Гостиная Крупной Прозы | Открываем четвёртое заседание гостиной Сегодня рецензируем рассказ Вячеслава Гранта «Портрет». Пока рецензирование идёт ни так, как хотелось бы. А хотелось бы всего и побольше. Но лично мне, интересно. И с таким нетерпение жду, когда подойдёт моя очередь. Переходим к рецензиям: Вадим Сазонов Мнение о рассказе Вячеслава Гранта «ПОРТРЕТ»: Рассказ из нескольких почти не связанных историй, часть из которых я, по-моему, читал раньше в виде отдельных произведений. Связывают их герои: Анна – у нее был сначала некий гражданский муж, потом Сергей, который так рано погиб, потом Андрей, потом Анатолий. С Сергеем все сложнее: Сергей сначала у него семья, жена Ольга, а потом он оказывается с Анной в горах и погибает. Понятна полностью история Андрея, в остальном я немного запутался. Нет хронологии. Все это автор преподносит нам, как портрет дочери некого художника. Но все заканчивается счастливо, несмотря на то, что по началу судьба Анны – череда разочарований, трагедий и предатенльств Порой мешала высокопарность изложения. Мелкие замечания: 1.«непосильные труды домашнего быта и производства» Наверное, все же автор не имел ввиду домашнее производство, потому что иначе возникает вопрос: а что это? Поэтому лучше поменять порядок слов: «непосильные труды производства и домашнего быта». 2.«кипящей кастрюлей на печке» Автор намекает, что живет его дочь в деревне? 3.«торопясь в садик, не спешит суетно» Все же не понятно, старушка торопится или не спешит? 4.«По окнам рыщет» Это говорится о человеке. Представить трудно. 5.«Так, увлекая и удерживая, они долго-долго шли рядом» По-моему, глагол «идти» не очень подходит к воздушному шарику. Она шла, а он летел, парил или что-то подобное. 6.«пришла в себя уже на том месте, где только что проснулась.» Это «только что» не очень подходит. После того, как она проснулась она успела поговорить по телефону, открыть дверь, встретиться с гостем, прийти в бешенство от поведения соседки. 7.«Они любили друг друга всегда и везде.» Двусмысленная фраза. 8.«…увлечения и отрезвления, страсть и бессилие, счастье и горе,…» Идет перечисление противоположенных вещей. Почему страсти противопоставляется бессилие, мне кажется, надо противопоставить равнодушие. 9.«Не дышала грудь» Может лучше «грудь не поднималась дыханием» или что-то в этом роде. Дышит все же человек, а не грудь. 10.«Мужской руки не хватало, а женская не создана бить.» А разве надо ребенка бить? С уважением, Вадим. Виктор Федоров «Портрет» Вячеслава Гранта Ох, Вячеслав… Ну, и порадовал же! Прекрасно задумано и прекрасно написано! Точно, ярко, по-мужски нежно и умно. Получил огромное удовольствие, до комка в горле. Во время чтения постоянно ощущал такое чувство, что это я сам прожил, это я сам прочувствовал, это я сам… А что сам? И сюжеты почти не мои, и ситуации почти не мои, а все равно – моё все это и все тут! Наверное потому, что в своей жизни много чего пережил и прочувствовал, но главное – понял, что любить Женщину – это дано только Мужчине. И наоборот ровно то же самое. Все остальное – холод, беда и горе. Для обоих. Не знаю, насколько я смог выразить свое впечатление от рассказа, но добавить мне больше нечего. Александр Паршин Красивым получился рассказ. А некоторые эпизоды вообще бесподобны. Пару замечаний. Начало рассказа красиво и интригующе – портрет дочери. Но далее автор начинает азартно предварять этот замысел. А ведь читатель не может проникнуть в мысли автора и некоторые моменты не совсем понятны. Далее, писатель рисует картину. Отличный замысел! Но ярко должен написан лишь образ дочери – остальные герои должны выглядеть более блекло. У автора же много внимания уделено родителям. Но это ещё пойдёт. Но зачем так описывать деда и его друзей? Или ту же любовницу? Переходим к дискуссии |
| Мужики, не знаю с чего и с кого начать. Давайте начну с ответа всем, в том числе Николаю Николаевичу. Сейчас его здесь нет, но он первым написал рецензию в личку. И мою и его дочь зовут Анна. Всё началось с эссе, которым начинается рассказ. Оно выплеснулось внезапно, когда о рассказе я даже не задумывался. Неожиданно вышел наружу безликий сюжет о моей дочери. Скопилось за многие годы, наболело – вот и выплеснулось. Когда я прочитал эссе в студии Краевой организации Союза писателей, чуть не расплакался. Одно дело прошло в сознании, другое раскрылся перед всеми. Эссе не надумано, оно выстрадано жизнью. Не путайте – муками творчества. Я не тужился и не мучился, я написал то, что вырвалось на свет само собой. Когда эссе попало Ник. Нику., он показал его своей дочери. Не знаю, насколько её судьба схожа с судьбой моей дочери, но она поняла то, что заключено в глубине эссе. Она решила, что суть нужно гораздо шире развернуть в образах. Я согласился. Начало рассказа – моя дочь. А потом? А потом истории тех женщин, кого я знал или с кого писал. Да, я писал с нуля и мог сложить всю повесть с чистого листа. Но вспомнил о некоторых рассказах, что уже были. Они попали как нельзя в тему, и я их использовал. Их – самая малость, но они есть. Что же в этом такого? Не плагиат же использовать собственные работы. Романы и повести писать не люблю, люблю кратко и остро. Поэтому не стал описывать сюжет плавно от А до Я, а писал точечными «мазками». Такие вот дела. А теперь чуть-чуть о технике. Не разбирал ещё внимательно замечания, только пролетел глазами. Заметил, что самую кропотливую работу провёл Вадим. Не намерен спорить или доказывать, нужно присмотреться и вдуматься. Все замечания и мысли обязательно учту и приложу к тексту и сюжету. Только потом смогу ответить конкретно. Не буду тянуть, но и с наскока отвечать не стану. Спасибо, коллеги, за редакционную помощь и добрые слова. |
| Наверно, каждый, кто пишет прозу и у кого есть дочь, обязательно напишет о самом любимом человеке. Дочь ведь всегда самая любимая. Когда читал рассказ «Портрет» также старался представить свою дочь. Возможно, в этом и кроется некоторое непонимание рассказа. |
| Вадиму. О хронологии и высокопарности подумаю ещё раз перечитав текст. «труды домашнего быта и производства» - быт привязывал к дому, производство – нет. «кастрюля на печке» - печки бывают и газовые (городские). «торопясь в садик, не спешит суетно» - торопится, но не суетится впопыхах. «По окнам рыщет» - высматривает в окнах нужного человека. «Так, увлекая и удерживая, они долго-долго шли рядом» - эпизод умышленно сложен двусмысленно, чтобы не дать понять сразу, что речь идёт не об одушевлённом предмете. «пришла в себя уже на том месте, где только что проснулась.» - посчитал незначимым конкретизировать промежуток времени. «Только что» не означает сию секунду. «Они любили друг друга всегда и везде.» - двусмысленная фраза, согласен. Не против, если её воспримут, как многосмысленную. «…увлечения и отрезвления, страсть и бессилие, счастье и горе,…» Идет перечисление противоположенных вещей. Почему страсти противопоставляется бессилие, мне кажется, надо противопоставить равнодушие. – Возможно, Вы правы. Продумаю, вникнув в текст, перечитав. «Не дышала грудь» Может лучше «грудь не поднималась дыханием» или что-то в этом роде. Дышит все же человек, а не грудь. – Может быть, «не дышала грудь» не безукоризненное выражение, но «грудь не поднималась дыханием» ещё более неподходящее. «Мужской руки не хватало, а женская не создана бить.» А разве надо ребенка бить? – не надо, но приходится, порой. Однако речь здесь не идёт о порке. Мужчина может одёрнуть и не только битьём, в то время когда женщина не сможет проявить принципиальную строгость. Александру. Вадиму не хватило расширенного повествования для объединения картин, а Вам это лишнее. Не оправдываясь, хочу сказать о том, как представлял рассказ в привязке к письму на полотне. (да это, собственно, поясняется в рассказе). Вы наверняка видели картины с главным героем на переднем плане, но множеством людей и различных предметов – на втором. Именно это я и представлял себе. В больших произведениях ведение параллельных линий-историй – сплошь и рядом. Честно говоря, хотел бы научиться вести повествование широко, как у Л. Толстого или Бальзака (кто бы не хотел). Вот здесь первые попытки. Может быть, в конце концов, научусь. Виктору. Вы выразили своё отношение к рассказу очень чётко. Более всего автору нужно понятие восприятия рассказа читателем. Спасибо. Спасибо всем, за то, что откликнулись. Более всего обижает равнодушие (даже более, чем жёсткая критика; из-за такого безликого отношения когда-то ушёл из проза.ру). Ещё одну рецензию обнаружил в личке. По-моему, там очень объёмный текст. Ушёл читать. Всего доброго! |
| «Вы наверняка видели картины с главным героем на переднем плане, но множеством людей и различных предметов – на втором». Согласен! Но внимание всегда акцентируется на главном герое, а люди второго плана должны подчеркивать достоинства или недостатки главного героя, но не затмевать их. «Анна Всемогущая» То, что автор имел в виду, я понял. Но слово «всемогущая» ассоциируется с царицей или дочерью олигарха. И когда посетитель выставки видит эту надпись, но не видит короны, то удивлённо пожимает плечами и начинает рассматривать картину с некоторым пренебрежением. А автору должен добиться того, чтобы чувства посетителя выставки шли по возрастающей. «К тому же, нужно было показать предпосылки измены. Иначе создаётся впечатление, что муж просто бабник». Не понял! А какие впечатления создаются у читателя после прочтения о его любви с Татьяной. Думаю, более негативные, чем от простого бабника. Как раз бабники всегда верные мужья и кроме флирта ничего себе не позволяют. |
| Александр, не смею спорить с Вашим восприятием понятий. Мне кажется, что у каждого они свои. Утверждать, что бабники верные мужья, я бы не стал. "Всемогущая" - не потому, что ассоциировал с царицей или дочерью олигарха (ведь сам ни к тому, ни к другому сословию или классу не принадлежу), а потому, что она обязана всё смочь, другого ей не остаётся, и она смогла. О главном герое на картине. Главный, думаю, у меня так и остался главным, хоть некоторые детали "полотна", порой высвечивались достаточно ярко. К тому же во многих произведениях писателей значительно более высокого уровня, чем мой, присутствуют параллельные линии повествования. И я позволил себе, порой, задерживаться на других персонажах, кроме ГГ. |
| Вячеслав, вы решили написать портрет своей дочери, а не рассказ о своей дочери. Значит, вы хоть и пишете рассказ, но должны писать, как художник. То есть видеть перед собой картину и только картину. И читатель должен видеть не рассказ, а картину. И скажу, что это вам удалось. |
| Рад, что читатель увидел то, что я хотел показать. Очень трудно оценивать, когда пишешь о чём-то очень близком. Не могу взглянуть со стороны, хоть прошло достаточное время от написания. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |