о девушке. Выйдя из магазина, он снова увидел её. Девушка одиноко шла впереди него (него - лишнее), притягивая к себе своей женственной походкой и свежестью (девушка и свежесть - масло масленное). Её чистые (а бывают грязные? Это же идеальный образ. Режет слух) волосы, красиво разбросанные по лицу (вы это можете представить? - разбросанные волосы по лицу? Она что их состригла, легла и набросала на лицо волосы? Звонок смотрели???), нежно заигрывали с лёгким весенним ветром. «Это судьба», - подумал он, и решил немедленно догнать девушку, познакомиться, поговорить, проводить домой или хотя бы с близкого расстояния посмотреть на её лицо (долго - лучше, или хотя бы заглянуть ей в глаза). «Другого случая не представиться, это судьба». Расстояние между ними быстро сокращалось, как, впрочем, и его решительность тоже. Поравнявшись с девушкой, Федя обогнал её и... быстро прошел мимо. На этом бы я лично поставила жирную точку. Остальное снижает накал словесами и разжевыванием. ...., даже не обернувшись, пошёл своей дорогой, забыв её навсегда. Не судьба. Удачи! |
| Скажу главное – ЭТО ИНТЕРЕСНО! Спасибо вам, Ян и Ольга, за внимание и уделённое время. Хотелось увидеть себя со стороны и услышать, как понимают и относятся к тому, что читают профессионалы. Я не иронизирую, потому что мне действительно нравится Ян, как писатель, а Ольга – как красивая женщина и литературовед-профессионал. Согласен, ничего особенного в миниатюре «Словарный запас» нет, если её рассматривать не в канве книги о жизни Феди с его женой Клавкой, которая (книга) состоит из ста миниатюр. Там можно найти многое такое, что одному понравится, другому – нет. Но здесь рассматривается миниатюра сама по себе, и правильно заметила Ольга Грушевская, что её «можно отнести к циклу миниатюр, предполагая, что общим циклом будет складываться общий смысл. Но надо сильно поработать». Согласен, надо. Она и выставлена была для того, чтобы определиться, что это, как лучше и, заодно, посмотреть на реакцию судейства. Ян, о фразе, которая здесь почти единственная: «Федя вышел из автобуса, молча…», Вы говорите, что: «Обычно так и выходят – молча, либо благодарят водителя, либо, пробираясь сквозь толпу пассажиров спрашивают: - Вы выходите, либо не спрашивая, расталкивая всех, обходятся тремя словами». Можно выйти и, посылая всех ко всем и всякому, и даже, выйдя из автобуса, попасть под автомобиль. Но дело в другом. Он, в данном случае вышел молча и всё. Он не хотел говорить, а может быть и думать (мало ли). Додумывайте сами. Аналогично можно сделать замечания по любой фразе или предложению. Допустим вычитываю из приведенной здесь миниатюры предложение и расцениваю её таким же образом. Читаю: «Яркая вспышка осветительной ракеты на секунду ослепила глаза и, зашипев, утонула где-то в середине заснеженного болота». Яркая вспышка осветительной ракеты может ослепить только глаза… ни нос, ни уши, ни… Однако здесь правильно уточняется, что вспышка ослепила именно глаза, потому что предложение так построено. Можно было написать и проще: «Яркая вспышка осветительной ракеты ослепила его и, зашипев, утонула где-то в заснеженном болоте». Намеренно исчезли и «глаза», и «на секунду» (не на две же), и середина болота, где можно всегда задать вопрос, а почему именно в середине? Это так важно? Я хочу сказать, что нельзя каждый раз по словам раскладывать по-своему прочитанную мысль. Идёт описание картины, где должно произойти что-то. И хорошо, что она (картина) именно такая. Мне она, Ваша картина, понравилась, правда так же, как в Вашем случае с моим Федей, могла и не произвести впечатление.:)) Но производит! Потому что читаю я по-другому! Вот, с учётом замечаний, написал эту сверх миниатюру иначе: «Словарный запас Феде отшибло память. Он вышел из автобуса, посмотрел по сторонам, хотел что-то спросить у прохожего, но не спросил, потому что напрочь забыл дома весь словарный запас. - Как всегда, - сказал он, вспомнив два слова». Немного лучше, но по сути – одно и то же. А хотелось, чтоб совсем коротко. Я благодарен вам, Ян и Ольга, за такие замечания, которые направляют на главное, убирая лишние не нужные слова и ненужные смысловые дополнения. Я и сам стараюсь следить за этим и не писать такое, как, например, «он махнул своей рукой (не чужой же)» или, как в миниатюре правильно замечено, что в предложении «Девушка одиноко шла впереди него (него – лишнее)». Честно признаюсь, я и сам заметил, хотел убрать, но не стал, оставил для вас.:)) Что могу добавить – всё хорошо и всё правильно с замечаниями. Конечно же учту. Но вот, если нетрудно подскажите. Я не могу разобраться с кавычками. Вычитываю в книгах и у каждого по-разному. У меня: «Да, хороша», - подумал он, - «но видно не судьба, а жаль». (лишние кавычки). Где они лишние? Внутри предложения: «Да, хороша, - подумал он, - но видно не судьба, а жаль»? И я так писал, но в книгах не встречал такое, вот и ставлю их по-всякому. Не решался принимать участие в этом конкурсе, он непростой, и по одной причине для меня – читают мысли автора по-разному, и здесь скажу вам, уважаемые судьи: миниатюры нужно уметь читать! И это тоже непросто. С уважением и большое спасибо |
| Эд, уважаемый! Ведь не зря ещё в самом начале конкурса миниатюр, я написал, что он будет испытанием как для авторов, так и для судей. И я тоже, благодаря Ольге, увлёкся их написанием - пишешь, словно решаешь какую-то хитрую задачу... И признаюсь - разместил я своё мнение до уважаемой Ольги для того, чтобы сравнить - не шибко ли сам ошибаюсь в своих оценках. Вообще, как я понял, хорошая миниатюра подобна хорошему ювелирному изделию - тонко, изящно и ничего лишнего. |
| Спасибо, Ян! Попробую поучаствовать. |
| У меня большая просьба к нашим профессионалам. Помогите определить, что именно я написала. Точнее, что же у меня получилось: миниатюра или стихотворение в прозе, или что-то еще? Светлый праздник Троицы. Земля в объятиях солнечного света. В искрящемся воздухе ярко белеют стволы берёз. Празднично светятся под ними ковры ослепительно-жёлтых лютиков. Их глянцевые лепестки блестят и переливаются, словно пронизаны солнцем. Воздух наполнен запахами молодой клейкой листвы, луговых трав. Ароматы душистых цветов разливаются вокруг. Маленькими солнышками разбросаны по лесным полянам купальницы. Тихо позванивают бубенчики духовитых ландышей. Среди нежного весеннего разнотравья колышется море белоснежных ромашек и голубых колокольчиков, распускаются скромными резными цветками васильки. Шапки белоснежных черёмух и розовые облака цветущих яблонь плывут над миром. Зацвела душистая сирень. Все вокруг пробудилось, распускается, зацветает, радостно устремляется ввысь, к свету, к новой жизни. Божьей благодатью наполнен мир, заново рождающийся в начале лета. Природа и счастливый человек кажется пропитан этой духовной благостью, живёт и дышит. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, свежестью и солнцем наполнен праздник Троицы. Мы устилаем полы храмов душистыми травами, украшаем церкви березовыми ветвями. Приносим с собой зеленые ветви и букеты цветов – символы возрождения каждой человеческой души, открывшей для себя путь к вечной жизни. |
| Лена! Без обид! Мне показалось, что это замечательный подарок журналу "Русская патриархия" к празднику святой Троицы. |
| Ян, какие обиды! Тем более, что вы прозорливы, как всегда. Написано к книге о празднике Троицы для белорусского издательства. Но по жанру, так и не поняла, что наваяла. Может, оно и не важно :) |
| Всё зависит от направления издательства. Ежели это чисто религиозное я бы Вашим эссе открыл бы (вводную часть) этой праздничной темы. Оно (эссе) создаёт праздничное настроение у читателей и веру в добро и любовь... |
| Как говорится, спасибо на добром слове. Действительно, издательство Белорусского Экзархата. Эссе? Скорее всего соглашусь. |
| Порой Название миниатюры уже говорит о предполагаемом... Пример (шуточная миниатюра): О, сколько нам открытий чудных... - Деда! А выхлопная труба у всех есть? И у автомобилей, и у самолётов, и у пароходов? - У всех, внучок, у всех. - А я тебе скажу по секрету, что у людей тоже есть выхлопная труба. Фото: http://www.proza.ru/2016/03/31/874 :) |
| Старый коломенский... На крыльце старого деревенского дома одинокий старик слушает патефон. Рядом лежит кошка. - Вот, Мурка, мой старый Коломенский патефон... Мы с ним однолетки. Хоть и скрипим, но живём. Вспоминаем... Послушай, как пел мой тезка - Сокольский: "Мурка, ты мой Мурёночек, Мурка, ты мой котёночек, Мурка, Маруся Кли... ва ...меня, любимого". Эх, опять заело что-то... Где там наш валидол, Мурка? Фото: https://www.proza.ru/2016/03/26/838 |
| Миниатюра милейшая, на острие грани короткого рассказа или зарисовки. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |