Гостиная № 1 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Здравствуйте, друзья! Потеряли меня? Всё проклятый грипп... Но ничего! Борьба с врагом идёт успешно! Сегодня мы рецензируем рассказ Александра Сороковика: "Записки Исполнителя" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=330494&pid=0 А через неделю обсуждаем рассказ Вадима Сазонова:"Остров восьмой. Пара писем" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=351514&pid=0 И после этого ссылки кончаются... Если хотите продолжать Заседания, шлите ещё. Напоминаю, что теперь Гостиная №1 работает в порядке живой очереди для любых желающих обеих Гостиных. Опять зазываю всех проголосовать за понравившиеся стихи мини-конкурсе поэтической Гостиной №2. Только прошу не забывать, что приём голосов заканчивается в понедельник вечером. ************************************************************************************** Рецензия Марины Попёновой: РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ АЛЕКСАНДРА СОРОКОВИКА " Записки Исполнителя" Александр, здравствуйте! Ваш рассказ очень впечатлил. Прочла и стало жутко, от сознания тог, что достичь благополучия можно только преступным путём, убивая. вешая, сжигая током на электростуле... И мне кажется ,это будет уж совсем не демократия, а другой общественный строй. Хотя определённые паралели с современностью прослеживаются уже теперь. "Эволюция наоборот" произошла - сначала Исполнитель боялся, страшился и мучила его совесть, а потом работа до автоматизма дошла и уже не казалась ему ужасной, страшной, нечеловеческой. Если вдуматься, жизнь палача всегда страшна, в какой-то исторической книге я читала, что палачи со своими семьями жили на отшибе, люди презирали и боялись их, никто к ним не заходил, они были как бы отверженными.Вобщем, Ваша фантастика, Александр, не так далека от реальности и именно у палачей, есть деньги на всякого рода удовольствия, вечеринки, презентации, потому что их "работа" приносит доход. И карьера в гору пошла. Но легко ли ему жить??? И кто он Исполнитель - человек , продавшийся дьяволу, робот убивающий людей?! Много раздумий вызвал рассказ. Это новый жанр фантастическая философия. Желаю Вам успехов в творчестве! С уважением и теплом - Марина. ************************************************************************************** Рецензия Виктора Федорова: «Записки Исполнителя» Александр Сороковик Очень страшная история. И тем более она страшна, что понимаешь – ведь подобная мерзость вполне может быть реализована. По крайней мере, в нашей стране, если судить по историческому опыту. Далекому и не очень. Да и было, даже сомнений в том нет. Однако мы о литературе, а она, ИМХО, в этом рассказ есть и очень солидная. В результате - эмоции через край. И возникает подлая мысль – а вот, мог бы… И дальше не хочется на эту тему думать, ведь нет ничего страшнее загнанного в угол, голодного, униженного и обозленного человека, который на все готов, лишь бы «выбраться в люди». Грамотно написано, правда, есть вопросы по препинакам. Однако обнаружил, все же, кое-что: «Да ещё рассчитать нужно длину верёвки, да узел правильно завязать, да на шее у клиента его как следует расположить – целая наука!» И через три абзаца – снова: «Тут надо и длину этой верёвки рассчитать, в зависимости от веса клиента, и узел правильно завязать, и… ещё куча всяких премудростей.» ИМХО, повтор – лишний, что либо одно было бы лучше. Итак, в итоге - браво, Александр! ************************************************************************************** Рецензия Анны Шеккер: "Записки Исполнителя" Жуть.... Литература такого масштаба - это не мое. Уж извините.... Выполнено хорошо, насколько я могу судить о технике. Что касается содержания - чуть выше высказалась. Прекрасная иллюстрация борцов за Свободу и Демократию. Из замечаний: в начале текста все-таки лучше было бы ввести уточняющее слово касаемо "свою" (в разговорной речи это приемлемо, конечно, но в литературной все-таки не оч звучит). "Ещё получил бланк отчёта о выполненной работе, его надо будет заполнить потом. " - может, лучше "потом" заменить на "после выполненного акта/ после исполнения"? или как-то то так ************************************************************************************** Рецензия Ланы Гайсиной: Для жанра фантастики характерно что-то новое, необычное. Здесь же все: обстановка, эпизоды, действия ЛГ вполне могли бы соответствовать настоящей, а возможно и прошлой эпохе. Концовка понравилась про алые сполохи, а больше ничем не удивили, Александр. Если это фантастика, то и антураж, и язык должны быть иными, увы, глаз ни за что интересненькое не зацепился, ни одного запоминающегося эпизода. Такой рассказ предполагает глубокий психологизм, видимо через короткий рубленный слог, нарочитый примитивизм Вы пытались передать переживания ЛГ, но как-то блекло, искусственно всё получилось, да и тема слегка заезженная… Наверное, читали «Привратника» Игоря Бекетова, тема одна и та же, но насколько отличаются работы! ************************************************************************************** Рецензия Игоря Колесникова: Рассказ меня... озадачил. Понятно, что это предупреждение, которое призвано заставить задуматься. Для того и существует жанр антиутопии. И тогда автор намеренно не даёт понять, в какой стране происходят описываемые события, потому что это может случиться где угодно. Александр тоже сразу же заявляет о том, что действие происходит в некоей неназванной стране в недалёком будущем. Но имена героев и уклад жизни слишком уж явно дают понять, что далеко ходить не надо. (Хотя, на мой взгляд, было бы правдоподобнее, если бы героя звали, например, Мыкола) О будущем нет даже намёка. Некоторые вещи (айфон, личный автомобиль) взяты из настоящего, социальное устройство из прошлого. Но больше всего мне не понравилось отсутствие внятной картины политической реформации. Я всё ждал: вот-вот прояснится картина такого неожиданного и чудовищного переворота. Но нет... Меня всегда больше интересует вопрос не "как?", а "почему?". Как - всё более-менее понятно, но почему так? Повествование монотонно, скучновато. Переживания героя показаны на уровне мыслей, слабо вырисованы эмоции. О них говорится, но они мне показались ненатуральными, тусклыми. Человек говорит банальные вещи, рассказывает, что чувствует в соответствии с общепринятым представлением об этом. Не понравилось, что другие аспекты жизни с виду не претерпели существенных изменений. Непонятно, почему о существовании такой работы герой узнал только "из первых рук". То есть, существует в тоталитарном государстве целый "конвейер смерти", но никто об этом не знает? Всё равно, что никто бы не слышал о Гулаге. Осталось загадкой, для чего необходимо было записывать показания приборов. Автор заинтриговал, закинув читателю ребус, но сам благополучно ушёл от его разгадки. Судя по описаниям, в работе героя действительно не было ничего сложного. На что ему на самом деле пришлось пойти? Не показаны муки. То есть, показаны, но как-то вяло. Человек боялся увидеть чужую смерть, а потом привык. Выходит, в этом на самом деле нет ничего особенного. И самое главное: нет раскаяния, нет возмездия. Всё хорошо, герой богатеет, растёт по служебной лестнице, а кровавые руки? Да мало ли что не привидится! Я как читатель не очень ясно уловил, почему плоха эта работа. Я ожидал, что герою придётся "поработать" с кем-то хорошо знакомым, с другом или, ещё лучше, первой любовью. Вот здесь было настоящее испытание человеческой честности. Вот здесь были бы настоящие эмоции. А ещё лучше, если бы в конце рассказа герою привели на казнь собственную жену, и он безропотно бы исполнил явно несправедливый приговор. Или наоборот, прозрел бы, понял, что это всё чудовищно, взбунтовался... Короче, дальше сюжет мог повернуть в какую угодно сторону. Но ничего подобного нет... Увы, но рассказ меня разочаровал. Такой богатый для размышления материал выполнен пресно и невыразительно. Нет глубины идеи, не раскрыты подробности. При этом, к технической части у меня нет замечаний. Ошибок я не заметил, читается рассказ легко, без спотыканий. |
| Александру Сороковику Саша, извини, что не успел написать нормальную рецензию. Твой рассказ «Записки исполнителя» читал и раньше. Рассказ написан отлично. Придраться не к чему, если только не брать во внимание моральную составляющую рассказа. Мысль-то рассказа, мягко сказать, не этична. А автору удалось воплотить свой замысел в явной форме. Разночтений никаких нет. |
| Спасибо за отзыв и похвалу, Саша! Не совсем понимаю, почему плоха моральная составляющая и неэтична мысль. Я же не оправдываю героя, не идеализирую его. Я пишу как бы с точки зрения палача, но он мне также мерзок, как и нормальному читателю. Ведь пишут и про фашистов и про маньяков, и от их имени. Написать от имени отрицательного героя гораздо сложнее, чем от имени положительного. |
| Александру Сороковику. Твой герой не вызывает отрицательных эмоций. Ты, как раз, идеализируешь его. Он не мерзок, он даже не палач, а исполнитель. Оставь всё так же, но пусть он вместо людей убивает тяжело больных и заразных животных, и он будет более мерзок. А сейчас он пример для подражания. Ты его поставил в один ряд с сотрудниками силовых структур, тем более, он убивал врагов. И описал ты это так красиво и убедительно. Чтобы твой исполнитель вызвал отвращения нужно хоть бы невзначай упомянуть, что-то вызывающее отвращение. Пусть он стакан водки на бланк отчёта о выполненной работе поставит. Или небрежно стряхнёт рукой каплю крови, попавшую на брюки. Или ещё что-нибудь подобное. Это ассоциативно вызовет к нему отвращение. Только ни в коем случае нельзя заострять на этом внимание – весь эффект от рассказа пропадёт. Должно быть словно 25-й кадр у рекламщиков. |
| Как раз тут нет идеализации. Я показал именно самого рядового человека т. н. "демократического" общества. Он изнутри уже испорчен, он готов убивать за деньги, но не сразу, ему нужно некоторое время, чтобы задавить в себе "интеллигентщину". У него есть железная отмазка - он убивает врагов демократии. Но при этом он не садист, не маньяк. Ему не доставляет удовольствия сам процесс ради процесса (да, где-то увлекает, но только как достижение целей, рабочие моменты, ведущие вверх по карьерной лестнице), и если бы за это так хорошо не платили, он никогда бы не стал этим заниматься. Именно показать такого типа, разобраться в его мотивах - "просто работа, ничего личного" - я ставил перед собой именно такую задачу. Если не знать, чем на работе занимается этот тип, с ним можно по соседски выпить водочки, потрепаться о футболе, о бабах, о рыбалке, и считать его милейшим человеком. Тут дело не в ГГ, а в системе. Впрочем, может, это мой недочёт, я не смог донести эту идею. А детали вроде стряхивания кали крови... Не знаю, мне кажется это лишнее, а впрочем, подумаю. |
| Что касается меня, то как раз таким этого человека я и представила. И еще: вам удалось показать через отношение к любимой женщине, что система/работа отложила на него отпечаток. Эта деталь (что она стала его боятся, хотя он ни словом не обмолвился чем занимается, видно догадывается - подумал ГГ. а я вот думаю, он сам изменился и глаза изменились, и женщина не могла этого не заметить) хорошо иллюстрирует внутреннее изменение героя. |
| Анна, спасибо, что заметили этот нюанс! Человек, научившийся хладнокровно убивать, именно так и меняется: не внешне, а внутренне. И именно женщина способна первая это заметить. |
| Марине Попёновой Марина, спасибо большое за рецензию, за понимание! Я писал именно о т.н. «демократии», как её понимают в современном обществе, особенно на «просвещённом» Западе, это слово стало в некотором роде жупелом» «демократия – это прекрасно, а недемократия – это ужасно». Вот оно и получается… Я так и задумывал этот образ, вроде как эволюция наоборот, верно Вы сказали. И мне кажется, что в душе ГГ с самого начала был готов к своей «работе», а некоторые терзания были просто данью некоему подобию совести. Этот рассказ – антиутопия. |
| Виктору Фёдорову Вы правы, Виктор, история страшная, и случиться может везде. Вот про эмоции Вы здорово подметили, я так и задумывал. Насколько оправдана такая «работа» с точки зрения загнанного в угол, голодного человека? Я бы, например, категорически не смог. А кто-то подумает, а что тут такого? Вот я и попытался увидеть всё это глазами не разборчивого в средствах человека. Про повтор темы верёвки и узла согласен полностью – буду исправлять. Спасибо за рецензию, замечания и похвалу! |
| Анне Шеккер: Спасибо, Анна, за мнение! Я Вас понимаю, не всем по душе такое, и никаких обид не держу! Насчёт «свою» не соглашусь, тут же не авторский текст, а мысли ГГ. Про заменить «потом», наверное, Вы правы. Скорее всего, исправлю. |
| Мысли идут как авторский текст. Ведь речь идет от первого лица на протяжении всего рассказа. Но я не настаиваю.Автору всегда виднее. |
| Лане Гайсиной: Как обычно, мы с Вами, Лана, опять разошлись во мнениях! Прежде всего, я никому здесь не подражал. Рассказ, упомянутый Вами, как образец, я читал, но уже после того, как написал свой, да и вообще, по-моему, и «Записки…» были раньше написаны. В своё время меня поразил один эпизод в "Одноэтажной Америке" Ильфа и Петрова. Там авторы посещали тюрьму и комнату с эл. стулом, где производятся казни. И упоминался человек, который непосредственно опускает рубильник с током. Авторы замечают, что по слухам там три рубильника, один настоящий и два фальшивых, и никто из троих не знает, кто на самом деле совершает казнь. Но как оказалось, это домыслы, рычаг только один. Дальше цитирую по памяти: "Всё знает, всё понимает, и только одного боится, чтоб не потерять выгодную работу". Вот из этого эпизода и возникла идея рассказа. "Вполне возможно, что Вам, как читателю рассказ не понравился, не зацепил и т.д. Я старался, но видимо, не всё получилось. Или просто, волны не совпали. Тут, как говорится, на вкус и на цвет… И ещё, это не фантастика в классическом виде, и я считаю, что антураж, обстановка и т. д. и не должны особо выделяться. Это антиутопия, и схожесть с обычным бытом нашего времени выбрана нарочно. Спасибо Вам за мнение, за рецензию, за то, что кроме Вас никто не оценил мою затею с финалом – алыми сполохами на костюме! |
| Прошу простить за задержку с высказыванием мнения. Я бы не отнес этот рассказ к фантастике. Ничего фантастического в нем нет. Это скорее взгляд назад в наше недавнее коммунистическое прошлое, когда (особенно в первые лет сорок правления коммунистов) уничтожение людей было поставлено на конвейер. Тогда они назывались "враги народа", зачем-то автор их переименовал во "врагов демократии". По-моему, "враг народа" звучит страшнее - убийства совершенные от имени народа. Всякое общество, убивающее своих сограждан, объявляет вакансии на должности палачей, а, следовательно, находятся те, кто эту работу исполняет. Есть еще и судьи, которые приговаривают, есть еще и законодатели, которые такие законы принимают и т.д. Автор взял одного из представителей этой цепочки государственной машины по убийству своих граждан. Написано хорошо, всякий человек находит оправдания своим поступкам, привыкает ко многому. |
| А вот еще подумал, а не страшнее ли быть членом собрания трудового коллектива, которое в едином порыве готово осудить происки "врага народа". По-моему, это страшнее, чем честно служить палачом. Вспомните деятелей советской культуры, которые "казнили" Пастернака, Ахматову и т.д. Они страшнее палача, который честно и откровенно выполняет за деньги работу, на которую его наняло общество, которое поручив ему исполнять казни потом начинает рассуждать о том, что палач должен вызывать отвращение. Оригинальное снятие с себя ответственности. Прежде, чем осудить палача, вспомните, что он действует с нашего молчаливого согласия (вечная память Галичу) и обратите все претензии к себе. |
| Вы правы, Вадим, что фантастика эта довольно условна. Но я не согласен, что это отсылка конкретно к истории СССР в 30-40-е годы. Такое было и в гитлеровской Германии, и в других странах в другие времена. Не устану повторять - это не о конкретном времени и месте действия. Это о системе и месте в ней рядового человека. Кто-то сопротивляется, кто-то бежит, кто-то ложится на дно, а кто-то с лёгкостью вписывается в систему и делает карьеру на убийстве. Такое может случится везде. И именно поэтому здесь не враг народа - это сразу конкретизирует время и место действия. Ну, и про звенья цепочки. Совершенно верно, сам палач - меньший преступник, чем те, кто посылает его на эти "подвиги". Интересно будет попробовать написать рассказ вроде "Записки судьи" - про хорошего семьянина, не убившего ни одного человека лично, но посылающего на смерть сотни. О, даже идея сложилась в голове, и некоторые нюансы сюжета! Спасибо, Вадим, за рецензию и за толчок к идее! |
| Проводила Татьяну Устинову и добралась до рассказа Александра. Рассказ вызывает отторжение именно потому, что мастерски написан. Я еще представила, что в один прекрасный день ГГ проштрафится и сам попадет под такого же исполнителя. Как-то в литературной мастерской было задание написать рассказ так, чтобы вызвать отвращение. Теперь все, кто читает этот мой рассказ по заданию, плюются. И ругают, мол, зачем такую мерзость описывать. А я думаю, что коль такая реакция, значит, рассказ удался. Так и этот рассказ Александра удался, раз он достиг у читателей желаемого эффекта. |
| Спасибо, Галина! Когда рассказ вызывает сильные эмоции, это всегда радует автора! Даже, если это эмоции отрицательные. Правда, приятнее было бы слышать, что отторжение вызвал не сам рассказ, а его герой!))) |
| Игорю Колесникову Игорь, ещё раз повторяю, именно так – не конкретизируя ни страну, ни время. Поэтому нет футуристического антуража, а уклад жизни… я пишу о том, что знаю, а уклад достаточно условный. И имя специально не озвучивется, да и не всё можно озвучить, сами понимаете. И про политическую формацию поэтому не пишу, и вопросы совсем другие меня интересуют, и ловкие повороты сюжета про жену или друга я не затрагивал. Вы подсказываете мне идею отличного приключенческого сюжета про конкретного человека в конкретной ситуации, а я писал совсем другое. И про возмездие и про раскаяние – это к другому сюжету. Просто я ставил перед собой совершенно другие задачи. А что рассказ не понравился, это дело вкуса. Нельзя написать то, что нравится всем. Спасибо за рецензию и за Ваше мнение! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |