Гостиная № 1 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы разбираем рассказ Александра Сороковика: "Красные босоножки" http://litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=361517 И посмотрим, что будет дальше: 10 февраля - рассказ Вадима Сазонова: "Тени прошлого" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=357407&pid=0 17 февраля - рассказ Виктора Федорова: "Пятачок" http://litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=361865 24 февраля - рассказ Ирины Лунёвой: "Инвалид" http://litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=361973 3 марта - рассказ Олега Черняка: "Время свободы" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361501&pid=0 10 марта - рассказ Рины Головиной: "Сказка о Кукле, Курносой девочке и красном Шарике" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362371&pid=0 17 марта - рассказ Галины Димитровой: "Бодигард" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=354415&pid=0 24 марта - рассказ Вадима Сазонова: "Герои поневоле" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=342980&pid=0 Как видите, появилась очередь. Если хотите рецензироваться, присылайте мне свои ссылки заранее. А теперь - поехали! А кто не успел - сам виноват! ************************************************************************************** Рецензия Вадима Сазонова: Мнение о рассказе Александра Сороковика «Красные босоножки (Из цикла "Рассказы о старом сапожнике"): Замечательный рассказ! Нет особого сюжета, я для себя отношу такие рассказы к категории рассказ-настроение, писать их гораздо труднее, чем насыщенное событиями произведение, поэтому ценю их гораздо выше. Всякий отрезок нашей жизни ассоциируется в памяти с определенными людьми и местами. Многое из памяти стирается, забывается, а вот эти наиболее яркие образы хранят то, навсегда ушедшее, время. Но уходят эти люди – символы эпохи нашей молодости, меняются места, где прошла юность, а вместе с этим переворачивается очередная страница жизни. Сомнение: «Последние несколько лет звонились просто по привычке» - наверное, «созванивались». С уважением Вадим. ************************************************************************************** Рецензия Рины Головиной:: Красные босоножки (Из цикла "Рассказы о старом сапожнике") А.Сороковика Рецензия. События, о которых повествует автор, и характер ГГ, представляются очень зримо. Впечатление от рассказа очень хорошее. Я ведь не ошибусь если скажу, что на самом деле речь идет не о смерти и похоронах, а о том, что человек может прожитьдолгую счастливую жизнь, очень простую и ясную, если он делает то, что у него получается лучше всего? Как это важно - творить чудеса для других людей, пусть даже эти чудеса - всего лишь починка обуви.И как важно, чтобы такие люди встречались в нашей жизни, чтобы по ним, как по часам, мы могли сверять собственное отношение к жизни. ************************************************************************************** Рецензия Олега Черняка: По сюжету. Рассказ на раз. Легкий, ненавязчивый. Не несет гнетущих смысловых нагрузок, задевает эмоционально. Интриги нет, но есть душевность, заставляющая дойти до финала. Если это реальная история, то чувства передать удалось, если вымысел, то просто супер! По тексту. Очень гладкий, без передергивания, последовательность описания ровная. Отбивку текста астериском можно было не применять, так как даже временные переходы настолько мягкие, что на них не спотыкаешься. Здорово! В качестве придирки! Обратил внимание на слово "финансирование", как-то вырвалось оно из общего повествования. Можно было бы добавить красок. Пример. У автора: "Выносили столы, табуретки, скамейки, скатерти". Как вариант: "Выносили кухонные столы, табуретки, небольшие скамейки и видавшие виды скатерти с едва заметными застиранными пятнами". Таким образом из хорошей цветной фотографии, получается картина, написанная маслом, на которой ощущается каждый мазок кисти. Скобки в художественном тексте не ставят – это догма. Спасибо, автор, за рассказ. Желаю успехов! Не принимайте мой отзыв близко к сердцу, критиковать гораздо легче, чем писать. С уважением Олег Черняк. ************************************************************************************** Рецензия Виктора Федорова: «Красные босоножки. Тема - Впечатление» Александр Сороковик Хороший, светлый рассказ. Для души. Как и обозначено в названии. Ничего лишнего, просто память с оттенком грусти по ушедшему детству. Как всегда, написано прекрасным языком. Браво, Александр! С уважением, Виктор ************************************************************************************** Рецензия Александра Паршина: Рецензия на рассказ Александра Сороковика «Красные босоножки» Какой простой, но отличный сюжет. Саша, но это сюжет можно ещё более улучшить. Просто изложу свои мысли, а решай сам. У тебя великолепен последний эпизод, когда девушка пришла за босоножками. Остальное ты, похоже, написал просто для объёма. Замени Саню и Славку женщинами, парнями, соседями, даже ворами – ничего в последнем эпизоде не изменилось бы. В рассказе, как бы нет логической связи. Просто добавь два небольших штришка. Вот после этих слов: «Мастер отсчитывал нужную сумму, всегда небольшую, остальное отдавал обратно, никогда не оставляя себе лишнего». Саня тоже должен вспомнить, примерно так: «Помню перед выпускным расклеились ботинки мои единственные. Пошёл к дяде Боре. А на следующий день не поверил, что обувь моя. И с Ксюшей я тогда познакомился. Она удивилась, что у меня такие аккуратные ботинки». И уже рассказ как бы склеился. А самое главное вот здесь: «Мы поговорили ещё немного и стали прощаться: дядя Боря снова начал впадать в забытьё: …но вдруг, что-то вспомнив, прошептал: - Девушка… Красные босоножки… Дёрнулся всем телом и затих. Саша, после этого читатель не оторвется, пока не дочитает до конца. Интрига будет бешенная. Но это лишь моё мнение, сам решай. ************************************************************************************** Рецензия Игоря Колесникова: Я буквально пару слов, и оба хвалебные. Хороший рассказ, добрый, искренний. По тексту нет замечаний, ни на что глаз не наткнулся, гладко, художественно, ляпов тоже не заметил, про ошибки нечего сказать. Особого действия нет, эмоции есть, но не очень яркие. Грусть, но не горе. Скорее, именно грусть по ушедшему хорошему человеку, который олицетворял собой целую эпоху. Герои зыбки, пожалуй, никто, кроме сапожника, не вырисован тщательно, Они всего лишь статисты, как и сам рассказчик. Эпизод с девушкой добавил соли, но самую малость. В общем, получилось пресновато. Хорошо, но не увлекательно. Концовка довольно-таки предсказуема, закрутить интригу не получилось. Да и нужна ли она здесь? Вряд ли... Это рассказ другого рода, здесь любой неожиданный поворот сюжета будет выглядеть танцами на могиле. Жил хороший человек. И умер. Об этом написан хороший рассказ. Больше ничего не надо. Поэтому я в недоумении... Просто. Слишком просто. Маловато прилагательных, незаметно оригинальных, запоминающихся образов-сравнений. Скучновато. Но всё это очень и очень в тему! Рассказ получился гармоничным! Поэтому и впечатления от него самые светлые и тёплые. Давайте будем человечнее друг к другу! Заметьте, в рассказе даже нет и одного отрицательного героя. |
| Добрый вечер, друзья! Спасибо всем, кто откликнулся! Пока есть свободная минутка, начну отвечать. Вадиму Сазонову: Спасибо, Вадим, за добрые слова и за понимание сложности написания таких вот малосюжетных рассказов-настроений. Вы всё отметили совершенно верно! Ох, часто мне ставят на вид это «звонились»! Очень не хочу его менять на стандартное «созванивались» - оно, может, и каноничнее, но безликое какое-то, пресное… Ирине Головиной:: Совершенно верно, Ирина, речь не о смерти, а о простой, честной, ясной жизни сапожника, которого помнят и любят за такие простые чудеса. Спасибо! Олегу Черняку: Вы правы, Олег, тут нет интриги, это моя любимая малосюжетная проза. Это не история из жизни, но и не чистый вымысел – всего понемногу. По придиркам. Слово "финансирование" мне здесь не показалось чуждым – всё же речь идёт об официальном процессе погребения. По столам и скатертям – мысль интересная, надо обмозговать! А вот по скобкам надо поговорить обширнее. Я уже встречал у Вас это утверждение и категорически с ним не согласен. Нигде не встречал этого утверждения в качестве догмы, да и этот приём иногда играет очень важную роль. Согласен, увлекаться им нельзя, заменять авторские ремарки где ни попадя – тоже. Но иногда, как художественный приём – почему нет? Спасибо за добрые слова и интересные замечания! Виктору Федорову: Спасибо большое, Виктор! Очень верно сказано: это рассказ для души! Память с оттенком грусти. Пока всё, беру тайм-аут. Остальное – наверное, завтра! |
| "Финансирование" - уж очень канцелярское слово, мне оно бросилось в глаза. Про скобки. Я как-то писал, что однажды слышал от уважаемого всеми человека, что скобки по тексту — это подпись автора под своей несостоятельностью выразить на бумаге пришедшую мысль. В одном обсуждении Игорь Колесников мастерски отправил меня к классикам. Перечитав "Господа Головлевы", я убедился, что Салтыков-Щедрин часто использовал скобки. Но! Их не замечаешь, потому что текст не дает отвлечься. Согласен, что с "догмой" для всех перегнул. Догма не ставить скобки - это скорее для меня. Я и далее буду отказываться от этого художественного приема. Я уже написал всем рецензии аж до 3 марта, поэтому заранее прошу прощения у авторов, чьи скобки меня тормознули. И соглашусь, Александр, с вашей фразой: "Этот приём иногда играет очень важную роль". А раз уж согласился, то добавлю, что в скобки надо ставить то пояснение, без которого, ну, никак не обойтись, и оно должно быть ярким и броским. В случае с "парковкой", мне кажется, можно было бы поиграть со словами и обойтись без скобок, а вот тут: "(а куда бы они девались?)" скобки уместны. Но, когда авторы заключают в скобки по сорок слов - это не художественный прием, а…Все, молчу! |
| Олег, я в своё время прочитал, по-моему, у Горького, что знак ; может применяться во всех случаях, он универсален и может заменить что угодно. Вот я и давай его лепить где надо и где не надо! Мои первые рассказы просто им кишели. Потом послушал умных людей, сделал выводы. От ; не отказался совсем, но применяю теперь очень аккуратно. Так и скобки: если ими не злоупотреблять, то вполне себе нормальный знак. Ну, я так думаю. КМК. |
| Я согласился с вами, Александр, но наверное важны не сами скобки, а то, что в них заключено. В рецензиях на скобках зацикливаться не буду, если конечно в них не будет многословного отклонения от текста. Договорились? Согласны? |
| Кстати! "звонились" абсолютно легло в текст. Я его, конечно, заметил, но при повествование от первого лица это вполне уместно. Мало ли какими словами изъясняется ваш герой. Я считаю, что все ОК! |
| Спасибо за понимание и поддержку!!! |
| Вечер добрый! Написать рецензию вовремя не успела, потому будет немного с опозданием. Несмотря на отсутствие неординарного, динамичного сюжета, рассказ читается легко и с интересом. Одесский дворик вырисовывается из нескольких штрихов (в любом случае, мне достаточно несколько этих штрихов, чтобы узнать Одессу)) ). Душевный, светлый рассказ с нотками грусти: время идет вперед, и детство, и юность в один прекрасный момент остается где-то там... но пока живы люди из детства/юности, человек не чувствует особой тяжести прошедших лет. Они - живая память, напоминание о тех счастливых днях, что уже прошли, но остались в человеке. Добрый рассказ. Замечания: - звонились: может, созванивались? все ж таки это не разговорная речь и не диалект героя. ну или как-то по-другому. - Звал потом, когда зацепился и начал выкарабкиваться наверх, друга к себе, но он предпочёл обустраиваться в родном городе. - может, немного поменять порядок слов в предложении? Потом, когда зацепился...., звал друга к себе...... кажется, это все) С уважением, |
| Анна, спасибо большое за рецензию и тёплые слова. Про "звонились" уже писал, а следующая фраза вроде кажется мне нормальной вполне... Впрочем, подумаю. |
| Моя рецензия, видимо , потерялась. Поэтому пишу её заново в комментариях. Красные босоножки Сначала замечания: Молодая девушка - символ красоты, утверждение того, что жизнь продолжается. Девушка противопоставляется скорби. И эта девушка забирая свои любимые босоножки, уносит в жизнь мастера «Звал потом, когда зацепился и начал выкарабкиваться наверх, друга к себе, но он предпочёл обустраиваться в родном городе». – ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ НЕСКОЛЬКО ГРОМОЗДКАЯ ФРАЗА. Я БЫ НАПИСАЛА ТАК: «Когда зацепился и начал выкарабкиваться наверх, звал друга к себе, но он предпочёл обустраиваться в родном городе. И УХОДИТ СЛОВО «ПОТОМ», КОТОРОЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПАРУ СТРОК. СМУТИЛИ ЭТИ СТРОКИ МОЕ ПОНИМАНИЕ… «А Ксюша сказала, что нечего мне тут путаться под ногами, ибо они решили – пусть первые дни молодые поживут у нас, она поможет Светке с ребёнком, а заодно приглядит за её мужем – чтоб был обихожен, накормлен и обласкан, не чувствовал себя лишним и не смотрел по сторонам. Я БЫ ТАК НАПИСАЛА: А Ксюша сказала, что нечего мне тут путаться под ногами, ибо они решили – пусть первые дни молодые поживут у нас, она поможет Светке с ребёнком, ЧТОБЫ ДОЧКА МОГЛА ПРИГЛЯДЕТЬ за СВОИМ мужем – чтоб был обихожен, накормлен и обласкан, не чувствовал себя лишним и не смотрел по сторонам. О рассказе. Вот так надо жить, чтобы твоей семьёй стал весь дом, в котором ты живёшь и вся улица. Таким человеком был дядя Боря! Неважно, что у него не было жены и детей, но он был любим больше чем некоторые семейные пары любят друг друга. И как бы он не ворчал на клиентов, в его интонации и действиях отсутствовала злоба, он так, для проформы, что он , якобы, такой сердитый! Дядя Боря был для ГГ олицетворением его детства и молодости. Символом его безмятежного времени. Это не дядя Боря ушёл, ушла бОльшая часть жизни ГГ. Поэтому ещё больнее и тяжелее. У каждого из нас есть такие люди, представляющие собой наше детство. Я вспомнила своих соседей по площадке – бабулька и дедок. Они никогда не запирали дверь, можно было забежать к ним, угоститься пирогами, которые всегда пекла баба Аня! Светлая память нашему ушедшему детству. Сначала думала, почему рассказ назван "Красные босоножки", ведь ГГ - дядя Боря. Потом для себя поняла, что молодая девушка - утверждение того, что жизнь продолжается. Девушка противопоставляется скорби. И эта девушка забирая свои любимые босоножки, уносит в жизнь красоту, созданную мастером. А значит, дядя Боря жив! Замечательно, что в рассказе есть образ молодой девушки, он смягчает горечь потери. Спасибо, Вам, Александр, за рассказ. Конечно, в альманах АК. |
| Ирина, спасибо за столь добрый отзыв! По замечаниям: по первой фразе писал только что, а вот по второй, где про уход за мужем... Чаще всего молодая мама все силы отдаёт ребёнку, у неё это на уровне инстинкта. Муж уходит на второй план и поэтому часто обижается. Если семья это время живёт у тёщи/свекрови, обычно они помогают тем, что берут на себя бытовые заботы о молодом папе: накормить, постирать, обиходить. Тогда его жена (молодая мама) вскоре сможет уделять ему больше внимания, когда на ней не висят эти хлопоты. Конечно, бывает по-другому, но я описал наиболее типичную ситуацию. И очень верно Вы подметили: образ девушки здесь далеко не случаен, он выводит сюжет из грусти в новое продолжение жизни! |
| В принципе, всё, что я хотела сказать, вплоть до "звонились" и "финансирование" уже сказали. Задумалась, почему рассказ понравился, ведь я больше люблю сюжетную прозу. А потом дошло: послевкусие. Этот рассказ очень теплый. А еще эти одесские дворики, оставившие в моей памяти неизгладимое впечатление, и так точно переданнная автором атмосфера. В общем, Саша, замечательный рассказ. |
| Галина, спасибо за "послевкусие"! Именно это я люблю в хороших рассказах других авторов, и приятно слышать о своём рассказе. |
| Хочу добавить свой читательский отзыв. Очень понравился рассказ! Читаешь и видишь картинку, представляешь, о чем идет повествование. Здорово! |
| Спасибо большое, Ирина! Помочь читателю увидеть в рассказе картинку - высший пилотаж. Значит, мне удалось это! |
| Александру Паршину: Саша, спасибо за добрые слова! Не соглашусь, что первая часть написана для объёма, тут всё связано логически. Штришки, которые ты предлагаешь, пожалуй, неплохие, над ними можно подумать. Пока я не готов сильно менять канву рассказа, буду ещё думать. Игорю Колесникову: Умеете Вы, Игорь, так написать, что вроде и похвалили, а вроде и разочарованы))). Так он и задуман этот рассказ: ни интриги, ни особой соли. Но очень хорошо пожметили – здесь нет отрицательных героев. Может, где-то за кадром, и проявляются у них какие-то нехорошие чёрточки, но здесь их нет, здесь только хорошее… Вот это здорово: «Давайте будем человечнее друг к другу!» Спасибо большое! |
| Александру Сороковику «Не соглашусь, что первая часть написана для объёма, тут всё связано логически». Саша, рассказ у тебя на 5 страниц. 2 с половиной страницы вступление. Полстраницы встреча с родным городом, то есть тоже вступление. За эти три страницы я так и не понял, о чём рассказ. Вот Саня со Славкой пришли в больницу к дяде Боре – начинается рассказ. Пытаюсь предположить: о чём же рассказ? Но он тут же обрывается, и начинается описание похорон и поминок – ещё на страницу. И лишь в конце на последней полстранице ошеломляющий сюжет, он же ошеломляющее окончание. И только здесь становится понятна суть рассказа. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |