Новогодний конкурс. Поэзия для детей | 7+ Дед Мороз на улице Хлопал рукавицами, От мороза жмурился Белыми ресницами. Он сказал: «Да сколько же Мне стоять под ёлкой? На колядки* собрались С Тонькою и Толькой. А друзей всё нет и нет, Видно, наряжаются, Прибегут – Мороза нет То-то растеряются! Жду их здесь я целый час, Отморозил уши, Передумаю сейчас, Уговор нарушу!» Но упрямо Дед Мороз Ждет друзей под ёлкой, Праздник - это же всерьёз - Тонька знай и Толька! *колядки – новогодний цикл уличных карнавалов, с поздравительными песнями-колядками в честь соседей, родственников, знакомых и друзей |
| Забавная новогодняя зарисовка про «часового» Деда Мороза, который боялся нарушить уговор и уйти с поста Вообще-то, я всегда считала, что «колядки» - это обрядовые народные песни, связанные с Рождеством и Святками, а Дед Мороз – это новогодний персонаж. Что-то тут автор вводит детей в заблуждение. Работа написана 4-х стопным хореем, со сбоем на три стопы во 2-ом и в 4-ом катренах. - А друзей всё нет и нет, - 4 стопы Видно, наряжаются, - 4 Прибегут – Мороза нет - 4 То-то растеряются! - 4 Жду их здесь я целый час, - 4 Отморозил уши, - 3 Передумаю сейчас, - 4 Уговор нарушу!» - 3 Есть некоторые смысловые не точности, затрудняющие восприятие содержания: - На колядки* собрались С Тонькою и Толькой. А друзей всё нет и нет. (надо бы примерно так: "только их всё нет и нет") Не сразу понятно, что речь идёт о друзьях «Тоньке и Тольке». Падежное окончание обоих имён в одной строке правильно было бы писать с одним окончанием « С Тонькою и Толькою» или «С Тонькой и Толькой». Мне кажется, что если бы всё содержание было написано от первого лица – Деда Мороза, то звучало бы более связано и понятно. Понравилась концовка, особенно «Праздник - это же всерьёз!». Судья З.К. |
| Понравилось первое четверостишие с дактилическими окончаниями. Вот бы во всех остальных сохранить такую рифмовку! Но, увы, дальше наблюдается ухудшение рифмы и разнострофье. Во втором катрене чувствуется сбой (отход от заданного первой строфой ритма). Так и напрашивается удлинить в нём чётные сроки: «Мне стоять под ёлкою»... В нечётных потеряна рифма. В третьей строфе рифма не блещет. В четвёртом рифмовка однокоренных слов тоже не делает чести автору. Разве можно детишкам подавать пример пренебрежительного отношения к друзьям: «Тонька, Толька», тем более из уст Дедушки Мороза? Судья Юрий Юркий. |
| Конечно же, в первую очередь обращает на себя внимание несколько странная схема рифмовке. То есть рифма то есть, то нет - что слышится неряшливо. И "Нет"- "Нет". Остальные рифмы - вполне аккуратны. Изменения стопности на мой слух - в пределах нормы. Хотя лучше, если бы автор сделал их системнее. То есть если уж идет 4444 4343, то имело бы смысл так и продолжать. "От мороза жмурился Белыми ресницами." - понравилось, хорошо передано. Немного напрягла выделяющаяся ритмика строки "На колядки собрались". На мой слух, читать надо: "на колЯдки", и пропуск ударения здесь резко выделяется на фоне остальных строк. Колядки начинаются в канун Рождества и с Новым годом не связаны (поскольку относятся к православному Рождеству). Связь с дедом Морозом такая непривычная и спорная. На мой взгляд, имя Толька не всегда удачно, по созвучию с "только". (Если только :) это созвучие специально не обыгрывается) Концовка, не слишком сильная, на мой слух (Я именно про последнюю строку. Сама финальная мысль - неплоха) Судья Карапетьян Рустам |
| Уважаемые судьи! Привет от автора! Уважаемые судьи, спасибо за ценные замечания, которые обязательно учту при доработке!))) Остались вопросы по неуместности или уместности упоминания колЯдок в детском стихе. Коляда́ (колЯдки) — дохристианский славянский праздник 21 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Энциклопед.словарь). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания. Коляда — бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда — божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи. Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепёшку В заднее окошко. В VI в., при императоре Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от Рождества 25 декабря по Крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних щедровок на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедровок. Подытоживая многозначность слова колядки, можно сказать, что это поздравительно-хвалебные песенки, которые исполняются всеми желающими как в канун Нового года, так и в канун Рождества, а также в течение всех праздничных ночей вплоть до Крещения. И с полной уверенностью можно утверждать, что помимо религиозного песнопения, колядки – это и новогодний цикл уличных карнавалов, с поздравительными песнями-колЯдками в честь соседей, родственников, знакомых и друзей. Считаю важным -напомнить детям интересные исторические факты). Дети особенно любят колядовать.) Извините за многословность, с уважением автор |
| В ремарке автора ключевыми словами является, на мой взгляд являются "позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками". И присутствие новогоднего деда Мороза на колядках является несколько сомнительным, учитывая опять же упоминаемый автором языческий характер колядок. Возможно целью стихотворение было, такое глубокое погружения в историю. Но тогда цель, на мой взгляд, не совсем достигнута, а дети 7+ только вводятся в заблуждение. Обращаясь вслед за автора к словарям, можно вспомнить, что дед Мороз - новогодний персонаж. И контекст стихотворения - новогодний, а не языческий. Если же ставит своей задачей показать именно литературно-языческого деда Мороза - надо сильно задавать не новогодний контекст. И действительно, тогда это требует долгих объяснений и глубоких экскурсов. Это все равно, что сообщать детям, что 2*2=5, аппелируя к тому, что есть другие системы счисления. Другие системы счисления действительно есть, но показывать это надо другой целевой аудитории. Я бы все таки посоветовал автору не цепляться за языческие Коляды, поскольку переодевания вполне просто и напрямую связаны с новогодним маскарадом. По принципу бритвы Оккамы - не надо усложнять, там, где можно не усложнять. (Конечно, повторюсь, если пишется простое детское новогоднее стихотворение, а не историческо-языческую картинку с комментариями). Судья Карапетьян Рустам |
| Первый катрен замечательный! Только я бы не стал повторять слово "мороз". |
| Очень согласен :) Даже двойной мороз не напряг, поскольку по смыслу они здесь разнятся. Я бы вообще оставил только этот катрен, попробовал дописать бы к нему равный по силе описательности второй. И хватит. И получилось бы гениально :) Данная ремарка, конечно, к судейским делам не относится, поскольку речь идет уже о совершенно другом, виртуальном стихотворении :). Здесь я пишу, как автор. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |